От модерна до конструктивизма.
презентация к уроку по мхк (11 класс)
Раскрыть основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия;
-Показать воплощение стиля модерн в архитектуре на рубеже веков;
-Познакомить с выдающимися мастерами и шедеврами зарубежной и русской архитектуры модерна и конструктивизма (Антонио ГАУДИ, Фёдор Осипович Шехтель);
-Проанализировать условия и причины возникновения модерна, его влияние на последующее развитие архитектуры;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ot_moderna_k_kostruktivizmu_chast_1_1.pptx | 2.08 МБ |
ot_moderna_k_kostruktivizmu_chast_1_2.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Идеи и принципы архитектуры начала XX века Архитектура XX в. — явление уникальное в истории мирового зодчества, поражающее своей непохожестью на все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века идеи рационализ ма и конструктивизма (простота, утилитаризм и экономичность ) получили новое мощное направление — функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.
Главными объектами приложения архитектурной мысли теперь стали функциональные сооружения нового типа: вокзалы, фабрики , заводы, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилище человека.
Американский архитектор Луис Салливен (1856 —1924), провозгласивший лозунг «форма следует функции», считал, что дом человека должен напоминать «жилище пчел». А потому следует возводить «ульи для людей» — единообразные, стандартные сооружения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью гигантской городской биосферы.
Новые идеи и принципы архитектуры гласили: архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения ; архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты; благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.
Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону , стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим поверхностям стекла, формирующим громадные фасады и своды , а затем и пластмассам. Возведенные в конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но и легкость, высотность и протяженность.
Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие XX в. получили исключительную возможность экспериментировать. Импровизация отныне стала главным принципом их творческой деятельности. Исследователь В. М. Полевой так определял новые тенденции в работе архитектора : «Проектируя особняк или виллу, он отбрасывает всякие традиционные , заранее заданные правила симметрии, осевого построения плана и фасада, регулярного членения этажей и расположения окон и т. п. Организм здания формируется сообразно надобностям заказчика и вкусам архитектора... Архитектура сосредоточивается на создании своего рода бытового эстетического комфорта».
Исключительное значение придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов. Виртуозное владение разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров стало приметой времени. В убранство жилищ и общественных зданий включались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная поливная керамическая плитка, ткани.
Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитекторов вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб. игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.
Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы , отозвался он и в Америке. Завершив творческие поиски еще в начале XX столетия, он стал отправной точкой для развития архитектуры от модерна до конструктивизма...
Мастера и шедевры зарубежной архитектуры В архитектуре XX в. гармонично соединились новые технические возможности и художественное творчество, представленное именами выдающихся мастеров: Антонио Гауди (Испания), Викто -
Творчество Антонио Гауди-и-Корнета (1852—1926) перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к модерну. Считая готику одним из самых выразительных архитектурных стилей, используя ее достижения в своих произведениях, Гауди сумел найти собственный оригинальный стиль, названный «каталонским модернизмом ». Он старательно избегал входившие в моду железобетонные конструкции и отдавал предпочтение кирпичу, камню и глине.
Его архитектурные сооружения изобилуют символами и аллегориями, они уводят зрителя в мир сказок, легенд и преданий. Дом Висенса , один из первых шедевров архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками ... Есть в нем что-то от мавританских традиций, музыкального произведения, скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм, непрерывность перетекающих объемов, особый ритм арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как этого требует любое Произведение КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ. Стены сооружений Гауди нередко воспринимаются сплошными разноцветными коврами. Излюбленный прием архитектора — использование керамики.
Фасад дома Висенса с белыми и зелеными керамическими плитками резко выделяется на фоне соседних зданий.
Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они изобилуют диковинными животными и растениями. Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных. Колонны перед входом похожи на ноги слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра. Балконы прилепились к скале здания, как гнезда ласточек. Обыкновенные дымоходы он превращает в фантастические башни. Дракон (символ города Барселоны) будет часто присутствовать в оформлении сооружений архитектора.
Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в них проявилась богатейшая фантазия художника. По сторонам дверей важно и гордо стоят в воде цапли. Столовую он превращает в осенний сад, наполненный шумом журчащей воды, щебетанием птиц, едва различимым шелестом деревьев. Здесь благоухают цветочные ароматы и как-то по-особому пахнут спелые плоды.
При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональной планировкой зданий. Дом Мила — одно из самых неожиданных и совершенных творений архитектора. Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира уникальна. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу, окна то выступают, то углубляются внутрь волнистых стен, лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты, параболические арки рождают ощущение легкости и бесконечности пространства. Крыша дома представляет собой яркий цветочный ковер, выполненный в керамике.
Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она нашла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны. Гауди выступил здесь как архитектор, скульптор и живописец, давший безграничную волю своей творческой фантазии. Барочные марши лестниц, причудливые павильоны с башенками, напоминающими коралловые рифы, фонтаны, их необычное скульптурное оформление — все призвано поразить, удивить воображение зрителя.
Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Ново- го Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня посвящены апостолам, капители колонн символизируют добродетели, на дверях внутреннего портика — символическое изображение десяти заповедей.
Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время является порождением эпохи модерн. Гауди успел возвести только левую башню западного фасада. После смерти архитектора в 1926 г. строительство собора остановилось. В настоящее время архитекторы продолжают начатое дело по чертежам и макетам автора.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Совершенным зодчим искусства модерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 —1947). Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную подвижность. Они асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева, прочность камня И хрупкость железа он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось «движение». Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проемов, балконов и эркеров.
Приверженность к природным орнаментам определила стиль многих произведений Виктора Орта ! . Дом Тасселя по праву считается первым образцом «чистого модерна», принесшим всемирную известность и славу начинающему архитектору. Вестибюль восьмигранной формы, ограниченный металлическими конструкциями, плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые линии балюстрад и несущих колонн, текучее движение гнутых линий не ограничивается только горизонтальным направлением. С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создается впечатление движения по вертикали. Металл «оживает», превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых «растут» металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом яркие краски витражей.
Уже в начале XX в. модерн стал все более тяготеть к поискам рациональных конструктивных решений. На смену усложненным формам и декоративным украшениям модерна пришли функционально оправданные и четкие конструкции, более лаконичные и простые объемы. Сохранившийся декоративный орнамент лишь подчеркивал архитектурную форму. Главное внимание архитекторы стали уделять эстетической выразительности конструктивных элементов, пропорциям фасадных плоскостей, окон, простенков, отдельно стоящих опор.
Внешний вид построек отражал не только их конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями. Окна стали нередко заменять стены, а пространство здания стремительно убегало ввысь. Появление небоскребов на Американском континенте стало подлинной сенсацией. Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса Салливена (1856—1924) в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре. Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно бросали вызов классике.
Достойным преемником Салливена стал Фрэнк Ллойд Райт (1869—1959) — американский архитектор и теоретик искусства. Выдвинутая им идея органической архитектуры получила всемирное признание и практическое воплощение во многих странах. Архитектуре он отводил роль объединяющего начала между человеком и окружающей средой. По его мнению, архитектура должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлеченных понятий «добра и красо - ты». Здание не должно подавлять ландшафт; оно естественным образом вырастает из него, сливается с ним в единое целое.
В круг интересов Райта входили частные загородные постройкп и массовое городское жилище. Под влиянием японской архитектуры он выработал свой, так называемый «стиль прерий» — легкие нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещенные в уединенных садах вблизи природных водоемов. Более ста частных домов он создал всего за десять лет, но в каждый привнес уникальное архитектурное решение.
Вилла Эдгара Кауфмана «Над водопадом» стала подлинным шедевром архитектора. Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливалась с небольшим водопадом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Архитектура сооружения в прямом смысле слова «растворилась» в природе.
Райту также принадлежит проект Музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке и неосуществленный проект небоскреба «Иллинойс» в 528 этажей...
«Творчество Райта противоречиво. Воспитанный на идеях американского романтизма, он сохранил его бескомпромиссный идеализм... и верность мечте о жизни среди нетронутой природы... Райт был последним романтиком и первым рационалистом в американской архитектуре» (А. В. Иконников).
Немецкий архитектор и дизайнер Вальтер Гропиус (1883— 1969) вошел в историю зодчества XX в. как смелый первооткрыватель, теоретик и выдающийся педагог. Его творения стали символами индустриальной эпохи, украшающими города Германии, Великобритании, США, Греции, Ирака. Ему принадлежит идея «тотального художественного синтеза», согласно которой все виды искусств соединяются под сенью «великой архитектуры».
Практическим воплощением этой идеи стало сооружение Баухауза — здания Школы искусств в городе Дессау. В функциональном отношении сооружение было логично и тщательно продумано. Внешний вид и интерьеры комплекса из трех корпусов (учебных классов, мастерских и художественных студий) производили необыкновенное впечатление. Каждое из зданий, имевших разную высоту, было связано друг с другом крытыми галереями и наземными переходами. Каждому корпусу придана форма, наибольшим образом соответствующая его назначению и внутренней планировке. Человек мог свободно перемещаться в архитектурном пространстве, чувствовал себя в нем удобно и комфортно.
Немало смелых и оригинальных идей здесь нашло практическое воплощение. Одна из них — использование в качестве стен здания панелей из стекла, служащего, по утверждению Гропиуса, не более чем «шторой», климатической преградой, защищающей человека. Таким образом, ему впервые удалось освободить стальной каркас от привычной для него несущей функции. Многие найденные решения Гропиуса определили дальнейшие пути развития архитектуры XX столетия.
Выдающимся архитектором конструктивизма в XX в. стал Ле Корбюзье (1887—1965), создатель «всемирного стиля». Основы для «новой архитектуры» он искал в чисто геометрических формах, линиях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и горизонтали, в абсолютном белом цвете. Задача архитектора, по его мнению, сводится лишь к поиску простых форм и правильной системы пропорций. В книге «Путь к архитектуре» (1923) он так изложил суть своих художественных принципов: «Большое искусство создается простыми средствами... Простые геометрические формы прекрасны, потому что они легко воспринимаются... Куб, конус, шар, цилиндр, призма — вот великие первичные формы. Их образ представляется нам чистым, легко воспринимаемым, однозначным. Поэтому они красивы. Это прекраснейшие из форм...
Горизонт рисует горизонтальную линию как абстрактное выражение покоя. Вертикаль, пересекаясь с горизонталью, образует два прямых угла. Вертикаль и горизонталь неизменны. Прямой угол — это как бы интеграл сил, поддерживающих мир в равновесии...»
Знаменитую виллу «Савой» в Пуасси (Франция) отличают изысканное совершенство форм и четкость пропорций. Террасы, расположенные на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, яркое освещение создают впечатление слияния с природой и возможности полного уединения для человека.
Но как найти нужные пропорции, абсолютные формы? Как выразить взаимодействие объемов В пространстве? Ответы на эти вопросы Корбюзье ищет в музыкальной гармонии. Рассуждения о том, что звук представляет собой модулированные волнообразные колебания, привели его к созданию модулора — системы архитектурных пропорций, выведенных на основе пропорций фигуры человека. Изобретение модулора явилось одним из важнейших концептуальных положений архитектора.
Большой вклад Корбюзье внес в разработку теории жилища для человека. Он призывал к тому, чтобы структура здания разрабатывалась также последовательно и логично, как осуществляется конструирование машин, ставших в то время вершиной технической цивилизации. Он говорил, что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета». Так и дом — жилище человека — это «машина для жилья». Тем самым он подчеркивал целесообразность, конструктивность архитектуры, служащей человеку.
Жилой дом в Марселе — своеобразная модель идеального жилища для человека. Рассчитанный на 350 семей (примерно 1600 человек), он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом — это машина для жилья». Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на крыше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.
Велики заслуги Корбюзье и в области градостроения. Сформулированные им принципы современного градостроения (отказ от коридорной системы улиц, повышение удельной плотности населения за счет увеличения этажности зданий, озеленение территории, различ - ные формы путей сообщения, создание системы общественного обслуживания) во многом актуальны и в наше время. При этом Корбюзье подчеркивал: «Мы за новые пути в создании городов. Что же касается Парижа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы должны быть полностью преобразованы собственными средствами, каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы связанные с этим разрушения».
Так, например, в 1925 г. Корбюзье предложил план реконструкции Парижа, согласно которому предполагалось полностью снести старую, историческую часть города и на ее месте построить новый, суперсовременный город. К счастью, этой утопической идее архитектора не суждено было осуществиться. В целом Корбюзье стал выразителем архитектуры XX в., его идеи и сегодня находят немало единомышленников и последователей в различных странах мира. Так что, несмотря на утопичность некоторых проектов, созданный им стиль с полным правом можно назвать всемирным, или интернациональным.
Идеи рациональной, конструктивной архитектуры, отвечающей запросам и потребностям человека, развиваются на протяжении всего XX столетия. Порой они кажутся нам слишком смелыми и неожиданными, но в целом они наглядно выражают суть своей эпохи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Архитектура. Богородский Модерн
Модерн в архитектуре Богородска (Ногинска)...
Модерн в Петербурге.
Методическая разработка урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга с применением различных стратегий ИКТ Развитие критического мышления ....
Московский конструктивизм в открытках.
Конструктивизм - одно из направлений архитектуры начала XX века....
Образовательное путешествие "Модерн - новый виток в искусстве Петербурга"
Цель: формирование у учащихся представления о стиле модерн на примерах культурного наследия Санкт-Петербурга...
КОНСТРУКТИВИЗМ В МОСКВЕ
Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергли принцип «искусство ради искусства» и решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям. Геометризм, плоские крыш...
Презентация к уроку МХК в 11 классе на тему "Архитектура конструктивизма"
Презентация выполнена к одному из уроков по теме "Архитектура 20 века". Тема выбрана не случайно - архитектурные сооружения расположены в родном городе учащихся, Санкт-Петербурге.Презентация...
Презентация к уроку МХК в 11 классе на тему "Конструктивизм"
Презентация к блоку уроков по теме "Архитектура конструктивизма". В данной презентации рассматривается такой феномен как советский конструктивизм в жилом секторе....