Статья на тему "Сущность и содержание государственного управления образованием"
статья
Статья на тему "Сущность и содержание государственного управления образованием"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_suschnost_gos_upr_obraz.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность и содержание государственного управления образованием
Аннотация. Для современного общества в России образование является основной и ключевой составляющей. Каждый год государство выделяет огромные средства для развития образования. Почему образование имеет такое важное значение для государства? Почему государство так активно вкладывается в его развитие и управление? Это объясняется логически. Каждое государство стремится к прогрессу и к мировому лидерству, поэтому у него есть различные цели, достижение которых помогает занять лидирующую позицию на мировом рынке.
Успешное функционирование системы образования всего государства зависит от грамотного государственного управления образованием, что влияет на повышение грамотности и образованности населения. Насколько состояние системы образования ценно для государства, столько и ценно образованное государственное управление системой образования.
Ключевые слова: государственное управление, образование, образовательное учреждение, система.
Г.В. Атаманчук утверждал, что для того, чтобы понять явление или процесс, необходимо изучить их сложную структуру и представить управляемый объект в виде системы. Таким образом, решение проблем управления возможно только при определенных условиях. Важно найти наибольшее количество внутренних связей между элементами и минимизировать внешние связи, что обеспечит наилучшую эффективность в управлении процессом или явлением. Управление представляет собой сложную и организованную модель саморегуляции, которая проявляется в цикличном замкнутом изменении некоторых процессов [2].
В решении задач управления активно используется системный подход, который основывается на сознательном и планомерном управлении. В рамках данного подхода устанавливаются связи между различными сферами управления и формулируется главная цель. Затем с учетом этой цели определяются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются пути и сроки их решения, расставляются силы и выделяются необходимые ресурсы. Неотъемлемой частью этого подхода является контроль за выполнением задач [1].
Системный подход принципиально важен и применим не только в управлении, но и в педагогике. Его научное обоснование и объяснение получили на протяжении первой трети настоящего столетия. Инженер А. из Франции внес существенный вклад в развитие этого подхода.
Сохраняя свою актуальность до сегодняшнего дня, французский инженер А.Файоль первоначально разрабатывает модель управленческих функций: контроль - планирование - организация - распорядительство - регулирование. В соответствии с этой моделью, достаточно эффективно можно управлять отдельными элементами, но их связи играют недостаточную роль. Поэтому для выявления закономерностей в формировании содержания управленческой работы стало необходимым объединить понятия «система» и «управление», что было достигнуто благодаря появлению кибернетики [3].
Ценностно-ориентированная система представляет собой основную характеристику учебно-воспитательного процесса (УВП) в образовательном учреждении в том смысле, что она классифицируется как система. Деятельность в рамках ценностно-ориентированной системы всегда является задуманным рациональным поведением субъекта, которое является необходимым и достаточным для достижения поставленных целей. Таким образом, индивидуальные особенности элементов уравниваются в системах этого типа, цели субъектов игнорируются, их активность ограничена, а социальная самодеятельность и инициатива ограничиваются [5].
Функционирование и развитие учебно-воспитательного процесса (УВП), основанного только на моделях целеориентированных систем, не соответствует его естеству и влечет за собой негативные последствия. Высокая социальная значимость педагогической деятельности заключается в ее способности организовывать общества и привлекать множество людей. Люди, вовлеченные в этот процесс, связаны общей целью, так же, как участники совместной деятельности. Общая теория систем утверждает, что объединение элементов в единое целое называется системами [1].
Совместно в процессе педагогической деятельности в образовательном учреждении формируется система, которая включает в себя различные элементы и связи между ними. Структура этой системы имеет возможность воспринимать, хранить и обрабатывать определенную информацию, а также использовать эту информацию для управления системой, переводя ее из одного состояния в другое. Такие системы, где информация используется для управления, называются кибернетическими.
Главная задача педагогического управления заключается в решении проблемы полного достижения задач обучения и воспитания. При достижении этого результата, цель существования системы исчезает и она распадается. Традиционные методы активизации обучения и воспитания, основанные на обобщении положительного опыта, не достаточны для решения задачи оптимизации управления. Для выработки принципов оптимизации управления, необходимо провести четкий анализ и описание структуры и функций системы [2].
Необычную сложность педагогического управления представляет тот факт, что оно никогда не протекает в экспериментально чистом виде. Вмешиваются другие влияния и воздействия, которые могут помешать его результативности. Педагогическое управление реализуется через практическую и теоретическую деятельность. Человек, такой как ученик или учитель, является объектом теоретической деятельности, в то время как процесс управления этими звеньями, педагогическое явление, считается объектом практической деятельности.
Для достижения цели преодоления и нейтрализации негативных воздействий на объект управления, необходимо использовать достаточно сильный педагогический подход. Успех управления процессом обучения при системном подходе зависит от нескольких факторов. Во-первых, необходимо правильно спланировать работу школы и процесс обучения, установить цели и ранжировать их по степени важности. Во-вторых, необходимо правильно выстроить рабочую структуру, распределить обязанности и установить связи между различными руководящими подсистемами. В-третьих, важно наладить систему внутренней информации и обратной связи, чтобы обеспечить эффективность управления.
Обеспечение глубокого и всеобъемлющего анализа и своевременной помощи в предупреждении и устранении недостатков, создание необходимой материально-технической базы для нормального хода учебно-воспитательного процесса, поддержка необходимого микроклимата в коллективе и повышение квалификации исполнительного состава, а также опыт руководителей школы и учителей и системы педагогического мастерства - все это регламентируется федеральными стандартами и образовательными требованиями, которые устанавливают информационную структуру учебных программ. В стране реализуются два основных типа программ - общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные, при этом оба типа подразделяются на дополнительные виды.
Включение в основные общеобразовательные программы включает:
- средние (полные);
- начальные;
- основные;
- дошкольные.
По мере профессионального роста в основных программ, возникают следующие варианты:
- послевузовское профессиональное обучение;
- средне-профессиональные встречи;
- высокопрофессиональные, включая бакалавров, специалистов и высококвалифицированных магистров.
Практическая реализация системного управления подготовкой учащихся требует использование теоретического моделирования, которое является важным инструментом управления. Оно позволяет определить оптимальные действия руководства и внести вероятностную составляющую в действия коллектива и индивидуумов при решении задач. Проведенный анализ научной литературы показывает, что основными проблемами управления являются следующие: сочетание интересов, потребностей и возможностей различных звеньев управления, определение целей и сравнение вариантов их достижения, информационная служба, принятие решений, организация и установление связей в процессе управления. Без целенаправленного и последовательного воздействия результаты управления не соответствуют ожиданиям, при том же уровне усилий и затрат времени [3].
Рост влияния человеческого капитала приводит к возрастанию роли в нем. Сравнивая с системами других стран, российская система образования конкурентоспособна. Тем не менее, быстрая потеря преимуществ возможна, если общественность не поддерживает общенациональную образовательную политику и если государство не принимает активную роль и не восстанавливает свою ответственность в этой области. Произведение глубокой и всесторонней модернизации образования необходимо, включая выделение необходимых ресурсов и создание эффективных механизмов их использования.
Список использованной литературы:
1. Антонова Л.Н. Общественные организации и управляющие советы школ в образовании Подмосковья // Вестник Московского государственного областного университета. – 2021. – № 4. – С. 1– 9.
2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Kvpc лекций — М.: Юрид. лит., 5-е изд., 2022.
3. Афанасьев В.Г. Основы управленческой деятельности. Учебное пособие. – М.: МГТУ ГА, 2021.
4. Бершадский М.Е. Оценивание как диагностика достижения планируемых результатов образования. //Народное образование. — 2023.-№ 1.-С.155.
5. Биктимирова А.М. Качество образования в образовательных организациях: технология оценивания. //Всё для администратора школы.-2020.-С.12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальное партнерство и благотворительные фонды как элемент работы государственно-общественного управления образованием
Выступление на педагогическом совете...
статья "Иноязычная культура как содержание иноязычного образования и средство развития индивидуальности"
Выступление на городской конференции с представлением опыта работы гимназии...
Методические рекомендации для региональных и муниципальных органов управления образованием, общеобразовательных организаций по распространению лучших региональных практик вовлечения родительской общественности в управление образованием
Одним из приоритетов государственной образовательной политики в России последних десятилетий является обеспечение открытости системы образования, вовлечение родительской общественности в управление об...
«Государственно-общественное управление образованием как приоритет современной образовательной политики»
В настоящее время роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления о...
. Участие в конкурсах профессионального мастерства, проводимых не отраслевыми организациями, органами управления образованием либо совместно с отраслевыми органами управления образованием
Сердце отдаю детям...
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 2021 года. -Изд-во: управление образования администрации Балтийского о
Статья «Эмоциональный интеллект как инструмент творческого развития» в сборнике педагогических и управленческих практик, представленных в рамках августовской педагогической конференции 202...
Статья на тему "История развития государственного управления образованием"
Статья на тему "История развития государственного управления образованием"...