Традиции и новаторство в творчестве кубанских иконописцев
план-конспект урока по мхк (10 класс)
Предварительный просмотр:
«Традиции и новаторство в творчестве
кубанских иконописцев».
Урок по основам православной культуры учителя МАУ сОШ №3 города Усть-Лабинска Кураевой Светланы Викторовны
Тема урока: «Традиции и новаторство в творчестве кубанских иконописцев».
Для учащихся 10-х классов.
Цель урока: на примере работ кубанских иконописцев В.Бутова и Г.Иващенко
раскрыть учащимся непреходящее значение иконы для представителей разных поколений.
Задачи: 1 .Представить учащимся два взгляда на икону: религиозный и искусствоведческий.
2.Раскрыть сложность духовного и технического моментов создания икон.
3.Показать подвижничество наших современников, которые через иконопись помогают нам постичь мысли и чувства не только библейских героев, но и новых праведников.
План урока:
1. Иконотворчество на Руси.
2. Возрождение иконописи.
3. Традиционалист Владимир Бутов - лауреат общероссийской Национальной премии «Человек года - 2004».
4. Новые праведники в иконописных полотнах («парсунах») протоиерея, заслуженного художника России, Георгия Иващенко.
5. Икона глазами верующих. (Выступление отца Александра, настоятеля храма Сергия Радонежского). 6.Заключение.
Тип урока: интегрированный.
Объекты интеграции: ОПК, МХК, краеведение, музыка, живопись, информационные технологии.
Жанр урока: литературно-музыкальная композиция.
Учебное оборудование: мультимедийная установка, компьютер.
Тема: «Традиции и новаторство в творчестве кубанских иконописцев»
1. Иконотворчество на Руси.
Учитель : Перепись населения Екатеринодара показала, что в ноябре 1794 года в городе проживало 580 человек «обоего пола», большинство из которых называли себя «хлеборобами».
А еще среди казаков были пекари и плотники, сапожники и портные, кузнецы и ткачи, бондари и гончары, музыканты и... иконописцы.
Да-да, в маленьком городишке, основной достопримечательностью которого в первые годы заселения была грязь непролазная, жили и творили иконописцы.
Напомню из курса МХК, что иконопись - это писание икон, вид живописи, посвященный религиозным сюжетам и темам. Верующие люди считают, что иконы наделены таинственной силой. От них ждут чуда, избавления от болезней, помощи в одолении врага.
Правила иконописи называли греческим словом канон. Иконописцы работали по канону, ничего не изменяя и не прибавляя от себя.
В иконописи исчезло слово «лицо», потому что в ней нет речи о форме носа, цвете глаз, о морщинках или веснушках. Не земной, а духовный облик видит молящийся, не лицо, а лик, избавленный от всего случайного и временного.
Давайте вспомним, как создавались иконы на Руси.
1-й ученик:
Иконотворчество на Руси было делом авторитетным и ответственным. Работе мастера предшествовал строгий пост, молитвы в уединении, благословение духовного наставника. Икон требовалось огромное количество, а имен иконописцев почти не сохранилось. Всему миру известны иконы Феофана Грека и Андрея Рублева, а сколько было других мастеров, чьи имена бесследно растворились в потоке времени.
Причиной этому была соборность создания икон и традиция не подписывать. При соборном творчестве разные мастера писали разные части иконы: знаменщики определяли основную композицию, личники - писали лики,доличники - одежды и элементы внешней обстановки, позолотчики - покрывали золотом, олифщики - олифили и т.д. Главный мастер был духовным наставником. От него зависела основная идея и воплощение сакрального, то есть священного, божественного смысла изображения.
2-й ученик: На Руси любили замешивать краски для иконы на яичном желтке для
стойкости и яркости цвета. Такая живопись называется темпера. Затем появилась мозаика, а с 18 века - масляные краски. Вместо лака использовали олифу. Ухитрялись плавить янтарь в сильно нагретом масле и получали янтарную олифу, создающую твердую пленку.. Но через 70-80 лет олифа темнела. Потемневшие иконы отпускали по реке вверх ликом или записывали еще раз.
3-й ученик:
У каждого цвета на иконе было свое место, свое значение. Цвета никогда не смешивались, они были светлыми или темными, но всегда чистыми.
Красный - цвет тепла любви, жизни, животворной энергии. Символ Воскресения - победы жизни над смертью. Красный и синий - цвета Иисуса Христа. (Видеоряд икон).
Белый - символ Божественного света. Святых и праведников обычно изображают в белом. Тем же белым светом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы.
Голубой цвет - цвет Богородицы.
Цвет, который никогда не использовался в иконописи - серый. Смешав в себе черное и белое, добро и зло, он становился цветом неясности, пустоты, небытия.
4-й ученик:
Бог создал мир из ничего. Учись, художник, у Него. И, если твой талант - крупица, Соделай с нею чудеса, Взрасти безмерные леса И сам, как сказочная птица, Умчись высоко в небеса, Где светит вольная зарница, Где вечный облачный прибой Бежит по бездне голубой.
К.Бальмонт
II. Возрождение иконописи.
Исполняется дуэт «Пела братия простая» (И. Иванова и М.Ковалькова)
Пела братия простая, как в обители поют,
И мелодия святая освящала звонкий люд.
Припев. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою.
Воздеяние руку моею жертва вечерняя.»
Вздохи слышатся и стоны: «Боже! Не оставь меня И юродивый поклоны бьет, веригами звеня.
Припев.
А звонарь знаменитый навевает звоном грусть. Разве ты была убита, о, моя святая, Русь?.. Учитель: 70 лет воинствующего атеизма в России завели нашу страну в тупик. Поруганы и разрушены многие храмы. Мастерство создания иконы поддерживалось лишь в реставрационных мастерских да в некоторых сохранившихся соборах. Но русская икона - явление исключительное. Крупнейшие коллекционеры мира всегда стремились иметь это духовное и эстетическое чудо в своих коллекциях. Сюжеты многих советских детективов строились на теме возвращения в российские музеи и храмы украденных святынь.
Сегодня иконопись переживает возрождение. Сколько храмов восстановлено и вновь построено как в стране, так и на Кубанской земле. В Усть-Лабинском районе практически каждое сельское поселение имеет свой приход, свою церковь.
Но какая же церковь без иконостаса, без образов Иисуса Христа, Богородицы и почитаемых святых. Икона прочно входит в наш повседневный быт. Даже не особо верующие люди носят с собой маленькие именные образочки. В салонах автобусов или личных авто нередко можно увидеть строгий лик Николая Угодника, покровителя странствующих.
Икона служит православному человечеству, продолжает будить в нем лучшие чувства, высшие проявления души. На поприще ее создания трудятся, наверное, самые достойные наши современники. И мы должны знать их имена.
В столице земли кубанской и других ее городах немало художников работает над созданием икон, которых и сегодня требуется очень много. Мы с вами обратимся к творчеству двух интересных мастеров, чтобы на их примере убедиться в высоком служении Богу и человечеству.
III. Традиционалист Владимир Бутов - лауреат Общероссийской Национальной премии «Человек года - 2004».
5-й ученик
Наш герой - иконописец. Ему чуть больше тридцати лет. Живет в Краснодаре. На торжественной церемонии в Храме Христа Спасителя в Москве Владимир Бутов был удостоен Национальной премии «Человек года - 2004» наряду с выдающимися людьми России.
Владимир вручил в дар Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II собственноручно написанную икону Святой Екатерины, покровительницы Кубани. Патриарх с благодарностью принял икону и благословил Владимира Бутова.
6-й ученик:
Родившись в советское время в Апшеронске, Владимир рос обыкновенным мальчишкой в семье инженера и учительницы. В конце восьмидесятых годов его родители были в туристической поездке в Финляндии и привезли оттуда Евангелие на русском языке. С этой книги и началось новое воспитание мальчика, которое вполне сочеталось с укладом семейной жизни Бутовых, его добротой, взаимовыручкой, гостеприимством.
Второй книгой, окончательно определившей выбор, было Житие преподобного Сергия Радонежского.
Владимир решает принять крещение, и родители благословляют его.
В 12 лет Владимир выдерживает большой конкурс и поступает в Краснодарскую художественную школу №1. За время учебы работы Бутова выставлялись на многочисленных конкурсах в России и за рубежом и всегда получали высокую оценку.
7-й ученик:
Параллельно с художественным образованием Владимир проходит другой курс учебы, духовный. К четырнадцати годам он изучает Библию, жития святых и становится глубоко верующим человеком. Он начинает учиться в иконописной мастерской при Троицком соборе Краснодара. Изучает старославянский язык и даже становится пономарем в храме станицы Старомышастовская. С этого времени Бутов пишет иконы. Зная о даровании старшеклассника, руководство Краснодарской академии культуры открывает иконописное отделение, куда после окончания школы поступает Владимир. Через четыре года выпускника академии (ныне это университет) по нескольким его персональным выставкам хорошо знают художники, священнослужители, прихожане. Первой его иконой, как это должно быть по традиции, идущей с пятнадцатого века, был Спас Нерукотворный. Учитель:
Этот образ особо почитаем и распространен на Руси. Предание гласит, что благочестивый царь Авгарь послал придворного живописца к Иисусу Христу написать Его портрет. Но художник, как ни старался, не мог передать лик Спасителя. Тогда Христос умылся и вытер лицо убрусом (платком), на котором чудесным образом отпечатался Его Лик. Иисус вручил художнику плат с письмом для царя. Так появилась первая икона. Считается, что этот образ охраняет от бед.
8-й ученик: В 1996 году по работам Владимира Бутова был выпущен буклет «Современная православная икона». Митрополит Екатеринодарский и Краснодарский Исидор по поводу этого события отметил, что «.. .на Кубани, как во всей великой России, огонь народной любви к иконописи не гаснет. Поддерживаемый заботливой рукой истинных радетелей Отечества, он будет согревать и наших современников, и наших детей,... поможет воспитать у наших людей идеалы святости и внутренней красоты».Все иконы, помещенные в этот буклет, были написаны красками, которые Владимир Бутов изготовил из природных минералов, таких, как малахит, лазурит, использовались и пламенная киноварь, и сусальное золото, и нежные оттенки охры, и чистые белые цвета. Образы привлекают внимание яркостью изображений, свежестью и сочностью красок.Видеоряд икон В.Бутова) Первый храм, где Владимиру Бутову полностью пришлось писать иконостас, был храм Святого Георгия Победоносца, входившего в черту краевого центра. (Фото храма Георгия Победоносца).
9-й ученик:
Для самого старинного на Кубани храма, построенного казаками на Тамани, Храма Покрова Пресвятой Богородицы, Владимир написал ряд икон, в том числе икону Божьей Матери Одигитрия в иконостас и над входом в храм, икону Святого Федора Ушакова, прославленного российского флотоводца, умершего в монашестве.
Участвовал Владимир и в росписи алтаря в Храме рождества Пресвятой Богородицы в Выселках, написал ряд икон для православных храмов США во время творческой поездки в эту страну. Есть иконы Бутова во Франции, в Италии, других странах.
Владимир Владимирович написал иконостас для храма-часовни Святого Дмитрия Солунского в Юбилейном микрорайоне Краснодара, сооруженном «Боевым братством» в честь погибших воинов в локальных войнах: Афганистане, Чечне и других местах. Учитель: Особенно привлекают в этом иконостасе иконы царской семьи и преподобного Сергия Радонежского. (Дается видеоряд). Семья последнего русского царя Николая II после Октябрьской революции была сослана и 17 июля 1918 года расстреляна в Ипатьевском доме в городе Екатеринбурге. Святая Александра, будучи императрицей могущественного и богатейшего в мире государства, умела ценить счастье супружества и материнства. Мне хочется зачитать вам строки из ее письма:«Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им захочется. Они должны отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-либо неприятности, немножко нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал... В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое». Как все просто и понятно и, в то же время, значительно, как и в иконах Владимира Бутова. Глядя на них, испытываешь светлое возвышенное чувство причастности к глубинам русской истории.
IV. Новые праведники в иконописных полотнах протоиерея Георгия Иващенко.
Учитель: Молодой иконописец Владимир Бутов - традиционалист. Пишет свои иконы в традиционном стиле. А теперь мы познакомимся с творчеством новатора, интереснейшего человека, художника и священника Георгия Иващенко. Попробуем разыграть этот эпизод в лицах.
(Демонстрируется фотография Г.Иващенко с распечаткой его «парсун»).
Журналистка:
Есть на окраине Краснодара храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Спорительницы хлебов». Его настоятель отец Георгий Иващенко - единственный в стране протоиерей, удостоенный звания заслуженного художника России. Иконы для своей церкви пишет сам, эскизы делает... на компьютере.
Как я узнала, храм Георгия Иващенко находится в пригородном поселке. Иду по дорожкам, устланным осенними листьями, и ищу глазами купола храма. Не вижу куполов.
- Иди, деточка, прямо, потом направо. На первом этаже пятиэтажки - наш батюшка, объяснила встретившаяся старушка.
Старенькая пятиэтажка. Над одним из подъездов - надпись: «Храм Богородицы «Спорительница хлебов». Отец Георгий журналистскому визиту не удивился. Удивился только вопросу, который я задала перво-наперво: мол, сльппала, что иконы он пишет с помощью компьютера. Не порицают ли столь свободное отношение к иконописному канону коллеги по сану? Поправив крест на груди, улыбнулся.
Батюшка: Компьютер - всего лишь универсальный инструмент нашего века, позволяющий работать быстрее и проще. Машина умная. Беру компьютерный карандаш и создаю множество вариантов эскизов. Согласитесь, можно взять обычный карандаш и нарисовать...зло. Свастику, например.
Журналистка:
Рассматриваю иконы. Отец Георгий не мешает. На вопрос о названии храма в разговор вступила матушка.
Матушка:
Для храма, который семь лет назад освятил владыка, икона «Спорительница хлебов выбрана не случайно. Для земли кубанской хлеб - всему голова. В маленьком, пожалуй, самом бедном поселке Краснодара, где находится наш храм, живут сотрудники НИИ растениеводства, НИИ сельского хозяйства и фитопатологии. Некогда институты были богатыми, а теперь переживают трудный период.
Батюшка: Построить храм в поселке силами отнюдь небогатых прихожан нереально. Надежда только на спонсоров - состоятельных, одержимых верой, людей. Храм же поселку необходим, да и не только поселку. Сюда едут со всех концов краевого центра.
Матушка:
В церковные праздники столы приходится накрывать прямо на улице. Человек до ста собирается. Готовим по домам - кто пирожков испечет, кто борщ сготовит. Жители поселка уже без прихода не могут. Анна, бывший сотрудник НИИ фитопатологии, молится за всю семью. Бог придает пожилой женщине сил не только жить, но и другим помогать.
Журналистка: Бог дает каждому свой дар, свой талант. Георгию Иващенко дал талант рисовать. Родился он в станице Андреевской. Сызмальства тянулся к краскам, чтобы запечатлеть весну, цветение садов. Много читал Георгий: Достоевский, Пушкин, Лермонтов... Иващенко считает, что к вере пришел через образование. Писать святые лики начал еще студентом художественно-графического факультета Кубанского университета. Лет двадцать назад архимандрит Псково-Печерского монастыря Зенон посвятил его в иконописцы, а затем художник был рукоположен в сан священника.В советские времена иконопись не жаловалась, считалась вредной для народа.
Матушка: Звание заслуженного художника России отец Георгий получил за выставки. Не раз ездил с известным всему миру Кубанским казачьим хором Виктора Захарченко, много выставлялся за рубежом: США, Бельгия, Швеция. С интересом восприняли москвичи недавнюю выставку работ отца Георгия в выставочном зале «Богорородское». Картины на тему Чечни, Беслана, терроризма вообще. Они выполнены в технике, сохраняющей приемы иконописи. Отец Георгий называет их «парсунами».
Журналистка: Отец Георгий предложил поехать к нему в мастерскую, на дачу. Небольшой недостроенный домик на береге речного затона. В комнате с многочисленными портретами-парсунами прохладно, и батюшка растапливает печку. Я рассматриваю работы. Вот одна из них «Пасха в Освенциме». Расплывчатая, словно распятая фигурка ребенка. Освенцим - это фашистский концлагерь, в котором погибли десятки тысяч людей в далекие годы второй мировой войны. « А Беслан - разве не то же самое?» - отходит Георгий Николаевич к окну. Далее парсуны на темы «Норд - Оста», авиатеррора. На парсунах - реальность. Смотрят с них люди с ликами святых. А лики эти не вымысел - собирательный образ прихожан. Есть конкретные прототипы образов, например, Евдокия… Батюшка: Царство Небесное тебе, раба Божия Евдокия, видевшая пытки мальчишек в Чечне. Судьба забросила ее в Грозный, и дожила она там до семидесяти годочков. Когда церковь закрыли, стала бабушка Евдокия ходить молиться к отцу Петру Сухоносову. Батюшку неоднократно арестовывали, пытали, снимали с него облачение, выпуская на позор перед народом изможденного, исхудалого, израненного. Но он снова и снова служил в такой же, как и он, израненной, порушенной и поруганной церкви. И шел, и шел к батюшке народ. Потом его выкрали, пытали несколько дней. Тело нашли в подвале.
В исполнении дуэта И.Ивановой и М.Ковальковой звучит песня «Слава Богу за все».
Где-то там далеко и очень давно Жил премудрый и опытный старец. Он всегда говорил, непрестанно твердил: «Слава Богу за скорбь и за радость».
Припев: Слава Богу за все! Слава Богу за все! Слава Богу за скорбь и за радость! Научись ты творить Божью волю всегда. Может быть, и мы будем любимы. И с сумой на плечах со слезами в очах Мы родными не будем гонимы.
Припев:
Все Господь подает для спасенья души. Не робщи, если будет и трудно. Но смиряйся тогда и всегда говори: «Слава Богу за скорбь и за радость!»
VI. Выступление Благочинного Усть-Лабинского округа протоиерея отца Александра настоятеля храма Сергия Радонежского.
В конце урока учитель благодарит всех за участие в композиции. Может сообщить, что 7 марта 2007 года отец Георгий ушел в другой мир.
Бабушка Евдокия сумела выбраться из этого ада. И когда она мне это рассказала, то стал я писать ее портрет. Писал не с натуры, писал по памяти. Мне важно было передать ее плачущую душу. Сколько слез выплакала эта душа, что у нее и слез-то больше не осталось. Остались только терзающий сердце вой да молитва.
Матушка: У нее и дети были. И тоже горькая история. Приехала она из Чечни в Краснодар, а дети, внуки приняли протестантскую и баптистскую веру. И пошли всякие издевательства над ней и ее православной дочкой Аллой.
Батюшка:
На улицах наших городов я чувствую себя эмигрантом: везде сплошные иностранные надписи, Мы готовы отдать все, что имели, что накопили наши предки за эту загранично-рабскую сытую жизнь. И это страшно. Единственное спасение для меня от всего этого - моя вера, мои герои, эти святые женщины.
Они, эти бабушки, хранительницы не только нашего образа жизни, но и образа жизни наших великих предков: Александра Невского, Дмитрия Донского, Серафима Саровского, Андрея Рублева.
Журналистка:
Зримое подтверждение слов художника - его картина «Кресту твоему поклоняемся». Три женских лика с крестами. Об этом образе писатель Николай Коняев сказал:
- Тут и примеривание креста к своей судьбе, и принятие креста, и сродненность с крестом. Эта картина о русской женской судьбе, в которой соединяются страдание, выживание, счастье.
V. Заключение.
Учитель: Главная тема работ Георгия Иващенко и Владимира Бутова - это вера. Пишут они для нас, своих современников, пытаясь преподнести через свои иконы и картины те чувства, которыми жили библейские герои, те чувства, с которыми новые праведники совершают духовный подвиг.
10-й ученик:
Без Бога нация - толпа, И пусть на трон взойдет любой,
Объединенная пороком, Глаголящий высоким слогом.
Или слепа, или глупа, Толпа останется толпой,
Иль, что еще страшней, - жестока. Пока не обратится к Богу!
Иеромонах Роман (Матюшин).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
«Традиции и новаторство в драматургии М.И. Цветаевой (на материале пьесы "Метель")»
Конспект урока по изучению драматического текста М. Цветаевой....
Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика пьесы.
Урок-анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»...
Жизнь и творчество русского иконописца Андрея Рублёва
Презентация к уроку...
«Традиции и новаторство в творчестве кубанских иконописцев».
Целью данного урока является представление учащимся два взгляда на икону: религиозный и искусствоведческий, раскрыть сложность духовного и технического моментов создания икон, показать подвижничество ...
Традиции и новаторство в творчестве Шукшина
Проект-презентация...
Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. «Памятник». Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в творчестве Державина.
Урок литературы в 9 классе.Разработка урока по программе В.Я.Коровиной. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Технологическая карта урока...