Статья "Роль искусства в становлении молодого поколения будущего духовного государства"
статья по мхк (9, 10, 11 класс)
Статья посвещена талантливой и творческой молодежи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_chtoby_vospitat_cheloveka_chuvstvuyushchim_i_dumayushchim.docx | 17.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Роль искусства в становлении молодого поколения будущего духовного государства.
« Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим , его следует, прежде всего, воспитать эстетически »
Фридрих Шиллер
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании искусства ( МХК). Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и интеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.
Одним из основных принципов искусства является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
Важнейшими задачами духовно-нравственного воспитания школьников являются: научить детей понимать прекрасное и возвышенное с одной стороны, безобразное и низменное – с другой; развивать у них способность чувствовать, правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, в труде и искусстве.
. Одним из универсальных способов разговора с детьми на духовные темы является сказка. То, что поймет и почувствует ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими словами. Каждый ребенок мечтает когда-нибудь попасть в сказку. Попасть в чужой, волшебный мир, хотя бы во сне. Сказка – прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предполагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Сказка забавляет, сказка трогает, сказка увлекает. Но при этом она неизменно ставит вопросы; она хочет, чтобы ребенок думал. При отборе сказки для занятий очень важно обратить внимание на то, какой духовный смысл заложен в сказке. Второй важный момент при работе со сказкой – необходимость беседы, вопросов и заданий на тему. Сказка должна войти в сердце ребенка. Он должен ее прожить, поставить себя на место героев сказки. При этом беседа должна строиться таким образом, чтобы ребенок не давал четких определений, а подумал о своей жизни, о своих чувствах, поступках. Важно, чтобы в конце беседы был подведен итог, главная мысль, заложенная в сказке. Человек спрашивает сказку, а она ему отвечает – о смысле земной жизни, сквозь национально языческую мудрость.
Также на уроках учащиеся рассматривают репродукции художников, при этом они определяют, из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров. Дети учатся анализировать работы известных художников, композиторов, поэтов.. Выполнение таких заданий развивает у учащихся собственный чувственный опыт, на основе которого происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни, формирование у обучающихся таких важных духовных качеств как доброта, великодушие, сострадание.
Сегодня возникло слово ксенофобия – страх перед чужим. Возникает раздражение против чужого непонятного языка, обычаев. Диалог культуры и терпимости – цепь, связывающая воедино духовную жизнь человеческого коллектива. Именно поэтому на протяжении всей истории человечества терпимость или, как ее называют по-научному, толерантность всегда воспринималась как величайшая, гуманистическая ценность. Терпимость - одна из заповедей христианства, настойчиво повторяющаяся на протяжении священного писания. Пройдя через века, традиция терпимости была закреплена у великих русских писателей гуманистов Пушкина и Достоевского. Для учителя , преподающего искусство обучение толерантности является одной из важнейших задач, ибо умение договориться, понять друг друга, проявить терпимость к ближнему, однокласснику, человеку другой веры, нации – один из важнейших компонентов общечеловеческой культуры, важнейшее качество современного человека. И это проводится на уроках искусства с элементами истории искусства, где на примерах из мировой культуры ребенок учится быть толерантным.
Важным компонентом во время проведения уроков искусства является арттерапия. Искусство учит, и искусство лечит, лечит своими произведениями. И в процессе практической работы учеников творчество благотворно влияет, врачует душу ребенка. Вопрос здоровья уходит корнями в культуру народа. Он связан с представлениями наших предков о роли и назначении человека. Учащиеся должны осознавать значимость всей цепочки предшественников , которые были до нас и звеном которой мы являемся, и верить в связь человека и природы, нарушение которой грозит болезнью всему человечеству. Сегодня от признания личности, принятия ее особенностей и неповторимости, гуманизации человеческих отношений зависит наше завтра. Здоровье человека во многом определяется тем, как он относится к миру, к самому себе, есть ли в нем потребность в духовном самосовершенствовании, познании других и самого себя. Особое внимание мной уделяется проблеме умения преодолевать тяготы жизни, неприятности и стрессы. « Посеять» уверенность в том, что беда преодолима, помогает ребенку принять мир таким, какой он есть.
Успешный результат в духовно-нравственном воспитании школьников достигается и при проведении психологического тренинга. Благодаря которому ,снимается напряжение и обеспечиваются добрые и доверительные отношения между учениками и учителем. Положительный настрой служит поводом для осуществления поставленных целей: ознакомление с шедеврами мирового искусства, развитие воли и самостоятельности, а также воспитание культурного, духовно-нравственного человека.
Считаю, что обязательным и своевременным должен быть показ творческих работ, выполненных школьниками по многим темам уроков ,чтение эссе. Очень важно, если ребята могут увидеть работы своих ровесников, почувствовать в работах то, что волнует других людей.
. Именно уроки искусства требуют предварительного анализа, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности, что будет необходимо каждому ученику в будущем. Именно на уроках искусства происходит духовно-нравственное воспитание личности, умеющей ценить прекрасное в искусстве, природе, человеке, способного сострадать ко всему живому.
Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его инстинкту. Кто из вас не жалел подчас о том милом возрасте, когда улыбка не сходит с уст, когда душа постоянно наслаждается миром?
Человек делает первые шаги в сторону неоднозначного восприятия мира и человека в нем. Единство, гармония всех сфер и всех творений – вот цель, которую должен осуществить человек. И именно искусство может помочь в осуществлении, подготовке молодого поколения будущего духовного государства.
Л.В.Ковалева .
2019г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Здоровое молодое поколение - будущее России"
Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков....
Героизм защитников Отечества, передаваемый от поколения к поколению – основа существования государства
Сценарий посвящён встрече одноклассников с Героем Советского Союза Кучкиным Геннадием Павловичем. В нём рассказывается о духовной связи офицеров разного поколения - защитников Родины....
ОБРАЗЫ ГЕРОЕВ – ФРОНТОВИКОВ В РОМАНЕ «АЛАН» Э.М. ПАЛКИНА В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ
Г.М. Садалова, учитель алтайского языка и литературы Чаган-Узунской средней образовательной школы им. П.И. Оськиной В это...
Доклад на тему «Духовная безопасность молодого поколения»
Духовная безопасность – одна из актуальных проблем нашего времени, однаиз главнейших для человека, семьи. Эта проблема тесно связана с Церковью, деятельностью религиозных организаций. Безопаснос...
Статья "Методические материалы для обучающихся 5-11 классов, занимающихся исследовательской работой по теме «Значение духовного подвига святого Василия Рязанского для молодого поколения соотечественников»
Данная статья содержит исследовательские материалы, которые целесообразно использовать при знакомстве школьников с памятниками древнерусской литературы, историей родного края, а также для пропаганды с...
Интегрированный урок по теме «Письма Д.С. Лихачёва как духовное напутствие молодому поколению».
Обучениеанализу публицистического текста, ведению диалога-рассуждения.Осмысление нравственного опыта Д.С. Лихачёва с точки зрения современного ребёнка в вопросах осознания лучших сторон своего со...
РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ СТАНОВЛЕНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
В статье говорится о том, что региональный компонент является важнейшей составляющей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и что именно царица наук математика поможет нашим учащимс...