Разработка урока по искусству по теме: "Художник и учёный"
презентация к уроку по мхк (9 класс)

Четыркина Людмила Александровна

Разработка урока по искусству по теме: "Художник и учёный", 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

        МБОУ «Гимназия №3»

Разработка урока искусства

в 9 классе по теме «Художник и учёный»

Номинация «Учёные на уроке»

Учитель искусства Четыркина Людмила Александровна

1914

        ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Художник и учёный

  1. Предмет: искусство
  2. Класс: 9
  3. Цель урока: побудить учащихся к эмоционально – ценностному постижению     произведений искусства, вовлечь их в самостоятельную творческую деятельность.
  1. Задачи:
  • Обучающие: расширить знания учащихся о научном   значении  художественного  знания на примерах  шедевров изобразительного искусства.
  • Развивающие: создать условия для развития образного и ассоциативного мышления, формирования умения грамотно выражать своё отношение к произведениям искусства.
  • Воспитательные:   воспитывать художественный вкус, чувство гордости за своих  соотечественников – деятелей науки и искусства; способность к преодолению   трудностей, целеустремленность в достижении результата.

  1. Место урока в теме: урок «Художник и ученый» является седьмым уроком во втором разделе курса «Искусство» в 9 классе, обозначенному как  «Искусство предвосхищает будущее». В данном разделе рассматривается взаимосвязь научного прогресса и искусства, возможности предсказаний  сложных исторических коллизий  XX-XXI вв., научных открытий, а также предвосхищение будущих открытий в творчестве художников, писателей и композиторов.

 Тип урока:   урок открытия новых знаний

Оборудование: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point

Методы: художественно-педагогической драматургии, частично-поисковый.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный.

Настрой на восприятие

(5 минут)

Приветствует учащихся и настраивает их на работу

Вопросы:

-Есть ли связь между миром науки  и искусством?

-Способны ли ученые, люди серьезные и сосредоточенные, оценить и привнести в искусство нечто новое?

- Назовите имена ученых, которые  кроме науки занимались творческой деятельностью

приветствие, проверка готовности к уроку

отвечают на вопросы, рассуждают, предполагают

называют фамилии известных ученых:

М. Ломоносов, А. Эйнштейн, Пифагор

мультимедийная презентация «Художник и ученый»

Слайд №1

Слайд №2

2.

Осмысление учебной задачи     (10 минут)

(целеполагание)

Организует выход к учебной проблеме

Вопрос:

-Могут ли деятели искусства дать новые знания науке?

демонстрирует презентацию, дополняет ответы учащихся.

Зачитывает эпиграф к уроку: «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гете.

пробуют ответить на вопрос

Слайды

№ 3 – 6

Слайд № 7

Задание:

-Вспомнить творчество Л. да Винчи, определить, развитию  каких наук способствовал рисунок «Витрувианский человек».

дает задание учащимся  сформулировать тему урока.

Демонстрирует тему в презентации.

принимают активное участие в обсуждении, делают выводы, что рисунок Л. Да Винчи предопределил принятую в XX в. шкалу пропорций (геометрия, архитектура, живопись)

пробуют сформулировать  тему урока: «Роль художественного творчества в  развитии науки»

Слайды

№ 8,9

Слайд № 10

Физминутка

(1 минута)

Предлагает подняться, выполнить несколько упражнений.

Делают разминку

3

Открытие новых знаний  

(24 минуты)

Знакомит с творчеством

П. Н. Филонова(1882-1941г.) и  направлением «аналитическое искусство»,

дает инструкцию учащимся  для самостоятельной работы.

Отвечает на вопросы,

консультирует, оказывает помощь учащимся в выполнении работы.

слушают учителя,

делают записи в тетрадь

выполняют задание

Слайд

№ 11-15

Слайд № 16

4.

рефлексия  

(5 минут)

организует подведение итогов:

- Прочитайте в учебнике полное звучание эпиграфа к уроку (стр. 133).

- В чем состоит важность пропущенных слов?

Домашнее задание:

вполнить работу на тему «Формула школы» (рисунок, эссе, презентация – по выбору)

участвуют в рефлексии, представляют свою работу.

высказывают своё мнение

подводят итоги урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ "Гимназия №3" 1 Многие выдающиеся ученые ценили искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью и литературным творчеством они не совершили бы своих открытий в науке.

Слайд 2

МБОУ "Гимназия №3" 2 Кто из известных вам ученых проявил свой талант в искусстве?

Слайд 3

МБОУ "Гимназия №3" 3 Великий античный ученый и математик Пифагор построил свое учение о числе, основываясь на музыкальных пропорциях

Слайд 4

МБОУ "Гимназия №3" 4 М. В. Ломоносов - великий ученый. Занимался математикой, физикой, химией. Проявил свой талант в литературе и в составлении мозаики

Слайд 5

МБОУ "Гимназия №3" 5 Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – композитор, ученый – химик, автор оперы «Князь Игорь», «Богатырской» симфонии; получил первое фторорганическое соединение, разработал оригинальный метод получения жирных кислот

Слайд 6

МБОУ "Гимназия №3" 6 Альберт Эйнштейн (1879-1955)-физик – теоретик, один из основателей современной физики Игра на скрипке доставляла Эйнштейну столько же удовольствия, сколько и работа

Слайд 7

МБОУ "Гимназия №3" 7 «…наука развивалась из поэзии…, в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени» И.-В. Гёте.

Слайд 8

МБОУ "Гимназия №3" 8 Леонардо да Винчи (1452-1519) - основоположник художественной культуры эпохи Возрождения . Он был не только живописцем, скульптором, архитектором, но еще и писателем, ученым, инженером, изобретателем и анатомом.

Слайд 9

МБОУ "Гимназия №3" 9 Рисунок Леонардо да Винчи «Витрувианский человек» символизирует внутреннюю симметрию, божественную пропорцию человеческого тела. В XX веке на основе этого рисунка было составлена шкала пропорций.

Слайд 10

МБОУ "Гимназия №3" 10 Художник и учёный

Слайд 11

МБОУ "Гимназия №3" 11 Павел Николаевич Филонов 1882-1941гг

Слайд 12

МБОУ "Гимназия №3" 12 В 1920-1930гг. происходит расцвет аналитического искусства. основоположником которого стал П. Филонов. Главным принципом этого метода является «от частного – к общему» Изображение на картине развивается из точки, подобно проросшему зерну. По мнению Филонова, новое направление преодолевало неподвижность геометрических форм кубизма. «Лица»

Слайд 13

МБОУ "Гимназия №3" 13 Мир есть движение, и аналитическое искусство передает формы предметов в состоянии «органического роста». к тому же формы состоят из атомов и молекул и живопись должна это передать. «Формула весны»

Слайд 14

МБОУ "Гимназия №3" 14 Во время П. Филонова вековые представления о системе мироздания рассыпались в прах, самые смелые фантазии человека начали воплощаться в жизнь. «Победа над вечностью»

Слайд 15

МБОУ "Гимназия №3" 15 Павел Филонов рисовал формулы, формулы явлений, написанные красочными знаками и символами, открывающими истинную сущность предмета, но незримые до времени. «Формула революции»

Слайд 16

МБОУ "Гимназия №3" 16 Самостоятельная работа Всмотрись в картину П. Филонова «Формула Вселенной». 1. Что такое «формула»? 2.Какие достижения современной науки смог предугадать художник в своей картине? 3. Как на ваш взгляд может выглядеть «формула школы» в живописи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).

В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)

Урок продолжает цикл уроков  2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся  мотивации к познанию, развитие творческих спос...

Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Виды и жанры изобразительного искусства" 5 класс

Цель (культурлогическая): воспитание эстетического вкуса учащихся. ориентация в мире духовных ценностей. Формируемая компетентность: художественно - эстетическая. коммуникативная. Задача: понимать по ...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В МОНУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ И В ЖИВОПИСИ. Разработка урока изобразительного искусства в 7 классе

Цели урока:- создать условия для формирования у учащихся представлений о роли монументального искусства в создании исторической памяти народа и в народном самосознании;- способствовать развитию у учащ...