Рабочая программа по МХК 10 класс учебнику Г, И. Даниловой.
рабочая программа по мхк (10 класс)

Корнилова Оксана Александровна

Представлена пояснительная записка и календарно- тематическое планирование по предмету Мировая художественная культура в 10 классе по учебнику Г.И. Даниловой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya.docx52.86 КБ
Файл kalendarno_0.docx31.02 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа   по предмету  « Мировая художественная культура» для 10 класса разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Федеральным государственным стандартом основного общего образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, Основной общеобразовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей № 25, приказом МБОУ Лицей № 25 « О внесении изменений в Основные общеобразовательные программы начального общего и основного образования МБОУ Лицей № 25 на 2015-2020 г.г.», и на основании программы курса «Мировая художественная культура». 10-11 классы /– Москва, Гуманитарный издательскийавторской программы Г.И. Даниловой «Искусство. Мировая художественная культура», 10-11 классы, (М.: Дрофа,2012).

Рабочая программа  «Мировая художественная культура»  рассчитана на 34 часа ( 1час в неделю), что соответствует Учебному плану МБОУ Лицей № 25.

     

                                        Планируемые результаты изучения учебного предмета

     

Обучающиеся научатся:

-развивать чувства, эмоции, образно-ассоциативное мышление и художественно-творческие способности;

-воспитывать художественно-эстетический вкус; потребность в освоении ценностей мировой культуры;

-осваивать знания о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерные особенности; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

-овладевать умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;

-использовать приобретенные знания и умения для расширения
кругозора, осознанного формирования собственной культурной позиции.

Обучающиеся получат возможность научиться:                                                                                                                                                                                       

 -понимать основные виды искусства;                                                                                                                                                                                                                                       -изучать основные стили и направления мировой художественной культуры;                                                                                                                                                                                                                                    -оценивать шедевры мировой художественной культуры;                                                                                                                                                                                                   понимать особенности языка различных видов искусства.                                                                                                                                                                                         –узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.                                                                                                                                                                                                                                                                                        –устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства.

                                                                                                                                                                                                                                                                                     Содержание предмета  «Искусство (МХК)».

Учебно-тематический план предмета «Искусство (МХК)»

10 класс (34 часа).

№ п/п

Тема раздела и урока.

кол-во час.

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций.

5

1

Искусство первобытного человека.

1

2

Искусство Древней Передней Азии.

1

3

Архитектура Древнего Египта.

1

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1

5

Искусство Мезоамерики.

1

Искусство античности.

6

6

Эгейское искусство.

1

7

Архитектурный облик Древней Эллады.

1

8

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

9

Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

10

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1

11

Театр и музыка Античности.

1

Искусство Средних веков.

11

12

Мир византийского искусства.

1

13

Архитектура западноевропейского Средневековья.

1

14

Изобразительное искусство Средних веков.

1

15

Театр и музыка средних веков.

1

16

Архитектура  Киевской Руси.

1

17

Изобразительное искусство Киевской Руси.

1

18

Развитие русского регионального искусства.

1

19

Искусство Московского княжества.

1

20

Искусство единого Российского государства.

1

21

Искусство России на пороге Нового времени.

1

22

Театр и музыка Древней Руси.

1

Искусство средневекового Востока.

4

23

Искусство Индии.

1

24

Искусство Китая.

1

25

Искусство Страны  восходящего солнца.

1

26

Искусство исламских стран.

1

Искусство Возрождения.

8

27

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

28

Архитектура итальянского Возрождения.

1

29

Титаны Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи).

1

30

Титаны Высокого Возрождения (Микеланджело, Рафаэль).

1

31

Мастера венецианской живописи.

1

32

Искусство Северного Возрождения.

1

33

Живопись нидерландских и немецких мастеров.

1

34

Музыка и театр эпохи Возрождения.

1

От истоков до XVII века (34 часа).

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций  (5 часов).

Искусство первобытного человека.

Причины возникновения художественного творчества. Первые художники Земли. Эволюция пещерной живописи. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры: дольмены, менгиры, кромлехи. Причины возникновения музыкального творчества. Предпосылки возникновения танца.

Искусство Древней Передней Азии.

Возникновение письменности. Библиотека царя Ашшурбанипала. Зиккураты  как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение. Популярные музыкальные инструменты.

Архитектура Древнего Египта.

Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы эпохи Среднего и Нового царств в Карнаке и Луксоре.

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Ритуальное назначение скульптуры. Особенности изображения богов, фараонов и людей. Назначение рельефных и фресковых композиций. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества. Популярные музыкальные инструменты.

Искусство Мезоамерики.

Важнейшие культурные достижения цивилизации ольмеков (ступенчатые пирамиды, каменная скульптура). Дворцы ацтекских правителей. Ювелирное искусство. Искусство майя. Искусство инков.

Искусство Античности  (6 часов).

Эгейское искусство.

Кносский дворец — выдающийся памятник мирового зодчества. Львиные ворота в Микенах. Фрески Кносского дворца. Вазопись стиля Камарес.

Архитектурный облик Древней Эллады.

Архитектура архаики: греческая ордерная система. Дорический, ионический, коринфский ордеры. Афинский Акрополь. Театр Диониса. Назначение и особенность композиции Большого алтаря Зевса в Пергаме.

Изобразительное искусство Древней Греции.

Шедевры и мастера вазописи. Геометрический орнамент. Чернофигурная и краснофигурная вазопись. Идеал физической силы и духовной красоты. Обостренный интерес к внутреннему миру человека.

Архитектурные достижения Древнего Рима.

Римский Форум. Инженерные сооружение. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки. Термы.

Изобразительное искусство Древнего Рима.

Римский скульптурный портрет. Мастерство в передаче портретного сходства, внутреннего мира человека. Фресковые и мозаичные композиции.

Театр и музыка Античности.

Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Искусство актеров пантомимы. Странствующие певцы — сказители эпических преданий. Римская музыка и поэзия.

Искусство Средних веков (11 часов).

Мир византийского искусства.

Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. Основные темы и сюжеты византийских мозаик. Происхождение икон. Шедевры византийской иконописи. Церковная музыка. Основные виды церковного пения. Нотное письмо. Светская музыка.

Архитектура западноевропейского Средневековья.

Романский стиль архитектуры. Характерные особенности архитектурных сооружений. Типы построек: базилики, феодальные замки, городские укрепления. Архитектура готики. Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города. Шедевры готики.

Изобразительное искусство Средних веков.

Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Изображения диковинных существ. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Развитие искусства скульптурного портрета. Техника витражной живописи. Излюбленные орнаменты витражных окон.

Театр и музыка Средних веков.

Литургическая драма. Основные сюжеты и их иносказательный смысл. Средневековый фарс. Остроумное комедийное начало и поучительный смысл театрального жанра. Высокая духовность музыки. Понятие о григорианском хорале. Католическая месса. Появление и развитие многоголосия. Вокальная лирика трубадуров, труверов, миннезингеров. Разнообразие жанров песенного творчества и их главная тематика.

Искусство Киевской Руси.

Связь художественной культуры с язычеством и важнейшими историческими событиями. Творческое переосмысление художественных традиций Византии. Характерные черты архитектуры. Зодчество Великого Новгорода. Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Следование византийскому канону, выработка собственного стиля.

Развитие русского регионального искусства.

Искусство Великого Новгорода. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского  княжества. Успенский  и Дмитриевский соборы  во Владимире. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Творчество Андрея Рублева.

Искусство единого Российского государства.

Создание архитектурного ансамбля Московского Кремля. Новизна архитектурного решения при возведении Успенского собора. Храмы и светские постройки Соборной площади Московского Кремля. Шедевры творчества Дионисия. Москва —  «Третий Рим»  как центр христианского мира и общерусской культуры. Покровский собор (храм Василия Блаженного) — архитектурная жемчужина Москвы. Создание нового типа каменного шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском). Характерные особенности архитектуры 17 века. Мастерство деревянного зодчества. Творчество Симона Ушакова.

Театр и музыка Древней Руси.

Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Характер первых придворных постановок. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны. Пение как составная часть церковного богослужения. Знаменный распев. Многораспевность. Светская музыка и наиболее популярные инструменты.

Искусство средневекового Востока (4 часа).

Искусство Индии.

Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Пещерные храмы для моления (чайтьи). Богатство и роскошь скульптурного убранства. Проникновение к архитектуру мусульманских традиций. Росписи в пещерных храмах Аджанты. Миниатюрная живопись Индии. Истоки индийской музыки. Спектакль как единство музыки, пения и танца.

Искусство Китая.

Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с природой. Китайская стена, ее назначение. Особенности китайской скульптуры и ее связь с буддийской религией. Характерные черты китайской живописи и графики.

Искусство Страны восходящего солнца.

Выработка собственного архитектурного стиля. Иероглифическая каллиграфия. Садово-парковое искусство. Сад камней в Киото. Цветная гравюра на дереве. Скульптура нэцкэ.

Искусство исламских стран.

Использование в мусульманском зодчестве достижений древних цивилизаций. Типичные архитектурные сооружения исламских стран. Основные виды изобразительного искусства. Арабеска. Любовная лирика народов Востока и ее мировое значение. Рубаи Омара Хайяма. Своеобразие традиционной музыкальной культуры.

Искусство Возрождения (8 часов).

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.   

         Характерные особенности и значение творчества Джотто. Построение пространства по законам перспективы на примере произведений Мазаччо. Значение творчества Боттичелли. Художественные достоинства произведений на библейские и мифологические сюжеты. Скульптурные шедевры Донателло.

Архитектура итальянского Возрождения.

Собор Санта-Мария дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Оригинальность и новизна творчества Брунеллески.  Браманте как основоположник  архитектуры Высокого Возрождения. Возведение собора Святого Петра — главного католического храма. Архитектурный облик Венеции.

Титаны Высокого Возрождения.

Художественный мир Леонардо да Винчи. Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль —  «первый среди великих».

Мастера венецианской живописи.

Беллини как основоположник  венецианской школы живописи. Художественное мастерство Джорджоне. Художественный мир Тициана. Богатство тематики и жанровое разнообразие в творчестве. Веронезе — певец праздничной Венеции. Трагический гуманизм Позднего Возрождения. Характерные черты маньеризма и его мастера.

Искусство Северного Возрождения.

Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья Хуберт и Ян ван Эйк. Многогранность и оригинальность творческого дарования Босха. Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера. Искусство портрета в творчестве художника. Интерес к изображению мира живой природы.

Музыка и театр эпохи Возрождения.

Основные жанры духовной и светской музыки. Разработка новых правил полифонического исполнения.  Начало профессионального  композиторского творчества. Возникновение новых музыкальных жанров. Первые оперные представления. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Актерская импровизация — основа сценического искусства. Театр Шекспира — синтез античного и средневекового искусства. Мир человеческих чувств и сильных страстей в пьесах Шекспира. Значение шекспировского театра.

 

 

 



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование предмета  «Искусство. Мировая художественная культура»

 в  10   классе.  1 час в неделю — 34 часа в год.

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор:  Г.И. Данилова: «Искусство. Мировая художественная культура.  От истоков до XVII века. 10 класс»,  М.: Дрофа, 2012.

№ п/п

дата план

дата факт

Тема урока (раздела)

кол-во час.

Примечание

Искусство первобытного общества и древнейших цивилизаций.

5

1

Искусство первобытного человека.

1

Первые художники Земли. Пещерная живопись в эпоху палеолита, мезолита, неолита. Зарождение архитектуры. Причины возникновения музыкального и танцевального творчества.

2

Искусство Древней Передней Азии.

1

Возникновение письменности. Библиотека Ашшурбанипала. Эпос о Гильгамеше. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Рельефы и мозаики, их основная тематика и назначение.  Популярные музыкальные инструменты.

3

Архитектура Древнего Египта.

1

Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. Скальный храм царицы Хатшепсут.

4

Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

1

Ритуальное назначение скульптуры. Рельефы и фрески. Сокровища гробницы Тутанхамона. Роль музыки в жизни общества.

5

Искусство Мезоамерики.

1

Важнейшие культурные достижения ольмеков (ступенчатые пирамиды, предметы декоративно-прикладного искусства). Искусство ацтеков: архитектура Теночтитлана, монументальная скульптура, ювелирное искусство. Искусство майя:архитектура, изобразительное искусство. Искусство инков: храмы, декоративное убранство.

Искусство Античности.

6

6

Эгейское искусство.

1

Кносский дворец.  Фрески Кносского дворца. Львиные ворота в Микенах. Вазопись стиля Камарес.

7

Архитектурный облик древней Эллады.

1

Архитектура архаики: греческая ордерная система. Архитектура классики: Афинский Акрополь. Архитектура эллинизма: Пергамский алтарь.

8

Изобразительное искусство Древней Греции.

1

Скульптура и вазопись архаики. Идеал физической силы и духовной красоты в творчестве великих мастеров скульптуры. Скульптурные шедевры эллинизма.

9

Архитектурные достижения Древнего Рима.

1

Римский Форум. Архитектурный облик Колизея и Пантеона. Триумфальные арки.

10

Изобразительное искусство Древнего Рима.

1

История создания, эволюция и значение римского скульптурного портрета. Фресковые и мозаичные композиции.

11

Театр и музыка Античности.

1

Трагики и комедиографы греческого театра: Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Искусство актеров пантомимы.

Особое значение музыки в жизни древнегреческого общества.

Искусство Средних веков.

11

12

Мир византийского искусства.

1

Базилика, ее назначение и устройство. Понятие о крестово-купольном типе храма.

Собор Святой Софии. Мозаики Равенны. Искусство иконописи. Церковная музыка.

13

Архитектура западноевропейского Средневековья.

1

Романский стиль архитектуры: базилики, феодальные замки, городские укрепления.

Готические соборы — центры общественной и духовной жизни средневекового города.

14

Изобразительное искусство Средних веков.

1

Скульптура романского стиля. Основные сюжеты и образы. Скульптура готики. Преобладание религиозной тематики. Искусство витража.

15

Театр и музыка Средних веков.

1

Литургическая драма. Средневековый фарс. Развитие многоголосия (хорал). Музыкально-песенное творчество трубадуров, труверов, миннезингеров.

16

Архитектура Киевской Руси.

1

Основные черты архитектуры Киева и Великого Новгорода.

17

Изобразительное искусство Киевской Руси.

1

Мозаики и фрески Софии Киевской. Искусство иконописи. Анализ лучших образцов.

18

Развитие русского регионального искусства.

1

Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздальского княжества. Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

19

Искусство Московского княжества.

1

Расцвет московской школы живописи: творчество Андрея Рублева.

20

Искусство единого Российского государства.

1

Создание архитектурно-художественного ансамбля Московского Кремля. Храмы Соборной площади. Шедевры творчества Дионисия. Покровский собор (храм Василия Блаженного). Новый тип шатрового храма (церковь Вознесения в Коломенском).

21

Искусство России на пороге Нового времени.

1

Характерные особенности архитектуры XVII века. Мастерство деревянного зодчества. Изменения в изобразительном искусстве  (творчество Симона Ушакова).

22

Театр и музыка Древней Руси.

1

Народное творчество, праздники и обрядовые действа — истоки русского театра. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры. Колокольные звоны.

Искусство средневекового Востока.

4

23

Искусство Индии.

1

Шедевры архитектуры: ступа, чайтья. Росписи в пещерных храмах. Спектакль как единство музыки, пения и танца.

24

Искусство Китая.

1

Характерные особенности китайского зодчества. Связь скульптуры с буддийской религией. Жанры китайской живописи.

25

Искусство Страны восходящего солнца.

1

Шедевры архитектуры. Сад камней в Киото. Скульптура нэцкэ.

26

Искусство исламских стран.

1

Шедевры архитектуры. Арабеска. Любовная лирика народов Востока.

Искусство Возрождения.

8

27

Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего Возрождения.

1

Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Творчество Джотто, Мазаччо, Боттичелли, Донателло.

28

Архитектура итальянского Возрождения.

1

Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов. Собор Санта-Мария дель Фьоре (Брунеллески). Архитектурный облик Флоренции и Венеции.  Стиль Браманте.

29

Титаны Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи).

1

Художественный мир Леонардо да Винчи.

30

Титаны Высокого Возрождения (Микеланджело, Рафаэль).

1

Бунтующий гений Микеланджело. Рафаэль - «первый среди великих». Судьбы художников и эволюция творчества.

31

Мастера венецианской живописи.

1

Творчество Беллини и Джорджоне. Художественный мир Тициана. Творчество Веронезе и Тинторетто.

32

Искусство Северного Возрождения.

1

Дворцы и замки в долине реки Луары. Живопись нидерландских и немецких мастеров (братья Ван Эйк).

33

Живопись нидерландских и немецких мастеров.

1

В мире фантасмагорий Босха.  Творческие искания Брейгеля. Творчество Дюрера.

34

Музыка и театр Возрождения.

1

Основные жанры духовной и светской музыки. Итальянская комедия дель арте. Синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки. Театр Шекспира («Глобус»).  Мир человеческих чувств и страстей в пьесах Шекспира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Рабочая программа для 6 класса. – учебник Л.Л.Босова

Рабочая программа  Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010...

2 .Рабочая программа для 9 класса- учебник Л.Л. Босова

Рабочая программа для 9 класса - 68 часов...

Рабочая программа к 6 классу.Учебник Spot Light .

Данная рабочая программа 6 класс к учебнику Spot Light составлена с учётом требований ФГОС, содержит основательную пояснительную записку....

Рабочая программа 6 -11 класс учебник Никишова

Объяснительная запискарабочая программа 6-11 класс...