От модерна до конструктивизма.
презентация к уроку по мхк (11 класс)

Ястребова Ирина Николаевна

Раскрыть основные идеи и принципы развития архитектуры начала XX столетия;

-Показать воплощение стиля модерн в архитектуре на рубеже веков;

-Познакомить с выдающимися мастерами и шедеврами зарубежной и русской архитектуры модерна и конструктивизма (Антонио ГАУДИ, Фёдор Осипович Шехтель);

-Проанализировать условия и причины возникновения модерна, его влияние на последующее развитие архитектуры;

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От модерна до конструктивизма Часть 1

Слайд 2

Идеи и принципы архитектуры начала XX века Архитектура XX в. — явление уникальное в истории мирового зодчества, поражающее своей непохожестью на все предыдущие архитектурные стили. Зародившиеся в начале века идеи рационализ ма и конструктивизма (простота, утилитаризм и экономичность ) получили новое мощное направление — функционализм, названный международным (интернациональным) стилем.

Слайд 3

Главными объектами приложения архитектурной мысли теперь стали функциональные сооружения нового типа: вокзалы, фабрики , заводы, мосты, общественные учреждения и, конечно, жилище человека.

Слайд 4

Американский архитектор Луис Салливен (1856 —1924), провозгласивший лозунг «форма следует функции», считал, что дом человека должен напоминать «жилище пчел». А потому следует возводить «ульи для людей» — единообразные, стандартные соору­жения, в которых человек будет чувствовать себя составной частью гигантской городской биосферы.

Слайд 5

Новые идеи и принципы архитектуры гласили: архитектура должна быть легкой и давать ощущение парения ; архитектура должна подчинить себе огромные потоки света внутри здания и научиться снаружи обыгрывать световые эффекты; благодаря новым материалам и технологиям архитектура должна научиться оперировать целостными пространствами огромных размеров.

Слайд 6

Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону , стальным конструкциям, легкому и прочному алюминию, большим поверхностям стекла, формирующим громадные фасады и своды , а затем и пластмассам. Возведенные в конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но и легкость, высотность и протяженность.

Слайд 11

Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие XX в. получили исключительную возможность экспериментировать. Импровизация отныне стала главным принципом их творческой деятельности. Исследователь В. М. Полевой так определял новые тенденции в работе архитектора : «Проектируя особняк или виллу, он отбрасывает всякие традиционные , заранее заданные правила симметрии, осевого построения плана и фасада, регулярного членения этажей и расположения окон и т. п. Организм здания формируется сообразно надобностям заказчика и вкусам архитектора... Архитектура сосредоточивается на создании своего рода бытового эстетического комфорта».

Слайд 12

Исключительное значение придавалось выразительности текучих ритмов, цвету и фактуре строительных материалов. Виртуозное владение разнообразными средствами декоративного оформления фасадов и интерьеров стало приметой времени. В убранство жилищ и общественных зданий включались витражи, панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо, узорная поливная керамическая плитка, ткани.

Слайд 13

Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитекторов вдохновляло все то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб. игра потоков воды. Все было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.

Слайд 14

Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы , отозвался он и в Америке. Завершив творческие поиски еще в начале XX столетия, он стал отправной точкой для развития архитектуры от модерна до конструктивизма...

Слайд 15

Мастера и шедевры зарубежной архитектуры В архитектуре XX в. гармонично соединились новые технические возможности и художественное творчество, представленное именами выдающихся мастеров: Антонио Гауди (Испания), Викто -

Слайд 16

Творчество Антонио Гауди-и-Корнета (1852—1926) перекинуло своеобразный мост от средневековой готики к модерну. Считая готику одним из самых выразительных архитектурных стилей, используя ее достижения в своих произведениях, Гауди сумел найти собственный оригинальный стиль, названный «каталонским модернизмом ». Он старательно избегал входившие в моду железобетонные конструкции и отдавал предпочтение кирпичу, камню и глине.

Слайд 17

Его архитектурные сооружения изобилуют символами и аллего­риями, они уводят зрителя в мир сказок, легенд и преданий. Дом Висенса , один из первых шедевров архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Закругленные башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, рит­мично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решетками ... Есть в нем что-то от мавританских традиций, музыкального произведения, скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм, непрерывность перетекающих объемов, особый ритм арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как этого требует любое Произведение КРУГЛОЙ СКУЛЬПТУРЫ. Стены сооружений Гауди нередко воспринимаются сплошными разноцветными коврами. Излюбленный прием архитектора — использование керамики.

Слайд 21

Фасад дома Висенса с белыми и зелеными керамическими плитками резко выделяется на фоне соседних зданий.

Слайд 22

Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они изобилуют диковинными животными и растениями. Голубовато-зеленый фасад Дома Батльо напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных. Колонны перед входом похожи на но­ги слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра. Балконы при­лепились к скале здания, как гнезда ласточек. Обыкновенные дымоходы он превращает в фантастические башни. Дракон (символ города Барселоны) будет часто присутствовать в оформлении сооружений архитектора.

Слайд 25

Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в них проявилась богатейшая фантазия художника. По сторонам дверей важно и гордо стоят в воде цапли. Столовую он превращает в осенний сад, наполненный шумом журчащей воды, щебетанием птиц, едва различимым шелестом деревьев. Здесь благоухают цветочные ароматы и как-то по-особому пахнут спелые плоды.

Слайд 26

При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональной планировкой зданий. Дом Мила — одно из самых неожиданных и совершенных творений архитектора. Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира уникальна. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу, окна то выступают, то углубляются внутрь волнистых стен, лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты, параболические арки рождают ощущение легкости и бесконечности пространства. Крыша дома представляет собой яркий цветочный ковер, выполненный в керамике.

Слайд 30

Гауди принадлежало первенство в практическом осуществле­нии идеи синтеза искусств, провозглашенной модерном. Она наш­ла воплощение в оформлении парка Гюэль в одном из пригородов Барселоны. Гауди выступил здесь как архитектор, скульптор и живописец, давший безграничную волю своей творческой фанта­зии. Барочные марши лестниц, причудливые павильоны с башенка­ми, напоминающими коралловые рифы, фонтаны, их необычное скульптурное оформление — все призвано поразить, удивить воображение зрителя.

Слайд 31

Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыслу он должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Ново- го Завета. Фасад собора состоит из трех порталов, символизирующих Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы. Изысканные силуэты четырех башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня посвящены апос­толам, капители колонн символизируют добродетели, на дверях внутреннего портика — символическое изображение десяти заповедей.

Слайд 33

Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время являет­ся порождением эпохи модерн. Гауди успел возвести только левую башню западного фасада. После смерти архитектора в 1926 г. стро­ительство собора остановилось. В настоящее время архитекторы про­должают начатое дело по чертежам и маке­там автора.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От модерна до конструктивизма Часть 2

Слайд 2

Совершенным зодчим искусства мо­дерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 —1947). Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную под­вижность. Они асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точ­ке. Мягкость дерева, прочность камня И хрупкость железа он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Ме­таллическим конструкциям, подобно жи­вым существам, также сообщалось «движе­ние». Ажурные плетения металлических решеток органично сочетались с поверхно­стью стен, оконных проемов, балконов и эркеров.

Слайд 3

Приверженность к природным орнамен­там определила стиль многих произведений Виктора Орта ! . Дом Тасселя по праву считается пер­вым образцом «чистого модерна», принесшим всемир­ную известность и славу начинающему архитектору. Вестибюль вось­мигранной формы, ограниченный металлическими конструкциями, плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые линии балюст­рад и несущих колонн, текучее движение гнутых линий не ограничи­вается только горизонтальным направлением. С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создается впечатление движения по вертикали. Металл «оживает», превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых «растут» металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованых лестничных ог­раждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом яркие краски витражей.

Слайд 10

Уже в начале XX в. модерн стал все более тяготеть к поискам рациональных конструктивных решений. На смену усложненным формам и декоративным украшениям модерна пришли функци­онально оправданные и четкие конструкции, более лаконичные и простые объемы. Сохранившийся декоративный орнамент лишь подчеркивал архитектурную форму. Главное внимание архитекто­ры стали уделять эстетической выразительности конструктивных элементов, пропорциям фасадных плоскостей, окон, простенков, от­дельно стоящих опор.

Слайд 11

Внешний вид построек отражал не только их конструкцию, но и внутреннюю планировку. Интерьеры освобождались от излишеств и перегруженности деталями. Окна стали нередко заменять стены, а пространство здания стремительно убегало ввысь. Появление не­боскребов на Американском континенте стало подлинной сенсаци­ей. Первый небоскреб чикагского архитектора Луиса Салливена (1856—1924) в городе Сент-Луисе произвел настоящий переворот в архитектуре. Стальные каркасы с вертикальными конструкциями, напичканные скоростными лифтами и другой техникой, явно броса­ли вызов классике.

Слайд 16

Достойным преемником Салливена стал Фрэнк Ллойд Райт (1869—1959) — американский архитектор и теоретик искусства. Выдвинутая им идея органической архитектуры получила всемирное признание и практическое воплощение во многих странах. Архитектуре он отводил роль объединяющего начала между чело­веком и окружающей средой. По его мнению, архитектура должна в первую очередь «обслуживать» жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлеченных понятий «добра и красо - ты». Здание не должно подавлять ландшафт; оно ес­тественным образом вырастает из него, сливается с ним в единое целое.

Слайд 17

В круг интересов Райта входили частные загородные постройкп и массовое городское жилище. Под влиянием японской архитекту­ры он выработал свой, так называемый «стиль прерий» — легкие нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещенные в уединенных садах вблизи природных водоемов. Более ста частных домов он создал всего за десять лет, но в каждый привнес уникаль­ное архитектурное решение.

Слайд 18

Вилла Эдгара Кауфмана «Над водопадом» стала подлинным шедевром архитектора. Грубая кладка стен из колотого камня есте­ственным образом продолжала скалы, сливалась с небольшим водо­падом, могучими деревьями и лесным ручьем. Железобетонные бал­ки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нави­сающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Архитектура сооружения в прямом смысле слова «раство­рилась» в природе.

Слайд 22

Райту также принадлежит проект Музея современного искусства Гуггенхейма в Нью-Йорке и неосуществленный проект небоскре­ба «Иллинойс» в 528 этажей...

Слайд 28

«Творчество Райта противоречиво. Воспитанный на идеях аме­риканского романтизма, он сохранил его бескомпромиссный идеализм... и верность мечте о жизни среди нетронутой приро­ды... Райт был последним романтиком и первым рационалистом в американской архитектуре» (А. В. Иконников).

Слайд 29

Немецкий архитектор и дизайнер Вальтер Гропиус (1883— 1969) вошел в историю зодчества XX в. как смелый первооткры­ватель, теоретик и выдающийся педагог. Его творения стали симво­лами индустриальной эпохи, украшающими города Германии, Ве­ликобритании, США, Греции, Ирака. Ему принадлежит идея «то­тального художественного синтеза», согласно которой все виды искусств соединяются под сенью «великой архитектуры».

Слайд 30

Практическим воплощением этой идеи стало сооружение Баухауза — здания Школы искусств в городе Дессау. В функциональном отношении сооружение было логично и тща­тельно продумано. Внешний вид и интерьеры комплекса из трех кор­пусов (учебных классов, мастерских и художественных студий) про­изводили необыкновенное впечатление. Каждое из зданий, имевших разную высоту, было связано друг с другом крытыми галереями и на­земными переходами. Каждому корпусу придана форма, наиболь­шим образом соответствующая его назначению и внутренней плани­ровке. Человек мог свободно перемещаться в архитектурном про­странстве, чувствовал себя в нем удобно и комфортно.

Слайд 34

Немало смелых и оригинальных идей здесь нашло практическое воплощение. Одна из них — использование в качестве стен здания панелей из стекла, служащего, по утверждению Гропиуса, не более чем «шторой», климатической преградой, защищающей человека. Таким образом, ему впервые удалось освободить стальной каркас от привычной для него несущей функции. Многие найденные реше­ния Гропиуса определили дальнейшие пути развития архитектуры XX столетия.

Слайд 35

Выдающимся архитектором конструктивизма в XX в. стал Ле Корбюзье (1887—1965), создатель «всемирного стиля». Основы для «новой архитектуры» он искал в чисто геометрических формах, ли­ниях под прямым углом, в безупречных сочетаниях вертикали и го­ризонтали, в абсолютном белом цвете. Задача архитектора, по его мнению, сводится лишь к поиску простых форм и правильной систе­мы пропорций. В книге «Путь к архитектуре» (1923) он так изло­жил суть своих художественных принципов: «Большое искусство создается простыми средствами... Простые геометрические формы прекрасны, потому что они лег­ко воспринимаются... Куб, конус, шар, цилиндр, призма — вот великие первичные формы. Их образ представляется нам чистым, легко восприни­маемым, однозначным. Поэтому они красивы. Это прекрасней­шие из форм...

Слайд 36

Горизонт рисует горизонтальную линию как абст­рактное выражение покоя. Вертикаль, пересекаясь с горизонталью, образует два прямых угла. Вертикаль и горизон­таль неизменны. Прямой угол — это как бы интеграл сил, под­держивающих мир в равновесии...»

Слайд 37

Знаменитую виллу «Савой» в Пуасси (Франция) отличают изысканное совершенство форм и четкость пропорций. Террасы, расположенные на разных уровнях, переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, яркое освещение созда­ют впечатление слияния с природой и возможности полного уедине­ния для человека.

Слайд 40

Но как найти нужные пропорции, абсолютные формы? Как вы­разить взаимодействие объемов В пространстве? Ответы на эти воп­росы Корбюзье ищет в музыкальной гармонии. Рассуждения о том, что звук представляет собой модулированные волнообразные коле­бания, привели его к созданию модулора — системы архитектур­ных пропорций, выведенных на основе пропорций фигуры челове­ка. Изобретение модулора явилось одним из важнейших концепту­альных положений архитектора.

Слайд 41

Большой вклад Корбюзье внес в разработку теории жилища для человека. Он призывал к тому, чтобы структура здания разрабаты­валась также последовательно и логично, как осуществляется кон­струирование машин, ставших в то время вершиной технической цивилизации. Он говорил, что «на самолет нельзя смотреть как на птицу или стрекозу, в нем надо видеть машину для полета». Так и дом — жилище человека — это «машина для жилья». Тем самым он подчеркивал целесообразность, конструктивность архитектуры, служащей человеку.

Слайд 42

Жилой дом в Марселе — своеобразная модель идеального жи­лища для человека. Рассчитанный на 350 семей (примерно 1600 че­ловек), он наглядно воплощает идею автора о том, что «дом — это машина для жилья». Дом поднят на высокие столбы-опоры, он включает 337 двухэтажных квартир, магазины, отели, сад на кры­ше, спортзал, беговую дорожку, бассейн, детский сад, то есть все, что необходимо человеку для благоустроенной жизни.

Слайд 44

Велики заслуги Корбюзье и в области градостроения. Сформули­рованные им принципы современного градостроения (отказ от кори­дорной системы улиц, повышение удельной плотности населения за счет увеличения этажности зданий, озеленение территории, различ - ные формы путей сообщения, со­здание системы общественного об­служивания) во многом актуальны и в наше время. При этом Корбюзье подчеркивал: «Мы за новые пути в создании городов. Что же касается Пари­жа, Лондона, Берлина, Москвы или Рима, то эти столицы долж­ны быть полностью преобразова­ны собственными средствами, каких бы усилий это ни стоило и сколь велики ни были бы свя­занные с этим разрушения».

Слайд 45

Так, например, в 1925 г. Корбюзье предложил план реконструк­ции Парижа, согласно которому предполагалось полностью снести старую, историческую часть города и на ее месте построить новый, суперсовременный город. К счастью, этой утопической идее архи­тектора не суждено было осуществиться. В целом Корбюзье стал выразителем архитектуры XX в., его идеи и сегодня находят немало единомышленников и последовате­лей в различных странах мира. Так что, несмотря на утопичность некоторых проектов, созданный им стиль с полным правом можно назвать всемирным, или интернациональным.

Слайд 46

Идеи рациональной, конструктивной архитектуры, отвечающей запросам и потребностям человека, развиваются на протяже­нии всего XX столетия. Порой они кажутся нам слишком смелыми и неожиданными, но в целом они наглядно выражают суть своей эпохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура. Богородский Модерн

Модерн в архитектуре Богородска (Ногинска)...

Модерн в Петербурге.

Методическая разработка урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга с применением различных стратегий ИКТ  Развитие критического мышления ....

Московский конструктивизм в открытках.

Конструктивизм - одно из направлений архитектуры  начала XX века....

Образовательное путешествие "Модерн - новый виток в искусстве Петербурга"

Цель: формирование у учащихся представления о стиле модерн на примерах культурного наследия Санкт-Петербурга...

КОНСТРУКТИВИЗМ В МОСКВЕ

Творческие люди эпохи авангарда 1920-1930 гг. отвергли принцип «искусство ради искусства» и решили, что отныне оно должно служить исключительно практическим целям. Геометризм, плоские крыш...

Презентация к уроку МХК в 11 классе на тему "Архитектура конструктивизма"

Презентация выполнена к одному из уроков по теме "Архитектура 20 века". Тема выбрана не случайно - архитектурные сооружения расположены в родном городе учащихся, Санкт-Петербурге.Презентация...

Презентация к уроку МХК в 11 классе на тему "Конструктивизм"

Презентация к блоку уроков по теме "Архитектура конструктивизма". В данной презентации рассматривается такой феномен как советский конструктивизм в жилом секторе....