Как готовить олимпиадные задания на школьный этап ВсОШ? Из опыта работы.
статья по биологии (11 класс)

Описываются основные моменты по составлению олимпиадных заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2_olimpiady.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

        Как готовить олимпиадные задания на школьный этап ВсОШ? Из опыта работы.

             Первые школьные олимпиады стали проводиться еще в 60-х годах прошлого века. Тогда еще не было четко прописанных процедур проведения, так что каждая школа и каждое муниципальное образование имели право формировать задания по своему усмотрению. Сегодня ситуация поменялась кардинальным образом.

Организацией Всероссийской олимпиады школьников занимается большая команда, в рамках которой действуют предметно-методические комиссии. Для каждого из 24 предметов она своя. В них входят профессоры, студенты, педагоги. Они-то и выступают в роли составителей задач и членов жюри. Комиссии делятся на центральную и локальные. Последние составляют задания для школьного и муниципального этапов ВсОШ, а центральная комиссия формирует комплект задач для регионального и национального этапов. Комиссии по заключительным этапам собираются два раза в год: осенью —  по региональному этапу, зимой — по заключительному. После комиссии еще примерно полтора месяца задания будут дорабатываться. На протяжении нескольких лет, как опытный педагог, вхожу в число составителей ВсОШ на школьном уровне по биологии и ОБЖ, закрепленных приказом Министерства образования Новосибирской области.

Школьный этап является массовым мероприятием и преследует такие основные цели: стимулировать интерес учащихся к общеобразовательным предметам; расширить кругозор и предметные знания обучающихся; активизировать творческие способности обучающихся; выявлять учеников, которые могут представлять своё учебное заведение на последующих этапах олимпиады.

Как известно, задания в предметной олимпиаде даже на школьном уровне не из простых. Они отличаются от контрольных, ВПР, ОГЭ и ЕГЭ выходом за рамки школьной программы. Чтобы ответить на них и набрать максимальное количество баллов, нужно не только знать свой предмет, но и иметь расширенный кругозор.

Олимпиадные задания по каждому предмету очень разнообразны по набору тем, поэтому придумывать задания по конкретной теме проще тому, кто глубже погружен в нее, но составлена она так, чтобы решить ее было под силу каждому.

При составлении заданий требуется придерживаться учебных программ по той или иной дисциплине. Каждое задание должно по сложности соответствовать тому уровню, для которого оно предназначается. Готовые задания опечатываются и не разглашаются вплоть до самого последнего момента – то есть становятся доступными для участников непосредственно во время начала проведения олимпиады.

Задачи для классов помладше составляются с опорой на школьную программу. Процесс подготовки задания может выглядеть так: составитель открывает учебник и просматривает темы для 6 класса. Видит, что там есть раздел про побеги и почки, и придумывает задачу, которая была бы сложнее материала из книги, но решаема благодаря знаниям из других предметов и общему уровню эрудиции. Например, в задаче по биологии могут спросить, почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? Задания стараются делать не только сложными, но и интересными. Например, задания по биологии могут быть связаны с кулинарией, пищевыми продуктами.

Составителю важно не только знать свою предметную область, но и обладать общей эрудицией. Нужно это и олимпиадникам, которым потом предстоит решать эти задачи. Над задачей для старшеклассника можно думать и полдня. Она должна быть многослойной с ловушками, чтобы на каждом уровне решения можно было ошибиться. Но обязательно есть подсказки, которые направят школьника на правильный путь решения.

Многие олимпиадные задания не требуют от школьника знания какого-то научного факта: даты исторического события или формулы вещества; оценивается понимание закономерностей, верный ход мысли, аргументация ответа.  

После того, как задачи придуманы, члены комиссии собираются вместе на их вычитку и отбор. Они проверяют и решают их, чтобы определить уровень сложности, сверяют терминологию, которая в некоторых областях одной науки может использоваться по-разному. Еще один обязательный пункт — проверить логику решения. Тем, кто глубоко не погружен в тему, она может казаться очевидной, а других запутает. После вычитки в финальный комплект войдут не все задания: что-то перенесут на следующий год или на другой этап олимпиады.

В регламентах олимпиады четко прописаны все основные положения проведения мероприятия. Это касается, в частности, и составления самих заданий. При составлении заданий на школьном этапе предусматривается наличие трех уровней сложности и углубленности:

Основной общий уровень;

Средний общий;

С углубленным проникновением в материал.

Составитель олимпиадных заданий должен ориентироваться на Методические рекомендации, разработанные на основе актуального Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников. Критерии, которым должны соответствовать задания школьного и муниципального этапов:

доступность: формулировка задания должна быть понятна обучающемуся данного класса; если в рамках задачи требуется введение новых научных терминов, не включённых в школьную программу для данной возрастной группы, необходимо дать их толкование;

однозначность: задание, как правило, должно иметь единственно верный ответ, который может быть верифицирован посредством научной и справочной литературы, словарей и др.;

уникальность: задания школьного этапа олимпиады должны быть новыми, уникальными, не повторяющими материалы различных сборников задач или вопросы прошлых лет. Допускается использование известных моделей построения заданий и типичных формулировок;

соответствие вопроса, ответа и критериев оценивания друг другу: в критериях оценивания должны быть предусмотрены баллы за все поставленные в задании вопросы. Не рекомендуются общие формулировки вроде «Приведите примеры…» или «Составьте предложения…», поскольку за каждую содержательную единицу ответа необходимо предусматривать баллы. Следует точно указывать количество требуемых единиц, например, следующим образом: «Приведите два примера...», «Укажите как можно больше (но не более пяти) слов...» и др.

Следует отдельно отметить, что вопросы, поставленные перед участником олимпиады, должны активизировать его творческую деятельность, подводить его к установлению ранее неизвестных ему лингвистических закономерностей; таким образом, задания должны иметь эвристический/проблемный характер, моделируя в упрощённых, искусственно созданных условиях элементы научной деятельности. Участникам могут быть предложены эвристические задачи, тексты с проблемными вопросами, кейсы, включающие в себя некоторую познавательную трудность. Для выполнения подобных заданий должно быть недостаточно работы по знакомой схеме; ход решения предполагает умения анализировать, логически мыслить, строить гипотезы, комбинировать ранее известные способы решения новым, оригинальным способом. При этом такие задания должны оставаться интересными и посильными.

При разработке заданий необходимо заранее оценивать уровень сложности всех задач, которые включаются в комплект. Этот критерий не является объективным, потому что невозможно высчитать уровень сложности по определённой формуле. Однако всё же следует формировать комплект таким образом, чтобы в его составе обязательно были:

1–2 задания, с которыми, скорее всего, справятся не менее 70 % участников,

2–3 задания — с расчётом на 50%

ещё 2 задания для наиболее способных учащихся.

Продуктивным представляется не механическое увеличение количества заданий, а углубление найденного факта/явления/закономерности посредством добавления дополнительных вопросов.

Если на школьном этапе в формулировках заданий должна быть использована терминология в объёме школьной программы, участникам также может предлагаться научная справка (введение в содержание задания), где кратко поясняются новые термины или явления, которые не находятся в поле зрения учащихся в процессе обычного школьного обучения, но знакомство с которыми необходимо для выполнения задания.

Таким образом, комплект заданий для каждой возрастной категории составлен так, что задачи являются посильными, интересными и развивающими. Следовательно, каждый участник школьного этапа в какой-то момент окажется в ситуации успеха, при этом дифференцирующий характер остальных задач позволит выявить наиболее одарённых участников.

Список используемой  литературы, интернет-ресурсов

Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьёв А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие / Под ред. С. В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.

Введенская Л. А., Колесников Н. П. Этимология. ― М., 2004.

Виноградов В. В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных/ Отв. ред. Н. Ю. Шведова. ― М., 1994.

Кноп К.А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. ― 3-е изд., стереотип. – М.: МЦНМО, 2014.

Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. В 3 т. / Под ред. Г. А. Ягодина. – М.: Прогресс-Пангея, 1993–1995.

Небел Б. Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2 т. – М.: Мир, 1993.

Норман Б. Ю. Русский язык в задачах и ответах. ― М., 2013.

Раскина И. В, Шноль Д. Э. Логические задачи. – М.: МЦНМО, 2014.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. – М.: Мысль, 1990.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. ― М.: Просвещение, 2012.

Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. ― 3-е изд., испр. ― М., 2004.

Экология человека: Словарь-справочник / Авт.-сост. Н.А. Агаджанян, И.Б. Ушаков, В.И. Торшин и др.; под общ. ред. Н.А. Агаджаняна. – М.: Экоцентр: КРУК, 1997.

http://vserosolymp.rudn.ru — портал всероссийской олимпиады школьников

Также могут быть использованы материалы с порталов http://gramota.ru, http://gramma.ru, http://slovari.ru, http://dic.academic.ru, http://ruscorpora.ru и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания к школьному этапу по английскому языку для 11 класса с ответами

Разработка олимпиадного материала к школьному этапу  для 11 класса с ответами....

Олимпиадные задания для школьного этапа по немецкому языку для 5-6 классов

Олимпиадные задания по немецкому языку школьный уровень 5-6 классы...

Олимпиадные задания для школьного этапа 5-11 класс

Олимпиадные задания для школьного этапа 5-11 класс (с решением)...

олимпиадные задания для школьного/муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников 10 класс

Данный материал содержит олимпиадные задания для школьного/муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников для 10 класс. В файл помещены и ключи к решению заданий...

Олимпиадные задания для школьного этапа ВСОШ по английскому языку

Олимпида  по английскому языку для 9 класса для школьного этапа ВСОШ раасчитана еа 90 минут. Состоит из 4 разделов . В комплет входит: задания, ключи, аудиофайл, скрипт , лист ответов и керитерии...

Олимпиадные задания для школьного этапа ВОШ,9 класс

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ 2022-2023 учебный год, школьный этап. Составитель учитель георафии Базанова Л.Н....