Тематическое планирование по МХК
календарно-тематическое планирование по мхк (10 класс)
Тематическое планирование по МХК 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тематическое планирование по МХК 10 класс | 66.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма
Рассмотрено на педагогическом совете протокол от 31.08.2018 №17 | Утверждено приказом директора школы от 01.09.2018 №515 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
10 А, И классы
Учитель: Бондаренко Алевтина Васильевна,
первая квалификационная категория
Когалым,
2018 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по МХК для 10 класса составлена на основе Рабочей программы среднего общего образования по мировой художественной культуре для 10-11 классов (базовый уровень) МАОУ СОШ №7.
Данная программа реализуется по УМК в соответствии с требованиями федерального перечня учебников: Базовый учебник «Мировая художественная культура. 10 класс» Л.Г. Емохонова. - М.: Академия, 2008.
КИМ «Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. 10 класс» Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2008.
Опираясь на обязательную часть учебного курса, зафиксированного в стандарте и раскрытого в примерной программе, программа, соблюдая преемственность, предлагает свой подход в раскрытии содержания, свою последовательность изучения тем и разделов предмета.
Изучение МХК в 10 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
- систематизация знаний о культуре и искусстве, полученных на предыдущих ступенях обучения; освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях;
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- содействие воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира;
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно-исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства.
- дать целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе;
- познакомить с произведениями мировой художественной культуры, связанными с мировоззренческими особенностями и художественными идеями времени;
- формировать умение анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- расширять кругозор учащихся и мотивировать на осознанное формирование собственной культурной среды.
Содержание программы дает возможность для развития важных личностных характеристик десятиклассника:
- уважение культуры и духовных традиций своего народа, своей Родины;
- осознание и принятие традиционных ценностей многонационального российского народа и человечества;
- мотивация на творческое развитие, активное и целенаправленное познание мира, самообразование.
Курс по мировой художественной культуре на базовом уровне систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на предыдущих ступенях обучения. Он дает целостное представление о мировой художественной культуре и логике ее развития в исторической перспективе.
Древнейший пласт культуры характеризуется непосредственной связью искусства и мифологии, поэтому для изучения культуры Древнего мира были выбраны памятники, наиболее полно отразившие влияние на творческий процесс мифологического сознания, рецидивы которого встречаются и в современной жизни.
В особый раздел выделен материал, позволяющий усвоить ключевые идеи развития культур Китая, Японии, мусульманских стран.
Особенности западноевропейской культуры Средних веков, Ренессанса, Нового времени, обусловленные спецификой европейского эгоцентризма, отразились в понятии «стиль», под которым подразумевается некая общность средств и приемов художественной выразительности, вызванная единством идейного содержания. Стиль дает ощущение неповторимости каждой эпохи, а тщательный подбор памятников архитектуры, изобразительного искусства, музыки, литературы, театра позволяет погрузиться в атмосферу времени и прочувствовать ее своеобразие. Имея возможность сравнить проявления византийского стиля в Византии и Древней Руси, учащиеся смогут осознать национальную культуру как неотъемлемую часть мировой культуры и составить целостную картину мира в ярких, чувственных образах.
Территориальный принцип при распределении материала позволяет представить присущую каждому народу систему ценностей, а логика исторического линейного развития дает основу для сравнительного анализа, «межвременного диалога» различных культур при сохранении принципа единства культурных ареалов. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой дает возможность оценить ее потенциал, уникальность и значимость.
Мировая художественная культура как учебный предмет обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом. Благодаря изучению этого предмета школьники получают возможность развиваться в гармонии с общечеловеческой культурой. Содержание и художественно-педагогическая идея программы отражает личностно-смысловую направленность учебного курса, деятельностный характер обучения.
Работа с богатым иллюстративным материалом позволяет развивать личностно значимые умения самостоятельно оценивать и сопоставлять феномены культуры, обосновывать собственное отношение к произведениям искусства. Проблемное поле мировой художественной культуры создает прекрасные условия для поисковой и творческой деятельности подростков, освоения учащимися таких базовых ценностей, как духовный мир человека, проблемы нравственного выбора, многообразие культур и народов. Благодаря этому старшеклассники смогут осуществлять свободный выбор в области культурного развития и художественного творчества, освободиться от навязываемых оценочных стереотипов.
Формы, методы, технологии обучения
В программе реализован коммуникативно–деятельностный подход, предполагающий предъявление материала в деятельностной форме с элементами личностно ориентированного обучения. В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности: урок-лекция, урок-практикум, урок-беседа, урок-исследование, урок-зачет, комбинированный урок; фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые занятия, практикумы.
Виды деятельности на уроках МХК:
Реализация целей учебного предмета «Мировая художественная культура» в 10 классе предполагает включение учащихся в активную творческую деятельность по восприятию, анализу произведений искусства, созданию собственных произведений (живописных, музыкальных, пластических, литературных), развивает умения вести конструктивный диалог, участвовать в индивидуальных и коллективных проектах.
Большое внимание при изучении предмета уделяется детальному рассматриванию произведений, возможно использование визуальных эффектов (увеличение, уменьшение изображения, создание «кружащегося» пространства). Вызреванию собственной эстетической оценки способствует создание ситуации подготовленного восприятия — предварительное знакомство учащихся с текстом учебника, сопровождаемое музыкальным или поэтическим фоном. Следующие за непосредственным процессом рассматривания или прослушивания размышления, сопоставление своих впечатлений с точкой зрения одноклассников, автора учебника, учителя, родителей развивают у старшеклассников уважение к мнению другого, обогащают их видение конкретного произведения архитектуры, живописи, музыки. Выражать собственное впечатление от восприятия произведения искусства помогают вариативные формы художественной рефлексии (сочинение поэтических и прозаических текстов, создание графических зарисовок, музыкальное творчество).
Важной составляющей изучения курса является аналитическая деятельность. Анализируя феномены культуры, раскрывая характерные черты различных культур, сопоставляя произведения разных стилей и направлений, старшеклассники овладевают навыками культурно-исторического и сравнительного анализа. Аналитическая деятельность на уроках формирует у учащихся системный взгляд на мировую художественную культуру, помогает осознать ее единство и многообразие, бесконечность и многовекторность ее развития, множественность личных интерпретаций ее феноменов.
Программой предусмотрены разные виды творческой деятельности, способствующие развитию образного мышления, воображения, эмоциональной отзывчивости старшеклассников. Творческие задания, связанные с интерпретацией произведений искусства (пластическим интонированием художественных образов, созданием ритмического и мелодического сопровождения к изображению, оживлением сюжета через мимику и движение, графическое моделирование образа), направлены на становление собственной позиции и эстетических взглядов подростков.
Богатейший материал мировой художественной культуры не только расширяет жизненный опыт и кругозор школьников, но и развивает их творческие способности, формирует навыки эффективного взаимодействия.
Проектная деятельность дает учащимися возможность расширить свои представления о многообразии художественной картины мира, участвовать в индивидуальном и коллективном исследовании, приобрести навыки работы в области современных информационно-коммуникативных технологий. Темы проектов могут быть предложены учителем или выбраны самими учениками в соответствии с их художественными предпочтениями. Проекты должны быть рассчитаны на разную степень самостоятельности школьников.
Большое внимание в программе уделено наблюдениям и поисковой деятельности старшеклассников. Умение находить проявления эстетики древних культур, изученных стилей в окружающей жизни (архитектура, литература, музыка, оформление интерьера, дизайн одежды, украшения, реклама) поможет подросткам в социальной адаптации и повысит уровень их общей культуры. Опыт сравнительного анализа театральных постановок и кинофильмов на один сюжет в рамках индивидуального или коллективного проекта благоприятно отразится на культурном досуге учащихся, сделает его более содержательным.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа для 10 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). В 10 классе (35 часов) предлагается изучение культуры Древнего мира, раннехристианского искусства, искусства Средних веков с акцентом на культуру Византии, Древней Руси и Западной Европы, искусства Арс как переходного от Средних веков к Ренессансу, культуры Дальнего и Ближнего Востока.
Класс | Часов в неделю | Годовой календарный график | Количество часов в год |
10 | 1 | 35 | 35 |
Требования к уровню подготовки десятиклассников
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе обучения старшеклассник получает возможность совершенствовать и развивать общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности в полилоге и диалоге);
- интеллектуальные (умение сравнивать, сопоставлять, соотносить, обобщать, абстрагировать и классифицировать);
- информационные (умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе ресурсов Интернета;
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях).
Требования к уровню подготовки учащихся нацелены на тот объем знаний, который позволяет ориентироваться в окружающем мире, понимать мотивы поведения и поступки других людей и, следовательно, максимально эффективно взаимодействовать с ними и успешно функционировать в обществе.
В соответствии с требованиями, обозначенными в Федеральном компоненте государственного стандарта, ученик должен:
знать /понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
С учетом мировоззренческого характера дисциплины соотношение между традиционной урочной и внеурочной деятельностью, направленной на расширение кругозора и активное участие в современном культурном процессе, решается в пользу последней. Неслучайно в стандарте курсивом выделены названия памятников культуры, знакомство с которыми желательно для получения более полной и красочной картины художественного развития, но изучение которых на уроке необязательно. Акцент сделан на приобретение навыков, которые позволяли бы анализировать произведения искусства.
Личностными результатами выпускников средней школы, формируемыми при изучении предмета «Мировая художественная культура», являются:
- приобщение к высшим ценностям, эстетическим и этическим нормам, отраженным в художественных образах;
- осознание значения национальной культуры, воспитание патриотизма, формирование толерантного отношения к другим культурам;
- приобретение личностного опыта в отношении основных ценностных установок национальной и мировой культуры, различных суб- и контркультур;
- развитие способности к образованию и самообразованию.
Метапредметные результаты изучения мировой художественной культуры предполагают:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, личный досуг, выбирать пути своего культурного развития, формы художественного творчества;
- умение аргументировать собственную точку зрения в дискуссии по проблемам мировой и отечественной художественной культуры, определять и обосновывать свое отношение к произведениям искусства;
- навыки познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- умение осуществлять поиск, отбор и обработку информации в области искусства, использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для систематизации информации и создания художественно-творческого продукта.
Предметные результаты десятиклассников состоят в следующем:
в познавательной сфере:
- в понимании особенностей основных стилей и направлений мировой и отечественной художественной культуры;
- понимании специфики основных видов и жанров искусства;
- умении анализировать художественное произведение, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства, сравнивать художественные стили и направления, соотносить их с определенной исторической эпохой, национальной школой;
- понимании и грамотном использовании искусствоведческих и культурологических терминов при анализе художественного произведения;
- углублении, расширении и систематизации знаний в сфере искусства;
в ценностно-ориентационной сфере:
- в осознании ценности мировой культуры и национального искусства как неотъемлемой части мировой культуры;
- развитии толерантного отношения к миру через восприятие собственной национальной культуры сквозь призму мировой;
- готовности выражать свое суждение о произведениях классики и современного искусства;
- возможности поддерживать выбранное направление образования;
в коммуникативной сфере:
- в умении находить личностные смыслы в процессе созерцания художественного произведения;
- умении давать свою интерпретацию произведений искусства в процессе проектно-исследовательской и творческой деятельности;
- освоении диалоговых форм общения с произведениями искусства разных видов;
в эстетической сфере:
- в умении воспринимать, осмыслять и критически оценивать явления искусства;
- умении целостно воспринимать и анализировать основные выразительные средства языка разных видов искусства, понимать их роль в создании художественного образа;
- развитии художественно-эстетического вкуса;
- развитии общей культуры учащихся.
Достижение указанных результатов связано с мировоззренческим характером учебного предмета, со спецификой произведений искусства, которые напрямую обращены к чувствам и эмоциям человека, и обеспечивается решением следующих задач:
- социокультурное развитие учащихся, расширение их культурно-художественного кругозора, воспитание потребности в общении с произведениями отечественного и мирового искусства;
- развитие художественно-творческих способностей старшеклассников, создание учащимися собственных произведений искусства (мультимедийных презентаций, эссе, творческих работ и др.), организация внеурочных форм общения с искусством;
- обучение школьников приемам и методам сравнительно- аналитической деятельности для постижения художественного произведения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 КЛАСС (35 ЧАСОВ)
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА (3 ЧАСА)
Отражение представлений о мире и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. Космогонические мифы. Древние образы в основе вертикальной и горизонтальной модели мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Магический ритуал как способ иллюзорного овладения миром. Обряд плодородия — воспроизведение первичного мифа. Ритуал, посвященный Осирису. «Великий выход» - обряд воскрешения Осириса. Славянские земледельческие обряды. Святки. Масленица. Русальная неделя. Семик. Иван Купала. Фольклор как отражение первичного мифа. Сказка о царевне Несмеяне. Зарождение искусства. Художественный образ — основное средство отражения и познания мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита в пещерах Альтамира и Ласко. Геометрический орнамент неолита как символ перехода от хаоса к форме. Образность архитектурных первоэлементов. Стонхендж.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА (14 ЧАСОВ)
Месопотамия (1 час)
Месопотамский зиккурат — жилище бога. Зиккураты Этте-менигуру в Уре и Этеменанки в Вавилоне. Глазурованный кирпич и ритмический узор — основные декоративные средства. Ворота Иштар, Дорога процессий в Новом Вавилоце. Реализм образов живой природы — специфика месопотамского изобразительного искусства.
Древний Египет (2 часа)
Воплощение идеи Вечной жизни в архитектуре некрополей. Пирамиды в Гизе. Наземный храм — символ вечного самовозрождения бога Ра. Храм Амона-Ра в Карнаке. Роль магии в заупокоином культе. Декор саркофагов и гробниц как гаранта Вечной жизни. Канон изображения фигуры на плоскости. Саркофаг царицы Кауи. Гробница Рамсеса IX в Долине царей.
Древняя Индия (2 часа)
Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. Индуистский храм — мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо. Культовые сооружения буддизма как символ космоса и божественного присутствия. Большая ступа в Санчи. Особенности буддийской пластики: рельеф ворот Большой ступы в Санчи. Фресковая роспись пещерных храмов Аджанты.
Древняя Америка (1 час)
Жертвенный ритуал во имя жизни — основа культовой архитектуры и рельефа. Пирамида Солнца в Теотиуакане — прообраз храмовой архитектуры индейцев Месамерики. Храм бога Уицилопочтли в Теночтитлане. Комплекс майя в Паленке.
Крито-микенская культура (1 час)
Крито-микенская архитектура и декор как отражение мифа о Европе и Зевсе, Тесее и Минотавре. Кносский Лабиринт царя Миноса на Крите. Дворец царя Агамемнона в Микенах.
Древняя Греция (4 часа)
Мифология — основа мировосприятия древних греков. Афинский Акрополь как выражение идеала красоты Древней Греции. Парфенон — образец высокой классики. Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте. Храм Зевса в Олимпии. Метопы и ионический фриз Парфенона как отражение мифологической, идеологической, эстетической программы афинского Акрополя. Скульптура Древней Греции: эволюция от архаики до поздней классики. Куросы и коры. Статуя Дорифора — образец геометрического стиля Поликлета. Скульптура Фидия — вершина греческой пластики. Новая красота поздней классики. Скопас. Менада. Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Спящий гермафродит. Агесандр. Венера Мелосская. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. Пергамский алтарь.
Древний Рим (2 часа)
Архитектура как зеркало величия государства. Специфика римского градостроительства. Римский форум, Колизей, Пантеон. Планировка римского дома. Фрески и мозаика — основные средства декора. Дом Веттиев, дом Трагического поэта в Помпеях. Скульптурный портрет. Юлий Брут, Октавиан Август, Константин Великий.
Раннехристианское искусство (1 час)
Типы храмов: ротонда и базилика. Порядок размещения мозаичного декора. Христианская символика. Мавзолеи Констанции в Риме, Галлы Плацидии в Равенне. Базилика Санта-Мария Маджоре в Риме.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ (14 ЧАСОВ)
Византия и Древняя Русь (7 часов)
Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Собор Св. Софии в Константинополе. Архитектурная символика крестово- купольного храма. Порядок размещения декора. Космическая, топографическая, временная символика крестово-купольного храма и его стилистическое многообразие. Византийский стиль: собор Св. Софии в Киеве. Владимиро-суздальская строительная школа: церковь Покрова на Нерли. Новгородская строительная школа: церковь Спаса Преображения на Ильине. Византийский стиль в мозаичном декоре. Собор Св. Софии в Константинополе. Церковь Сан-Витале в Равенне. Собор Св. Софии в Киеве. Византийский стиль в иконописи. Иконостас. Икона Богоматери Владимирской. Образы Спаса и святых в творчестве Феофана Грека. Деисус Благовещенского собора Московского Кремля. Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. Спас Звенигородского чина. Икона Рублева «Троица» — символ национального единения русских земель. Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Ренессансные тенденции в ансамбле Московского Кремля. Успенский собор. Архангельский собор. Грановитая палата. Шатровый храм как образный синтез храма-кивория и ренессансных архитектурных элементов. Церковь Вознесения в Коломенском. Дионисий. Фресковые росписи на тему Акафиста в церкви Рождества Богородицы в Ферапонтово. Знаменный распев.
Западная Европа (4 часа)
Дороманская культура: «каролингское Возрождение». Архитектурная символика и мозаичный декор капеллы Карла Великого в Ахене. Эволюция базиликального типа храма. Церковь Сен-Мишель де Ккжса в Лангедоке. Фресковый декор дороманской базилики. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Кредо романской культуры. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, барельефах, фресковом декоре, витражах монастырских базилик. Аббатство Сен-Пьер в Му-ассаке. Церковь Санкт-Иоханн в Мюстере. Церковь Санкт-Апостельн в Кёльне. Готический храм — образ мира. Церковь Сен-Дени под Парижем. Внутренний декор готического храма: витражи, скульптура, шпалеры. Собор Нотр-Дам в Париже. Григорианский хорал. Основные этапы развития готического стиля. Региональные особенности готики. Франция: собор Нотр-Дам в Шартре, аббатство Сен-Дени под Парижем, собор Нотр-Дам в Руане. Германия: собор Санкт-Петер в Кёльне, церковь Фрауенкирхе в Нюрнберге. Англия: собор Вестминстерского аббатства в Лондоне. Испания: собор в Толедо. Италия: церковь Санта-Мария Новелла во Флоренции.
Новое искусство — Аре нова (3 часа)
Протореннесанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. Джотто. Фресковый цикл в капелле Скровеньи в Падуе. Аллегорические циклы Аре нова на тему Триумфа покаяния и Триумфа Смерти. Фресковый цикл Андреа да Бонайути в Испанской капелле собора Санта-Мария Новелла во Флоренции. Фресковый цикл Мастера Триумфа Смерти на пизанском кладбище Кампосан-то. Музыкальное течение Аре нова. Специфика Аре нова на Севере. Ян Ван Эйк. Алтарь «Поклонение Агнцу» в церкви Св. Ба-вона в Генте.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДАЛЬНЕГО И БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА (4 ЧАСА)
Китай (1 час)
Вечная гармония инь и ян — основа китайской культуры. Ансамбль храма Неба в Пекине — пример сплава мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая.
Япония (1 час)
Культ природы — кредо японской архитектуры. Японские сады как сплав мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. Райский
сад монастыря Бёдоин в Удзи. Философский сад камней Рёандзи в Киото. Чайный сад «Сосны и лютни» виллы Кацура близ Киото.
Ближний Восток (2 часа)
Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений. Колонная мечеть в Кордове. Купольная Голубая мечеть в Стамбуле. Площадь Регистан в Самарканде. Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов. Альгамбра в Гранаде.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(10 класс)
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных, проверочных работ | Развитие речи | Тест |
Художественная культура первобытного мира (3 часа) | ||||
3 | - | - | 1 | |
Художественная культура Древнего мира (14 часов) | ||||
Месопотамия | 1 | - | - | - |
Древний Египет | 2 | - | - | - |
Древняя Индия | 2 | - | - | - |
Древняя Америка | 1 | - | - | - |
Крито-микенская культура | 1 | - | - | - |
Древняя Греция | 4 | 1 | - | - |
Древний Рим | 2 | - | - | 1 |
Раннехристианское искусство | 1 | - | - | - |
Художественная культура Средних веков (14 часов) | ||||
Византия и Древняя Русь | 7 | 1 | - | - |
Западная Европа | 4 | - | - | 1 |
Новое искусство – Аренова | 3 | - | - | 1 |
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4 часа) | ||||
Китай | 1 | - | - | - |
Япония | 1 | - | - | - |
Ближний Восток | 2 | 1 | - | - |
Итого | 35 | 3 | - | 4 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Содержание (раздел, тема) | Количество часов | Дата по плану 10 А класс | Дата по факту 10 А класс | Дата по плану 10 И класс | Дата по факту 10 И класс |
Художественная культура первобытного мира (3 часа) | ||||||
1 | Отражение мира и жизни в мифах. Миф как факт мироощущения. | 1 | ||||
2 | Фольклор как отражение первичного мифа. | 1 | ||||
3 Т. | Художественный образ – основное средство познания мира в первобытном искусстве. Тест…. | 1 | ||||
Художественная культура Древнего мира (14 часов) | ||||||
Месопотамия (1 час) | ||||||
4 | Месопотамский зиккурат. Реализм образов живой природы. | 1 | ||||
Древний Египет (2 часа) | ||||||
5 | Древнеегипетские пирамиды и храмы. | 1 | ||||
6 | Роль магии в заупокойном культе. | 1 | ||||
Древняя Индия (2 часа) | ||||||
7 | Индуизм как сплав верований, традиций и норм поведения. | 1 | ||||
8 | Культовые сооружения буддизма. | 1 | ||||
Древняя Америка (1 час) | ||||||
9 | Жертвенные ритуалы и храмовая архитектура индейцев Месамерики. | 1 | ||||
Древняя Греция (4 часа) | ||||||
10 | Крито-микенская архитектура и декор. | 1 | ||||
11 | Мифология как основа мировосприятия древних греков. | 1 | ||||
12 | Древнегреческая архитектура. | 1 | ||||
13 | Скульптура Древней Греции. | 1 | ||||
14 К. | Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Контрольная работа. | 1 | ||||
Древний Рим (2 часа) | ||||||
15 | Специфика древнеримской архитектуры. | 1 | ||||
16 Т. | Скульптурный портрет в Древнем Риме. Тест. | 1 | ||||
Раннехристианское искусство (1 час) | ||||||
17 | Типы храмов, декор, символика в раннехристианском искусстве. | 1 | ||||
Художественная культура Средних веков (14 часов) | ||||||
Византия и Древняя Русь (7 часов) | ||||||
18 | Архитектура Византии и Древней Руси. Символика крестово-купольного храма. | 1 | ||||
19 | Византийский стиль в архитектуре. | 1 | ||||
20 | Владимиро-Суздальская строительная школа. | 1 | ||||
21 | Новгородская строительная школа. | 1 | ||||
22 | Византийский стиль в иконописи. | 1 | ||||
23 | Московская школа иконописи. Русский иконостас. Андрей Рублев. | 1 | ||||
24 К | Эволюция московской архитектурной школы. Раннемосковская школа. Контрольная работа. | 1 | ||||
Западная Европа (4 часа) | ||||||
25 | Дороманская культура. Эволюция базиликального типа храма. | 1 | ||||
26 | Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре, декоре. | 1 | ||||
27 | Готический храм – образ мира. Основные этапы развития готического стиля. | 1 | ||||
28 Т. | Региональные особенности готики. Тест. | 1 | ||||
Новое искусство – Аре нова (3 часа) | ||||||
29 | Проторенессанс в Италии. «Божественная комедия» Данте Алигьери как отражение эстетики Аре нова в литературе. | 1 | ||||
30 | Античный принцип «подражать природе» в живописи. | 1 | ||||
31 Т. | Региональные особенности Аре нова в литературе и архитектуре. Тест. | 1 | ||||
Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (4 часа) | ||||||
Китай (1 час) | ||||||
32 | Вечная гармония инь и янь – основа китайской культуры | 1 | ||||
Япония (1 час) | ||||||
33 | Культ природы – кредо японской архитектуры | 1 | ||||
Ближний Восток (2 часа) | ||||||
34 | Образ рая в архитектуре мечетей и общественных сооружений | 1 | ||||
35 К. | Образ мусульманского рая в архитектуре дворцов Итоговая контрольная работа | 1 |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗУН ОБУЧАЮЩИХСЯ
Контроль реализации рабочей программы
Цели контроля знаний и умений учащихся | -диагностирование и корректирование знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой по МХК, а именно: определение уровня приобретённых знаний в области основных видов и жанров искусства, направлений и стилей МХК, особенностей языка различных видов искусств; а также уровня полученных навыков (знание изученных произведений и соотнесение их с определённым стилем, эпохой, направлением; установка стилевых и сюжетных связей между произведениями различных видов искусств). -учет результативности отдельного этапа процесса обучения; -определение итоговых результатов обучения на разном уровне; -обучение школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формирование потребности в самоконтроле и взаимоконтроле. |
Виды контроля и их назначения | Предварительный контроль (сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерить «прирост» знаний, определение степени сформированности умений и навыков. Текущий контроль (регулярное управление учебной деятельностью учащихся и ее корректировка); Периодический контроль (позволяет определить качество изучения учащимися учебного материала по разделам, темам предмета). Итоговый контроль (направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявление степени овладения учащимися системой знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения Мировой художественной культуры). |
Формы контроля | Тестовые задания, зачёт, собеседование, творческая работа, дневник, реферат, проект. |
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по мировой художественной культуре.
Оценивание проверочных работ (викторины, кроссворды, турниры знатоков). Проверочные работы, составленные в форме творческих, нетрадиционных заданий, соответствуют специфике предмета МХК, а также способствуют повышению интереса к получению новых знаний по предмету. Если работа проводится после пройденной темы с целью закрепления материала, в течение урока учащиеся работают над заданиями без дополнительных материалов. Если же ставится цель погружения в опережающие темы, задания открыты, даются, как домашнее задание, ученики могут активно использовать справочные ресурсы. При проведении данных контрольных работ используется интерактивная доска. В данных творческих проверочных работах применяется от 3-и до 10-и вопросов. При наличии 5-и вопросов за каждый правильный и полный ответ ставится один балл. Таким образом, за 5 правильных ответов ставится оценка «5» и т.д. При использовании 10 вопросов за каждый правильный ответ ставится 0,5 балла, т.е. за 10 правильных ответов ставится «5» и т.д.
Требования к реферату по искусству (МХК) Реферат должен иметь определенную логическую структуру, которая позволяет в систематизированной форме изложить материал самостоятельной работы. В плане реферата обычно предусматривается введение, две или три главы (в каждой главе может быть несколько параграфов), заключение, иллюстративное приложение, список использованной литературы и других источников. Общий объем работы – 10–12 страниц машинописного или компьютерного текста, или 20–25 страниц рукописного текста. Во введении (1–2 стр.) раскрывается актуальность темы, ее научная и практическая значимость, степень разработанности данной проблемы в литературе, цели и задачи работы. В главах излагается содержание проведения самостоятельной работы по выбранной теме. Автор должен обратить особое внимание на аргументацию выдвигаемых положений, на результаты проведенного анализа, на обобщающие выводы, которые должны завершать каждую главу реферата. В заключение (1–3 стр.) предлагается кратко изложить результаты проведенного анализа, показать решение поставленных автором во введении задач. В конце реферата дается список использованной литературы и других источников.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
- знание и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
- понимание роли художественно-выразительных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
- знание искусствоведческих понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе изучаемых произведений;
- умение анализировать произведение искусства в соответствии с ведущими идеями эпохи;
- уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос.
При оценке устных ответов по МХК могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь содержания, темы и художественно-выразительных средств, раскрытие идейно-эстетического содержания произведения, свободно владение монологической литературной речью.
Отметка «4» ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь содержания, темы и художественно-выразительных средств, раскрытие идейно- эстетического содержания произведения, хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускаются 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных художественно-выразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической литературной речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью.
Примечание по окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
При проведении административных и тестовых работ по мировой художественной культуре критерии оценок для общеобразовательных классов следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 75 – 89 %; «3» - 50 – 74 %; «2» - менее 50 %
Система оценивания выполнения заданий рубежного теста по МХК:
с выбором ответа – 1 балл, с кратким ответом – 1 балл, с развернутым ответом – 2 балла. В соответствии с этой системой оценивания максимальный балл, который может получить учащийся за выполнение рубежного теста, – 12 баллов.
Отметка «5» ставится, если ученик набрал от 10 до 12 баллов.
Отметка «4» ставится, если ученик набрал от 8 до 10 баллов.
Отметка «3» ставится, если ученик набрал от 6 до 8 баллов.
Отметка «2» ставится, если ученик набрал меньше 6 баллов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Примерная программа «Мировая художественная культура. 10-11 класс» Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2007.
2.Базовый учебник «Мировая художественная культура. 10 класс» Л.Г. Емохонова.,- М.: Академия, 2008.
3.КИМ «Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. 10 класс» Л.Г. Емохонова. – М.: Академия, 2008.
Литература для учителя:
- Бименова Т.И.. Мировая художественная культура. 10-11 классы. Русская культура IX–XVII веков. Русская культура XVIII–XIX веков: элективные курсы.–Волгоград: Учитель, 2009
- Лескова И.А. Мировая художественная культура: конспекты уроков по темам «Искусство Европы в лицах (XVII–XVIIIвв)», «Пространственный образ мира и его влияние на искусство Европы (от античности до наших дней)».–Волгоград: Учитель, 2008
- Леухина Н.А. Мировая художественная культура. 10-11 классы: уроки учительского мастерства.– Волгоград: Учитель, 2008
Дополнительная литература
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс: учебник для общеобразоват. Учебных заведений.–М.: Издательство «Интербук», 2001
- Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября,2004.–№6, №19
- Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября, 2005.– №6
- Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября, 2010.– №21–24
- Искусство: учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и ИЗО.– М.: Первое сентября, 2011.– №1–12
Ресурсы интернет
- http://www. edu. ru — Федеральный образовательный портал.
- http://www. artclassic. edu. ru — Федеральный образовательный портал. Коллекция образовательных ресурсов по МХК (поиск произведений искусства по времени, стране, стилю и пр.).
- http://www. artprojekt. ru/Menu. html — Всемирная энциклопедия искусства.
- http://www. tretyakovgallery. ru — Государственная Третьяковская галерея.
- http://www. shm. ru — Государственный Исторический музей.
- http://vmdpni. ru — Всероссийский музей декоративно- прикладного и народного искусства (ВМДПНИ).
- http://www. rublev-museum. ru — Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
- http://www. hermitagemuseum. org — Государственный Эрмитаж.
- http://rusmuseum. ru — Русский музей (Санкт-Петербург). http://peterhofmuseum. ru — Государственный музей-заповедник «Петергоф».
- http://www. museumot. com — Музей игрушки (Сергиев Посад).
- http://www. dionisy. com — Музей фресок Дионисия (Вологодская область, Кирилловский район, село Ферапонтово).
- http://www. daliparis. com — Музей Сальвадора Дали (Париж, Франция).
- http://www. museodelprado. es — Мадридский музей Прадо (Museo Nacional del Prado).
- http://www. mnac. cat — Национальный музей искусства Каталонии (Museu Nacional d'Art de Catalunya; Museo Nacional de Arte de Cataln~a).
- http://www. smb. spk-berlin. de — Государственные музеи Берлина (Staatliche Museen zu Berlin).
- http://www. skd. museum — Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden).
- http://dresdenmuseum. com — Картинная галерея старых мастеров (Gema#ldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская картинная галерея).
- http://www. skd. museum/fileadmin/panoramav103 — Картинная галерея старых мастеров (Gema#ldegalerie Alte Meister) в Дрездене (Дрезденская картинная галерея). Панорамная экскурсия по залам.
- http://www. mdbk. de — Музей изобразительных искусств в Лейпциге (Museum der bildenden Ku#nste Leipzig).
- http://www. fine-arts-museum. be — Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе (Muse2es royaux des Beaux-Arts de Belgique; Koninklijke Musea voor Schone Kunsten van Belgie#).
- http://mv. vatican. va — Музеи Ватикана (Musei Vaticani).
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольно-измерительные материалы представляют собой творческие задания, нацеленные на восприятие различных произведений искусства, их анализ, индивидуальную интерпретацию, оценку, обобщение и систематизацию знаний в области искусства, а также контрольные работы, проверяющие степень усвоения основных понятий и категорий курса «Мировая художественная культура». Поиск творческих решений проблемных задач связан с выполнением заданий на сопоставление явлений культуры и искусства, выработку исследовательских умений и навыков.
Критерии оценки:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к их познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированность практических умений и навыков и способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, современности звучания шедевров прошлого в наши дни;
- перенос знаний, умений навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучение других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга.
Тест 10 класс
Тема: «Художественная культура Средневековья. Мир византийской культуры»
1.Укажите временные рамки эпохи Средневековья:
а) IY – XII века
б) V – XV века
в) X – XV века
2. Назовите главные причины эволюции идеала Античности в средние века:
а) инквизиция;
б) иные представления о картине мира и понимание человека;
в) распространение христианства
3.Столица Византийского государства в средние века:
а) Рим
б) Константинополь
в) Стамбул
4.Особенности византийской культуры:
а) явилась продолжением античной культуры;
б) положила начало культуре средневековья;
в) испытала влияние культуры Востока (Египта, Малой Азии, Палестины)
5.Собственный след византийской культуры в истории мирового искусства:
а) создание крестово-купольного храма;
б) синтез мозаичной и фресковой росписей;
в) зарождение иконографии;
г) создание шатрового типа храма;
д) успехи в книжной миниатюре
6.Базилика – главное архитектурное сооружение Византии – была рассчитана:
а) на пребывание в этом храме божества;
б) для усыпальницы императоров;
в) для богослужения и коронации императоров
7.Архитекторы собора Святой Софии в Константинополе:
а) Иктин и Калликрат
б) Фидий
в) Анфимий и Исидор
8.Самые известные мозаичные росписи собора в Сан Витале:
а) императора Октавиана Августа
б) Цезаря
в) императора Юстиниана
г) императрицы Феодоры
9.Самый известный философ, богослов VIII века н.э., выступивший в защиту икон:
а) Василий Блаженный
б) Иоанн Дамаскин
в) Иоанн Златоуст
10.С именем какого известного богослова связана история иконы Божией Матери «Троеручица»:
а) евангелиста Луки
б) евангелиста Иоанна Богослова
в) Иоанна Дамаскина
11.Выберите виды церковного песнопения, появившиеся в средние века:
а) тропарь
б) стихирь
в) гимн
г) канон
Тема: « Архитектурный облик Древней Руси»
12.Дайте определение понятию «церковь»:
а) архитектурное сооружение для богослужений
б) собрание верующих
13.Выберите самые известные архитектурные школы Древней Руси XI-XIII веков:
а) московская
б) киевская
в) новгородская
г) владимиро-суздальская
14.В основе древнерусской архитектуры лежит:
а) крестово-купольная система Византии;
б) тип базилики
в) шатровый тип храма
15.Реконструируйте названия основных элементов древнерусского храма:
а) ку…
б) бар…
в) арк…
г) пил…
д) зак…
е) апс…
ё) не…
16.Что означает следующее количество куполов храма:
а)один -…
б) два - …
в) три - …
г) пять - …
д) тринадцать - …
17.Какой крест древнерусского храма называют распятием:
а) 4-х конечный
б) 8-и конечный
в) 6-и конечный
18. Назовите имена известных архитекторов Покровского храма (храма Василия Блаженного) в Москве:
а) Баженов
б) Растрелли
в) Барма и Постник
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...