Разработка урока по искусству (МХК) "Типы византийских храмов и их структура"
план-конспект урока по мхк (10 класс) на тему

Самойлова Марина Николаевна

Предмет: Мировая художественная культура

Программа Л.А.Рапацкая (профильная)

Класс: 10

Раздел: Византийская культура

Тема урока: Типы византийских храмов и их структура

Тип урока: комбинированный

Форма урока: проблемный урок

Время урока 2 академических часа

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Разработка спаренного урока с презентационным материалом

Предмет: Мировая художественная культура

Программа Л.А.Рапацкая (профильная)

Класс: 10

Раздел: Византийская культура

Тема урока: Типы византийских храмов и их структура

Тип урока: комбинированный

Форма урока: проблемный урок

Время урока 2 академических часа

Автор разработки: Самойлова М.Н. учитель Искусства (МХК), Искусства (ИЗО), ОРКСЭ

      Цели и задачи спаренного урока:

  • Сформировать представление о храмовом строительстве в Византии, которое стало мощнейшим фактором влияния на развитие архитектуры православных государств;
  • сформировать представление об основных типах храмовой архитектуры Византии; научить классифицировать и узнавать архетипы соборов по плану и рисунку;
  • закрепить знания по теме;
  • способствовать развитию мышления, памяти, концентрации внимания, интереса к культуре Византии, расширению кругозора;
  • способствовать формированию коммуникативных и познавательных компетенций учащихся;
  • создать условия для повышения познавательной и творческо-поисковой активности учащихся, развития их личностно - мотивационной сферы

Оснащение урока

  • Проектор
  • Ноутбук
  • Экран для демонстрации слайдов

План – конспект урока[1]

№ слайда

Текст учителя

Действия учителя

Действия учащихся

 Время

1

В Византии возводили великолепные сооружения: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки, но основным типом зданий стали церкви. Большого расцвета византийская культура достигает в V - VI в., когда были заложены основы новой архитектуры. Возникает особый архитектурный стиль, особенно проявившийся в строении храмов. С какими историческими событиями (изначально Римской империи, затем самой Византии) это связано?

Повествование

Обсуждение

Переключение слайдов

Просмотр презентации

Ответы на вопросы

Участие в обсуждении

1 мин

2

В течении IV – IV веков в Византии формируются основные типы христианских храмов: базилика, центрический (ротонда), купольная базилика, крестово – купольный.

Какие типы перечисленных храмов вам знакомы из уже пройденного ранее материала?

Показ слайда

Ведение обсуждения

Переключение слайдов

Просмотр слайда, записи

10 мин

3 – 11

Базилика или базиликальный тип храма. Тесно связан с античной архитектурой. Базилика с греческого «царский дом»

Давайте вспомним основные составляющие базилики: неф (в переводе «корабль»), как центральный, так и боковые.

Среди представленных схем и планов, отыщите план и разрез базиликального храма. Обоснуйте свой ответ.

Ведение фронтальной беседы

Переключение слайдов

Участие в обсуждении

15 мин

12

Как мы уже отметили, что центрический тип храма или, как его еще принято называть – ротонда, так же известен нам из античной архитектуры. Ротонды бывают круглые или восьмиугольные в основании.

Показ слайда

Переключение слайдов

1 мин

13, 14

Базилика Сан-Витале в Равене и Мавзолей Галлы Плацидии в Равене. Внимательно рассмотрите план и вид данных построек. Попробуйте самостоятельно проанализировать данное здание, заполнив, находящуюся на вашей парте карту. Синтез каких типов зданий произвел зодчий? Можно ли применить термин «эклектика» в отношении данного здания? Обоснуйте ваш вывод.

Организация работы в группах или парах

Индивидуальная помощь при заполнении карты

Переключение слайдов

Работа в группах или парах.

Заполнение карты

Участие в обсуждении

15 мин

15 – 19

Купольная базилика. Уже из названия понятно, что данный тип построек являет собой синтез двух, ранее известных нам типов зданий – базилики и купольного центра.

Попробуем провести анализ Собора Святой Софии в Константинополе (ныне Стамбуле)

Организация работы в группах или парах

Индивидуальная помощь при заполнении карты

Переключение слайдов

Работа в группах или парах.

Заполнение карты

Участие в обсуждении

17 мин

20 – 27

Крестово –купольный храм. Ранее не встречающихся в курсе нашего предмета тип храма, однако, если вы внимательно всмотритесь в план и изображение, то поймете, что это знакомый нам тип храмового комплекса. Узнали? Можете привести примеры аналогичных построек?

Конечно, именно этот тип храма заимствовала Русь у Византии, при принятии крещения, будучи наследницей византийских христианских традиций и культуры.

Организация беседы

Переключение слайдов

Участие в обсуждении

Приведение примеров

Работа с планами и изображениями соборов

12 мин

28 – 30

Соотнесите план с храмом

Проверьте себя

Переключение слайдов

Выполнение тестовой работа

10 мин

31

Домашнее задание: Дозаполнить и оформить карту, используя Интернет ресурсы, подготовить для проверки

2 мин


[1] План – конспект урока не включает орг моменты – 3 минуты начало и 3 минуты окончание урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока по историческому краеведению "Дорога к храму"

Цели урока: изучить и обобщить материал по теме; способствовать раскрытию творческих способностей учащихся, дать возможность детям проявить себя; развивать умение правильно формулироват...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока по теме "Конкуренция. Типы рыночных структур".

Методическая разработка урока по экономике (10 класс, профильный уровень). Урок с применением инновационных технологий - электронной презентации, в урок включены материалы для самостоятельной работы у...

Методическая разработка урока по экономике "Конкуренция. Типы рыночных структур"

Методическая разработка урока по экономике 10 класс "Конкуренция. Типы рыночных структур"....