Комплект заданий для школьного этапа ВсОШ по искусству (МХК), 5-11 класс
олимпиадные задания по мхк (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Бабий Елена Александровна

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за небольшого количества участников в нашей школе все ученики 7-11 классов находились в одной аудитории, в связи с этим во всех комплектах первое задание одно и тоже (определение музыкальных фрагментов). При составлении заданий я ориентировалась на юбилейные и памятные даты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап 2019-20 уч.г.

5-6 классы

Максимально – 130 баллов.

Итого –

Шифр

5-6

1 задание

Даны иллюстрации.

1. Укажите названия произведений и их авторов, язык, на котором создано произведение.

2. Если какое-то из них стало основой для мультипликационного, художественного произведения, отметьте это в графе «Примечание», укажите жанр.

Максимально – 40 баллов

1. http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/157060903.196/0_f74ff_2f8025b7_XL.jpg

2.https://www.culture.ru/storage/images/8176c31ac62464b7abae651764dff3fe/c4d7cb9afe09cfa5e0f28fd8ca8c648e.png/g_center,c_fill/tri-tolstyaka.-fon.png

3. https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=238x10000:format=jpg/path/s77652abfa8ac318c/image/ib0c3cc34752da124/version/1469193620/image.jpg

4. http://ljplus.ru/img4/t/o/toniacat/06.jpg

Автор, название

Язык оригинала

Примечание

1

2

3

4

2 задание

Даны ряды слов.

  1. Найдите лишний элемент в каждой строке и вычеркните его.
  2. Поясните свое решение:
  • почему этот элемент лишний,
  • что объединяет остальные.

Максимально – 20 баллов  

Элементы

Объяснение

Скрипка, виолончель, балалайка, арфа

Декорация, поэма, мизансцена, действие

«Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Садко»

А.П.Бородин, Н. Носов, С.С. Прокофьев, Л. ван Бетховен

3 задание

Дан фрагмент живописного произведения, узнайте произведение.

  1. https://muzei-mira.com/templates/museum/images/paint/vasnecov-ivancarevich-i-volk+.jpgНапишите название и автора картины.
  2. Опишите, что изображено на картине, на данном фрагменте, что находится справа и слева от него, какие Вам помнятся детали.
  3. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, рассказывающих о картине, передающих ее настроение.

Максимально – 24 балла

Ответ:

4 задание

Даны портреты разных авторов

  1. Назовите этих авторов.
  2. К каким странам относятся эти авторы?
  3. Напишите 1-2 произведения каждого автора (баллы начисляются за каждое произведение отдельно). 

Максимально – 27 баллов

1. Chopin, by Wodzinska.JPG

2. Василий Андреевич Тропинин. Портрет Александра Сергеевича Пушкина

3.http://lit-classic.com/images/Mark_Twain/Mark_Twain.jpg

4. Михаил Глинка

Автор, страна

Произведения

1

2

3

4

5 задание

Дан ряд имен и терминов, которые относятся к разным видам искусства.

  1. Распределите их по группам, вписывая номера в соответствующую графу.
  2. Напишите, что означают указанные отдельно в таблице термины.

Максимально – 19 баллов

1 – И.А.Крылов. 2 – Мольберт. 3 – С.В.Рахманинов. 4 – Мелодия. 5 – Пейзаж. 6 – Мэри Поппинс. 7 – И.С.Бах. 8 – Пастель. 9. – И.И. Шишкин. 10 – Мойдодыр. 11 – Балет. 12 – Поэма. 13 – Фагот. 14 – Колорит. 15 – Эпитет.  

Вид искусства

Номера

Музыка

Живопись

Литература

Колорит

Эпитет



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап 2019-20 уч.г.

7-8 классы

Шифр

7-8

Максимально – 117 баллов.

Итого –

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
  4. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.

Максимально – 40 баллов  

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Сюита

Мюзикл

Фуга

Опера

Ответ:

2 задание

Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.

1 – Фреска. 2 – Сонет. 3 – Романс. 4 – Мизансцена. 5 – Анфилада. 6 –Пантомима.

А – Вид сценического искусства, в котором художественный образ создается без помощи слов, средствами выразительного движения, жеста, мимики.

Б – Живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей.

В – Стихотворение в 14 строк из двух четверостиший и двух трёхстиший.

Г – Ряд последовательно примыкающих друг к другу помещений, дверные проемы которых расположены на одной оси, что создает сквозную перспективу интерьера.

Максимально – 8 баллов.

А

Б

В

Г

3 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, авторство

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

Максимально – 26 баллов

1. Картинки по запросу погребальная маска тутанхамона

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/0a/Vladimirskaya.jpg

Картинки по запросу зимний дворец

4 задание

Рассмотрите изображения, прочитайте тексты.

  1. Ячейки 1,2,3 подпишите: что это за произведения, авторы, время создания, где находятся.
  2. Напишите, какое событие или явление объединяет все эти произведения?
  3. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.

Максимально – 16 баллов

"Куда ты завел нас?" – лях старый вскричал.

"Туда, куда нужно! – Сусанин сказал. –

Убейте! замучьте! – моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на Русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит".

"Злодей! – закричали враги, закипев, –

Умрешь под мечами!" – "Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!"

К.Ф.Рылеев «Дума»

Картинки по запросу день народного единства 4 ноября

1.Картинки по запросу портрет глинки

2. «…как бы по волшебному действию, – вспоминал он, – вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке – польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки – все это разом вспыхнуло в голове моей».

3. ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу мартос памятник минину и пожарскому 

Ответ:

5 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину К.П.Брюллова «Всадница» (см. следующий лист)

  1. Опишите общую композицию работы.
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  3. Определите общее настроение картины.
  4. Укажите жанр картины.
  5. Укажите 3 картины того же жанра.
  6. Укажите 3 известные работы этого же художника.
  7. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.

Максимально – 27 баллов

Всадница - К.П. Брюллов - 800x600Ответ:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап 2019-20 уч.г.

5-6 классы

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Даны иллюстрации.

1. Укажите названия произведений и их авторов, язык, на котором создано произведение.

2. Если какое-то из них стало основой для мультипликационного, художественного произведения, отметьте это в графе «Примечание», укажите жанр.

Автор, название

Язык оригинала

Примечание

1

К.И.Чуковский «Айболит» (4 б.)

Русский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

2

Ю.Олеша «Три толстяка» (4 б.)

Русский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

3

Д.Дефо «Приключения Робинзона Крузо» (4 б.)

Английский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

4

Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе» (4 б.)

Русский (2 б.)

Мультфильм, фильм (4 б.)

Критерии:

Участник…

  1. правильно определяет название, автора и язык оригинала – по 2 балла за каждый верный элемент.
  2. верно указывает жанр созданного на его основе произведения – по 2 балла за каждый верный ответ.

Максимально – 40 баллов

2 задание:

Даны ряды слов.

  1. Найдите лишний элемент в каждой строке и вычеркните его.
  2. Поясните свое решение:
  • почему этот элемент лишний,
  • что объединяет остальные.

Элементы

Объяснение

Скрипка, виолончель, балалайка, арфа

Балалайка – народный (струнный) инструмент, остальные – (струнные) инструменты симфонического оркестра

Декорация, поэма, мизансцена, действие

Поэма – литературный жанр, остальные – театральные термины

«Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», «Картинки с выставки», «Садко»

«Картинки с выставки» – (фортепианное) произведение М.П. Мусоргского, остальные – произведения (оперы) Н.А. Римского-Корсакова

А.П.Бородин, Н. Носов, С.С. Прокофьев, Л. ван Бетховен

Н.Носов – детский писатель, остальные – композиторы

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет лишний элемент – 1 балл. Максимально 4 балла.
  2. дает правильное истолкование элементу – 2 балла. Максимально 8 баллов.
  3. дает верное определение группе – 2 балла. Максимально 8 баллов.

Примечание: если участник дает другой вариант ответа, но правильно и логично его объясняет, ответ засчитывается.

Максимально – 20 баллов  

3 задание

Дан фрагмент живописного произведения, узнайте произведение.

  1. Напишите название и автора картины.
  2. Опишите, что изображено на картине, на данном фрагменте, что находится справа и слева от него, какие Вам помнятся детали.
  3. Напишите 5-6 слов или словосочетаний, рассказывающих о картине, передающих ее настроение.

Предполагаемый ответ:

1. В.М.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке»

2. Это центральный фрагмент, на нем лица Ивана-царевича и Елены Прекрасной. Они верхом на Сером Волке мчатся через чащу. Волк движется большими прыжками, словно летит. Иван-царевич крепко держит Елену Прекрасную, у него встревоженный взгляд, как будто смотрит – нет ли погони. Лес вокруг сумрачный, темный, с правой стороны расположена цветущая яблоня.

3. Мрачная, таинственная, сказочная. Яблоня добавляет легкости и нежности этому темному пейзажу.

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет название и автора произведения – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 4 балла.
  2. верно описывает элементы композиции картины – по 2 балла за каждый элемент. Макс. 10 баллов.
  3. описывает настроение – 1 балл за каждый элемент. Макс. 6 баллов
  4. Оправданное расширение ответа (подробное описание композиции, дополнительные яркие определения, связное изложение ответа) – до 4 баллов.

Максимально – 24 балла

4 задание

Даны портреты разных авторов

  1. Назови этих авторов.
  2. К каким странам относятся эти авторы?
  3. Напиши 1-2 произведения каждого автора (баллы начисляются за каждое произведение отдельно).

Предполагаемый ответ:

1. Фридерик Шопен, Польша.

Полонезы, мазурки, вальсы, Прелюдия № 7, № 20, Этюд № 12 «Революционный»

2. Александр Сергеевич Пушкин, Россия 

«Сказка о Попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», другие примеры

3. Марк Твен, США

«Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»

4. Михаил Иванович Глинка, Россия. 

Оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), «Руслан и Людмила»

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет авторов – 2 балла за каждое имя. Макс. 8 баллов.
  2. верно указывает страну – по 2 балла. Макс. 8 баллов.
  3. верно указывает произведения – по 1 баллу за каждое. Макс. 8 баллов.
  4. Оправданное расширение ответа (большее количество произведений, полное имя автора) – дополнительно до 3 баллов.

Максимально – 27 баллов

5 задание

Дан ряд имен и терминов, которые относятся к разным видам искусства.

  1. Распределите их по группам, вписывая номера в соответствующую графу.
  2. Напишите, что означают указанные отдельно в таблице термины.

Вид искусства

Номера

Музыка

3, 4, 7, 11, 13

Живопись

2, 5, 8, 9, 14

Литература

1, 6, 10, 12, 15

Колорит

Соотношение красок (цветов) в картине по тону, насыщенности, яркости

Эпитет

Троп, средство художественной выразительности в литературе; художественное, образное определение.

Критерии:

Участник…

  1. верно распределяет имена и термины по группам – 1 балл за каждый элемент. Макс. – 15 баллов
  2. верно определяет значение терминов – по 2 балла за каждое определение. Максимально – 4 балла

Максимально – 19 баллов

По итогам всей работы за орфографические ошибки (особенно в написании имен) снимается до 5 баллов

Итого за 5 заданий максимально – 130 баллов.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап 2019-20 уч.г.

7-8 классы

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
  4. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Сюита

2. Н.А.Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада», 1 часть

Мюзикл

Музыкально-сценический жанр, основанный на сочетании музыки, театра, танца, литературы; чаще носит комедийный, развлекательный характер; могут быть использованы элементы цирка, акробатики, эстрадного вокала и танца.

Напр.: Э.Л.Уэббер «Cats»

Фуга

1.И.С.Бах «Органная фуга»

Опера

3. М.И.Глинка, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Предполагаемый ответ: Четкий ритм, громкое (фортиссимо), яркое оркестровое звучание, фантастический образ коварного карлика. Фанфары труб говорят о появлении злого волшебника. Торжественное шествие начинается как бы грозными, помпезными, а на самом деле карикатурными, причудливыми, угловатыми ходами. При повторном звучании части добавляется «взвизг» флейты. Вторая тема исполняется струнными пиццикато в сопровождении колокольчиков. Создается таинственный нежный образ волшебных садов Черномора.

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  3. дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  4. оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
  • За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.

Максимально – 40 баллов  

2 задание

Даны 6 понятий и 4 определения. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определения оставшимся понятиям.

        А

Б

В

Г

6

1

2

5

3. Романс – камерное вокальное произведение, рассказывающее о любви, человеческих взаимоотношениях, чаще лирического характера; характеризуется эмоциональной неразрывностью текста и музыки.

4. Мизансцена – расположение актёров на сцене в тот или иной момент спектакля.

Критерии:

Участник…

  1. верно соотносит термины и определения – 1 балл за каждое определение. Максимально 4 балла.
  2. верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.

• За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Максимально – 8 баллов.

3 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, авторство

2. к какой стране или культуре они относятся,

3. время их создания,

4. их местонахождение в настоящее время.

1. – Погребальная маска Тутанхамона.

  • Древний Египет
  • Новое царство, к. 14 в. до н.э.
  • Египетский музей, Каир, Египет

2. – Икона «Владимирской Божьей Матери»

  • Древнерусская культура
  • Нач. (1 тр.) XII в.
  • ГТГ, Москва, Россия

3. – Зимний дворец. Ф.Б. Растрелли

  • Русская культура (Россия)
  • Сер. XVIII в.
  • Санкт-Петербург, Россия

Критерии:

Участник…

  1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
  2. правильно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
  3. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов.
  4. правильно называет автора – 2 балла за верный ответ.
  5. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Макс. 6 баллов
  • При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.

Максимально – 26 баллов

4 задание

Рассмотрите изображения, прочитайте тексты.

  1. Ячейки 1,2,3 подпишите: что это за произведения, авторы, время создания, где находятся.
  2. Напишите, какое событие или явление объединяет все эти произведения?
  3. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.

Предполагаемый ответ:

К.Ф.Рылеев «Дума. Иван Сусанин»

Плакат «День единства»

1. Портрет М.И.Глинки – 2 балла

2. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») – 4 балла

3. И.П.Мартос. Памятник К.Минину и князю А.Пожарскому – 4 балла

Ответ: События 1612 года, окончание Смутного времени, изгнание польских интервентов.

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет явление, событие – максимально 4 балла.
  2. правильно указывает произведения – смотри таблицу. Максимально 10 баллов.
  3. оправданно расширяет ответ – дополнительно до 2 баллов.
  • При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.

Максимально – 16 баллов

5 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину К.П.Брюллова «Всадница»

  1. Опишите общую композицию работы.
  2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.
  3. Определите общее настроение картины.
  4. Укажите жанр картины.
  5. Укажите 3 картины того же жанра.
  6. Укажите 3 известные работы этого же художника.
  7. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.

Предполагаемый ответ:

1. На картине изображена сцена прогулки. Выделяется всадница, которая останавливает на полном скаку коня. Она управляет им уверенно, вызывая неподдельный восторг у маленькой девочки возле балкона. Композиция «Всадницы» полна динамизма. Скакун, разгорячённый ездой, фыркает и поднимается на дыбы, мохнатая собака лает, кружась под ногами коня, маленькая шустрая Амацилия, одетая в розовое платьице и зелёные туфельки,  не смогла усидеть на месте. Она выбежала встречать свою старшую сестру и восхищённо смотрит на нее. Даже природа взволнована – стволы деревьев накренились от пробежавшего по ним ветерка, а по небу мчатся облака.

2. Детали. Лохматый пес у ног коня Джованины, на его ошейнике – надпись «Samoylova», свидетельство заказчицы. Вуаль героини еще в движении – свидетельство резко законченной скачки. Бегущие по небу облака – подчеркивают движение в картине.

3. Полотно динамично, лишь на секунду остановлен бешеный ритм жизни. Картина наполнена контрастами цвета, движения, это придает особую яркость и эмоциональность происходящему. «Всадница» просто дышит жизнью, она становится вестником всех земных радостей – настолько непосредственна картина. Тут есть все: и оживленные образы героев, и смелость композиционного решения, и величие предгрозового неба, и разнообразие оттенков палитры.

4. Портрет: О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина», В.А.Тропинин «Портрет А.С.Пушкина», В.Л.Боровиковский «Портрет Марии Лопухиной»

5. К.П.Брюллов: «Последний день Помпеи», «Портрет Ю. Самойловой, удаляющейся с бала», «Итальянский полдень»

Критерии:

  1. За описание общей композиции – максимум 5 баллов
  2. За описание значимых деталей, их места в композиции и функций – максимум 4 балла
  3. За описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 4 балла
  4. Верное указание жанра – 2 балла
  5. Верное указание работ того же жанра (автор и название) – по 2 балла за каждый пример. Максимально 6 баллов.
  6. Верное указание других работ того же автора – 1 балла за каждую. Максимально 3 баллов.
  7. Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, жанре) – дополнительно до 3 баллов.
  • При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.

Максимально – 27 баллов

Итого за 5 заданий максимально – 117 баллов.



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап 2019-20 уч.г.

9 классы

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
  4. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Сюита

2. Н.А.Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада», 1 часть

Мюзикл

Музыкально-сценический жанр, основанный на сочетании музыки, театра, танца, литературы; чаще носит комедийный, развлекательный характер; могут быть использованы элементы цирка, акробатики, эстрадного вокала и танца.

Напр.: Э.Л.Уэббер «Cats»

Фуга

1.И.С.Бах «Органная фуга»

Опера

3. М.И.Глинка, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Предполагаемый ответ: Четкий ритм, громкое (фортиссимо), яркое оркестровое звучание, фантастический образ коварного карлика. Фанфары труб говорят о появлении злого волшебника. Торжественное шествие начинается как бы грозными, помпезными, а на самом деле карикатурными, причудливыми, угловатыми ходами. При повторном звучании части добавляется «взвизг» флейты. Вторая тема исполняется струнными пиццикато в сопровождении колокольчиков. Создается таинственный нежный образ волшебных садов Черномора.

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  3. дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  4. оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
  • За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.

Максимально – 40 баллов  

2 задание

Даны 6 понятий и 4 определения.

  1. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу.
  2. Дайте определения оставшимся понятиям.

А

Б

В

Г

5

2

1

3

Симфония – произведение из 4 частей (чаще в сонатно-циклической форме) для симфонического оркестра.

Канон – 1. Совокупность художественных приёмов или правил, строго обязательных в ту или иную эпоху. ИЛИ 2. Музыкальная форма, основанная на последовательном исполнении одной и той же мелодии во всех голосах полифонического произведения. Голоса, участвующие в каноне, исполняют одну и ту же мелодию, вступая друг за другом с небольшим опозданием.

Критерии:

Участник…

  1. верно соотносит термины и определения – 1 балл за каждое определение. Максимально 4 балла.
  2. верно дает определения оставшимся понятиям – по 2 балла. Максимально 4 балла.

• За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Максимально – 8 баллов.

3 задание

Даны 3 изображения памятников искусства.

Напишите:

1. названия произведений, их авторов;

2. к какой стране или культуре они относятся;

3. время их создания;

4. их местонахождение в настоящее время.

1. Портрет юноши в золотом венке (фаюмский портрет)

  • Египет эллинистического и римского периодов
  • II век
  • ГМИИ им. А.С.Пушкина, г. Москва

2. Дмитриевский собор 

  • Древняя Русь
  • Кон. XII в. (1197-1197)
  • Г. Владимир, Россия

3. Кунсткамера. Арх. Г. Маттарнови, Н.Гербель, Г.Киавери, М.Земцов

  • Россия (русская культура)
  • Нач. XVIII в. (Осн. 1714, стр.1718-1734 гг.)
  • г. Санкт-Петербург

Критерии:

Участник…

  1. правильно называет 3 памятника – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов.
  2. правильно называет авторов 3 примера – 3 балла за верный ответ.
  3. верно называет страну или культуру – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  4. указывает время создания – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  5. правильно называет местонахождение – по 2 балла за каждый верный ответ. Итого 6 баллов
  • При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.

Максимально – 27 баллов

4 задание

  1. Подпишите знакомые произведения (название, автор, место нахождения).
  2. Отметьте номера произведений, которые относятся к древнерусской культуре.
  3. Укажите, к каким периодам относятся остальные примеры.

1. А. Рублев, икона «Троица Ветхозаветная», ГТГ

2. Петропавловский собор (Собор во имя первоверховных апостолов Пет-ра и Павла), г. Санкт-Петербург, арх. Д.Трезини. Петровское барокко.

3. Церковь Спаса Преоб-ражения на Ильине ули-це, Великий Новгород

4.  «Святой Георгий», Рафа-эль Санти. Высокое Возрож-дение. 

5.  «Ангел Златые власы», кон. XII века. ГРМ.

6. Раннехристианское искусство. Апостол Пётр, VI в.

7.  Золотые колты

8.  Сенат (Сенатский дворец),арх. М. Казаков, Москва. Классицизм

9.  Средневековье.

10.Собор Покрова Пресвя-той Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блажен-ного), сер. XVI в., Москва

11.  Нотр-Дам-де-Пари (Собор Па-рижской Богоматери), Париж. Готика

12. Деревянная скульптура «Св. Георгий Победоносец»

Критерии:

Участник…

  1. верно называет произведения(1 – 5,8,10 – 12) – 2 балла за каждое. Максимально 18 баллов
  2. верно выбирает произведения древнерусской культуры – 2 балла за каждое. Максимально 12 баллов
  3. верно определяет культурную эпоху остальных произведений – 2 балла за каждый пример. Максимально 12 баллов
  • При орфографической ошибке в написании имени или названия – снимается 1 балл за каждый случай.

Максимально – 42 балла

5 задание

Рассмотрите и проанализируйте картину И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».

1. Опишите сюжет и общую композицию работы.

2. Назовите значимые запоминающиеся детали, их место в композиции и функции.

3. Определите общее настроение картины.

4. Укажите жанр картины и назовите 3 произведения этого же жанра.

5. Укажите 3 известные работы этого же художника.

6. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.

Предполагаемый ответ:

1. Сюжет: на картине показана историческая сцена: первый экзамен в Царскосельском лицее, маленький Пушкин читает свои стихи, среди экзаменаторов известнейший поэт А.Г. Державин.

Композиция: изображён парадный зал лицея, высокие окна с малиновыми шторами, на стенах зеркала придают залу ещё больше пространства и света. С правой стороны в окна бьёт солнечный свет. Всё торжественно – колонны, портрет императора. В несколько рядов сидят и стоят зрители. Слева экзаменационная комиссия за большим столом, накрытым парадным красным сукном. Державин приподнялся, приложил руку к уху, внимательно и восторженно слушая чтение Пушкина. Центр композиции – фигура юного поэта. Он стоит на относительно открытом пространстве, в необычной, несколько театральной позе. Ни у кого из расположенных сзади и по бокам людей нет такого светлого лица. Бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке.

2. Детали: Важной деталью является одежда Пушкина – контраст темного лицейского мундира и белых панталон. Пушкин стоит на темной клетке «шахматного» пола парадного зала и это тоже выделяет фигуру поэта. Красная скатерть, сливаясь с красным сюртуком Державина, своей яркостью усиливает торжественность этого момента.

 

3. Настроение картины – радость, восторг юности, вдохновение и смелость. Экзаменационный зал озарен солнечный светом. Юный Пушкин, кажется, сияет, он в творческом порыве, его фигура полна взволнованности, страсти и динамики.

4. Возможны два варианта:

Бытовой жанр: В.Г. Перов «Тройка или Ученики-мастеровые везут воду», Ф.С. Решетников «Опять двойка», В.В. Пукирев «Неравный брак»

Исторический жанр: В.И. Суриков «Утро стрелецкой казни», Н.Н.Ге «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», К.П.Брюллов «Последний день Помпеи»

6. Картины: «Бурлаки на Волге», «Царевна Софья», «Не ждали» и др.

Критерии:

Участник…

  1. верно описывает сюжет – до 3 баллов
  2. описывает общую композицию – до 5 баллов
  3. за описание значимых деталей, их места в композиции и функций – до 4 баллов
  4. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – до 5 баллов
  5. верное указание жанра – 2 балла.
  6. верное указание произведений (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое. Макс. 6 баллов.
  7. верное указание других работ того же автора – 1 балл за каждую. Макс. 3 балла.

8. Оправданное расширение ответа (сведения о картине, авторе, сюжете, связное изложение текста) – дополнительно до 3 баллов.

  • При орфографических ошибках в написании имени или названия – снимается до 2 баллов за все задание.

Максимально – 31 балл

Итого за 5 заданий максимально – 148 баллов


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ)

Школьный этап 2019-20 уч.г.

11 классы

КЛЮЧИ И КРИТЕРИИ

1 задание

Познакомьтесь с материалом таблицы. Прослушайте 3 фрагмента музыкальных произведений (№№ 1-2 будут звучать 2 раза, № 3 прозвучит трижды).

  1. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента, напишите название произведения, автора.
  3. Напишите 15 определений и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту № 3.
  4. Дайте определение жанру и приведите пример произведения (автор, название) в оставшейся строке.

Муз. жанр

Номер музыкального фрагмента, автор, название

Сюита

2. Н.А.Римский-Корсаков, сюита «Шехеразада», 1 часть

Мюзикл

Музыкально-сценический жанр, основанный на сочетании музыки, театра, танца, литературы; чаще носит комедийный, развлекательный характер; могут быть использованы элементы цирка, акробатики, эстрадного вокала и танца.

Напр.: Э.Л.Уэббер «Cats»

Фуга

1.И.С.Бах «Органная фуга»

Опера

3. М.И.Глинка, «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

Предполагаемый ответ: Четкий ритм, громкое (фортиссимо), яркое оркестровое звучание, фантастический образ коварного карлика. Фанфары труб говорят о появлении злого волшебника. Торжественное шествие начинается как бы грозными, помпезными, а на самом деле карикатурными, причудливыми, угловатыми ходами. При повторном звучании части добавляется «взвизг» флейты. Вторая тема исполняется струнными пиццикато в сопровождении колокольчиков. Создается таинственный нежный образ волшебных садов Черномора.

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет жанровую принадлежность, название и автора произведение – 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов за одно произведение.
  2. дает верное определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов.
  3. дает верное определение термину, приводит пример, указывая произведение и автора – по 2 балла за определение и пример. Максимально 4 балла
  4. Оправданно расширяет ответ, использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно до 3 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов
  • За ошибки в написании имени, фамилии авторов, названий произведений, терминов по 1 баллу за каждый случай.

Максимально 40 баллов  

2 задание

Познакомьтесь с описанием произведения искусства.

  1. Определите произведение, о котором говорится в тексте.
  2. Выделите в тексте сведения, которые помогают вам найти ответ
  3. Заполните таблицу, указав необходимые сведения.
  4. Можете расширить свой ответ дополнительной информацией.

Об этом произведении существуют два прямо противоположных мнения: одни видят в нем жизнеутверждающий шедевр, другие – проявление тоталитаризма и агрессивности в искусстве. Работая в рамках официального заказа, автор создает вещь действительно монументальную, яркую, динамичную, светлую. За плакатно-политическим внешним обликом часто не замечают основного содержания – вневременной, внесоциальный образ молодости и устремления к труду. Произведение предназначалось для советского павильона на Всемирной выставке в Париже. Ее идейный замысел принадлежит архитектору Б. М. Иофану: «…юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли – рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов – серп и молот».  

Произведение (автор, название)

Вид искусства

Страна

Век или эпоха

Местонахождение

В.И.Мухина, «Рабочий и колхозница»

Скульптура

Россия

1936-1937 гг.

г. Москва

Критерии:

Участник…

  1. верно определяет произведение – 2 балла
  2. верно определяет автора – 2 балла
  3. верно указывает вид искусства – 1 балл
  4. верно указывает страну или народ (культуру) – 1 балл
  5. верно называет время создания – 1 балл
  6. верно указывает местонахождение произведения – 1 балл
  7. обосновывает узнавание произведения, верно выделив сведения в тексте – 1 балл за каждый правильно выделенный элемент. Максимально 5 баллов.
  8. оправдано расширяет ответ в рамках поставленного вопроса – до 4 баллов.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов в задании, при ошибке в написании имени или названия – 1 балл за каждый случай

Максимально 17 баллов

3 задание

Даны 10 понятий и 9 определений. Соотнесите понятия с их определениями. Вставьте соответствующие цифры в таблицу. Дайте определение оставшемуся понятию.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

4

9

1

8

10

7

6

2

3. Басня – литературный жанр, короткий рассказ в стихах или прозе с моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В конце или в начале басни содержится краткое нравоучительное заключение – мораль.

Критерии:

  1. Участник верно соотносит 9 понятий с определениями – 1 балл за каждое верное соотнесение.
  2. Участник дает верное определение оставшемуся понятию – 2 балла.
  • За орфографические ошибки снимается 1 балл.

Максимально 11 баллов.

4 задание

Перед Вами десять изображений произведений искусства.

1.        Подпишите известные Вам произведения (название, автор, время создания).

2.        Расставьте номера по хронологическому порядку, укажите эпоху, период произведения.

3.        Вы можете расширить свой ответ, указав место нахождения, более точное время и т.д.

3

Ф.Б.Растрелли – 1 б., Большой Екатерининский дворец – 1 б., сер. XVIII в. – 1 б.

Барокко – 1 б.

4

А.Н.Воронихин – 1 б., Собор Казанской иконы Божией Матери – 1 б., нач. XIX в. (1801-1811 гг.) – 1 б.

Классицизм (ампир) – 1 б.

8

 З.Серебрякова – 1 б., «За туалетом. Автопортрет» – 1 б., нач. XX в. (1909 г.) – 1 б.

Модерн – 1 б.        

2

Портрет У.Шекспира – 1 б., гравюра работы М.Друшаута, нач. XVII в. (1623 г.) – 1 б.

Ренессанс – 1 б.

9

 К.С.Мельников – 1 б., Дом культуры имени И. В. Русакова – 1 б., 1 тр. XX в. (1927-29 гг.) – 1 б.

 Конструктивизм – 1 б.

1

Пантеон – 1 б., 126 г. – 1 б.

Античность – 1 б.

5

 В.Д.Поленов – 1 б, «Московский дворик» – 1 б., посл. четв. XIX в. (1878 г.) – 1 б., ГТГ

Реализм – 1 б.

10

С.Дали – 1 б., «Постоянство памяти» – 1 б., 1 тр. XX в. (1931 г.) – 1 б.

Сюрреализм – 1 б.

7

 П.Сезанн – 1 б., «Натюрморт с драпировкой» – 1 б., Кон. XIX в. (1895) – 1 б., ГЭ

Постимпрессионизм – 1 б.

6

 Э. Дега – 1 б., «Голубые танцовщицы» – 1 б., Кон. XIX в. (1897 г.) – 1 б., ГМИИ им. Пушкина

Импрессионизм – 1 б.

Примечание: 6 и 7 номера ставятся по порядку возникновения стилей.

Критерии: 

Участник…

1. правильно называет работу, автора, время (см. таблицу) – максимально 28 баллов;

2. правильно расставляет порядковые номера – 5 баллов. Если допущены 2 ошибки – 4 балла, 3 ошибки – 3 балла, 4 ошибки – 2 балла, 5 ошибок – 1 балл, больше 5 – 0 баллов.

3. правильно указывает эпоху (период) (см. таблицу) – максимально 10 баллов;

3. обоснованно расширяет свой ответ (называет местонахождение, дополнительные сведения) – до 3 баллов за весь ответ.

  • Снимается за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл

Максимально 46 баллов.

5 задание

Определите художественное полотно по фрагменту.

1. Напишите название работы и имя ее автора.

2. Опишите сюжет и общую композицию работы.

3. Какую часть в композиции занимает представленный фрагмент?

4. Назовите значимые запоминающиеся детали и их функции.

5. Определите общее настроение работы.

6. Укажите время создания полотна и характерные черты искусства этого времени.

7. Если можете, сообщите дополнительные значимые сведения о картине, жанре, авторе.

8. Укажите три известные работы этого же художника.

9. Назовите жанр и укажите три работы этого же жанра.

Предполагаемый ответ:

1. М.В.Нестеров. «Портрет В.И.Мухиной»

2, 3. На картине изображена Вера Мухина – советский скульптор, автор многих известных произведений, в том числе знаменитой группы «Рабочий и колхозница». Вера Игнатьевна вносит последние дополнения в прообраз будущей скульптуры. В одной руке она держит небольшой кусочек глины, а другой наращивает скульптурный объем. Здесь запечатлен непосредственно акт творчества, момент, когда из бесформенного куска глины рождается истинное произведение искусства. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Фигура женщины внешне статична, ее профессиональные жесты скупы, лицо спокойно и строго. Зато фигура Борея – это движение, полет, порыв.  Композиционным центром работы является ярко-красная брошь, держащая ворот белой блузы. Композиция картины имеет ярко выраженное диагональное построение. Летящая фигура Борея с вытянутыми вперед руками подчеркивает движение вперед и вверх. На представленном фрагменте (правая верхняя часть) показано сосредоточенное лицо Мухиной, голова и фигура скульптора откинуты назад, и этим как бы усиливается движение всей композиции. Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита.

4. Детали. Одной из важнейших деталей является красная брошь – центр, яркая точка, которая как бы собирает воедино разнонаправленные композиционные линии. Статуэтка Борея выбрана специально для подчеркивания порыва, творчества. Акценты красно-коралловых тонов – брошь, губы, румянец, маникюр, рефлексы на пальцах – дополнительно оживляют картину, будто искры пламени творчества, горящего в душе скульптора.

5. В портрете одновременно чувствуется и спокойствие, и драматическое начало. В сосредоточенном лице Мухиной ощущается внутренняя энергия.

6. Картина написана в 1940 году. К этому времени полностью сложились принципы социалистического реализма. Главным в искусстве стал Герой – борец, революционер, строитель нового общества, покоритель, новатор. Темы искусства во всех видах и жанрах в целом предполагали разнообразие: от героики революции и гражданской войны до трудовых будней, подсказанных и выдвинутых самой жизнью. Жанр портрета должен был оставаться одним из ведущих, поскольку реалистическое искусство всегда и прежде всего – исследование человека, его души, его психологии. При этом художественное творчество все более жестко идеологизировалось. Официально признанные художники создавали иллюзорный образ ликующей праздничной жизни, столь не соответствующий действительности. Но многие из них умели избрать такие сюжеты и моменты, которые позволяли им оставаться вполне искренними, например, пейзаж и портрет.

7. Картины М.В.Нестерова: «Видение отроку Варфоломею», «Портрет хирурга С.С.Юдина», «Портрет И.П.Павлова», «Пустынник», «Философы» и др.

9. Портрет. В.А.Серов «Портрет Орловой», О.А.Кипренский «Портрет А.С.Пушкина» и т.д.

Критерии:

Участник…

  1. верно указывает название работы и автора – по 2 балла, максимум 4 балла;
  2. описывает сюжет и общую композицию – максимум 5 баллов
  3. верно указывает место представленного фрагмента – 1 балл,
  4. правильно описывает значимые детали, их место в композиции и функции – максимум 5 баллов
  5. верно описывает настроение картины, общее эмоциональное состояние – максимум 5 баллов
  6. верно описывает время создания (период, эпоха) и характерные черты искусства этого времени – максимум 5 баллов
  7. верно указывает другие работы того же автора – 1 балл за каждое
  8. верно указывает жанр произведения – 1 балл
  9. верно указывает работы (название и автор) того же жанра – 2 балла за каждое.
  10. оправданно расширяет ответ (сведения о картине, авторе, жанре) – максимально 3 балла.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов в задании, при ошибке в написании имени или названия – 1 балл за каждый случай

Максимально 38 баллов.

Итого за 5 заданий максимально – 152 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по литературе в 8 классе...

Олимпиадные задания для школьного этапа по немецкому языку для 5-6 классов

Олимпиадные задания по немецкому языку школьный уровень 5-6 классы...

Задания для школьного этапа олимпиады по искусству (мировой художественной культуре) 7 - 11 классы

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам. Из-за не...

Задания для школьного этапа ВсОШ по химии 8 класс

Данный материал предназначен для проведения школьного этапа ВсОШ по химии с обучающимися 8 класса, содержит познавательные задания....

Как готовить олимпиадные задания на школьный этап ВсОШ? Из опыта работы.

Описываются основные моменты по составлению олимпиадных заданий....

Олимпиадные задания для школьного этапа ВСОШ по английскому языку

Олимпида  по английскому языку для 9 класса для школьного этапа ВСОШ раасчитана еа 90 минут. Состоит из 4 разделов . В комплет входит: задания, ключи, аудиофайл, скрипт , лист ответов и керитерии...

Комплект задания для школьного этапа ВсОШ (осень 2020) по искусству (МХК), 5-11 классы

Предлагаю задания и критерии оценивания для проведения школьного этапа олимпиады по искусству. Все задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями и по количеству и по типам, ориентир...