Рабочая программа по искусству
рабочая программа по мхк (11 класс)

Реутова Наталья Викторовна

Данилова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_mhk_11_klass.docx375.82 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Наталья\Desktop\Скан титульнико\10.jpg

Структура рабочей программы

1.Пояснительная записка         3-5

2.Содержание тем учебного предмета         5-7

3.Учебно-тематический план                                                        7        

4.Календарно-тематический план                                                7-8        

5.Требования к уровню подготовки учащихся          8

6. Учебно-методический комплекс                                               8        

Пояснительная записка.

Рабочая программа по Искусству (мировой художественной культуре) в 11 классе составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего образования по мировой художественной культуре. Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень. 11 класс. Москва Дрофа, 2016.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения мировой художественной культуры, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по МХК представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование, литература и средства обучения, приложения.

Цель курса.

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В связи с этим в программе в рубриках «опыт творческой деятельности» приводится примерный перечень возможных творческих заданий по соответствующим темам.

В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Изучение мировой художественной культуры направлено на достижение следующих целей:

- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;

- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

Основные дидактические принципы

Место предмета в базисном учебном плане

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества. Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

С учетом специфики предмета «Мировая художественная культура» главным критерием в оценке должны служить не знания формального характера, а озвучивание собственной позиции, умение мыслить самостоятельно и не тривиально. Учащемуся рекомендуется продемонстрировать наличие своей точки зрения и, если она не совпадает с общепринятой, аргументировано её отстаивать.

Высшего уровня оценки заслуживает демонстрация личной модели культурного развития школьника на путях духовного и гражданского становления личности, её социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Следует высоко оценивать компетенции, связанные с организацией личного досуга, активной позицией как полноправного члена общества, приобщившегося к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах, обращая внимание на способность учащегося давать критическую оценку «внушающей силе искусства», широко используемой в массовой культуре, рекламе, СМИ. Наиболее ценным предоставляется умение ученика демонстрировать личное толерантное отношение к миру, способность воспринимать национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой, оценивать её уникальность и неповторимость.

Продуктивные методы работы на уроке являются основными.

Прогнозируемые результаты.

На базовом уровне курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека.

Для учебного предмета «Мировая художественная культура» на базовом уровне приоритетным является: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; устанавливать несложные реальные связи и зависимости; оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства; осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств); использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ; владеть основными формами публичных выступлений; понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности; определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства; осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

В старших классах школы предоставлена широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретённые знания, умения и навыки, а главное – выработать представление о целостных художественных моделях мира.

Наиболее приоритетными становятся, во-первых, углублённое изучение важнейших этапов исторического развития мировой культуры, мотивация причин выдвижения на первый план одного из видов искусства, «прорастание» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Во-вторых, постижение закономерностей смены художественных эпох, стилей и направлений. Главным системообразующим принципом на данном этапе является понятие о художественном стиле. Шедевры искусства и имена их выдающихся творцов также изучаются в общем контексте художественных стилей и направлений.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная.

В 11 классе на изучение мировой художественной культуры на базовом уровне выделяется  34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю)

Учебник Данилова Г.И. Искусство. Базовый уровень.  Москва Дрофа, 2016.

Содержание тем учебного предмета

Введение. Стилевое многообразие искусства     17-18 веков.

Художественная культура Нового времени.

Художественная культура барокко.

Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Эстетика барокко.

Архитектура барокко

Характерные черты барочной архитектуры. Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Архитектура Петербурга и его окрестностей. Ф.Б.Растрелли.

Изобразительное искусство барокко

Живопись барокко. Творчество Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини.

Реалистические тенденции в живописи Голландии

Творчество Рембрандта. Великие мастера голландской живописи.

Музыкальная культура барокко

«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Русская музыка барокко.

Художественная культура классицизма и рококо.

Эстетика классицизма. Рококо и сентиментализм.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

«Сказочный сон» Версаля. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир.

Изобразительное искусство классицизма и рококо

Никола Пуссен – художник классицизма. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо.

Композиторы Венской классической школы

Классический симфонизм Гайдна. Музыкальный мир Моцарта. «Музыка, высекающая огонь людских сердец» Л. Ванн Бетховен

Шедевры классицизма в архитектуре России.

«Строгий, стройный вид» Петербурга. «Архитектурный театр» Москвы. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков.

Искусство русского портрета

Мастера живописного портрета. Мастера скульптурного портрета.

Неоклассицизм и академизм в живописи

Ж.Л.Давид – основоположник неоклассицизма. Творчество К.П.Брюллова. Художественные открытия А.А.Иванова

Художественная культура романтизма: живопись

Эстетика романтизма. Живопись романтизма.

Романтический идеал и его отражение в музыке

Романтизм в западноевропейской музыке. Р.Вагнер – реформатор оперного жанра. Русская музыка романтизма.

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка

Глинка – основоположник русской музыкальной классики. Рождение русской национальной оперы.

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века.

Реализм: эволюция понятия. Эстетика реализма и натурализм.

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

Картины жизни в творчестве Г.Курбе. История и реальность в творчестве О.Домье.

Русские художники-передвижники

Общество передвижных выставок. Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

Композиторы «Могучей кучки». «Музыкальная исповедь души»: творчество П.И.Чайковского.

Художественна культура конца XIX - XX века.

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления. Повседневная жизнь человека. Последователи импрессионистов.

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

Характерные особенности стиля. Модерн в архитектуре. В.Орта. Архитектурные шедевры А.Гауди. Модерн Ф.О.Шехтеля.

Символ и миф в живописи и музыке

Художественные принципы символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М.А.Врубеля. Музыкальный мир А.Н.Скрябина.

Художественные течения модернизма в живописи

Фовизм А.Матисса. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали.

Русское изобразительное искусство XX века

Художественные объединения начала века. Мастера русского авангарда. Искусство советского периода.

Архитектура XX века

Конструктивизм Ш.Э.Ле Корбюзье и В.Е.Татлина. «Органическая архитектура» Ф.Л.Райта. О.Нимейер: архитектор, привыкший удивлять.

Театральная культура XX века

Режиссерский театр К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. «Эпический театр» Б.Брехта.

Шедевры мирового кинематографа

Мастера немого кино: С.М.Эйзенштейн и Ч.С.Чаплин. «Реальность фантастики» Ф.Феллини

Музыкальная культура России XX века

Музыкальный мир С.С.Прокофьева. Творческие искания Д.Д.Шостаковича. Музыкальный авангард А.Г.Шнитке.

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

Искусство джаза и его истоки. Рок- и поп-музыка

Учебно-тематический план

№ п/п

Содержание

Кол-во часов

1

Введение. Стилевое многообразие искусства     17-18 веков.

1

2

Художественная культура Нового времени

21

3

Художественная культура конца XIX – XX века

12

Итого

34

Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема

Кол-во часо

Дата

1

Введение. Стилевое многообразие искусства     17-18 веков. (1)

1

Художественная культура Нового времени (21)

2

Художественная культура барокко

1

3

Архитектура барокко

1

4

Изобразительное искусство барокко

1

5

Реалистические тенденции в живописи Голландии

1

6

Музыкальная культура барокко

1

7

Художественная культура классицизма и рококо

1

8

Классицизм в архитектуре Западной Европы

1

9

Изобразительное искусство классицизма и рококо

1

10

Композиторы Венской классической школы

1

11

Шедевры классицизма в архитектуре России. «Строгий, стройный вид» Петербурга

1

12

Шедевры классицизма в архитектуре России. «Архитектурный театр»   Москвы   В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

1

13

Искусство русского портрета XVIII века

1

14

Неоклассицизм и академизм в живописи

1

15

Художественная культура романтизма: живопись

1

16

Романтический идеал и его отражение в музыке

1

17

Зарождение русской классической музыкальной школы. М.И.Глинка

1

18

Реализм – направление в искусстве второй половины XIX века

1

19

Социальная тематика в западноевропейской живописи реализма

1

20

Русские художники-передвижники

1

21

Развитие русской музыки во второй половине XIX века

1

22

Тестирование по разделу «Художественная культура Нового времени»

1

Художественная культура конца XIX – XX века (12)

23

Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи

1

24

Формирование стиля модерн в европейском искусстве

1

25

Символ и миф в живописи и музыке

1

26

Художественные течения модернизма в живописи

1

27

Русское изобразительное искусство XX века

1

28

Архитектура XX века

1

29

Театральная культура XX века

1

30

Шедевры мирового кинематографа

1

31

Музыкальная культура России XX века

1

32

Стилистическое многообразие западноевропейской музыки

1

33

Тестирование  по разделу «Художественная культура конца XIX –XX»

1

34

Подведение итогов

1

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

Знать / понимать:

- основные виды и жанры искусства;

- изученные направления и стили мировой художественной культуры;

- шедевры мировой художественной культуры;

- особенности языка различных видов искусства.


Уметь:

- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.

- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;

- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;

- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).


Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:

- для выбора путей своего культурного развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;

- самостоятельного художественного творчества.

Учебно-методический комплекс

1. Данилова Г.И.Искусство. Базовый уровень. 11 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений .  М.: Дрофа, 2016.

2. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

3. Пешикова Л.Ф. Методика преподавания мировой художественной культуры: Пособие для учителя.- М.: ВЛАДОС, 2002

4. Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5 – 11 классы /  авт-сост. И.В. Арисова.- Волгоград: Учитель,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 6 класса...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа по искусству 8-9 класс (Уровень: общеобразовательная программа, базовый уровень)

Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству   Примерной учебной программы основного обра...

Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

Содержание адаптированной рабочей программы I.  Целевой раздел    1. Пояснительная записка      - психолого-педагогическая характеристика класса...

Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией  Г.П Сергеево...

Рабочая программа Изобразительное искусство "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" Н.А. Горяева, О.В. Островская 5 класс

    Учебник создан по программе для общеобразовательной школы “Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы”, которая разработана под руководством народного...

Рабочая программа изобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программе для детей с легкой умственной отсталостью

Рабочая программаизобразительного искусства по адаптированной основной образовательной программедля детей с легкой умственной отсталостью...