Композиторы венской школы
презентация к уроку по мхк (11 класс)
Презентация по МХК/искусство "Композиторы Венской школы" предназначена для учителей и учащихся 11 класса (УМК Г.И. Даниловой) базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_urok_-_kompozitory_venskoy_klassicheskoy_shkoly_1.ppt | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово «классика» в переводе с латинского языка означает «образцовый» Классиками называют лучших музыкантов разных стран.
Композиторы Венской классической школы Венская классическая школа (1780 – 1827гг) – направление классической музыки второй половины 18 в. в г. Вена – столице Австрии. Это новое направление в музыке стало одним из самых плодотворных в истории музыкальной культуры. Венские композиторы подвели итог всему чего достигла европейская музыка и сделали свои творческие открытия.
Основателями классической музыки считают Йозефа Гайдна, В. А. Моцарта, Л.В. Бетховена, Кристофера Глюка. Благодаря этим композиторам появились классические жанры: симфония, концерт, квартет, соната и др. Йозеф Гайдн Вольфганг Амадей Моцарт Людвиг ван Бетховен Кристоф Виллибальд Глюк
Расцвет венской классической школы совпал с общим процессом становления симфонического оркестра — его стабильного состава (до 110 музыкантов )
Наивысшим достижением музыкальной культуры того времени стало формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма. Ведущие инструментальные жанры эпохи: симфония, соната, концерт, камерный ансамбль Классическая симфония состоит, как правило, из четырёх частей, написанных в сонатной циклической форме . Симфония – (созвучие) произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей Первая и последняя части имеют одинаковые тональности, а средние пишутся в тональностях, родственных с главной , которой и определяется тональность всей симфонии.
Кристоф Виллибальд Глюк Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант”, - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер. Глюк „вырвал” оперу из-под власти придворной эстетики. Он придал ей величие идей, психологическую правдивость, глубину и силу страстей.
Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе, что в австрийской земле Фальц. В раннем детстве он часто переезжал с одного места на другое в зависимости от того, в каком из дворянских угодий служил его отец-лесничий. С 1717 года он жил в Чехии. Зачатки музыкальных знаний он получил в иезуитской коллегии в Комотау. После ее окончания в 1731 году Глюк стал изучать философию в Пражском университете и учиться музыке у Богуслава Матея Черногорского. К сожалению, Глюк, живший в Чехии до двадцати двух лет, не получил у себя на родине такого же крепкого профессионального образования, как его коллеги в странах Центральной Европы.
1735 году Глюк становится домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене. Первое пребывание Глюка в Вене оказалось непродолжительным: на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А. М. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане.
За четыре года, прожитые в Италии, он сблизился с крупнейшим миланским композитором и органистом Джованни Баттиста Саммартини, став его учеником, а позднее - близким другом. Руководство итальянского маэстро помогло Глюку завершить свое музыкальное образование. Однако оперным композитором он стал, главным образом, благодаря своему врожденному инстинкту музыкального драматурга и дару острой наблюдательности. Глюк создал жанр музыкальной трагедии. «Простота, правда и естественность – вот три великих принципа прекрасного во сех произведениях искусства» - так определяет главные задачи своего творчества великий композитор. Опера «Орфей и Эвридика»
Классический симфонизм Й. Гайдна Годы жизни (1732-1809), Австрия, Вена Создатель классических симфоний (104) Создатель инструментальной музыки Создатель устойчивого состава симфонического оркестра Его музыка - «музыка радости и досуга» - светлая и естественная, лирична и изысканна, богата контрастами, паузами и неожиданными сюрпризами , оптимистична, энергична
Гайдну удалось создать классическую симфонию в 4-х частях, где четыре контрастные части взаимно дополняли друг друга: 1 часть – созвучие – стремительная, быстрая, активная, драматичная – передаётся атмосфера жизни главного героя. 2 часть – медленная, лиричная,, способная вызывать размышления, мечты и грёзы – проникала во внутренний мир героя. 3 часть –живая, подвижная – рассказывающая о часах досуга и отдыха героя. 4 часть – быстрая и стремительная – итог размышлений героя. В симфонической музыке он старается использовать приём звукоподражания – пение птиц, журчание ручья. Его музыка вбирала в себя мелодии и ритмы разных народов.
Творческое наследие Гайдна: 104 симфонии, 83 струнных квартета, 52 клавирных сонаты, 24 оперы, 14 месс и несколько ораторий. Произведения: «12 Лондонских симфоний» - жизненная философия и мировоззрение композитора. «Сотворение мира», «Времена года» - оратории
Музыкальный мир В.А.Моцарта Годы жизни (1756-1791) Австрия, Зальцбург К омпозитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист Впервые соединил в опере драматическое и комическое Сочинитель симфонической музыки Создатель жанра классического концерта Сочинитель духовной музыки («Реквием»)
Творческое наследие Моцарта: около 50 симфоний Симфонии: ми-бемоль мажор, соль минор, до мажор, «Юпитер» - лирическая исповедь композитора, его осмысление пройденного жизненного пути классические концерты – 27 концертов для фортепиано с оркестром, 7для скрипки с оркестром, 19 сонат для фортепиано духовная музыка – мессы, оратории, кантаты. Величайшим произведение духовной музыки – «Реквием» (не успел закончить, но оно было доработано одним из его учеников) оперы - 20 опер, где использовал сюжеты из литературных произведений, легенд, пьес
Оперное творчество Моцарта оперы «Свадьба Фигаро » по пьесе Бомарше, «Дон Жуан». Огромный успех имела опера-сказка «Волшебная флейта» Сцена из оперы «Волшебная флейта» В опере впервые соединил драматическое и комическое.
Духовная музыка Моцарта Вершиной духовной музыки Моцарта стал «Реквием» (1791) – произведение хора, солистов и симфонического оркестра. Лейтмотив произведения – судьба страдающего человека, предстающего перед лицом сурового Божьего суда . С потрясающей драматической силой он раскрывает в хоре « Dies irae » («День гнева») картины смерти и разрушения, контрастирующие с мольбой и трогательными жалобами. Лирической кульминацией «Реквиема» стала « Lacrimosa » («Лакримоза» - «Слёзный день этот), музыка, проникнутая трепетным волнением и просветлённой печалью.
великий немецкий композитор, дирижёр и пианист Самый яркий представитель Венской классической композиторской школы Путь Бетховена в музыке - это путь от классицизма к новому стилю (романтизму) Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827) Музыка, высекающая огонь из людских сердец… Бетховен
Симфоническая музыка - 9 симфоний Третья «Героическая» симфония – эпоха французской революции; Шестая «Пасторальная» симфония («Воспоминание о сельской жизни»); «Девятая симфония» - это первый образец, когда крупнейший композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами. Сонаты – 32 для фортепиано, 10 для скрипки «Крейцерова»(№19) – скрипичная, «Аппассионата»(№23), «Лунная»(№14) - фортепианная , «Аврора»(№21) – фортепианная, «Патетическая» (№8) - – фортепианная Увертюра к драме Гёте «Эгмонт», 16 струнных концертов, 5 концертов для фортепиано с оркестром, «Торжественная месса», опера «Фиделио», романсы, кантаты, обработки народных песен. Творческое наследие Бетховина:
Шестая «Пасторальная» симфония Третья «Героическая» симфония Девятая симфония
Расцвет творчества Джульетте Гвиччарде композитор посвятил свою « Лунную сонату»
Задание на дом Гл.9, вопросы устно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие композиторы венской школы
Материалы презентации знакомят учащихся с великими венскими композиторами, такими как: Моцарт, Бетховен, Гайдн...
Творчество композиторов "нововенской школы".
План урока МХК в 11 классе....
Композиторы Венской школы
Тренировочное упражнение на соотнесение имени автора и названия его произведения....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Искусство (МХК). Урок–суд по теме "Классицизм. Композиторы Венской классической школы"
Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме ролевой игры «Урок-суд» по теме «Классицизм. Композиторы венской классической школы». В процессе игры ребят...
Конспект урока по МХК для 11 класса "Композиторы Венской классической школы"
Конспект урока по Искусству (МХК) 11 класс "Композиторы Венской классической школы" по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство" с опорой на презентацию....
«Венская классическая школа: Ф.Й. Гайдн»
laquo;Венская классическая школа: Ф.Й. Гайдн»...
«Венские композиторы - классики"
Открытое занятие по музыкальной литературе...