Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по МХК в 10 классе
олимпиадные задания по мхк (10 класс)

Задания составлены в соответствии с Методическими рекомендациями. К заданиям прилагаются ответы и критерии оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по Искусству (мировой художественной культуре)

2018-2019 учебного года

Комплект заданий для учеников 10 классов

Время выполнения заданий – 120 минут.

Задание № 1.

Перед Вами 6 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.

  1. Расшифруйте написанные слова (они расположены беспорядочно (по отношению к номерам иллюстраций и служат подсказкой к ним). Впишите их в таблицу вместе с номером соответствующего изображения.
  2. Кратко поясните в таблице смысл понятия, выраженного расшифрованным словом.
  3. Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные понятия.
  4. Приведите один яркий пример культурного наследия определенной Вами эпохи. Дайте его краткую характеристику. Поясните выбор.

ДЖЭОХУНСНТ

ТАШРИ

ИУКТЗРАК

УЕШД

ИПТАЛ МРЕРНА

1.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_1.png

2.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_2.jpeg

3.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_3.jpeg

4. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_4.jpeg

5.https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_5.jpeg

№ изобра-жения

Расшифрованное слово и номер соответствующего изображения. Страна

Значение понятия

1

2

3

4

5

Культурно - историческая эпоха

Пример культурного наследия

Максимальное количество баллов – 40

Задание 2.

Прочитайте текст.

Кто является героем произведения, фрагмент которого представлен?

Назовите автора, вспомните название этого произведения.

К какому времени (эпохе) оно относится?

Определите его жанр.

Какие черты характера героя подчёркиваются автором?

Сделайте вывод о том, образ какого человека создан в данном отрывке. Заполните таблицу.

«…исполнил это с отменной охотой и стал упражняться не только в одной этой области, но и во всех тех, которые были связаны с рисованием. Его божественный и дивный ум был таков, что наряду с превосходнейшим знанием геометрии он в то же время сделал опыты не только в скульптуре, где он вылепил из глины несколько смеющихся женских голов, которые позднее были отлиты из гипса, равно как и детские головы, казавшиеся вышедшими из рук зрелого художника, но и исполнил ряд рисунков архитектурных, а именно чертежей и изображений разных зданий, при этом опять-таки именно он был первым, кто ещё юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию. Он делал рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было пускать в движение силой воды; но так как главным своим занятием он избрал живопись, то особенно трудился он над рисованием

натуры; а при случае занимался он также изготовлением фигур из глины, покрывая их мягкими, пропитанными гипсом тряпками и затем терпеливо срисовывая их на куски тончайших тканей из полотна или старого, бывшего в употреблении, холста и обрабатывая их кончиком кисти в чёрный и белый цвет, придавал им изумительный вид; об этом свидетельствуют несколько вышедших из-под его руки и имеющихся в моей книге рисунков. Кроме того, рисовал он и на бумаге с такой тщательностью и так прекрасно, что не было ещё никого, кто мог бы с ним сравняться в тонкости: такова, например, принадлежащая мне и исполненная в карандаше светотенью голова, совершенно божественная. И так много дарования и страшной силы его проявления, соединённых с разумением и послушной памятью, было отпущено Богом этому гению и так прекрасно умел он передать рисунком от руки свои замыслы, что побеждал доводами и смущал доказательствами

любое самонадеянное дарование».

Герой

Автор

Название

произведения

Жанр

произведения

Век/эпоха

Черты героя

Вывод

Максимальное количество баллов – 20

Задание 3.

Прочитайте текст.

  1. Напишите название живописного произведения, о котором говорится в предложенном тексте и имя автора этого произведения.
  2. Напишите имя автора произведения.
  3. Назовите художественные средства живописи и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения.

Летят с домов кариатиды,
Уходит город в мир иной.
Сейчас его, как Атлантиду,
Затопит огненной волной.

И никуда уже не деться
От злополучного конца,
Но рвется мать укрыть младенцев,
А сыновья – спасти отца!

И пепел траурной вуалью
Навис над свадебной фатой
Объятой страхом и печалью
Невесты чьей-то молодой.

Уже над первою потерей,
Осиротев, скорбит малыш
И в гибель матери не веря,
Лепечет: «Мамочка, ты спишь?»

Отцы и дети, сестры, братья –
На всех один последний миг,
Чтоб заключить родных в объятья

В ответ на их прощальный крик.

Автор и название произведения

Эмоциональные доминанты

Живописной работы

Поэтического произведения

Максимальное количество баллов: 14

Задание 4.

Рассмотрите репродукцию.

  1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.
  2. Напишите не менее 15 определений или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания запечатленного на репродукции образа.
  3. Назовите три произведения этого же автора. Пьета - оплакивание Христа

Ответ:

Название

Автор

Время создания

Известные произведения

15 определений

Максимальное количество баллов: 36

Задание 5.

Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.

  1. Живопись, графика, скульптура, архитектура.
  2. Й. Гайдн, Э. Григ, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.
  3. А.А. Алябьев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков.
  4. «Свадьба Фигаро», «Князь Игорь», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
  5. К. Моне, А. Дюрер, О.Ренуар, К. Писсаро

Номер ряда

Лишнее слово

Краткое обоснование выбора

1

2

3

4

5

Максимальное количество баллов: 15.

Задание 6

Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы

Богоматерь Владимирская

  1. Напишите название работы и имя ее автора, время создания.

  1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

  1. Определите общее настроение работы.

  1. Назовите известные произведения этого же вида искусства.

  1. Укажите известные работы этого же мастера.

Максимальное количество баллов: 35.

Задание 7.

Рассмотрите 6 кадров из фильмов.

1. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_6.jpeg 2. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_7.jpeg

3https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_8.jpeg4https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_9.jpeg

5. https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_10.jpeg 6https://arhivurokov.ru/multiurok/html/2017/06/01/s_593075f5840ee/640187_11.jpeg

Заполните таблицу, вписав

  1. название фильма,
  2. название литературного произведения, по которому поставлен фильм,
  3. имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма.

Название фильма

название литературного произведения, по которому поставлен фильм

имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма

1

2

3

4

5

6

Максимальное количество баллов: 30

Общее максимально количество баллов – 190.



Предварительный просмотр:

Ответы на задания Всероссийской олимпиады школьников

По Искусству (мировой художественной культуре) 2018-2019 года

Школьный этап

10 класс

Задание 1.

Расшифрованное слово и номер соответствующего изображения. Страна

Значение понятия

Ворота богини Иштар

Стоунхэндж

Шеду

Плита фараона Нармера

Зиккурат

Культурно - историческая эпоха

Все приведенные в задании примеры относятся к культуре Древнего мира (первобытной эпохе, Древнему Египту, Индии, Китаю, Месопотамии, Греции).

Пример культурного наследия

Максимальное количество баллов: 40

Критерии оценки:

1. Участник верно определил зашифрованное слово и дал точное название указанного на иллюстрации культурного памятника – по 2 балла за каждое) – 10 баллов.

2. Пояснил в таблице смысл понятия – по 3 балла за каждое – 15 баллов

3.Указал культурно-историческую эпоху, к которой относятся расшифрованные понятия – баллов

4. Привёл пример культурного наследия определенной эпохи; дал его краткую характеристику – максимум 10 баллов.

Итого: 40 баллов.

Задание 2.

Герой

Леонардо да Винчи

Автор

Дж. Вазари

Название

произведения

«Жизнеописание Леонардо да Винчи»

Жанр

произведения

Жизнеописание, биография

Век/эпоха

Эпоха Возрождения, XVI век

Черты героя

Вазари отмечает редкий художественный дар Леонардо, его высочайший профессионализм: «…так много дарования и страшной силы его проявления, соединённых с разумением и послушной памятью, было отпущено Богом этому гению и так прекрасно умел он передать рисунком от руки свои замыслы, что побеждал доводами и смущал доказательствами любое самонадеянное дарование».

Вывод

Вазари создаёт образ Леонардо – истинного титана Возрождения, высочайшего профессионала и художника, способного проникнуть в глубь вещей. Личность Леонардо выделяется среди художников своего поколения.

Максимальное количество баллов: 20

Критерии оценки:

1. Участник верно называет героя произведения – 2 балла.

2. Участник верно называет автора произведения – 2 балла.

3. Участник верно называет произведение – 2 балла.

4. Участник верно определяет жанр произведения – 2 балла.

5.Участник верно определяет культурно-историческую эпоху (1 балл) и время создания произведения (1 балл) – 2 балла.

6. Участник верно определяет черты героя произведения, соответствующие эпохе (по 1 баллу за верно отмеченную черту). Всего – 4 балла.

7. Участник делает в целом обоснованный вывод о том, что герой (Леонардо) – истинный представитель эпохи Возрождения - 4 балла.

8. Не допускает грамматических и орфографических ошибок – 2 балла.

Итого: 20 баллов.

Задание 3. 

К. Брюллов «Последний день Помпеи»

Критерии оценки:

1. правильно указано название произведения, о котором говорится в предложенном тексте и имя автора этого произведения – 4 балла (2- за название, 2- за автора).

3. перечислены художественные средства живописи (эмоциональные доминанты живописной работы) – до 5 баллов за каждое средство; и поэзии для передачи эмоциональной атмосферы произведения (эмоциональные доминанты поэтического произведения) – до 5 баллов за каждое средство.

Максимальное количество баллов: 14

       

 Задание 4. 

Название

«Пьета» («Оплакивание Христа»)

Автор

Микеланджело (Микеланджело Буонарроти)

Время создания

1499 г. (кон. XV в.) эпоха Высокого Возрождения (Высокий Ренессанс)

Известные произведения

«Давид», роспись плафона Сикстинской капеллы, гробница Юлия II

15 определений

Тема скорби Богоматери, оплакивающей умершего сына; мраморная скульптурная группа; скорбный силуэт склоненной головы; материнская нежность, печальное неверие в смерть; Богоматерь юная, что подчеркивает особую духовную чистоту; благородная сдержанность чувства; контраст скорбящей живой фигуры и мертвого тела Христа.

Максимальное количество баллов: 36

Критерии оценки:

Участник…

  1. Верно определяет автора произведения, его названия, время создания – по 2 балла за каждый элемент. Максимально 6 баллов.
  2. Дает определение или образную характеристику – 1 балл за каждый элемент, максимально 15 баллов
  3. Использует яркие эмоционально-образные определения – дополнительно 1 балл за каждое, но не более 8 баллов за весь ответ.
  4. Указывает работы автора – 2 балла за каждую. Максимально 6 баллов.
  • Оправданное расширение ответа – 1 балл.
  • За орфографические ошибки снимается до 2 баллов, при ошибке в написании имени или названия – 2 балла

Итого: 36 баллов.

Задание 5.

Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните, впишите в таблицу и кратко объясните свой выбор.

1.Живопись, графика, скульптура, архитектура.

2.Й. Гайдн, Э. Григ, В. А. Моцарт, Л. Бетховен.

3.А.А. Алябьев,  А.П. Бородин, М.П. Мусоргский,  Н.А. Римский-Корсаков.

4.«Свадьба Фигаро», «Князь Игорь», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».

5.К. Моне, А. Дюрер, О.Ренуар, К. Писсаро

Номер ряда

Лишнее слово

Краткое обоснование выбора

1

архитектура

Не относится к изобразительному искусству

2

Э.Григ

не является представителем Венской классической школы

3

А.А. Алябьев

не является представителем «Могучей кучки»

4

«Князь Игорь»

не является оперой Моцарта

5

А. Дюрер

не является художником-импрессионистом

Максимальное количество баллов: 15

Критерии оценки:

Участник…

  1. Верно называет лишнее слово – 1 балл, максимально – 5 баллов;
  2. Дает краткое обоснование выбора – 2 балла за каждое обоснование, максимально 10 баллов.

Итого: 15 баллов.

Задание 6.

Предполагаемый ответ:

  1. Напишите название работы и имя ее автора, время создания.

Андрей Рублев, Икона Богоматери Владимирской «Умиление» (так называемая «Запасная» ) из Успенского собора Московского Кремля, около 1395 или 1408 года

  1. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.

В этой трогательной композиции, помимо прямого смысла, заключена глубокая богословская идея: Богородица, ласкающая Сына, предстает как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Кроме того, объятия Марии и Сына наводят на мысль о будущих крестных страданиях Спасителя, в ласкании Матерью Младенца провидится его будущее оплакивание. Богоматерь прижимает к себе сидящего на ее правой руке сына. Подняв по-ребячески округлое лицо, он припал к щеке склонившейся матери и обнял ее за шею. Правая рука младенца Иисуса протянута вперед и касается плеча Богоматери. Мария поддерживает левой рукой охваченного порывистым движением ребенка, устремившего на нее широко раскрытые круглые глаза. Сомкнув тонкие губы маленького рта, Мария глядит прямо перед собой большими продолговатыми очами, как бы освещающими ее узкое, удлиненное лицо. Левая нога младенца согнута так, что видна подошва – ступня. Головы Матери и Сына прижались друг к другу. Богородица знает, что Ее Сын обречен на страдания ради людей, и в Ее темных задумчивых глазах затаилась скорбь.

  1. Определите общее настроение работы.

Детали. Лик младенца выдержан в более светлых тонах, с преобладанием золотисто-охристых оттенков. Различие цветовой гаммы в ликах Иисуса и Марии вполне соответствует различию духовных движений, озаряющих эти лики. Образ Богоматери полон сосредоточенной углубленности. Цветовая гамма его темнее.

  1. Назовите известные произведения этого же вида искусства.

Симон Ушаков «Троица Ветхозаветная», Иконы «Спас Нерукотворный», «Богоматерь Владимирская»

  1. Укажите известные работы этого же мастера.

«Спас», «Святая Троица», «Апостол Петр»

Максимальное количество баллов: 35

Критерии оценки:

  1. Участник верно называет произведение, автора, время создания – по 1 баллу за каждый элемент
  2. за описание общей композиции – максимум 5 баллов
  3. за описание настроения картины, общего эмоционального состояния – максимум 5 баллов
  4. верное указание произведений этого же вида искусства – 2 балла за каждое.
  5. верное указание других работ этого же автора – 1 балл за каждую.
  • Оправданное расширение ответа (сведения о произведении, авторе, сюжете, особенностях) – максимально 6 баллов.
  • Связное изложение ответа (связный текст) – 3 балла
  • За орфографические и грамматические ошибки снимается до 2 баллов, за каждую ошибку в написании имени или названия – 1 балл

Итого: 35 баллов.

Задание 7.

Название фильма

название литературного произведения, по которому поставлен фильм

имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма

1

А зори здесь тихие

«А зори здесь тихие»

Борис Васильев

2

Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна

Приключения Тома Сойера

Марк Твен

3

Преступление и наказание

Преступление и наказание

Ф.М. Достоевский

4

Дубровский

Дубровский

А.С. Пушкин

5

Муму

Муму

И.С. Тургенев

6

Гамлет

Гамлет

В. Шекспир

Максимальное количество баллов: 30

Критерии оценки:

  1. За каждое правильное название фильма по 2 балла – 12 баллов
  2. За название литературного произведения, по которому поставлен фильм по 1 баллу – 6 баллов
  3. Указано имя автора литературного произведения, положенного в основу фильма – по 2 балла – 12 баллов.

Итого: 30 баллов.

Общая максимальная сумма баллов за выполнение всех заданий – 190.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 6 классе

Данный материал содержит текст заданий для проведения школьного этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по биологии в 6 классе. Рассчитан на эрудицию детей, проявление повышенного интереса...

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (7 класс)...

Комплект олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»

Комплект олимпиадных заданий для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по предмету «Физическая культура»в 2014 – 2015 учебном году в 5- 6 классах, 7-8 классах и 9-11 классах....

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 уч.год.

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2014-2015 уч.год....

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, 7 класс.

Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии, 7 класс....

Задания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике. 10 класс.

В материале представлены задания для проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по физике для обучающихся 10 класса. Представлено решение задач с ответами....