Образовательное путешествие во внеурочной деятельности как исследовательская технология освоения культурного наследия и изучения истории отечества.
статья по мхк (10 класс)
«Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»
Д. С. Лихачев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Сироткина Мария Николаевна
учитель искусства ГБОУ СОШ № 263
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Образовательное путешествие во внеурочной деятельности как исследовательская технология освоения культурного наследия и изучения истории отечества.
«Если человек равнодушен к старым улицам – значит у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»
Д. С. Лихачев
В связи с внедрением ФГОС нового поколения в систему общего образования современные условия обучения и воспитания характеризуются новизной технологий и методов, используемых в работе. И нам, педагогам, исключительно повезло работать в школе XXI века, которая требует от нас всё новых и новых подходов к обучению и воспитанию наших учеников. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность, умение работать в коллективе[1].
Духовно-нравственное становление подростков, патриотическое воспитание, подготовка их к самостоятельной жизни – есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Экскурсии раскрывают широкие возможности для восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать.
Курс внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание через экскурсионную деятельность» несколько лет назад был разработан педагогическим коллективом ГБОУ СОШ № 263 (классными руководителями) для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному городу, району, к школе, семье.
Экскурсии помогают решить ряд задач: активизируют познавательный интерес, расширяют кругозор детей, углубляют и систематизируют знания об истории и культуре нашей Родины, формируют отношение ребят к природе, различным явлениям общественной жизни, моральным нормам и принципам, расширяют представления детей о труде людей разных профессий, постепенно приобщают к миру искусства, формируют художественный вкус, развивают черты прекрасного в духовном облике ребёнка.
Не надо ставить только задачу информировать учеников о музеях и выставках, не стремиться использовать музей только как наглядное пособие к урокам литературы, истории, биологии, физики. Увиденное на экскурсии, должно вызвать у ребят положительные эмоции, стать личным переживанием, достоянием души. Только тогда посещение любых учреждений культуры и искусства будет иметь воспитательный эффект. С помощью экскурсий надо постараться оказать воздействие на систему ценностей ребёнка в тот период, когда она находится в процессе становления.
Программа представляет собой комплекс основных целей, задач, стратегических программных мероприятий по развитию духовно-нравственного и патриотического воспитания через экскурсионные и паломнические поездки, а также средства и механизмы, обеспечивающие их практическую реализацию.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание, развитие гражданскопатриотических качеств, любви к Родине посредством экскурсионных поездок по родному краю.
Задачи:
- развивать у обучающихся интерес к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.); к углубленному изучению учебных дисциплин;
- способствовать формированию у обучающихся навыков экскурсионной деятельности, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
- развивать навыки коллективной работы во время экскурсий, содействовать исполнению обучающимися различных социальных ролей как слушателей, так и экскурсоводов, в т. ч. на английском языке, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов экскурсионной деятельности, представлению полученных результатов в различных формах;
- способствовать мотивированному выбору обучающимися будущей профессии, развитию интереса к выбранной профессиональной деятельности, приобретению дополнительных знаний, умений и навыков в интересующей области;
- способствовать осознанному выбору обучающимися здорового образа жизни, отказу от вредных привычек и зависимостей.
- выявить способных и одарённых учащихся в области экскурсионной деятельности с целью оказания им педагогической поддержки, в том числе через проектную деятельность школы.
- создать условия для взаимодействия родителей, детей и учителей на основе интереса к историческому и культурному наследию Санкт-Петербурга.
- поддерживать социально-значимые инициативы учащихся, педагогов и родителей. Предоставить классным коллективам возможность выбора экскурсионных маршрутов в ежегодные Дни музея и театра.
Занятия проводятся в форме беседы, исследовательской деятельности обучающихся и в виде образовательных путешествий.
Технология образовательного путешествия рассматривается как особая форма освоения мира, способная соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурных пространств.
История образовательных путешествий уходит корнями в античность. Известны описания путешествий ученых греческой и римской аристократии; в средние века в Европе странствующие школяры получали знания, переходя из одного кампуса в другой. В России петровских времен обучение практиковало путешествие «государевых слуг» за рубеж.
Теоретические идеи технологии образовательного путешествия можно найти в трудах Л.С. Выготского (знаковая природа культуры), С. Гессена (трехступенчатая система образования, образовательное путешествие как форма самопознания в чужеродной среде); Дж. Дьюи (формы познавательной активности ребенка: исследовательская, коммуникативная, деятельная, проектный подход в обучении).
В конце 20-30-х годов XX века начал формироваться новый педагогический метод, который был активно использован на практике единой трудовой школы. В основе данного метода лежала экскурсионная деятельность, активно используемая в работе педагогов того времени (Н.П. Анциферов, И.М. Гревс и др.). В современном образовании форма «образовательная экскурсия» также является популярной[2].
Главная цель путешествия — самопознание и самосовершенствование; открывая мир, человек, прежде всего, совершает открытие себя, происходит становление личности, ее самоопределение в культурном пространстве. Что и является, по сути, главным метапредметным и личностным ожидаемым результатом обучения, на пути к которому происходит формирование основных УУД всех типов — познавательных, регулятивных и коммуникативных[3].
Определяющей для путешествия является не тема, а культурологическая проблема, которая «поведет» за собой, соединит все предлагаемые к исследованию объекты, выстроит их в определенный маршрут. Проблема формулируется совместно с обучающимися или ими самостоятельно, что обеспечивает формирование регулятивных и познавательных УУД по целеполаганию и определению познавательной задачи[4].
План проведения образовательного путешествия включает три этапа – замысел, поиск и представление.
Реализуя модель образовательного путешествия, педагогу необходимо:
- сочетать разнообразные вопросы школьников на едином маршруте, не утратив при этом возможности «встречи каждого с культурой»;
- помочь каждому ученику подойти разными путями к исследованию выбранной им темы;
- объединить разобщенных вопросами школьников в исследовательские команды, сложить из индивидуальных проектных находок целостное видение эпохи;
- сделать так, чтобы личные интересы школьников сложились в культурно значимые вопросы;
- помнить, что учитель является ведущим и помощником, а ученик исследователем.
Приложение 1
Образовательное путешествие в Государственный русский музей для учащихся 10 (гуманитарного) класса, экспозиция «Древнерусское искусство».
Путешествию предшествовали урок МХК (базовый уровень) по теме «Искусство Древней Руси», занятие внеурочной деятельности «Духовно-нравственное воспитание учащихся через экскурсионную деятельность». На уроке МХК ребята познакомились с историей и особенностями культуры и искусства (архитектура, живопись, музыка, театр) Древней Руси, расширили знания об особенностях регионального русского искусства. На занятии курса внеурочной деятельности определили цели и задачи образовательного путешествия в Государственный Русский музей, условия и сроки выполнению задания образовательного путешествия.
Задание учащимся по теме «Иконопись».
Среди музейных коллекций русской иконописи собранию икон Русского музея, наряду с Третьяковской галереей и Историческим музеем в Москве, принадлежит одно из главных мест.
- Какое количество произведений древнерусского искусства насчитывает коллекция Русского музея?
Собрание древнерусского декоративно-прикладного искусства, скульптуры и мелкой пластики стоит в одном ряду с коллекциями крупнейших музеев страны. Оно является одной из самых значительных коллекций, дающих представление о развитии русского прикладного искусства на протяжении столетий.
Основную часть собрания составляют русские иконы, происходящие из крупных художественных центров Древней Руси. Каких?
- Как называется самая древняя икона коллекции? Когда она была создана? Кто на ней изображен?
- Самая молодая икона коллекции? Когда была создана? Кто на ней изображен?
- Есть ли разница между этими изображениями? (если есть, укажите какие)
Иногда изображения святых на древнерусских фресках или мозаиках называют иконами. Это, конечно, неправильно. Но фигуры на фресках и иконах в самом деле похожи. Это потому, что в древнерусской живописи существовали строгие правила, или каноны, как изображать святых и библейские сюжеты, одинаковые для икон, фресок и мозаик.
Основой для возникновения русской живописи послужили образцы византийского искусства. Именно оттуда пришли на Русь и каноны.
После трудного периода иконоборчества росписи церквей в Византии были приведены в единую, упорядоченную систему. Все догматы и обряды Греко-Восточной Церкви полностью сформировались и были признаны боговдохновенными и неизменяемыми. Церковное искусство должно было придерживаться определенных схем основных композиций, совокупность которых принято называть «иконографическим каноном».
Канон – совокупность строго установленных правил и приемов для произведений искусства.
Целью византийского искусства было не изображение окружающего мира, а отображение художественными средствами сверхъестественного мира, существование которого утверждало христианство. Отсюда – главные канонические требования к иконографии.
- Какие требования обязан был соблюдать иконописец?
- Как изображались святые на иконах?
- Цветовая палитра
- Особенности отображения времени
- Найдите в экспозиции музея икону «Деяния апостолов. Крещение апостолом Филиппом евнуха царицы Эфиопской», начало XVIII века. Внимательно рассмотрите ее. В тетради для творческих работ составьте анализ этой иконы, используя материал учебника на стр. 361. Подумайте, в чем заключается особенность этой иконы и с чем это может быть связано?
- Что вас заинтересовало в коллекции древнерусской живописи Русского музея больше всего? О чем еще вы хотели бы узнать в теме «Древнерусское изобразительное искусство»?
После образовательного путешествия учитель проводит урок-конференцию по теме «Изобразительное искусство Древней Руси», во время которой ребята делятся полученными знаниями об особенностях древнерусской живописи. Можно предложить учащимся попробовать создать макет иконы на заданную тему с условием, что будут соблюдены все каноны древнерусской иконописи.
Исходя из опыта работы педагогов ГБОУ СОШ № 263 Адмиралтейского района очевидно, что технология образовательного путешествия актуальна в современной педагогической ситуации, так как полностью соответствует современным подходам к задачам образования и воспитания и требования ФГОС нового поколения. Результат такой работы — активная жизненная позиция учащихся класса, стремление участвовать в созидательной деятельности на благо своей школы, района, края и приносить пользу стране.
[1] Аксельрод В. И. Город как предмет школьного краеведения (О методическом наследии И. М. Гревса и Н. П. Анциферова) [Электронный ресурс] — HYPERLINK «http://www.institute-spb.standardsite.ru» http://www.institute-spb.standardsite.ru
[2] Голубева И. А. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.pedgorizont.ru/publications?id=401762
[3] Ковалева Т., Рыбалкина Н. «Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов». — http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65
[4] Коробкова Е. Н. «Образовательное путешествие как педагогический метод: историко-педагогический аспект проблемы» // Содержание образования: исторический и современный опыт. Материалы V научно-практической конференции 23 апреля 2002 г. — СПб.: СПбАППО, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/09/picture-46119.jpg)
Технология «Образ и мысль» на уроках развития речи как способ освоения культурного наследия
В программе по русскому языку в каждом классе много времени отводится специальным урокам по развитию речи, которые готовят к сочинениям по произведениям живописи. Это, пожалуй, наиболее трудный ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-178447-1358794010.jpg)
Воспитание интеллигентности через системный подход в освоении культурного наследия края
Выступление на городской научно-практической конференции "Нравственность, гражданственность, духовность".Санкт-Петербург, декабрь 2012...
"Раскрытие творческого потенциала детей при освоении культурного наследия Санкт-Петербурга"
Творчески работающий учитель не будет применять одну методическую разработку без изменений во всех классах и параллелях. Каждый урок – неповторим, как неповторимы наши чувства, переживания, мысли… Уро...
Дополнительная образовательная программа для внеурочной деятельности школьников «Мультимедийные технологии»
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/18/picture-65387-1418909137.jpg)
«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»
Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....
Внеурочная деятельность как один из методов повышения интереса к изучению истории
Статья про внеурочную деятельность по истории...
Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"
Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...