Сущность и содержание понятия «дети группы риска»
статья

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_i_soderzhanie.docx21.4 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и содержание понятия «дети группы риска»

Одним из важных и в то же время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности педагога является педагогическая работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют при этом по-разному: трудные, трудновоспитуемые, педагогически запущенные, проблемные, дезадаптированные, дети с отклоняющимся поведением, дети группы риска и др.

Разные названия отражают различные точки зрения на эту категорию детей, которые, в свою очередь, обусловливают и различные подходы в работе с ними. Так определения «трудные», «трудновоспитуемые», «педагогически запущенные», «проблемные» даны таким детям с позиции педагога, для которого они создают особые трудности, проблемы, неудобства в работе и этим выделяются среди «обычных» детей. Такая точка зрения лежит в основе традиционных педагогических подходов в отношении этих детей. Она сводится к изоляции «обычных» детей от «трудных», например, к исключению последних из школы, к применению по отношению к ним особых мер воспитательного воздействия, нередко с участием полиции. Для того чтобы данная точка зрения, нередко противоречащая принципам социально-педагогической деятельности (индивидуальный подход, опора на положительные стороны личности ребенка, объективность подхода к нему и др.), не стала доминирующей, раскроем сущность понятий «риск», «дети группы риска», сопоставим понятия «дезадаптированные дети» и дети «группы риска».

Понятия «дезадаптированные дети» и «дети с отклоняющимся (девиантным) поведением» имеют социальный, или скорее социально-психологический, оттенок и характеризуют данную категорию детей с позиции социальной нормы, а точнее - несоответствия ей. Наиболее характерными проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации этих детей являются их агрессивное поведение, конфликты с учителями и сверстниками, употребление алкоголя и наркотиков, совершение правонарушений (драки, воровство, мошенничество и др.), непосещение школы, бродяжничество, попытки суицида и т.д. Поэтому такие дети нуждаются в корректировке их социального функционирования и поведения, или шире - процесса их социализации. То есть главная их цель при таком подходе - приспособить, адаптировать их к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.

Одним из самых распространенных и при этом самым неопределенным среди именований данной категории детей является понятие «дети группы риска». Оно может считаться сегодня общепринятым, однако существуют различные его трактовки, поэтому понятие нуждается в уточнении и развитии. Слово «риск» означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Следует отметить, что понятие «группа риска» появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Оно позволяло выделять категории людей и семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. Однако в последнее время эта категория детей рассматривается специалистами, прежде всего, с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Итак, дети «группы риска» - категория детей, находящихся в пограничном состоянии здоровья. Они воспитываются в семьях алкоголиков или наркоманов, подвергаются различным видам насилия, что увеличивает вероятность их школьной, а в более широком плане - социальной дезадаптации.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е. И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных).

Близок к этому подход В. Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска:

медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).

Под понятием «дети группы риска» подразумевают следующие категории детей:

  • дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
  • дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;
  • дети из неблагополучных, асоциальных семей;
  • дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
  • дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

Анализ категорий детей «группы риска» позволяет выделить следующие социальные качества и специфические особенности детей «группы риска»:

  • отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом;
  • неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам;
  • гиперсексуальность, нарушения половой ориентации;
  • воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность;
  • утрата интереса к труду, лень;
  • отсутствие ценностных ориентации, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата;
  • неумение общаться с людьми, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
  • нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
  • низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
  • потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
  • неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны;
  • несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь, чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное;
  • несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения);
  • низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
  • склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.

Как видим, детям «группы риска» характерны значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широком смысле слова.

Организация социально-педагогической поддержки детства в целом должна быть направлена на устранение или ослабление воздействия причин, выступающих факторами риска для детей. Причем эти причины должны решаться комплексно.

Формирование у детей отклоняющегося поведения и их попадание в «группу риска» может быть вызвано различными причинами. Рассмотрим основные группы причин:

Причины внешнего характера:

  • развод родителей и их занятость своими личными переживаниями; девиантное поведение как реакция на эмоциональное невнимание родителей;
  • пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);
  • смерть любимого человека; девиация как реакция на потерю значимого лица;
  • отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания;
  • рождение в семье нового ребенка и переключение внимания родителей на малыша; девиация как ревность;
  • различные формы насилия, применяемые к ребенку в семье (унижения, словесные оскорбления, пренебрежение к его потребностям); девиация как компенсаторный механизм, как ответ на насилие;
  • отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства;
  • побеги из дома, конфликты со сверстниками;
  • ребенок - жертва сексуального насилия; этиология та же.

Причины внутреннего характера:

  • ограниченная духовная культура;
  • обедненная досуговая среда;
  • скука, неумение найти достойное занятие;
  • низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми;
  • эмоциональная неразвитость;
  • неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты;
  • непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях достаточно длительное время вызывает негативные психические, физические и другие изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям.

Причины попадания в учреждения социально-педагогической поддержки разные, но следует отметить, что решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решать проблемы детей, не имея учреждений социально-педагогической поддержки, весьма проблематично.

Таким образом, раскрытие нами сущности содержания понятия «риск» и «дети группы риска», выделение основных их аспектов и факторов, а также комплекса причин формирования отклоняющегося поведения и «попадания» в «группу риска» позволил нам дать полную педагогическую, социальную и социально-педагогическую характеристику детей «группы риска».

В качестве основного определения мы будем использовать следующее: дети «группы риска» - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних.

К детям «группы риска» мы отнесли следующие категории детей: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Основными причинами попадания детей в «группу риска» являются следующие обстоятельства: пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение; устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими; убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения; лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиение с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.); оставление малолетних детей одних без пищи и воды; отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками; ограниченная духовная культура; низкая коммуникабельность, неспособность к конструктивному общению с другими детьми; непосредственный переход к агрессивным проявлениям в поведении и т.д. Для выявления педагогических условий эффективности социально-педагогической деятельности с детьми, имеющими данные социальные качества и специфические особенности, необходимо выявить и проанализировать ее содержание и основные направления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методический материал по социальной поддержке детей "группы риска" в помощь преподавателям "Трудный" ребёнок на уроке"

данный методичекий материал содержит рекомендации педагогам по организации учебного процесса с детьми девиантного поведения....

Дети " группы риска " на уроке физики.

Методы работы с учениками  "группы риска"...

Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска. Из опыта работы

Формы работы. Просвещение школьников. Индивидуальные формы работы. Консультирование учащихся. Просвещение родителей. Консультирование родителей. Просвещение педагогов....

Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)

Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...

Сущность и содержание понятия «Патриотизм»

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. ...

Сущность и содержание понятия "базовые учебные действия" (БУД)

В работе расскрыты сущность и содержание понятия "базовые учебные действия", определена цель формирования БУД у детей с ТМНР, дана сравнительная характеристика УУД и БУД....

Сущность и содержание понятия самообразование учителя.

В статье раскрывается интерпретация термина «самообразование», определены его роль и значение в деятельности педагога....