Кружок «Мировая художественная культура» для учащихся 5-7 классов
методическая разработка по мхк (5, 6, 7 класс)
Программа факультативной деятельности в школе призвана содействовать становлению интереса и творческих способностей учеников. Такая работа проводится в рамках функционирования кабинета М Х К и осуществляется в тесной связи учителя, ребенка, родителей. Писателем и читателем человека делает детство, когда вырабатывается способность уже в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что делает ребёнка творческой личностью, что даёт ему душевную практику. Именно детство учит читать и пробуждает желание пробовать писать самому. Очень важно именно в детстве научиться читать и полюбить книгу. Чтение помогает жить, вырабатывает характер, формирует нравственные принципы, делает человека сопричастным миру. Очень важно именно в детстве овладеть культурой чтения и творчества. Начало такому роду деятельности может быть положено в 5 классе, когда закладываются основы научной творческой перспективы развития наших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_po_mhk.docx | 23.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Факультатив «Мировая художественная культура»
для учащихся 5-7 классов
Актуальность работы. Программа факультативной деятельности в школе призвана содействовать становлению интереса и творческих способностей учеников. Такая работа проводится в рамках функционирования кабинета М Х К и осуществляется в тесной связи учителя, ребенка, родителей. Писателем и читателем человека делает детство, когда вырабатывается способность уже в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что делает ребёнка творческой личностью, что даёт ему душевную практику. Именно детство учит читать и пробуждает желание пробовать писать самому. Очень важно именно в детстве научиться читать и полюбить книгу. Чтение помогает жить, вырабатывает характер, формирует нравственные принципы, делает человека сопричастным миру. Очень важно именно в детстве овладеть культурой чтения и творчества. Начало такому роду деятельности может быть положено в 5 классе, когда закладываются основы научной творческой перспективы развития наших детей.
Тематика и методические рекомендации. Реализация программы литературного чтения «Мир глазами ребенка» включает в себя беседы по замечательным произведениям о детстве и подводит к идее создания собственной «Повести о детстве». В содержание факультатива вводится чтение и анализ классических произведений, где главными героями являются дети. Книга жизни человека начинается со страниц детства. Такую книгу можно создать самому. Первая глава такой «Повести о детстве» или «Семейной хроники» - пролог. Ученикам предложено собрать материал о «родителях и прародителях своих» насколько это возможно. На этом этапе дети, беседуя с родственниками, литературно обрабатывая материал, создают поистине уникальные главы своей первой в жизни книги. К слову сказать, у бабушек и дедушек такая совместная работа с внуками вызывает неподдельный восторг, ведь они видят в ней интерес к своей жизни, к себе. А это очень важно.
Следующие главы книги можно назвать по рекомендации учителя или по собственному желанию автора. «Я», «Мои первые воспоминания о себе», «Праздник в нашем доме», «Друзья», «Детский сад», «Первый класс», «Мои мечты», «Мои стихи», «Мой первый рисунок», «Прочитав «Вождя краснокожих», я вспомнил…», «Мои сны», «Мои страхи», «Я горжусь собой», «Меня не понимают», «Кем я хочу быть»… Фантазии детей предела нет. Важен и иллюстративный материал. Можно копировать фотографии, рисовать и, конечно же, оформлять книгу с любовью к себе. На наших глазах происходит формирование способности самоанализа. Такая книга может стать по-настоящему семейной хроникой и пополняться на протяжении жизни.
Далее работа усложняется, но она не менее интересна. Проект называется «Просветители». Это те люди, которые оказали существенное влияние на духовное состояние как современников, так и потомков. О ком, например, может пойти речь в детских работах: Кул Гали, Каюм Насыри, Андрей Рублев, Сергий Радонежский, И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.И. Даль, К Ф Фукс, С.С. Гейченко… Работа требует от детей способности к отбору материала и взрослому осмыслению темы. В рамках факультатива «Просветители» можно реализовать еще один вид работы – «Табиб Фукс». Так называется спектакль о жизни и деятельности Карла Федоровича Фукса.Врач, ботаник, этнограф, историк, археолог и нумизмат,профессор (с 1805 года) и ректор (в 1823—1827 годах) Казанского императорского университета, он снискал огромную любовь и уважение всех, кто его знал.В декабре 1806 года сделавшись профессором естественной истории и ботаники в открытом университете, Фукс скоро сумел возбудить в своих слушателях интерес к знаниям, расположить к себе студентов: первое время в университете было много профессоров-иностранцев, и лекции читались на немецком, на французском языках, Фукс же преподавание вёл народном языке студентов, уже по русскому переводу «Руководства по естественной истории» своего гёттингенского профессора Блюменбаха. В программу лекций Фукса входили прогулки со студентами для собирания на природе растений и насекомых.
С. Т. Аксаков, например, подробно и с увлечением описывает в «Семейной хронике» и «Воспоминаниях», как он вместе со своим товарищем по университету В. И. Панаевым ловил бабочек и учился расправлять их и сушить под руководством Фукса.
Тогда же Фуксом был разбит при университете ботанический сад. Пользуясь уважением в татарском обществе и большим влиянием в качестве врача в домах татар, он присутствовал при таких обрядах, зрелище которых обычно недоступно для посторонних. Он единственный, кого, вопреки религиозным представлениям, допускали к больным женщинам-татаркам. Высшим выражением доверия была его медицинская печать с надписью «Табиб Фукс» («Врач Фукс»). Результаты своих изучений казанских татар Фукс изложил, главным образом, в монографии «Краткая история города Казани».
Сбор материала и работа над сценарием осуществляется поэтапно. Известно, что А.С. Пушкин во время пребывания в Казани посетил Фукса. Тогда же в Казань приезжал Е.А. Баратынский. Вместе они общались с казанским поэтом Перцовым. На этом материале и выстраиваются три действия спектакля. В сценарий включена сцена одной из поездок Фукса вместе с женой в татарские и мордовские деревни, где они собирали фольклорный материал. Таким образом, в работе над спектаклем принимают участие актеры, певцы, танцоры. Исполняются как салонные романсы и танцы, так и татарские народные песни и танцы. Звучат сказки, загадки, пословицы. Работа над спектаклем органично связана с факультативом «Просветители». Следствием такой работы является создание собственного энциклопедического словаря, который может быть посвящён какой-либо конкретной теме, например, «Знаменитые учёные- историки», «Просветители народов Поволжья», «Архитектура», «Известные живописцы» или «Известные музыканты». Такой работе факультатива способствует блок «Мировая художественная культура».
Примерные темы и содержание курса факультатива 5-7 классы.
№ | Тема | Содержание |
1 блок | ||
1 | А Н Толстой «Детство Никиты», Гарин-Михайловский «Детство Тёмы», А М Горький «Детство», «В людях», М М Зощенко «Лёля и Минька». | Проблема взаимоотношений с родителями, со сверстниками, окружающими людьми. Проблема роли детских впечатлений в процессе формирования личности, в формировании характера. |
2 | Софья Радзиевская «Остров мужества», «Болотные Робинзоны». | Проблема поведения в экстремальной ситуации. |
3 | Михаил Самарский «Радуга для друга». | Проблема проявления милосердия и сострадания. |
4 | Практическая работа: создание собственной книги «Семейные хроники» | |
2 блок | ||
1 | Просветители 14-18 вв. Андрей Рублёв, Кул Гали, Сергий Радонежский, Фирдоуси, Гермоген. | Проблема просвещения, борьбы за свободу духа. |
2 | Жизнь, судьба и просветительская деятельность Каюма Насыри. | Просветительская, общественная и научная деятельность. |
3 | И.И. Шувалов, М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.И. Даль, | У истоков развития науки, культуры, языка. |
4 | К Ф Фукс, Н И Ильминский, А Ф Юртов, М Е Евсевьев. | Знаменитые просветители Поволжья , Казани. |
5 | С С Гейченко. Жизнь, судьба и творческая деятельность. | Создатель единственного в мире уникального музея-заповедника «Пушкиногорье» |
6 | Практическая работа «Создание собственного энциклопедического словаря» по выбранной теме | |
3 блок | ||
1 | Литературные музеи России. | Михайловское, Большое Болдино, Тарханы… |
2 | Музеи Казани | Музей Е.А.Баратынского, Мусы Джалиля, Василия Аксенова |
3 | Музеи Москвы | Оружейная палата, Третьяковская галерея |
4 | Музеи Петербурга | Екатерининскйи дворец, последняя квартира А.С.Пушкина |
5 | Знаменитые музеи Европы | Лувр, Дрезденская галерея |
6 | Литературные музеи Европы | Музеи литературных героев |
7 | У истоков французского импрессионизма | Презентация книги Волынского «Зеленое дерево жизни» |
8 | Искусство русского портрета | Презентация книги «Очерки по истории русского портрета» под редакцией Шмидта |
9 | Создание тематических лекторских групп |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ» (КРУЖОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ)
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Программа секции рассчитана на учащихся...
Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура. Применение метода «Образовательное путешествие» на уроке - мировая художественная культура.
Технологическая карта заняти: Образовательное путешествие – это педагогический метод, уникальная стратегия освоения мира культуры, результатом которого является становление, самоопределение...
Занятие по мировой художественной культуре для учащихся 11 классов
Открытое занятие по теме "Фовизм - бунт против традиций"....
Программа спецкурса по мировой художественной культуре. Мифы Древней Греции. 5 класс
В данной программе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделено и...
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
Презентация по Мировой художественной культуре "Устройство русской избы" 8 класс
Презентация дает представление об основных элементах русской избы: срубе, венце, мебели....