ПРОГРАММА ПО МХК 11 КЛАСС
рабочая программа по мхк (11 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Примерными программами по МХК;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
- Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
- Уставом МБОУ «Уринская СОШ».
Актуальность программы
11 класс средней (полной) школы мы рассматриваем как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Цели и задачи курса:
Цель:
интеграция полученных ранее знаний по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне.
Задачи:
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды- -развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
Данный курс рассчитан на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет, в общем и мировом масштабе увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МХК | 34.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования;
- Федеральным базисным учебным планом, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004.;
- Примерными программами по МХК;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах на 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- ООП ООО МБОУ «Уринская СОШ»
- Положением о рабочей программе МБОУ «Уринская СОШ»
- Уставом МБОУ «Уринская СОШ».
Актуальность программы
11 класс средней (полной) школы мы рассматриваем как важнейший завершающий этап образования и воспитания школьников, который интегрирует полученные ранее знания по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне. Изучение МХК осуществляется в рамках базового курса и опирается на федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить ее потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщенного опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более четкого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Цели и задачи курса:
Цель:
интеграция полученных ранее знаний по истории мировой художественной культуры на новом художественно-эстетическом и философском уровне.
Задачи:
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
-овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
-использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды- -развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
-воспитание художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры.
Данный курс рассчитан на 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшей особенностью содержания курса МХК в 11 классе является представленная в нем широкая панорама развития мировой художественной культуры от истоков до современности. Избранный исторический путь изучения позволяет учащимся на качественно новом уровне обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки, а главное - выработать устойчивые представления о художественной картине мира на всем протяжении ее развития. Кроме того, такой путь изучения курса позволит учащимся выявить и осознать причины выдвижения на первый план того или иного вида искусства в конкретную культурно-историческую эпоху, а также увидеть «прорастания» древних пластов культуры в искусстве настоящего времени. Исторический путь изучения курса позволит также понять закономерности смены художественных эпох, стилей и направлений в искусстве различных стран и народов мира.
Учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями. Особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет, в общем и мировом масштабе увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга, воспитывает взаимное уважение с помощью вечных, непреходящих ценностей мировой культуры.
Краткая характеристика возраста детей и ведущих видов их деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «МХК» на этапе среднего (полного) общего образования. В 11 классе выделяется 34 часа (из расчета 1 учебного часа в неделю).
Учебно-методический комплект
Учебники для общеобразовательных учреждений.
Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Русская художественная культура. 11класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.
Григорьева Н.А. История и мировая художественная культура: Интегрированные задания. 10-11 классы / Григорьева Н.А. - М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2006. - 128 с.
Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе: Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 96 с.
Содержание тем учебного предмета
11класс
Тема 1. Романтизм в художественной культуре Европы 19 века; открытие внутреннего мира человека.(3) Романтизм в художественной культуре Франции 19 века. Образный мир испанского художника Ф. Гойи.
Тема 2. Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма.(2) Великие композиторы 19 века восточных земель Европы.
Тема3. Импрессионизм: поиск ускользающей красоты.(2) Сообщение о творчестве Э.Мане, К.Моне, Э.Дега, О. Ренуара.
Тема 4. Экспрессионизм . Действительность сквозь призму страха.(2) Сообщение о творчестве Э.Мунка, Г.Тракля, А.Шенберга. Экспрессионизм в музыкальном искусстве.
Тема 5. Мир реальности и «мир новой реальности»: Традиционные и нетрадиционные течения в искусстве 19 -20 веков. (4) Сообщение о творчестве П. Варлена, С. Малларме. Сообщение о творчестве Э.Золя, Мопассана, Конан-Дойла. Эстетика символизма Эстетика постимпрессионизма. Новые направления в живописи и скульптуре.
Тема 6. Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века.(2) Сообщение о творчестве М. Глинки, А. Иванова, К.Брюллова, А.Воронихина, П.Федотова, Д.Захарова, И.Мартоса, П.Клода. Сообщение о творчестве П. Чайковского, М.Мусорского, Бородина, Н.Римского-Корсакова.
Тема 7. Русская художественная культура пореформенной эпохи: вера в высокую миссию русского народа.(2) Сообщение о творчестве В.Перова, И.Крамского, В. Сурикова, Шишкина, Васнецова
Тема 8. Переоценка ценностей в художественной культуре «серебряного века»: открытие символизма.(2) Сообщение о творчестве М. Врубеля, А.Скрябина, В.Брюсова, А.Блока, К.Бальмонта..
Тема 9.Эстетика эксперимента и ранний русский авангард. «Русский футуризм». Сообщение о творчестве И.Северянина, А.Маяковского, Ахматовой
Тема 10. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм. Сообщение о творчестве В.Серова, Ф.Стравинского. Художественное обьединение «Мир искусств».
Тема 11. Художественная литература 20 века. Полюсы добра и зла. Творчество Ф.Кафки. Экзсистенциализм. Жанр «интеллектуальный роман». Постмодернизм.
Тема12.Музыкальное искусство в нотах и без нот. «Музыкальный авангард»20 века
Тема 13. Театр и киноискусство 20 века; культурная дополняемость. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение наци-онального кинематографа.
Тема14. . Художественная культура Америки: обаяние молодости. Творчество Марка Твена, Т.Драйзера, Д.Стайнбека, Э.Хеменгуэя. Американская музыка.
Искусство Латинской Америки. Творчество Р.Кента и А.Сикейроса.
Тема15. Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 гг. Творчество К.С.Петрова-Водкина, А.А.Дейнеки, И.И.Машкова, М.В.Нестерова.
Тема16. Смысл высокой трагедии, образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины 20 века. Творчество А.А.Пластова, П.Д.Корина, И.Грабаря, Н.Крымова.
Тема17.Общечеловеческие ценности и « русская тема» в советском искусстве периода «оттепели».(2) Развитие живописи и музыки в 60-е годы. Творчество В.Попкова. Д.Жилинского, П.Оссовского
Тема18. Противоречия в отечественной художественной культуре последних десятилетий 20 века.(2) Развитие живописи и архитектуры на пороге нового тысячелетия. Музыкальное искусство и театр.
Учебный план 11 класс
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Форма контроля |
1 | Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века | 9 | 4 5 | |
2 | Художественная культура России 19-начала 20 века | 7 | 4 3 | |
3 | Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | 18 | 8 10 | |
Всего | 34 | 16 18 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс | ||||||
Предчувствие мировых катаклизмов: основные течения в европейской художественной культуре 19-начала 20 века | ||||||
1 | Романтизм в художественной культуре 19-20 вв. | 1 | лекция | Устный опрос | 3.09 | |
2 | Романтизм во Франции и Испании | 1 | семинар | Практическая работа | 10.09 | |
3 | Шедевры музыкального искусства эпохи романтизма | 1 | лекция | Творческая работа | 17.09 | |
4 | Импрессионизм: поиск ускользающей красоты | 1 | тест | Творческая работа | 24.09 | |
5 | Художественные особенности импрессионизма | 1 | Контрольный опрос | Творческая работа | 1.10 | |
6 | Экспрессионизм: действительность сквозь призму страха и упрека | 1 | семинар | Творческая работа | 8.10 | |
7 | Мир реальности и мир новой реальности. Постимпрессионизм | 1 | семинар | Защита мини проекта | 15.10 | |
8 | Фовизм. Кубизм. Абстракционизм | 1 | лекция | Творческая работа | 22.10 | |
9 | Сюрреализм как основа дисгармонии Вселенной | 1 | лекция | Творческая работа | 5.11 | |
Художественная культура России 19-начала 20 века | ||||||
10 | Шедевры русской художественной культуры 1 половины 19 века. Архитектура России | 1 | беседа | Самостоятельная работа | 12.11 | |
11 | Романтизм в живописи первой половины 19 века | 1 | беседа | Устный опрос, творческая работа | 19.11 | |
12 | Реализм творчества П.Федотова Реализм творчества П.Федотова | 1 | семинар | Творческая работа | 26.11 | |
13 | Художественная культура России 2 половины 19 века: вера в миссию народа | 1 | Контрольный опрос | Самостоятельная работа | 3.12 | |
14 | Русская пейзажная живопись | 1 | семинар | Самостоятельная работа, устный опрос | 10.12 | |
15 | Русская историческая живопись | 1 | тест | Самостоятельная работа, устный опрос | 17.12 | |
16 | Музыка А.Н. Скрябина | 1 | лекция | Самостоятельная работа, устный опрос | 24.12 | |
Русская художественная культура 20 века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам | ||||||
17 | Переоценка ценностей в художественной культуре "серебряного": открытия символизма | 1 | лекция | Самостоятельная работа, устный опрос | 14.01 | |
18 | Эстетика эксперимента и ранний русский авангард | 1 | семинар | Творческая работа | 21.01 | |
19 | Художественное объединение "Бубновый валет" | 1 | лекция | Творческая работа | 28.01 | |
20 | Абстракционизм К. Малевича и В. Кандинского | 1 | лекция | Самостоятельная работа, итоговый тест | 4.02 | |
21 | В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм | 1 | семинар | Устный опрос | 11.02 | |
22 | Эволюция взглядов художника. Творчество В.Серова | 1 | Круглый стол | Самостоятельная работа | 18.02 | |
23 | Объединение "Мир искусства" | 1 | семинар | Тестирование | 25.02 | |
24 | Стили и жанры | 1 | семинар | творческая работа | 3.03 | |
25 | Русские сезоны в Париже | 1 | семинар | творческая работа | 10.03 | |
26 | Художественная культура Америки: обаяние молодости | 1 | Контрольный опрос | творческая работа | 17.03 | |
27 | Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30 годов | 1 | лекция | творческая работа | 24.03 | |
28 | Образы искусства военных лет и образы войны в искусстве | 1 | лекция | творческая работа | 31.03 | |
29 | Сталинский ампир | 1 | семинар | Самостоятельная работа | 7.04 | |
30 | Общечеловеческие ценности и "русская тема" в советском искусстве периода "оттепели" | 1 | семинар | Практическая работа | 14.04 | |
31 | Поэты песенники Б.Окуджав, В.Высоцкий, А.Галич | 1 | Круглый стол | Творческая работа | 21.04 | |
32 | Молодежные массовые музыкальные жанры 60-х годов | 1 | тест | Самостоятельная работа | 28.04 | |
33 | Противоречия в отечественной культуре последних десятилетий 20 века | 1 | Контрольный опрос | Контрольный опрос | 12.05 | |
34 | Изобразительное искусства 20 века. | 1 | семинар | Тест | 19.05 | |
Итого | 34 |
В результате изучения курса «МХК» в 11 классе обучающиеся должны
Знать / понимать:
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;
шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;
основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;
основные средства выразительности разных видов искусства;
Уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;
устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;
пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;
осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;
использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;
участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;
проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);
участвовать в научно-практических семинарах, диспутах и конкурсах.
Список литературы
Для учащихся:
Мировая художественная культура. Для 11 классов. Ч.1./ Л.А.Рапацкая – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Русская художественная культура. 11класс. Ч.2: (учебник)/ Л.А.Рапацкая. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017.
Для учителя:
Баткин, Л.М. Леонардо да Винчи /Л.М. Баткин. – СПб.: Искусство. 1990.
Вазари, Джорджо. Жизнеописания / Джорджо Вазари. – СПб.: Творческое объединение «Пальмира», 1992.
Даниэль, С.М. Искусство видеть / С.М. Даниэль. – Л. : Искусство, Ленинградское отд-е, 1990.
Ротенберг, Е.И. Искусство Италии XVI-XVII вв. /Е.И. Ротенберг. – М.: Советский художник, 1989.
Шекспир, Уильям. Сонеты /Уильям Шекспир. – М.: Радуга, 1984.
Эрпель, Ф.Рембрандт / Ф.Эрпель. – Берлин: Хеншель, 1989.
Коллекция электронных образовательных ресурсов по мировой
художественной культуре .
http://www.fondcultura.ru/index.htm – нормативные документы, программы, тематическое и поурочное
планирование, контроль знаний по МХК.
http://www.artclassic.edu.ru/ – коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений
искусства по времени, стране, стилю).
http://www.school.edu.ru/catalog(мировая художественная культура)
Энциклопедии и библиотеки
http://ru.wikipedia.org/- обширная энциклопедия с множеством сведений и изображений на большом
количестве языков мира.
http://www.artprojekt.ru- энциклопедия искусства – галереи, история искусства.
http://www.smirnova.net/- гид по музеям мира и галереям.
http://mifolog.ru/- подробная энциклопедия по мифологии с текстами.
http://fashion.artyx.ru/- «Иллюстрированная энциклопедия моды».
http://100oper.nm.ru/- книга «100 опер».
http://www.encspb.ru- энциклопедия Санкт-Петербурга.
http://www.greekroman.ru- электронная энциклопедия древнегреческой и древнеримской мифологии.
http://www.cbook.ru/peoples/- электронная энциклопедия «Народы и религии мира».
http://witcombe.sbc.edu/ARTHLinks.html- сайт с ресурсом ссылок по истории искусства.
http://www.huntfor.com/arthistory/- обширная англоязычная энциклопедия по истории изобразительных
искусств с большим количеством изображений.
http://www.rsl.ru/— сайт российской государственной библиотеки.
http://notes.tarakanov.net/— нотная библиотека.
http://www.eart.by.ru— иллюстрированный словарь по искусству.
http://www.artcyclopedia.com— иллюстрированная энциклопедия по искусству.
http://www.most-spb.ru/- Мосты Санкт-Петербурга.
http://www.big-library.info/?act=au...&subtema=36 -Большая электронная библиотека
http://www.softportal.com/software-...siklopediya.htm- Секреты красоты. Электронная энциклопедия
http://hdfile.ru/2343-elektronnaya-...a-lekarstv.html- Электронная энциклопедия лекарств
http://www.softforfree.com/programs...diya-16464.html - Кулинария. Электронная энциклопедия.
http://softoroom.net/topic32234.html- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://books-center.ru/ - Литературный центр. Библиотека аудио и txt литературы. Книги, учебники,
энциклопедии, справочные материалы, раздела Энциклопедия.
http://www.torrentino.com/ - http://www.torrentino.com/search/371- Мультимедийные и интерактивные
издания
http://www.torrentino.ru/torrents/50733/start_download - Большая детская электронная энциклопедия
http://vipzone.ws/raznoe/261594-vse...ya-2011rus.html- Все об оружии - Электронная энциклопедия
http://vipbook.info/dosug/13882-Mir...iklopediya.html- Мир цветов. Электронная энциклопедия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
Рабочая программа "Искусство 8 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
Рабочая программа "Искусство 9 класс" на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс", Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская, 2010.
Программа разработана на основе Государственного стандарта общего образования по предметам «Изобразительное искусство» и «Музыка», входящим в образовательную область «Искусство». Программа предназн...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...