ПРОГРАММА ПО МХК 11 КЛАСС
рабочая программа по мхк (11 класс)

Грига Ирина Иннокентьевна

   Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
  • Федеральным базисным   учебным   планом,      утвержденного приказом   Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
  • Примерными программами по МХК;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах на 2020-2021 учебный год.

 Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

 

Актуальность программы

11 класс средней   (полной) школы мы рассматриваем как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Цели и задачи  курса:

Цель:

 интеграция полученных ранее знаний по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне.

Задачи:

 - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды- -развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Данный курс рассчитан на 34  часа (из расчета 1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в  11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее  развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также  увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

 Учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она  позволяет, в общем  и мировом масштабе увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное  уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МХК34.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

   Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
  • Федеральным базисным   учебным   планом,      утвержденного приказом   Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
  • Примерными программами по МХК;
  • Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах на 2020-2021 учебный год.

 Рабочая программа разработана в соответствии с:

  • ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
  • Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»  
  • Уставом МБОУ «Уринская СОШ».

 

Актуальность программы

11 класс средней   (полной) школы мы рассматриваем как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.

Цели и задачи  курса:

Цель:

 интеграция полученных ранее знаний по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне.

Задачи:

 - освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды- -развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;

-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.

Данный курс рассчитан на 34  часа (из расчета 1 час в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшей особенностью содержания курса МХК в  11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее  развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также  увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.

 Учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она  позволяет, в общем  и мировом масштабе увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное  уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.

Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся  общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования. В 11 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 учебного часа в неделю).

Учебно-методический комплект

 Учебники для общеобразовательных  учреждений.

Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 11класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.

Григорьева Н.А.    История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.

Пешикова Л.В.    Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.

Содержание тем учебного предмета

 11класс

Тема 1.   Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3)        Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.

Тема 2. Шедевры  музыкального искусства   эпохи романтизма.(2)        Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.

 Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2)        Сообщение о творчестве Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара.

 Тема 4. Экспрессионизм .  Действительность сквозь призму страха.(2)        Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.

 Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4)         Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла.  Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.

 Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2)        Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова,  К.Брюллова, А.Воронихина, П.Федотова, Д.Захарова,  И.Мартоса, П.Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М.Мусорского, Бородина, Н.Римского-Корсакова.

Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера  в высокую миссию русского народа.(2)        Сообщение о творчестве  В.Перова, И.Крамского, В. Сурикова,  Шишкина, Васнецова

Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.(2)        Сообщение о творчестве М. Врубеля, А.Скрябина, В.Брюсова,  А.Блока, К.Бальмонта..

Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард.        «Русский футуризм».   Сообщение о творчестве И.Северянина, А.Маяковского, Ахматовой

Тема 10.  В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм  и поздний романтизм.        Сообщение о творчестве В.Серова, Ф.Стравинского.  Художественное обьединение «Мир искусств».

Тема 11.   Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла.        Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман».  Постмодернизм.

Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот.        «Музыкальный авангард»20 века

Тема 13.  Театр и киноискусство 20 века; культурная  дополняемость.        Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа.

Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости.        Творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека,  Э.Хеменгуэя. Американская музыка.

Искусство Латинской Америки.        Творчество Р.Кента и А.Сикейроса.

Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг.        Творчество К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.

Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века.        Творчество  А.А.Пластова, П.Д.Корина, И.Грабаря, Н.Крымова.

Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2)        Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского

Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2)        Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Музыкальное искусство и театр.

Учебный план 11 класс

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Форма контроля

1

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века

9

4       5

2

Художественная культура России 19-начала 20 века

7

4      3

3

Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

18

8     10

Всего

34

16       18

Календарно-тематическое планирование 11 класс

Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века

1

Романтизм в художественной культуре 19-20 вв.

1

лекция

Устный опрос

3.09

2

Романтизм во Франции и Испании

1

семинар

Практическая работа

10.09

3

Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма

1

лекция

Творческая работа

17.09

4

Импрессионизм: поиск ускользающей красоты

1

тест

Творческая работа

24.09

5

Художественные особенности импрессионизма

1

Контрольный опрос

Творческая работа

1.10

6

Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и упрека

1

семинар

Творческая работа

8.10

7

Мир реальности и мир новой реальности. Постимпрессионизм

1

семинар

Защита мини проекта

15.10

8

Фовизм. Кубизм. Абстракционизм

1

лекция

Творческая работа

22.10

9

Сюрреализм как основа дисгармонии Вселенной

1

лекция

Творческая работа

5.11

Художественная культура России 19-начала 20 века

10

Шедевры русской художественной культуры 1 половины 19 века. Архитектура России

1

беседа

Самостоятельная работа

12.11

11

Романтизм в живописи первой половины 19 века

1

беседа

Устный опрос, творческая работа

19.11

12

Реализм творчества П.Федотова Реализм творчества П.Федотова

1

семинар

Творческая работа

26.11

13

Художественная культура России 2 половины 19 века: вера в миссию народа

1

Контрольный опрос

Самостоятельная работа

3.12

14

Русская пейзажная живопись

1

семинар

Самостоятельная работа, устный опрос

10.12

15

Русская историческая живопись

1

тест

Самостоятельная работа, устный опрос

17.12

16

Музыка А.Н. Скрябина

1

лекция

Самостоятельная работа, устный опрос

24.12

Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам

17

Переоценка ценностей в художественной культуре "серебряного": открытия символизма

1

лекция

Самостоятельная работа, устный опрос

14.01

18

Эстетика эксперимента и ранний русский авангард

1

семинар

Творческая работа

21.01

19

Художественное объединение "Бубновый валет"

1

лекция

Творческая работа

28.01

20

Абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского

1

лекция

Самостоятельная работа, итоговый тест

4.02

21

В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм

1

семинар

Устный опрос

11.02

22

Эволюция взглядов художника. Творчество В.Серова

1

Круглый стол

Самостоятельная работа

18.02

23

Объединение "Мир искусства"

1

семинар

Тестирование

25.02

24

Стили и жанры

1

семинар

творческая работа

3.03

25

Русские сезоны в Париже

1

семинар

творческая работа

10.03

26

Художественная культура Америки: обаяние молодости

1

Контрольный опрос

творческая работа

17.03

27

Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 годов

1

лекция

творческая работа

24.03

28

Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве

1

лекция

творческая работа

31.03

29

Сталинский ампир

1

семинар

Самостоятельная работа

7.04

30

Общечеловеческие ценности и "русская тема" в советском искусстве периода "оттепели"

1

семинар

Практическая работа

14.04

31

Поэты песенники Б.Окуджав, В.Высоцкий, А.Галич

1

Круглый стол

Творческая работа

21.04

32

Молодежные массовые музыкальные жанры 60-х годов

1

тест

Самостоятельная работа

28.04

33

Противоречия в отечественной культуре последних десятилетий 20 века

1

Контрольный опрос

Контрольный опрос

12.05

34

Изобразительное искусства 20 века.

1

семинар

Тест

19.05

Итого

34

В результате изучения курса «МХК» в  11 классе обучающиеся должны 

Знать / понимать:

характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;

шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;

основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;

основные средства выразительности разных видов искусства;

Уметь:

сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;

устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;

пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;

осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);

Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;

использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;

участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;

проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);

участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.

Список литературы

         Для учащихся:

Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая  – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ.

Русская художественная культура. 11класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.

Для учителя:

 Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи /Л.М. Баткин. – СПб.:  Искусство. 1990.

Вазари, Джорджо. Жизнеописания / Джорджо Вазари. – СПб.:  Творческое объединение «Пальмира», 1992.

Даниэль, С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. – Л. : Искусство, Ленинградское отд-е, 1990.

Ротенберг, Е.И. Искусство Италии XVI-XVII вв. /Е.И. Ротенберг. – М.: Советский художник, 1989.

Шекспир, Уильям. Сонеты /Уильям Шекспир. – М.: Радуга, 1984.

Эрпель, Ф.Рембрандт / Ф.Эрпель. – Берлин: Хеншель, 1989.

Коллекция электронных образовательных ресурсов по мировой

художественной культуре .

http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное

планирование, контроль знаний по МХК.

http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений

искусства по времени, стране, стилю).

http://www.school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)

Энциклопедии и библиотеки

http://ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом

количестве языков мира.

http://www.artprojekt.ru- энциклопедия искусства – галереи, история искусства.

http://www.smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.

http://mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами.

http://fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды».

http://100oper.nm.ru/- книга «100 опер».

http://www.encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга.

http://www.greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.

http://www.cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».

http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.

http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных

искусств с большим количеством изображений.

http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.

http://notes.tarakanov.net/— нотная библиотека.

http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству.

http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.

http://www.most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.

http://www.big-library.info/?act=au...&subtema=36 -Большая электронная библиотека

http://www.softportal.com/software-...siklopediya.htm- Секреты красоты. Электронная энциклопедия

http://hdfile.ru/2343-elektronnaya-...a-lekarstv.html- Электронная энциклопедия лекарств

http://www.softforfree.com/programs...diya-16464.html - Кулинария. Электронная энциклопедия.

http://softoroom.net/topic32234.html- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия

http://books-center.ru/ - Литературный центр. Библиотека аудио и txt литературы. Книги, учебники,

энциклопедии, справочные материалы, раздела Энциклопедия.

http://www.torrentino.com/ - http://www.torrentino.com/search/371- Мультимедийные и интерактивные

издания

http://www.torrentino.ru/torrents/50733/start_download - Большая детская электронная энциклопедия

http://vipzone.ws/raznoe/261594-vse...ya-2011rus.html- Все об оружии - Электронная энциклопедия

http://vipbook.info/dosug/13882-Mir...iklopediya.html- Мир цветов. Электронная энциклопедия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.

Программа разработана на основе Государственного стандар­та общего образования по предметам «Изобразительное искус­ство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искус­ство». Программа предназн...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...