Сущность и содержание социального воспитания
учебно-методическое пособие на тему

Бережная Ирина Ивановна

Сущность и содержание социального воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sushchnost_i_soderzhanie_sotsialnogo_vospitaniya.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность и содержание социального воспитания

Социальное воспитание осуществляется в определенной социокультурной среде, с учетом ее потребностей и возможностей. Возникает вопрос: в чем существо социального воспитания и особенности его реализации? Термин социальный по отношению к воспитанию представляет собой широкое понятие, характеризующее его общественную обусловленность, в частности:

– по отношению к чему (для какой социальной среды) оно осуществляется. В этом случае речь идет о том, какое социальное своеобразие следует сформировать у человека (военного, врача, педагога), какую культуру, необходимую для самореализации в среде жизнедеятельности, ему передать (способствовать ее усвоению);

– с позиции кого (какой социальной среды, личности) планируется (осуществляется) воспитание. Кто осуществляет воспитание, тот и определяет его социальный характер, цели и способы их достижения. Это может быть образовательное учреждение, семья, родитель, а также среда, в которой живет человек.

По сути, социальное воспитание  представляет целенаправленную воспитательную деятельность (целенаправленное воспитание), связанную с жизнедеятельностью людей в обществе. Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок готовится для жизни в конкретной социокультурной среде, а не для какой-то искусственной обстановки. Данный факт диктует необходимость передачи человеку определенной культуры и нравственно активной позиции, развития у него социальных сил и потенциалов души, необходимых для самореализации в конкретном обществе, социокультурной среде. Такая подготовка включает передачу человеку соответствующей культуры и обеспечение ее усвоения. В какой степени человеком усвоена культура среды, в такой он будет принят или отвергнут ей.

Каждая среда (государство, общество, а также социальный институт, образовательное учреждение, семья) представляет определенную субкультуру, социокультурную среду. Она носит достаточно устойчивый характер, формирует способы самосохранения, приумножения и передачи подрастающему поколению. Субкультура среды сама выступает субъектом социального воспитания подрастающего поколения.

Субъект воспитания, в зависимости от того, как он усвоил существо воспитательной деятельности (субъектность фактора реализации социального воспитания) и способы ее осуществления, определяет цели и способы их достижения по отношению к объекту воспитания (школьнику, воспитаннику интернатного учреждения, ребенку в семье). В качестве субъектов социального воспитания выступают государство (общество), общественные организации и движения, конфессии, социальные институты, другие государственные и негосударственные учреждении, отдельные личности.

Государство и общество – основные субъекты социального воспитания. Именно они определяют направленность, перспективы и способы обеспечения социального воспитания подрастающего поколения.

При рассмотрении того, с позиции кого может осуществляться социальное воспитание следует выделять и самого человека как субъекта самосовершенствования. Чем старше он становится и чем ответственнее относится к себе и своей жизненной перспективе, тем в большей степени он "берет судьбу в свои руки".

Сущность и содержание социального воспитания формулировались различными исследователями далеко не однозначно. В разные периоды отдельные педагоги и философы, философские и педагогические течения выдвигали свои идеи социального воспитания.

Можно выделить следующие основные направления, определяющие содержание социального воспитания:

– гражданское воспитание – направленное воспитание гражданина, патриота своей страны, для которого ценности, идеалы, нормы и правила сложившиеся в государстве выступают ориентирами и руководством в самореализации (В. В. Зеньковский, А. В. Луначарский, Николай Николаевич Иорданский (1863–1941);

– общественное воспитание – воспитание социальноактивной личности человека данного общества, для которого общественные интересы выступают приоритетом в жизни и деятельности (В. В. Зеньковский, Η. Н. Иорданский);

– формирование человека в соответствии с социальным идеалом, определяемым государством, стремящимся через воспитание подготовить качественно новое поколение людей, а через него и общество (Η. Н. Иорданский);

– исправление последствий негативного социального воспитания человека, предусматривающее, что в воспитательной деятельности различных институтов могут быть издержки, которые следует исправлять через специально созданную воспитательную систему, и таким образом, обеспечивая наиболее целесообразное формирование личности гражданина (А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, В. Н. Сорока-Росинский). Это направление называют социально контролируемой социализацией (ресоциализацией). Оно получило широкое развитие во многих странах мира, в том числе и в России;

– навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран, имеющие место в деятельности стран, считающих, что их ценности, идеалы, образ жизни приоритетны. Поэтому,  стремящихся экспортировать их на соседние страны, создавая наиболее благоприятную среду для своей культурной и экономической экспансии.

Изложенные направления сохраняют свою значимость в раскрытии содержания социального воспитания в современных условиях.

Каждый институт, как правило, выполняет свою доминирующую роль в решении задач одного из направлений социального воспитания. Социальное воспитание осуществляют государство (общество), различные учреждения, семья, а также сам человек. У каждого из них свои цели, возможности и способы их достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Тема «Сущность и содержание социализации учеников на уроках биологии»

Социализация - процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе....

Сущность социального воспитания учащихся в условиях школьного образования.

Сегодня молодое поколение как наиболее мобильная часть общества и главная социально-экономическая сила находится в центре внимания государства, что актуализирует проблему ее более ранней социали...

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

         На современном этапе общество поглощено проблемами рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, которые разрушают социальные связи...

Сущность и содержание понятия «Патриотизм»

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине, Отечеству, его народу, культуре, языку, родной природе, историческим корням. ...

Сущность и содержание понятия "базовые учебные действия" (БУД)

В работе расскрыты сущность и содержание понятия "базовые учебные действия", определена цель формирования БУД у детей с ТМНР, дана сравнительная характеристика УУД и БУД....

Сущность и содержание понятия самообразование учителя.

В статье раскрывается интерпретация термина «самообразование», определены его роль и значение в деятельности педагога....

Сущность и содержание понятия «дети группы риска»

Слово риск означает возможность, большую вероятность чего-либо, как правило, негативного, нежелательного, что может произойти или не произойти....