Комплект задания для школьного этапа ВсОШ (осень 2020) по искусству (МХК), 5-11 классы
олимпиадные задания по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам, ориентированы на юбилейные и памятные даты. Из-за небольшого количества участников в нашей школе все ученики находились в одной аудитории, в связи с этим во всех комплектах первое задание одно и тоже (определение музыкальных фрагментов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadaniya_5-6_2020.docx | 1.2 МБ |
zadaniya_7-8_2020.docx | 1.11 МБ |
zadaniya_9_2020.docx | 516.89 КБ |
zadaniya_10_2020.docx | 1.16 МБ |
zadaniya_11_2020.docx | 1.09 МБ |
otvety-kriterii_5-6_2020.docx | 33.98 КБ |
otvety-kriterii_7-8_2020.docx | 38.59 КБ |
otvety-kriterii_9_2020.docx | 44.05 КБ |
otvety-kriterii_10_2020.docx | 63.51 КБ |
otvety-kriterii_11_2020.docx | 47.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап 2020-21 уч.г.
9 класс
Шифр | |
9 |
Максимально – 129 баллов. |
Итого – |
1 задание
Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).
- Определите жанровую принадлежность каждого из них.
- Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
- Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
- Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
Максимально – 40 баллов
Муз. жанр | Номер музыкального фрагмента, автор, название |
Фуга | |
Концерт | |
Этюд | |
Увертюра |
Ответ:
2 задание
Даны 7 понятий и 5 определений.
- Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу.
- Дайте определения оставшимся понятиям.
Максимально – 9 баллов.
1 – Витраж. 2 – Каннелюры. 3 – Дивертисмент. 4 – Апсида. 5 – Афоризм. 6 – Реквием. 7 – Портал.
А – представление, состоящее из небольших номеров, обычно даётся в дополнение к главному действию.
Б – оригинальная законченная мысль, выраженная в лаконичной запоминающейся текстовой форме.
В – главный вход большого архитектурного сооружения, обычно имеет масштабное архитектурное обрамление с богатой орнаментацией.
Г – выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Д – вертикальные желобки на стволе колонны.
А | Б | В | Г | Д |
3 задание
Даны изображения памятников искусства.
– Напишите названия произведений, авторство, время их создания;
– определите лишнее, кратко поясните свой выбор;
– какое произведение, по Вашему мнению, может дополнить основной ряд, почему.
Максимально – 30 баллов
1. | 2. |
3. |
4. | 5. | 6. |
№ | Пояснение | |
«Лишнее» | ||
Дополнение |
4 задание
Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.
- Определите автора и произведение по перечисленным приметам, подчеркнув в тексте сведения, которые помогают Вам найти ответ.
- К культуре какой страны произведение принадлежит?
- Укажите век или года, когда произведение было создано.
- Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.
Максимально – 20 баллов
Главный герой приезжает в столицу, где он не был три года. Причина – глубокая привязанность к подруге детства, но ее сердце не свободно, она влюблена в помощника своего отца. Всё чуждо герою, его представления противоречат обществу. Непонятый, непринятый, он снова покидает этот дом. |
Одинокое произведение, в рамке одного … дня изобразившее весь уклад старинной жизни, пестрый калейдоскоп и сутолоку людей, в органической связи с сердечной драмой отдельной личности, – эта комедия с избытком содержания не умирает для нашего общества, и навсегда останется ему близок и дорог тот герой, который перенес великое горе от … оскорбленного чувства, но, сильный и страстный, не был сломлен толпою своих мучителей и завещал грядущим поколениям свое пламенное слово, свое негодование и все то же благородное горе. Ю.И. Айхенвальд |
Произведение | Автор | Страна, культура | Век или год |
5 задание
Рассмотрите и проанализируйте картину.
- Напишите название произведения и автора.
- Опишите сюжет и общую композицию работы.
- Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
- Определите общее настроение картины.
- Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.
- Укажите 3 известные работы этого же художника.
Максимально – 30 баллов
Ответ:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап 2020-21 уч.г.
5-6 классы
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ
1 задание
Даны иллюстрации.
1. Укажите названия произведений и их авторов, язык, на котором создано произведение.
2. Если какое-то из них стало основой для мультипликационного, художественного произведения, отметьте это в графе «Примечание», укажите жанр.
№ | Автор, название | Язык оригинала | Примечание |
1 | А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | Французский | Мультфильм, фильм, мюзикл, опера, балет |
2 | М.Твен «Приключения Тома Сойера» | Английский | Фильм, мюзикл |
3 | Дж.Родари «Приключения Чиполлино» | Итальянский | Мультфильм, фильм, балет |
4 | П.Ершов «Конёк-Горбунок» | Русский | Мультфильм, фильм, балет |
Критерии:
Участник…
- правильно определяет название, автора и язык оригинала – по 2 балла за каждый верный элемент.
- верно указывает наиболее известный жанр созданного на его основе произведения – по 2 балла за каждый верный ответ.
- верно указывает малоизвестный жанр (курсивом) созданного на его основе произведения – по 1 баллу за каждый верный ответ
Максимально – 44 балла
2 задание:
Даны ряды слов.
- Найдите лишний элемент в каждой строке и вычеркните его.
- Поясните свое решение:
- почему этот элемент лишний,
- что объединяет остальные.
Элементы | Объяснение |
А.К.Саврасов, Ф. Шопен, И.О.Левитан, И.И.Шишкин | Ф. Шопен – польский композитор, остальные – русские художники |
Труба, флейта, кларнет, фагот | Труба – медный духовой инструмент, остальные – деревянные духовые инструменты |
Русский музей, Третьяковская галерея, Лувр, Эрмитаж | Лувр – музей в Париже (Франция), остальные – музеи России |
Диалог, бутафория, ария, реквизит | Ария – элемент оперы, остальные – элементы театрального спектакля |
Критерии:
Участник…
- верно определяет лишний элемент – 1 балл. Максимально 4 балла.
- дает правильное истолкование элементу – 2 балла. Максимально 8 баллов.
- дает верное определение общей группе – 2 балла. Максимально 8 баллов.
Примечание: если участник дает другой вариант ответа, но правильно и логично его объясняет, ответ засчитывается.
Максимально – 20 баллов
3 задание
Дан фрагмент живописного произведения, узнайте произведение.
- Напишите название и автора картины.
- Опишите, что изображено на картине, что находится справа и слева от фрагмента, какие Вам помнятся детали.
- Напишите 5-6 слов или словосочетаний, рассказывающих о картине, передающих ее настроение.
Предполагаемый ответ:
1. И.О.Левитан «Март»
2. Это фрагмент в правой нижней части картины, на картине мы видим весенний пейзаж. Справа – стена дома и крыльцо. Стена ярко освещена, она залита золотыми лучами весеннего солнца. У крыльца стоит лошадь, запряженная в сани. На изъезженной дороге из-под снега, уже подтаявшего, виднеется земля. Снега около дома еще много, но видно, что он уже оседает на солнечных лучах. А дальше видны белые березки, а за ними густой сосновый лес. Над все этим великолепием пронзительная синь ясного неба. Нет ни одного облака, и солнце заливает светом всю картину.
3. От картины так и веет приближающейся весной. Пейзаж яркий, солнечный, создается особое настроение обновление, бодрости. Автор использовал теплые, светлые тона.
Критерии:
Участник…
- верно определяет название и автора произведения – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 4 балла.
- верно описывает элементы композиции картины – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 10 баллов.
- описывает настроение – 1 балл за каждый элемент. Макс. 6 баллов
- Оправданное расширение ответа (подробное описание композиции, дополнительные яркие определения, связное изложение ответа) – до 4 баллов.
Максимально – 24 балла
4 задание
Даны произведения разных народных промыслов. В каждой ячейке напиши:
- названия промыслов,
- какой материал используется для изготовления,
- номер характеристики промысла (из таблицы).
Предполагаемый ответ:
Гжель, Керамика (глина), 2 | Палех, Папье-маше, 3 |
Дымковская игрушка, Керамика (глина), 4 | Хохлома, Дерево, 1 |
Критерии:
Участник…
- верно называет промысел – по 2 балла. Макс. 8 баллов.
- верно указывает материал – по 2 балла. Макс. 8 баллов.
- верно указывает характеристику – по 1 баллу. Макс. 4 балла.
Максимально – 20 баллов
5 задание
Дан ряд имен и терминов, которые относятся к разным видам искусства.
- Распределите их по группам, вписывая номера в соответствующую графу.
- Напишите, что означают указанные отдельно в таблице термины.
Вид искусства | Номера |
Музыка | 1, 2, 8, 11, 14 |
Живопись | 4, 5, 10, 12, 15 |
Литература | 3, 6, 7, 9, 13 |
Динамика | Средство музыкальной выразительности, громкость звука |
Монолог | развернутое высказывание одного персонажа или повествователя. |
Критерии:
Участник…
- верно распределяет имена и термины по группам – 1 балл за каждый элемент. Макс. – 15 баллов
- верно определяет значение терминов – по 2 балла за каждое определение. Максимально – 4 балла
Максимально – 19 баллов
По итогам всей работы за орфографические ошибки (особенно в написании имен) снимается до 5 баллов
Итого за 5 заданий максимально – 127 баллов.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап 2020-21 уч.г.
7-8 классы
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ
1 задание
Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).
- Определите жанровую принадлежность каждого из них.
- Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
- Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
- Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
Муз. жанр | Номер музыкального фрагмента, автор, название |
Фуга | 2. И.С.Бах, «Токката ре-минор» или «Токката и фуга ре-минор» |
Концерт | крупное трехчастное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра. Пример: П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром. |
Этюд | 3. Ф.Шопен, Этюд №12 «Революционный» |
Увертюра | 1. Л. ван Бетховен, Увертюра «Эгмонт» |
Предполагаемый ответ:
Фортепианное произведение; музыка, наполненная драматизмом; виртуозная; бурная; стремительная; вихрь нисходящих пассажей; тревожная; ощущение боли, надрыва, гнева; героический характер; гневная; вопросительный интонации сопровождаются взволнованным аккомпанементом; в конце ощущение скорби; постепенное затихание и последний аккорд, как вскрик; громкое, насыщенное звучание; пунктирные ритмы в вопросительных мотивах; мятежность и отчаяние и т.д.
Критерии:
Участник…
- верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
- дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
- дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
- оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
- За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.
Максимально – 40 баллов
2 задание
Даны 7 понятий и 5 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.
А | Б | В | Г | Д |
5 | 1 | 7 | 3 | 4 |
2. Витраж – остекленные части фасада или внутренних перегородок, окон и дверей с сюжетными или орнаментальными композициями из цветных стекол. | ||||
6. Гипербола – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. |
Критерии:
Участник…
- верно соотносит термины и определения – 1 балл за каждое определение. Максимально 5 баллов.
- верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.
• За орфографические ошибки снимается 1 балл.
Максимально – 9 баллов.
3 задание
Даны изображения памятников искусства.
- Напишите названия произведений, авторство, время их создания.
- Определите лишнее (лишние), кратко поясните свой выбор.
- Напишите, какое произведение, по Вашему мнению, может дополнить основной ряд.
1. Зимний дворец, арх. Ф.Б.Растрелли, сер. XVIII в. (1754-1762 гг.) | 2. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Покровский собор, Покрова на Рву, собор (храм) Василия Блаженного), предположительно арх. Барма и Постник, сер. XVI в. (1555-1561 гг.) | 3. «Святая Троица», («Ветхозаветная Троица», «Гостеприимство Авраама»), Андрей Рублев, 1 тр. XV в. |
4. Михайловский дво-рец, арх. К.Росси, 1 тр. XIX в. (1819-1825 гг.) | 5. Б.М.Кустодиев, «Купчиха за чаем», нач. XX в. (1918 г.) | 6. Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла), арх. Д.Трезини, 1 тр. XVIII в. (1712-1733 гг.) |
№ | Пояснение | |
«Лишнее» | 2,3 | Эти произведения находятся в Москве, остальные в Санкт-Петербурге |
Дополнение |
Критерии:
Участник…
- правильно называет 6 произведений – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 12 баллов.
- указывает время создания – по 1 баллу за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
- правильно указывает авторство – 1 баллу за верный ответ. Макс. 6 баллов
- правильно выбирает «лишние» – по 1 баллу за каждый выбор. Макс. 2 балла.
- дает верное аргументированное пояснение выбору – 2 балла
- приводит правильный полный пример (название, авторство, время создания) – 3 балла
Примечание: если участник предлагает другой вариант «лишних» произведений с логичной аргументацией и приводит соответствующее дополнение, баллы также насчитывают в полном объёме.
- При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 31 балл
4 задание
Рассмотрите изображения, прочитайте тексты.
- Напишите, пользуясь приведенными «подсказками», какое литературное произведение зашифровано, кто его автор, время создания.
- Напишите имена 3-4 действующих в нем персонажей.
- Напишите 1-2 имени деятелей киноискусства, имеющих отношение к созданию фильма по этому произведению.
- Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.
Предполагаемый ответ:
Произведение, автор, время создания | Р.Л.Стивенсон, «Остров сокровищ», кон. XIX в. |
Герои произведения | Джим Хокинс, доктор Ливси, сквайр Трелони, Билли Бонс, Слепой Пью, Черный пёс, Джон Сильвер, Бен Ганн и др. |
Кинодеятели | Федор Стуков в роли Джима, Олег Борисов в роли Джона Сильвера |
Дополнительная информация | Переводчик К. Чуковский. По книге снято несколько фильмов и мультфильмов |
Критерии:
Участник…
- верно определяет литературное произведение, автора, время создания – по 2 балла. Макс. 6 баллов.
- верно указывает имена персонажей – по 1 баллу. Максимально 4 балла.
- верно указывает имена кинодеятелей – по 2 балла. Максимально 4 балла
- оправданно расширяет ответ (страна автора, язык, персонажи, актеры и т.д.) – до 3 баллов.
- При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 17 баллов
5 задание
Рассмотрите и проанализируйте картину И.О.Левитана «Осенний день. Сокольники»
- Опишите общую композицию работы.
- Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
- Определите общее настроение картины.
- Укажите жанр картины.
- Укажите 3 картины того же жанра.
- Укажите 3 известные работы этого же художника.
- Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.
Предполагаемый ответ:
1. Пустынная парковая аллея, усыпанная жёлтыми опавшими листьями. Вдоль дорожки растут молодые стройные клены. Огромные исполинские сосны, стеной стоящие по обе стороны аллеи, кажутся стражами, охраняющими тишину и покой. Облака, серые и хмурые, плывут на небе, создавая ощущение сырого пасмурного дня. По аллее навстречу нам идет девушка в черном. Она опустила голову, то ли закрываясь от ветра, то ли пряча грустное лицо.
2. Детали. Скамейка, единственная на всей этой длинной аллее, придает ощущение затерянности, одиночества. Женская фигура, едва намеченная, также передает чувство печали, потери. По платью девушки видно, что дует ветер, он треплет ее юбку, клонит тонкие стволы кленов.
3. Общее настроение картины грустно-ностальгическое. Все полотно буквально пропитано одиночеством, печалью и какой-то особой русской тоской. Эскизная манера письма создает ощущение незавершенности, призрачности, воспоминаний.
4. Пейзаж. И.И.Шишкин «Рожь», И.Э.Грабарь «Февральская лазурь», А.К.Саврасов «Весна – большая вода»
5. И.О.Левитан: «Золотая осень», «Владимирка», «Март»
Критерии:
- За описание общей композиции – максимум 5 баллов
- За описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 4 балла
- За описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 4 балла
- Верное указание жанра – 2 балла
- Верное указание работ того же жанра (автор и название) – по 2 балла за каждый пример. Максимально 6 баллов.
- Верное указание других работ того же автора – 1 балла за каждую. Максимально 3 баллов.
- Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, жанре, литературный текст) – дополнительно до 2 баллов.
- При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 26 баллов
Итого за 5 заданий максимально – 123 балла.
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап 2020-21 уч.г.
9 классы
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ
1 задание
Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).
- Определите жанровую принадлежность каждого из них.
- Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
- Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
- Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
Муз. жанр | Номер музыкального фрагмента, автор, название |
Фуга | 2. И.С.Бах, «Токката ре-минор» или «Токката и фуга ре-минор» |
Концерт | крупное трехчастное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра. Пример: П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром. |
Этюд | 3. Ф.Шопен, Этюд №12 «Революционный» |
Увертюра | 1. Л. ван Бетховен, Увертюра «Эгмонт» |
Предполагаемый ответ:
Фортепианное произведение; музыка, наполненная драматизмом; виртуозная; бурная; стремительная; вихрь нисходящих пассажей; тревожная; ощущение боли, надрыва, гнева; героический характер; гневная; вопросительный интонации сопровождаются взволнованным аккомпанементом; в конце ощущение скорби; постепенное затихание и последний аккорд, как вскрик; громкое, насыщенное звучание; пунктирные ритмы в вопросительных мотивах; мятежность и отчаяние и т.д.
Критерии:
Участник…
- верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
- дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
- дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
- оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
- За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.
Максимально – 40 баллов
2 задание
Даны 7 понятий и 5 определений.
- Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу.
- Дайте определения оставшимся понятиям.
А | Б | В | Г | Д |
3 | 5 | 7 | 4 | 2 |
1. Витраж – остекленные части фасада или внутренних перегородок, окон и дверей с сюжетными или орнаментальными композициями из цветных стекол. | ||||
6. Реквием – заупокойная месса (служба) в католической церкви, крупное циклическое произведение для хора, солистов и оркестра памяти павших. |
Критерии:
Участник…
- верно соотносит термины и определения – 1 балл за каждое определение. Максимально 5 баллов.
- верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.
• За орфографические ошибки снимается 1 балл.
Максимально – 9 баллов.
3 задание
Даны изображения памятников искусства.
– Напишите названия произведений, авторство, время их создания;
– определите лишнее (лишние), кратко поясните свой выбор;
– какое произведение, по Вашему мнению, может дополнить основной ряд, почему.
1. Зимний дворец, арх. Ф.Б.Растрелли, сер. XVIII в. (1754-1762 гг.) | 2. Строгановский дворец, арх. Ф.Б.Растрелли, сер. XVIII в. (1753-1754 гг.) | 3. Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла), арх. Д.Трезини, 1 тр. XVIII в. (1712-1733 гг.) |
4. Воронцовский дворец, арх. Ф.Б. Растрелли, сер. XVIII в. (1749-1757 гг.) | 5. Большой дворец (Петергоф), арх. Ф.Б. Растрелли, сер. XVIII в. (1745-1752 гг.) | 6. Екатерининский дворец (Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец), арх. Ф.Б.Растрелли, 1 пол. XVIII в. |
№ | Пояснение | |
«Лишнее» | 3 | Это работа Д.Трезини, остальные – Ф.Б.Растрелли |
Дополнение |
Критерии:
Участник…
- правильно называет 6 произведений – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 12 баллов.
- указывает время создания – по 1 баллу за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
- правильно указывает авторство – 1 баллу за верный ответ. Макс. 6 баллов
- правильно выбирает «лишнее» – 1 балл
- дает верное аргументированное пояснение выбору – 2 балла
- приводит правильный полный пример (название, авторство, время создания) – 3 балла
Примечание: если участник предлагает другой вариант «лишних» произведений, другую логичную аргументацию и приводит соответствующее дополнение, баллы также насчитывают в полном объёме.
- При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 30 баллов
4 задание
Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.
- Определите автора и произведение по перечисленным приметам, подчеркнув в тексте сведения, которые помогли Вам найти ответ.
- К культуре какой страны произведение принадлежит?
- Укажите век или года, когда произведение было создано.
- Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.
Главный герой приезжает в столицу, где он не был три года. Причина – глубокая привязанность к подруге детства, но ее сердце не свободно, она влюблена в помощника своего отца. Всё чуждо герою, его представления противоречат обществу. Непонятый, непринятый, он снова покидает этот дом. |
Одинокое произведение, в рамке одного … дня изобразившее весь уклад старинной жизни, пестрый калейдоскоп и сутолоку людей, в органической связи с сердечной драмой отдельной личности, – эта комедия с избытком содержания не умирает для нашего общества, и навсегда останется ему близок и дорог тот герой, который перенес великое горе от … оскорбленного чувства, но, сильный и страстный, не был сломлен толпою своих мучителей и завещал грядущим поколениям свое пламенное слово, свое негодование и все то же благородное горе. Ю.И. Айхенвальд |
Произведение | Автор | Страна, культура | Век или год |
«Горе от ума» | А.С.Грибоедов | Россия, русская культура | 1 тр. XIX в. (1822 – 1824 гг.) |
Предполагаемый ответ: Комедия «Горе от ума» – самое цитируемое произведение русской классики. Была полностью опубликована уже после смерти автора, в 1862 г. Грибоедов написал несколько пьес, музыкальных произведений, был хорошим пианистом. Кроме того, Грибоедов был дипломатом, погиб во время дипломатической миссии в Персии.
Критерии:
Участник…
- Верно определяет произведение – 2 балла
- Верно определяет автора – 2 балла
- Верно указывает страну или народ (культуру) – 2 балла
- Верно указывает время создания – 2 балла
- Обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 1 балл за каждый правильно выделенный элемент. Макс. 6 баллов.
- Оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса (публикация, премьера, герои, личность автора) – максимально 4 балла.
- За грамотное и связное изложение ответа – дополнительно до 2 баллов.
- За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов за все задание
Максимально – 20 баллов
5 задание
Рассмотрите и проанализируйте картину.
- Напишите название произведения и автора.
- Опишите сюжет и общую композицию работы.
- Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
- Определите общее настроение картины.
- Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.
- Укажите 3 известные работы этого же художника.
Предполагаемый ответ:
1. В.А.Серов. «Девочка с персиками»
2. На картине мы видим угол большой комнаты, наполненной солнечным светом, за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофте, украшенной нарядным бантом. На столе лежат персики, кленовые листья, столовый нож, один персик героиня держит в руке. Позади, в углу видна игрушка – фигурка гренадера.
Композиция проста: фигура девочки находится в центре картины. Вертикали ее фигуры как бы вторят рама окна, за которым солнечный день, угол комнаты. Главную диагональ образует стол, накрытый белой скатертью. Таким сочетанием создается ощущение легкого движения, живости.
3. Детали: персики и кленовые листья на столе – окончание лета, непосредственность и мимолетность действий. Игрушка-гренадер в углу – отсылка к другому виду творчества Серова, ее расписывал сам автор. Игрушка и декоративная тарелка на стене – показ увлечения хозяина Абрамцево декоративно-прикладным искусством.
3. Настроение картины: портрет передает характерные чувства детства – радость, безмятежность, ощущение полноты бытия. Светлые, радостные тона, легкая импрессионистическая манера письма подчеркивают жизнерадостность, душевную теплоту, непосредственность героини.
4. Возможны два варианта:
Портрет: К.П.Брюллов «Портрет А.С.Пушкина», В.И.Тропинин «Портрет А.С.Пушкина», И.Н. Крамской «Портрет Льва Толстого» и др.
Бытовой жанр: В.Г. Перов «Тройка или Ученики-мастеровые везут воду», Ф.С. Решетников «Опять двойка», В.В. Пукирев «Неравный брак»
6. Картины: «Осенний букет», «Портрет М.Ермоловой», «Портрет М.Горького» и др.
Критерии:
Участник…
- верно описывает сюжет – до 3 баллов
- описывает общую композицию – до 5 баллов
- за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – до 4 баллов
- за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – до 4 баллов
- верное указание жанра – 2 балла.
- верное указание произведений (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое. Макс. 6 баллов.
- верное указание других работ того же автора – 1 балл за каждую. Макс. 3 балла.
8. Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, сюжете, связное изложение текста) – дополнительно до 3 баллов.
- При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.
Максимально – 30 баллов
Итого за 5 заданий максимально – 129 баллов
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап 2020-21 уч.г.
10 классы
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ
1 Задание
Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).
- Определите жанровую принадлежность каждого из них.
- Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
- Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
- Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
Муз. жанр | Номер музыкального фрагмента, автор, название |
Фуга | 2. И.С.Бах, «Токката ре-минор» или «Токката и фуга ре-минор» |
Концерт | крупное трехчастное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра. Пример: П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром. |
Этюд | 3. Ф.Шопен, Этюд №12 «Революционный» |
Увертюра | 1. Л. ван Бетховен, Увертюра «Эгмонт» |
Предполагаемый ответ: Фортепианное произведение; музыка, наполненная драматизмом; виртуозная; бурная; стремительная; вихрь нисходящих пассажей; тревожная; ощущение боли, надрыва, гнева; героический характер; гневная; вопросительный интонации сопровождаются взволнованным аккомпанементом; в конце ощущение скорби; постепенное затихание и последний аккорд, как вскрик; громкое, насыщенное звучание; пунктирные ритмы в вопросительных мотивах; мятежность и отчаяние и т.д.
Критерии:
Участник…
- верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
- дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
- дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла.
- Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
- За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.
Максимально – 40 баллов
2 задание
Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте. Заполните таблицу.
- Определите автора и произведение по перечисленным приметам и цитатам, подчеркнув в тексте сведения, которые помогли Вам найти ответ.
- Напишите, к культуре какой страны относится произведение?
- Укажите век или года, когда произведение было создано.
- Можете расширить свой ответ дополнительной информацией (публикация, сведения о произведениях, созданных на основе предлагаемого, об авторе).
Цитаты:
| Автор – выдающийся французский писатель и авиатор. В его честь названы аэропорт в Лионе и астероид. |
«Это книга, которую полностью разобрали на цитаты. История необычного золотоволосого мальчика удивительно простая и мудрая одновременно. Она обо всем: о человеческих пороках, одиночестве, эгоизме, любви, дружбе, верности, наивности. Книга, которая меняет отношение к жизни.» | |
Это история о путешественнике, который странствует по всей вселенной. Он не просто путешествует, а находится в поиске смысла жизни, сущности любви и секрета дружбы. Он познает не только мир вокруг, но и себя, и самопознание – его главная цель. |
Произведение | Автор | Страна, культура | Век или год |
«Маленький принц» | Антуан де Сент-Экзюпери | Франция | Сер. XX в. 1942 гг. |
Предполагаемый ответ:
«Маленький принц» – аллегорическая повесть-сказка, наиболее известное произведение Антуана де Сент-Экзюпери. Была написана в 1942 году, в США, первое издание было на английском языке. Сказка рассказывает о Маленьком принце, который посещает различные планеты в космосе, включая Землю. На основе этого произведения были созданы несколько мультфильмов, художественный фильм и мюзикл. Сент-Экзюпери во время войны, живя в США, участвовал в боевых действиях и погиб во время боевого вылета.
Критерии:
Участник…
- Верно определяет произведение – 2 балла
- Верно определяет автора – 2 балла
- Верно указывает страну или народ (культуру) – 2 балла
- Верно указывает время создания – 2 балла
- Обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 1 балл за каждый правильно выделенный элемент. Максимально 5 баллов.
- Оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса (публикация, герои, личность автора) – максимально 4 балла.
- За грамотное и связное изложение ответа – дополнительно до 2 баллов.
- За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов за все задание
Максимально – 19 баллов
3 задание
Перед Вами восемь изображений произведений искусства.
- Подпишите произведения – эпоха (период), название, автор, время создания.
- Обозначьте произведения номерами по хронологическому порядку эпох.
- Допишите 2 любые недостающие эпохи (периоды), приводя собственные примеры произведений любого вида искусства (название, автор, время), указав номера в общем хронологическом порядке.
- Вы можете расширить свой ответ, указав место нахождения произведения, более точное время создания и т.д.
Эпоха, период | № | |
П.А.Федотов – 1 б., «Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый крестик» – 1 б., сер. XIX в. – 1 б. | Реализм – 1 б. | 7 |
Мавзолей Теодориха – 1 б., VI в. (520 г.) – 1 б. | Раннее Средневековье – 1 б. | 3 |
Микеланджело – 1 б., «Давид» – 1 б., нач. XVI в. – 1 б. | Возрождение (Ренессанс) – 1 б. | 4 |
И.Е.Репин – 1 б., «Портрет М.П.Мусоргского» – 1 б., 1881 г. – 1 б. ГТГ. | Реализм – 1 б. | 8 |
К.И.Росси – 1 б., Арка Главного штаба – 1 б., 1 тр. XIX в. – 1 б. | Ампир – 1 б. | 6 |
Триумфальная арка императора Константина – 1 б., нач. IV в. (315 г.) – 1 б | Древний Рим (Античность) – 1 б. | 2 |
Портрет У.Шекспира – 1 б., нач. XVII в. (1623 г.) или годы жизни У.Шекспира 1564 – 1616 – 1 б. | Возрождение (Ренессанс) – 1 б. | 5 |
Рельеф «Эхнатон с семьей совершают подношение Атону» (усл. назв.) – 1 б., XIV в. до н.э. – 1 б. | Древний Египет – 1 б. | 1 |
Примечание: в предполагаемом ответе даны только описания и номера примеров задания. Участники, приводя собственные примеры, выбирают любой неуказанный период и вписывают в таблицу, добавляя (и, возможно, сдвигая) номер общего хронологического порядка.
Критерии:
Участник…
1. правильно называет эпоху (период, стиль), работу, автора, время (см. таблицу) – максимально 28 баллов;
2. правильно расставляет порядковые номера в таблице – 5 баллов. Если допущена 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл, больше 4 – 0 баллов.
3. правильно указывает хронологическое место своего примера эпохи – по 1 баллу за пример. Максимально – 2 балла.
4. правильно приводит примеры выбранных эпох (название, автор, время) – по 1 баллу за каждую позицию. Максимально 6 баллов.
5. обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, точное время создания, конкретизирует период) – до 2 баллов за весь ответ.
- Снимается за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл
Максимально – 43 балла.
4 задание
Познакомьтесь с описанием стиля.
- Определите стиль по описанию, подчеркнув в тексте сведения, которые помогли Вам найти ответ.
- Впишите в текст пропущенные слова.
- Напишите, что еще знаете об этом стиле (время, важнейшие черты, стилистические особенности).
- Приведите 2 примера из разных видов искусства (автор, название).
«Стиль в искусстве, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, РОКОКО явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем РОКОКО объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то этот стиль предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. В архитектуре этот стиль нашёл наиболее яркое выражение в декоративном украшении интерьеров, и в целом имеет орнаментальную направленность».
Критерии:
Участник…
- правильно определяет слово и стиль – 2 балла
- обосновывает выбор, верно выделив сведения в тексте – 1 балл за каждый правильно выделенный элемент. Максимально 5 баллов
- характеризует стиль согласно заданию – до 5 баллов
- правильно приводит примеры – 4 балла за каждый полный пример (автор, название). Максимально 8 баллов.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
Максимальная оценка – 20 баллов
5 задание
Рассмотрите и проанализируйте произведение русской живописи.
1. Напишите название работы и ее автора, время создания.
2. Опишите общую композицию работы.
3. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
4. Определите общее настроение работы.
5. Укажите три работы этого же художника.
6. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра (название, автор).
7. Вы можете расширить свой ответ сведениями о картине, авторе.
Предполагаемый ответ:
1. «Александр Невский», П.А.Корин. 1942-1943 г. (40-вые годы XX в.)
2. Всё пространство картины занимает фигура Александра Невского. Князь в доспехах, уверенно стоит, сжимая в руках меч, и сосредоточенно вглядывается вдаль. Он как будто говорит: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет». За его спиной развевается хоругвь с изображением «Спаса Ярое око». Мы видим, что справа расположена верная дружина, воины готовы вступить в бой – отряд выстроен и словно ждет княжеский приказ. Слева, на другом берегу Волхова виднеется храм Софии Новгородской.
Вытянутая по вертикали, лаконичная и строгая композиция имеет монументальный и величественный вид. Фигура князя заполняет собой все полотно и напоминает памятник. Получается, что собой Александр Невский как бы заслоняет, защищает и людей, и церковь, и природу, в общем – всю Русь. Александр спокоен, кажется, что никакие силы не способны его сломить.
3. Детали. В картине много говорящих деталей. Образ «Спас Ярое око» – перед этим образом принято молиться перед сражениями, прося даровать мужество, отвагу, веру и победу над врагом, хоругви с этим изображением несли русские воины в бой. Доспехи – нехарактерны для русского витязя, они напоминают рыцарские, создавая образ благородного воина. Красный плащ – такой плащ был на плечах князя в битве, выделяя его среди дружины; красный цвет на полотне показывает главного героя. Храм Софии Новгородской – образ веры, которую защищает Александр Невский.
4. Образ Александра Невского воплощает силу и защиту. В суровом образе князя Александра Невского выражены героизм и непоколебимая стойкость, олицетворяющие собою русское начало. Художник использует сдержанные темные, свинцово-серые тона, они создают ощущение тревожности, напряженной готовности к бою. Красный плащ, развеваясь за спиной князя, придает движение этой монументальной композиции.
5. «Портрет Г.Жукова», «Портрет Максима Горького», «Русь уходящая» и др.
6. Исторический жанр. В.М.Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный», И.Е. Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), В.И.Суриков «Боярыня Морозова»
Критерии:
- Участник верно называет произведение, автора, время создания – по 1 баллу за каждый элемент
- За описание общей композиции – максимум 5 баллов
- За описание значимых деталей – максимум 5 баллов
- За описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
- Верное указание других работ этого автора – 1 балл за каждую,
- Верное определение жанра – 1 балл,
- Верное указание произведений этого жанра (автор, название) – 2 балла за каждое.
8. Оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, связное изложение) – максимально 4 балла.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
Максимально – 32 балла
Итого за 5 заданий максимально – 154 балла
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)
Школьный этап 2020-21 уч.г.
11 классы
КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ
1 задание
Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).
- Определите жанровую принадлежность каждого из них.
- Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
- Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
- Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.
Муз. жанр | Номер музыкального фрагмента, автор, название |
Фуга | 2. И.С.Бах, «Токката ре-минор» или «Токката и фуга ре-минор» |
Концерт | крупное трехчастное произведение для какого-либо сольного инструмента с сопровождением оркестра. Пример: П.И.Чайковский, Концерт №1 для ф-но с оркестром. |
Этюд | 3. Ф.Шопен, Этюд №12 «Революционный» |
Увертюра | 1. Л. ван Бетховен, Увертюра «Эгмонт» |
Предполагаемый ответ: Фортепианное произведение; музыка, наполненная драматизмом; виртуозная; бурная; стремительная; вихрь нисходящих пассажей; тревожная; ощущение боли, надрыва, гнева; геро-ический характер; гневная; вопросительный интонации сопровождаются взволнованным аккомпане-ментом; в конце ощущение скорби; постепенное затихание и последний аккорд, как вскрик; громкое, насыщенное звучание; пунктирные ритмы в вопросительных мотивах; мятежность и отчаяние и т.д.
Критерии:
Участник…
- верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
- дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
- дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
- Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
- За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.
Максимально 40 баллов
2 задание
Познакомьтесь с приметами фильма, приведенными в тексте. Заполните таблицу.
- Определите режиссера и произведение по перечисленным приметам и цитатам, подчеркнув в тексте сведения, которые помогли Вам найти ответ.
- Напишите, к культуре какой страны относится фильм?
- Укажите век или года, когда произведение было создано.
- На основе этого фильма было создано музыкальное произведение, укажите это произведение и композитора.
- Можете расширить свой ответ дополнительной информацией (сведения о фильме, об авторе).
Автор – прижизненный классик мирового уровня: кинорежиссёр, теоретик кино, сценарист, педагог, художник, заслуженный деятель искусств, профессор, доктор искусствоведения. Работал над исследованиями о монтаже, цветовом и стереоскопическом кино, о природе выразительности и другими теоретическими проблемами искусства. |
Фильм основан на исторических событиях XIII века, однако автор не ставил задачей буквально экранизировать события. Размышляя о музыке фильма, режиссер хотел следующего: «Не вставные номера, не вкрапленая музычка, а цельный музыкальный замысел вещи». Иными словами, музыка должна была быть разлита по всей картине, а не появляться фрагментарно. |
«Патриотизм – моя тема – так значится на первом клочке бумаги, на котором записывались первые мысли о предстоящем фильме, когда мне было поручено воссоздать на экране XIII век… Мы хотим, чтобы наш фильм не только ещё больше мобилизировал тех, кто находится в самой гуще борьбы против фашизма в мировом масштабе, но чтобы он вселил бодрость, мужество и уверенность и в те части народов мира, которым кажется, что фашизм несокрушим…». |
Хотя действие фильма требовало зимней обстановки, съемки фильма проходили летом. Для показа зимы во дворе «Мосфильма» был сделан асфальтовый покров, территорию в 32000 кв. м. посыпали опилками и солью, а для морозного блеска добавили нафталина с мелом и залили жидким стеклом. Вместе это создавало убедительную иллюзию снега. Озеро заменил небольшой пруд рядом с «Мосфильмом», а льдины делались из пенопласта, фанеры и дерева, окрашенного в белый цвет. |
Произведение (режиссер, название) | Страна, культура | Время (век или год) | Композитор | Музыкальное произведение |
С.М.Эйзенштейн, «Александр Невский» | Россия | 1938 г. | С.С.Прокофьев | Кантата «Александр Невский» |
Критерии:
Участник…
- верно определяет произведение – 2 балла
- верно определяет автора – 2 балла
- верно указывает страну или народ (культуру) – 1 балл
- верно называет время создания – 1 балл
- верно указывает композитора произведения – 2 балла
- верно и полно называет музыкальное произведение – 2 балла
- обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 1 балл за каждый правильно выделенный элемент. Максимально 5 баллов.
- оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса – до 3 баллов.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов в задании, при ошибке в написании имени или названия – 1 балл за каждый случай
Максимально 18 баллов
3 задание
Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определение оставшемуся понятию.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
3 | 8 | 7 | 4 | 6 | 10 | 5 | 1 | 2 |
9. Инсталляция – форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных готовых материалов и форм (природных объектов, промышленных и бытовых предметов, фрагментов текстовой и зрительной информации) и являющую собой художественное целое. |
Критерии:
- Участник верно соотносит 9 понятий с определениями – 1 балл за каждое верное соотнесение.
- Участник дает верное определение оставшемуся понятию – 2 балла.
- За орфографические ошибки снимается 1 балл.
Максимально 11 баллов.
4 задание
Перед Вами восемь изображений произведений искусства.
- Подпишите произведения – эпоха (период), название, автор, время создания.
- Обозначьте произведения номерами по хронологическому порядку эпох.
- Допишите 2 любые недостающие эпохи (периоды), приводя собственные примеры произведений любого вида искусства (название, автор, время), указав номера в общем хронологическом порядке.
- Вы можете расширить свой ответ, указав место нахождения произведения, более точное время создания и т.д.
Максимально – 43 балла.
Произведение | Эпоха, период | № |
К.С.Мельников – 1 б., Дом культуры имени И. В. Русакова – 1 б., 1 тр. XX в. (1927-29 гг.) – 1 б. | Конструктивизм – 1 б. | 7 |
Микеланджело – 1 б., «Пьета (Оплакивание Христа)» – 1 б., кон. XV в. (1499) – 1 б. | Возрождение (Ренессанс) – 1 б. | 3 |
Ф.Б.Растрелли – 1 б., Большой Екатерининский дворец – 1 б., сер. XVIII в. – 1 б. | Барокко – 1 б. | 4 |
Ника Самофракийская – 1 б., II в. (ок. 190 г.) до н.э. – 1 б. | Древняя Греция (Античность) – 1 б. | 1 |
А.Дюрер – 1 б., «Автопортрет» – 1 б., кон. XV в. (1498 г.) – 1 б. | Северное Возрождение – 1 б. | 2 |
К. Моне – 1 б., «Дама в саду» – 1 б., 2 пол. XIX в. (1867 г.) – 1 б. | Импрессионизм – 1 б. | 6 |
С.Дали – 1 б., «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» – 1 б., 1 пол. XIX в. (1936 г.) – 1 б. | Сюрреализм – 1 б. | 8 |
К.И.Росси – 1 б., Здания Сената и Синода – 1 б., 1 тр. XIX в. (1829-1834) – 1 б. | Ампир – 1 б. | 5 |
Примечания:
- работы А.Дюрера и Микеланджело могут быть обозначены одним номером или номерами 2-3 в любом порядке;
- в предполагаемом ответе даны только описания и номера примеров задания. Участники, приводя собственные примеры, выбирают любой неуказанный период и вписывают в таблицу, добавляя (и, возможно, сдвигая) номер общего хронологического порядка.
Критерии:
Участник…
1. правильно называет эпоху (период, стиль), работу, автора, время (см. таблицу) – максим. 31 балл;
2. правильно расставляет порядковые номера в таблице – 5 баллов. Если допущена 1 ошибка – 4 балла, 2 ошибки – 3 балла, 3 ошибки – 2 балла, 4 ошибки – 1 балл, больше 4 – 0 баллов.
3. правильно указывает хронологическое место своего примера эпохи – по 1 баллу за пример. Максимально – 2 балла.
4. правильно приводит примеры выбранных эпох (название, автор, время) – по 1 баллу за каждую позицию. Максимально 6 баллов.
5. обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, точное время создания, конкретизирует период) – до 2 баллов за весь ответ.
- Снимается за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл
Максимально 46 баллов.
5 задание
Определите художественное полотно по фрагменту.
1. Напишите название работы и имя ее автора.
2. Опишите сюжет и общую композицию работы.
3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?
4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.
5. Определите общее настроение работы.
6. Укажите время создания полотна и характерные черты искусства этого времени.
7. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.
8. Укажите три известные работы этого же художника.
9. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра.
Предполагаемый ответ:
1. В.А.Серов. «Мика Морозов»
2. На картине изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике Морозову около четырех лет, он сидит в кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо, на щеках играет легкий румянец. Большие темные глаза широко раскрыты. Мика устремлен вперед, он готов в любую минуту вскочить с кресла и побежать играть.
Композиция картины проста – Мика сидит в кресле, нет никаких деталей, не прописан интерьер. Фигура ребенка представляет собой главную вертикаль, это подчеркивается белым цветом рубашки, который контрастирует с темными теплыми тонами кресла и стены. Ощущение порыва, легкости создается диагональю – подлокотниками кресла, которые как бы раскрываются и показывают ребенка. Всё внимание сосредоточено на мальчике, он показан крупным планом, и зритель не отвлекается на детали комнаты.
3. Представленный фрагмент – правая верхняя часть полотна.
4. Детали. Образ непоседливого, порывистого ребенка складывается благодаря лишь нескольким деталям: широко раскрытые глаза и приоткрытый рот (свидетельство неподдельного интереса к чему-то, что остается за пределами картины), правая рука, которая вот-вот оттолкнется от подлокотника. Детская шаловливость подчеркнута несколько спутанными кудрями.
5. В портрете чувствуется внутренняя динамика, которая и составляет главную сторону образа. Поза, движение рук, устремленный взгляд карих глаз передают момент сильной детской взволнованности. Шаловливость, непосредственность, наивность, любопытство – те качества маленького Мики Морозова, которые сразу понимаются зрителем при взгляде на портрет.
6. Картина написана в 1901 году (в самом начале XX века). Русскую художественную культуру кон. XIX – нач. XX вв. принято называть «Серебряным веком», это время было отмечено подъемом во всех областях культуры – философии, поэзии, театральной деятельности, изобразительном искусстве, но настроение светлой гармонии исчезало. Рубеж XIX-XX вв. в русском искусстве представляет собой время разнонаправленных течений и взглядов. С одной стороны, продолжались традиции реалистического искусства в творчестве передвижников, И.Н.Репина, М.В.Нестерова. А другие творческие сообщества, такие как «Мир искусства», «Голубая роза» и т.д., протестовали против эстетики натурализма. Мирискусники, к которым одно время относил себя и Серов, провозглашали искусство «ради искусства». Для них были характерны рафинированность, ретроспективизм, они искали утонченность, красоту, но не боялись новых течений модерна. Тот же Серов использует импрессионистические приемы в своих работах. Эстетика модерна привела к декоративности, интересу к русскому иконописному творчеству в работах К.С.Петрова-Водкина. Но в то же самое время уже чувствовалось наступление нового… Ужасы войны и революции предвосхищаются попытками создания новых форм и стилей выражения мира. В 10-х годах XX века зарождаются авангардистские тенденции.
7. Картины В.А.Серова: «Девочка с персиками», «Портрет Максима Горького», «Октябрь. Домотканово» и др.
9. Портрет. О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», М.В.Нестеров «Портрет В.И.Мухиной», И.Н.Крамской «Портрет Льва Толстого» и т.д.
Критерии:
Участник…
- верно указывает название работы и автора – по 2 балла, максимум 4 балла;
- описывает сюжет и общую композицию – максимум 5 баллов;
- верно указывает место представленного фрагмента – 1 балл;
- правильно описывает значимые детали, их место в композиции и функции – максимум 4 балла.
- верно описывает настроение картины, общее эмоциональное состояние – максимум 4 балла;
- верно указывает (1 балл) и описывает время создания (период, эпоха) и характерные черты искусства этого времени – максимум 5 баллов;
- верно указывает другие работы того же автора – 1 балл за каждую;
- верно указывает жанр произведения – 1 балл;
- верно указывает работы (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждую.
- оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, жанре) – максимально 3 балла.
- За орфографические ошибки снимается до 2 баллов в задании, при ошибке в написании имени или названия – 1 балл за каждый случай
Максимально 37 баллов.
Итого за 5 заданий максимально – 152 балла
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)
задания для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку (9-11 классы)...
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ 7-8 класс
Задание для школьного этапа олимпиады по немецкому языку включает 3 раздела – чтение, грамматика и лексика, письмо. На его выполнение отводится 2 часа 30 мин....
Задания к школьному этапу всероссийской олимпиады школьников по искусству (мировой художественной культуре) 5-6 класс (60 баллов)
Первое задание. (6б)Укажите названия произведений (1б.). Назовите актёров озвучивающих ведущих персонажей. (1б..)...
Задания для школьного этапа ВсОШ по химии 8 класс
Данный материал предназначен для проведения школьного этапа ВсОШ по химии с обучающимися 8 класса, содержит познавательные задания....
Как готовить олимпиадные задания на школьный этап ВсОШ? Из опыта работы.
Описываются основные моменты по составлению олимпиадных заданий....
Олимпиадные задания для школьного этапа ВСОШ по английскому языку
Олимпида по английскому языку для 9 класса для школьного этапа ВСОШ раасчитана еа 90 минут. Состоит из 4 разделов . В комплет входит: задания, ключи, аудиофайл, скрипт , лист ответов и керитерии...
Комплект заданий для школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК), 5-11 класс
Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...