Жизнь и творчество русского иконописца Андрея Рублёва
презентация к уроку по мхк (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Андрей Рублёв - имя, ставшее символом Святой Руси, символом непостижимого древнерусского искусства, символом великого русского человека, каким он может и должен быть . Русский иконописец, канонизированный православной церковью в лике преподобных, наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи , книжной и монументальной живописи XV века, Андрей Рублёв родился, по всей вероятности, около 1360 г. Происходил из образованных кругов, отличался необыкновенной глубиной и тонкостью восприятия, о чем свидетельствует всё его творчество.
Образы Рублёва наполнены утерянной райской жизнью, покоем, счастьем и гармонией со вселенной. Непостижимая для современного человека чистота, мудрость и одухотворённость сквозят во всех его немногочисленных работах, дошедших до наших дней . Его ангелы, Иисус, Богородицы лечат наши души , заставляют хотя бы на миг забыть о суете, и окунуться в мир благости и любви.
Самые ранние сведения о художнике восходят к московской «Троицкой летописи». Среди событий 1405 года сообщается, что «тое же весны почаша подписывати церковь каменную святое благовещенье на князя великого дворе, а мастеры бяху Феофан иконник гречин , да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв ». Упоминание имени мастера последним, согласно тогдашней традиции, означало, что он является младшим в артели. Но вместе с тем участие в почётном заказе по украшению домовой церкви Василия Дмитриевича, старшего сына Дмитрия Донского, наряду со знаменитым тогда на Руси Феофаном Греком характеризует Андрея Рублёва как уже достаточно признанного, авторитетного мастера.
Второй раз в летописи Андрей Рублёв упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире . Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у иконописца уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль
В 1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководит работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились. В 1411 или 1425—27 годах Рублёв создаёт свой шедевр — «Троицу». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием. Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность.
Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это — указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета.
Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево — мамврийский дуб — превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо — за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора — за спиной третьего ангела (Святой Дух ). Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой православной традиции в иконописи.
На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV века, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека.
Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все — рубеж XIV—XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века, Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. Андрей Рублёв скончался 17 октября 1428 года в Москве, в Андрониковом монастыре, где весной 1428 года выполнил свою последнюю работу по росписи Спасского собора. Похоронен иконописец возле колокольни в Андрониковом монастыре Спасского собора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизнь и творчество русского художника В.Г.Перова
Классный час о жизни русского художника, его картинах, Третьяковской галерее, в которой хранятся картины Перова. Классный час предлагается провести в форме устного журнала....
Презентация к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"
Данный материал представляет собой презентацию к уроку ИЗО в 7 классе по теме "Великие темы жизни в творчестве русских художников. К. Брюллов "Последний день Помпеи"...
Из опыта работы. Урок. Тема: Жизнь и творчество А. Н. Островского. Традиции русской драматургии в творчестве писателя.
Урок литературы в 10 классе. Жизнь и творчество Островского. Традиции русской драматургии....
Программа элективного курса «Оренбургский край в жизни и творчестве русских писателей»
Программа элективного курса, выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к современным программам, представляет собой вариант регионального компонента программы по литературе и адресована ...
«Традиции и новаторство в творчестве кубанских иконописцев».
Целью данного урока является представление учащимся два взгляда на икону: религиозный и искусствоведческий, раскрыть сложность духовного и технического моментов создания икон, показать подвижничество ...
Икона «Живоначальная Троица» Андрея Рублёва
Икона «Живоначальная Троица» Андрея РублёваУрок по ОДНК разработан ...
Традиции и новаторство в творчестве кубанских иконописцев
Методическая разработка урока...