«Венская классическая школа: Ф.Й. Гайдн»
презентация к уроку по музыке (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание 1. Венская классическая школа как художественное направление в музыкальной культуре XVIII – начала XIX века 2. Особенности стиля венской классической школы 3. Музыкальные жанры 4. Ф.Й. Гайдн – основоположник венской классической школы 5. Примеры музыкальных произведений из школьного курса 6. Список использованной литературы
ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА - творческое направление, сложившееся в Австрии XVIII - XIX веках. К нему принадлежат три великих композитора – Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен. Каждый из них обладал яркой творческой индивидуальностью, которая определяла и общий характер музыки, и выбор жанров, и особенности музыкального языка.
Для представителей венской классической школы характерны: универсальность художественного мышления логичность ясность художественной формы.
Представителями данного художественного направления : Ф.Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен.
Гайдн больше тяготел к объективным народно-жанровым образам, юмору, шутке. Бетховен – к героике. Моцарт, будучи универсальным художником – к разнообразным оттенкам лирического переживания.
В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет), формы ( сонатная форма), сложился классический состав оркестра. Для музыки Гайдна характерна широта фольклорных связей. Он автор 104 симфоний, 83 квартетов, 52 фортепианных сонат, ораторий («Сотворение мира», 1798; «Времена года», 1801), 14 месс, опер.
Вольфганг Амадей Моцарт Родился 27 января 1756 в Зальцбурге (Австрия) и при крещении получил имена Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. Мать – Мария Анна, отец – Леопольд Моцарт (1719–1787), композитор и теоретик, c 1743 –скрипач в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна. Умер Моцарт 5 декабря 1791 года от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении Моцарта масонами или другим австрийским композитором — Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Святого Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным. В память о композиторе на девятый день после его смерти в Праге при огромном скоплении народа 120 музыкантами исполнялся «Реквием» Антонио Розетти.
В музыке Моцарта отразились идеи немецкого Просвещения и движения «Буря и натиск», претворен художественный опыт различных национальных школ и традиций. Модифицировал традиционные оперные формы («Свадьба Фигаро», 1786; «Дон Жуан», 1787; «Волшебная флейта», 1791), индивидуализировал жанровые типы симфоний (ми-бемоль мажор, соль минор; до мажор, т. н. «Юпитер», все 1788). Свыше 20 опер, свыше 50 симфоний, концерты для фортепиано и для скрипки с оркестром, камерно-инструментальные (трио, квартеты, квинтеты и др.) и фортепианные произведения (сонаты, вариации, фантазии), «Реквием», (1791; закончен Ф. Кс. Зюсмайром), мессы, хоровые сочинения, песни.
Людвиг ван Бетховен Людвиг ван Бетховен (крещен 17 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена) — немецкий композитор, представитель венской классической школы. Знак зодиака - Стрелец. Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Начальное музыкальное образование Бетховен получил под руководством своего отца, певчего придворной капеллы курфюрста Кельнского в Бонне. С 1780 Людвиг учился у придворного органиста К. Г. Нефе. Смолоду Бетховен поражал и восхищал своих современников масштабностью замыслов, неистощимой изобретательностью их воплощения и неутомимым стремлением к новому. К середине 1800-х Бетховен уже пользовался всеобщим почитанием как безусловно первый композитор своего времени. В 1808 он дал свой фактически последний концерт в качестве пианиста (более позднее благотворительное выступление 1814 года оказалось неудачным, так как к тому времени Бетховен был уже почти полностью глух). Тогда же ему был предложен пост придворного капельмейстера в Касселе. Когда Бетховен умер, в последний путь его провожало около десяти тысяч человек. (Л. О. Акопян)
Создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 1804, 5-я, 1808, 9-я, 1823, симфонии; опера «Фиделио», окончательная редакция 1814; увертюры «Кориолан», 1807, «Эгмонт», 1810; ряд инструментальных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигшая Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воли. Поздние сочинения отличаются философским характером. 9 симфоний, 5 концертов для фортепиано с оркестром; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонаты, в т. ч. 32 для фортепиано (среди них т. н. «Патетическая», 1798, «Лунная», 1801, «Аппассионата», 1805), 10 для скрипки с фортепиано; «Торжественная месса» (1823).
В их сочинениях органично сочетаются чувства и интеллект, трагическое и комическое, точный расчёт и естественность, непринуждённость высказывания.
Гайдну и Бетховену наиболее близкой оказалась сфера инструментальной музыки, Моцарт в равной мере проявил себя и в оперном, и в инструментальных жанрах.
Франц Йо́зеф Гайдн «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн» Вольфганг Амадей Моцарт 31 марта 1732 — 31 мая 1809
Родился Франц Йозеф Гайдн в деревне Рорау (Австрия) в семье каретного мастера. С 8 лет он стал петь в капелле Святого Стефана в Вене.
Будущему композитору приходилось зарабатывать на жизнь перепиской нот, игрой на органе, клавире и скрипке.
В 17 лет Гайдн потерял голос и был исключён из капеллы. Только через 4 года он нашёл постоянную работу –аккомпаниатором к известному итальянскому оперному композитору Николе Порпоре (1686-1768).
В 1761г. Гайдн поступил на службу к богатым венгерским князьям Эстерхази и провёл при их дворе в качестве композитора и руководителя капеллы почти тридцать лет. Дворец Эстерхази Капелла
В симфониях композитор часто обращался к народным темам, в основном к славянским – словацким и хорватским.
Примеры музыкальных произведений из школьного курса: Соната g moll Соната e moll Симфония №103 Es dur , №104 ( Лондонские) Соната D dur или e moll .
Система жанров, форм и правил гармонии, разработанная классической венской школой, сохраняет своё значение и до сих пор. Творчество композиторов Вены составляет одну из вершин мирового музыкального искусства. Оно оказало неизгладимое влияние на всё последующее развитие музыкального искусства.
Список использованной литературы Великович Э. Великие музыкальные имена: Биографии. Материалы и документы. Рассказы о композиторах. – СПб.: Композитор, 2000. – 192с. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 672с. Осеннева М.С., Бездородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов. – М.: «Академия», 2001. – 368с. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Музыка / Авт. А.С. Клёнов. Под общ. ред. О.Г. Хинн. – М.: АСТ-ЛТД, 1997. – 448с. http://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдн,_Йозеф
Приложение Гайдн написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Великие композиторы венской школы
Материалы презентации знакомят учащихся с великими венскими композиторами, такими как: Моцарт, Бетховен, Гайдн...
Концепция преподавания русского языка в Русской классической школе
Принимая во внимание высокую миссию русского языка в трансляции культуры, отечественной культуры от предыдущих поколений новому поколению, мы следуем следующим принципам преподавания родного языка в Р...
Йозеф Гайдн - первый венский классик презентация
Австрийский композитор Йозеф Гайдн - "отец симфонии и квартета", "основоположник симфонического оркестра", "первый венский классик". Его жизненному и творческому пути и посвящена данная презентация....
Методическая разработка открытого урока по дисциплине Искусство (МХК). Урок–суд по теме "Классицизм. Композиторы Венской классической школы"
Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме ролевой игры «Урок-суд» по теме «Классицизм. Композиторы венской классической школы». В процессе игры ребят...
Конспект урока по МХК для 11 класса "Композиторы Венской классической школы"
Конспект урока по Искусству (МХК) 11 класс "Композиторы Венской классической школы" по учебнику Даниловой Г.И. "Искусство" с опорой на презентацию....
Открытый урок "Форма и стиль классической сонаты Й. Гайдна".
Цель данного открытого урока - рассказать о сонатной форме в целом, познакомить со стилистическими особенностями классической сонаты Й. Гайдна....
Система обучения и воспитания в Русской классической школе
В статье представлены структура содержания обучения и воспитания учащихся, ориентированная на традиционные принципы российского национального образования,система формирования ли...