Рабочая программа по МХК 10-11 классы
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
Рабочая программа по МХК 10-11 классы
Данилова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_mhk_10-11_kl.docx | 56.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарное поурочно-тематическое планирование по учебному предмету
«Мировая художественная культура»
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мировая художественная культура»
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен знать:
характерные особенности и основные этапы развития культурно-исторических эпох, стилей и направлений мировой художественной культуры;шедевры мировой художественной культуры, подлежащие обязательному изучению;основные факты жизненного и творческого пути выдающихся деятелей мировой художественной культуры;основные средства выразительности разных видов искусства;
уметь:
сравнивать художественные стили и соотносить конкретное произведение искусства с определенной культурно-исторической эпохой, стилем, направлением, национальной школой, автором;устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусства;пользоваться основной искусствоведческой терминологией при анализе художественного произведения;осуществлять поиск информации в области искусства из различных источников (словари, справочники, энциклопедии, книги по истории искусств, монографии, ресурсы Интернета и др.);использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:выполнять учебные и творческие работы в различных видах художественной деятельности;использовать выразительные возможности разных видов искусства в самостоятельном творчестве;участвовать в создании художественно насыщенной среды школы и в проектной межпредметной деятельности;проводить самостоятельную исследовательскую работу (готовить рефераты, доклады, сообщения);участвовать в семинарах, диспутах и конкурсах.
Содержание программы учебного предмета
10 класс
Древние цивилизации (5 ч.)
Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка, танец. Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Гигантизм и неизменность канона. Особенности художественной культуры Междуречья: аскетизм и красочность ансамблей Вавилона. Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки.
Культура античности (4 ч.)
Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Парфенон – главное украшение Акрополя. Архитектурные символы римского величия. Римский Форум. Пантеон- «храм всех богов». Колизей. Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство античности.
Средние века (10 ч.)
Значение культуры Византийской империи. София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. Древнерусский крестово-купольный храм. Архитектурный облик Киева. Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Ансамбль Московского Кремля. Икона и иконостас. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Ф.Грека. Шедевры А.Рублева. Музыкальная культура Древней Руси. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор. Скульптура романского стиля и готики. Искусство витража. Литургическая драма и средневековый фарс. Монодический склад средневековой музыкальной культуры.
Культура Востока (7 ч.)
Художественная культура Индии. Шедевры индийского зодчества. Живопись Индии. Музыкальное и театральное искусство Индии. Китайская художественная культура. Шедевры архитектуры. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма. Шедевры японской архитектуры. Садово-парковое искусство Японии. Японская гравюра. Театр Японии. Изобразительное искусство и литература Арабского Востока.
Возрождение (8 ч.)
Эстетика итальянского Возрождения. Идеалы Ренессанса в архитектуре Флоренции. Скульптурные шедевры Донателло. Творчество Л.да Винчи. Шедевры Микеланджело. Судьба Рафаэля. Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана. Гентский алтарь Я.ван Эйка. Мастерство Дюрера-гравера. Музыкальная культура Возрождения. Творчество У.Шекспира.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Древние цивилизации | 5 |
Культура античности | 4 |
Средние века | 10 |
Культура Востока | 7 |
Возрождение | 8 |
Содержание программы учебного предмета
11 класс
Художественная культура 17-18 вв. (12 ч.)
Стили и художественные направления в искусстве. Человек и новая картина мира. Эстетика и главные темы барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистическая тенденция в развитии искусства 17-18 вв. Характерные черты архитектуры барокко. Творчество Л.Бернини. Архитектурные творения Ф.Растрелли. Скульптура и живопись барокко. Характерные черты архитектуры классицизма. Прогулка по Версалю. Шедевры классицизма в архитектуре России. Живопись Пуссена. Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта – вершина реализма. Русский портрет 18 в. Шедевры русский портретистов: Ф. Рокотова, Д.Левицкого, В. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Растрелли, Шубин, Козловский. Музыкальная культура барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И.С.Баха. Музыка Венской классической школы – высшее выражение эстетики классицизма. Музыкальный мир В.А. Моцарта. Творческие поиски Л.ван Бетховена. Западноевропейский театр барокко. Золотой век французского театра классицизма. Мольер – создатель классической комедии.
Художественная культура 19 в. (9 ч.)
Романтизм как художественный стиль эпохи конца 18 в. - начала 19 в. Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтиков. Художественные принципы реалистического искусства. Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г.Курбе, О.Домье, И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа. Художественные искания импрессионистов. Творчество К.Моне, Э.Дега, О.Ренуара. Постимпрессионизм В.ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена. Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал в творчестве Р.Вагнера, Ф.Шуберта, Ф.Шопена. Музыка импрессионизма. Творчество К.Дебюсси. Русская музыка романтизма. М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки». Творческое наследие П.И.Чайковского. В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. Реалистический театр Э.Золя. М.С.Щепкин – реформатор русской театральной сцены. Театр А.Н. Островского. Особенности театра А.П. Чехова.
Художественная культура 20 в. (13 ч.)
Художественные принципы символизма. Символизм в творчестве М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова. Модернизм. Особенности модерна в различных видах искусства. Идеи и принципы архитектуры начала 20 в. Творчество А.Гауди, В.Орта, Ф.О.Шехтеля. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали. Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К.Малевича. В. Татлин – основоположник живописного конструктивизма. Музыкальный мир 20 в. Джаз. Рок-музыка. Русская музыка 20 в. Творчество А.Н. Скрябина, С.В.Рахманинова, И.Ф.Стравинского, С.С.Прокофьева, Д.Д.Шостаковича.
Интеллектуальный театр Б.Шоу. Театр абсурда. Эпический театр Б.Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. К.Станиславский и В.Немирович-Данченко как основоположники русского театрального искусства. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. Рождение и первые шаги кинематографа. Ч.Чаплин – выдающийся комик мирового экрана. Рождение звукового кино. Киноавангард 20 в. Шедевры отечественного кино.
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Художественная культура 17-18 вв. | 12 |
Художественная культура 19 в. | 9 |
Художественная культура 20 в. | 13 |
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема урока | Кол.-во ч. | Содержание материала | Методы и формы работы | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||
Древние цивилизации 5 ч. | |||||||
1 | Первые художники земли | 1 | Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Живопись Альтамиры. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Театр, музыка и танцы. | Слово учителя, беседа | Пересказ | ||
2 | Архитектура страны фараонов | 1 | Мировое значение древнеегипетской цивилизации. Пирамиды в Гизе как выдающиеся памятники мирового зодчества и одно из чудес света Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царств. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре. | Слово учителя, беседа, работа с учебником, работа с ТСО), сообщения заранее подготовленных учащихся | подготовить иллюстративный материал к теме | ||
3 | Изобразительное искусство Египта | 1 | Гигантизм и неизменность канона - примета вечной жизнь в изобразительном искусстве древнего Египта. | Работа с учебником, беседа | пересказ темы, презентация | ||
4 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | Особенности художественной культуры Междуречья. Аскетизм и красочность архитектурных ансамблей Вавилона. | Слово учителя, беседа, работа с ТСО | повторить пройденные темы, подготовиться к тесту | ||
5 | Искусство доколумбовой Америки | 1 | Оригинальный и самобытный характер художественной культуры доколумбовой Америки. | сообщения заранее подготовленных учащихся | подготовить презентации "Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации", "Парфенон - главное украшение Акрополя" | ||
Культура античности 4 ч. | |||||||
6 | Золотой век Афин | 1 | Всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции. Идеалы красоты в ансамбле Акрополя, общественного и культурного центра греческой цивилизации. Парфенон главное украшение Акрополя. | Слово учителя, работа с учебником, работа с ТСО, беседа по вопросам, сообщения заранее, подготовленных учащихся | подготовить иллюстративный материал к теме | ||
7 | Архитектура Древнего Рима | 1 | Архитектурные символы римского величия. Римский Форум, центр деловой и общественной жизни «вечного города». Пантеон - «храм всех богов». Колизей - величественная зрелищная постройка Древнего Рима. | Работа с ТСО, слово учителя, беседа, сообщения заранее подготовленных учащихся | пересказ темы, повторить ранее изученный материал, подготовиться к самостоятельной работе | ||
8 9 | Театральное и музыкальное искусство Античности | 2 | Рождение греческого театра. Особенности театрализованного действа. Музыкальное искусство Античности. | Слово учителя, защита докладов | пересказ темы | ||
Средние века 10 ч. | |||||||
10 | Мир византийской культуры | 1 | Значение культуры Византийской империи. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Собор Свитой Софии в Константинополе как воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве. | Слово учителя, работа с ТСО, работа с учебником | подготовить сообщения» Особенности новгородской школы живописи", "Музыкальная культура Древней Руси" | ||
11 12 | Архитектурный облик Древней Руси | 2 | Древнерусский крестово-купольный тип храма. Архитектурный облик Киева - « матери городов русских». Внешний облик и внутреннее убранство собора Святой Софии в Киеве. Архитектура Великого Новгорода и ее характерные особенности. Храм Софии Новгородской. Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире. Ансамбль Московского Кремля. | Сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО | Презентации | ||
13 13 | Изобразительное искусство и музыка Древней Руси | 2 | Икона и иконостас. Мозаика и фрески Киевской Софии. Особенности новгородской школы живописи. Творчество Феофана Грека. Шедевры Андрея Рублева и основные этапы его творчества. Музыкальная культура Древней Руси. | Работа с дополнительной литературой, слово учителя, беседа, работа с ТCO | Пересказ | ||
15 16 | Архитектура западноевропейского Средневековья | 2 | Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи. Готический собор как образ мира, Соборы Нотр-Дам в Париже и Кельне. | Слово учителя, работа с ТСО, беседа. | Иллюстративный материал по теме | ||
17 | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | Скульптура Романского стиля и готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Искусство витража. | Слово учителя, работа с ТСО | повторение "Средние века", подготовка к зачету | ||
18 | Театральное искусство и музыка Средних веков | 1 | Понятие о литургической драме и средневековом фарсе. Монодический склад средневековой музыкальной культуры. | Слово учителя, выразительное чтение, беседа | повторение "Средние века", подготовка к зачету | ||
19 | Зачет | 1 | Искусство Средних веков | Тест | Повторение | ||
Культура Востока 7 ч. | |||||||
20 21 | Индия-страна чудес | 2 | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. Ступа в Санчи, её значение и особенности внешнего облика. Пещерные храмы и храм Кандарья Махадевы в Кхаджарухо. Искусство живописи Музыкальное и театральное искусство Индии. | Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО | Подготовить иллюстративный материал к теме | ||
22 23 | Художественная культура Китая | 2 | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Китая в храме неба в Пекине. Скульптура и живопись Китая. Пекинская музыкальная драма. | Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО | Подготовишь сообщения: 1. Шедевры японской архитектуры, 2. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. 3.Мастера японской гравюры. 4.Театральное искусство. | ||
24 | Искусство страны восходящего солнца | 1 | Своеобразие и неповторимость искусства. Шедевры японской архитектуры. Философия и мифология в садово-парковом искусстве. Мастера японской гравюры. Театральное искусство. | Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, работа с ТСО, работа, с учебником | Повторить все темы в разделе «Культура Востока» и подготовиться к тесту | ||
25 | Художественная культура ислама | 1 | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (древний Самарканд). Изобразительное искусство и литература Арабского Востока. | Слово учителя, беседа, работа с ICO | Пересказ темы, подготовка к тесту | ||
26 | Зачет | 1 | Культура Востока. | Тест | Повторение | ||
Возрождение 8 ч. | |||||||
27 | Флоренция – колыбель итальянского Возрождения | 1 | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. Флорентийское чудо Ф. Брунеллески - собор Санта-Мария дель Фюро. Скульптурные шедевры Донателло. | Слово учителя, работа с ТСО, семинар по вопросам темы | Подготовить доклады: 1. Судьба. Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. 2. Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело. 3. Судьба Рафаэля. Основные этапы его творчества. Портретное творчество художника. | ||
28 29 | Золотой век Возрождения | 2 | Судьба Леонардо да Винчи. Основные этапы его творчества. Прославленные шедевры художника. Скульптурные и живописные шедевры Микеланджело. Отражение в них глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти. Судьба Рафаэля, основные этапы его творчества. Рафаэль - певец женской красоты. Портретное творчество художника | Сообщения заранее подготовленных учащихся | Подготовиться к тесту по творчеству Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля , | ||
30 | Возрождение в Венеции | 1 | Архитектурный облик Венеции. Художественный мир Тициана и основные вехи его творческой биографии. Мифологическая тематика | Работа с ТСО, слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся | Пересказ темы | ||
31 32 | Северное Возрождение. Живопись нидерландских и немецких мастеров | 2 | Гентский алтарь Яна Ван Эйка как обобщенный образ вселенной гармонии человека с жизнью природы. Мастерство Дюрера - гравёра. | Слово учителя, работа с ТСО, беседа | Пересказ темы | ||
33 | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей Шекспира. | Слово учителя, выразительное чтение, беседа | Подготовиться к защите реферата | ||
34 | Урок контроля | 1 | Защита докладов, рефератов по изученным темам курса. | Защита рефератов |
Календарно-тематическое планирование
11 класс
№ п/п | Тема урока | Кол. - во ч. | Содержание материала | Методы и формы работы | Домашнее задание | Дата | |
План | Факт | ||||||
Художественная культура 17-18 вв. 12 ч. | |||||||
1 | Стилевое многообразие искусства 17-18 вв. | 1 | Стили и художественные направления в искусстве. Разграничение понятий «стиль» и «историческая эпоха» в искусстве. Человек и новая картина мира. Возникновение новых стилей и Возрождение. От «трагического гуманизма» Возрождения к барокко и классицизму. Эстетика и главные темы искусства барокко и классицизма. Понятие о рококо. Реалистическая тенденция в развитии искусства 17-18 вв. взаимопроникновение и обогащение художественных стилей. | Слово учителя, беседа, лекция | Пересказ темы |
|
|
2 | Архитектура барокко | 1 | .Характерные черты архитектуры барокко. Шедевры итальянского барокко. Творчество Лоренцо Бернини. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме. Архитектурные творения Ф.Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его окрестностях. | Лекция, работа с ТСО, беседа | Подготовить сообщение: 1.П.П. Рубенс - король живописи». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Характерные особенности живописной манеры. | ||
3 | Изобразительное искусство барокко | 1 | Скульптура и живопись барокко, основная тематика и ее художественное воплощение. | Слово учителя, сообщение заранее подготовленного учащегося, работа с ТСО. беседа | Пересказ темы | ||
4 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1 | Идея величия и могущества империи, нашедшая образное воплощение в архитектурных сооружениях классицизма и ампира. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля (ансамбли Парижа). Прогулка по Версалю - зримому воплощению парадно-официальной архитектуры классицизма. | Лекция, работа с ТСО, слово учителя, беседа | Подготовиться к тесту | ||
5 6 | Шедевры классицизма в архитектуре России | 2 | «Архитектурный театр» Москвы (В. И. Баженов и М.Ф. Казаков). Дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно - лучшие творения В.И. Баженова. Классический облик Москвы в творчестве М.Ф. Казакова. Проект здания Сената в Кремле. «Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик города и окрестностей. Здание Двенадцати коллегий Д. Трезини, Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор А. И. Воронихина. | Тест, лекция, работа с ТСО, беседа | Подготовить Сообщение «Пуссен как основоположник классицизм. Характерные черты его живописи» | ||
7 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | 1 | От классицизма к академизму в живописи. Пуссен как основоположник классицизма. Характерные черты его живописи. Творчество Ж.Л. Давида. | Лекция, сообщение заранее подготовленного учащегося, работа с ТСО, беседа | Подготовиться к тесту по следующим темам: «Шедевры классицизма в архитектуре России», «Изобразительное искусство классицизма и рококо» | ||
8 | Реалистическая живопись Голландии | 1 | Многообразие жанров голландской живописи и ее знаменитые мастера. Творчество Рембрандта - вершина реализма. Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики его произведений. | Тест, лекция, работа с ТСО, беседа | Пересказ темы | ||
9 | Русский портрет 18 в. | 1 | Шедевры русских портретистов: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского. Мастера скульптурного портрета: Б. К. Растрелли, Ф.И. Шубин, М.И. Козловский. | Работа с ТСО, лекция, беседа | Подготовиться к тесту по следующим темам: «Реалистическая живопись Голландии», «Русский портрет 18 в.» | ||
10 | Музыкальная культура барокко | 1 | Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко. Высший расцвет свободной полифонии в творчестве И. С. Баха. Многогранность и разнообразие творческого наследия композитора. | Лекция, прослушивание записей произведений И. С. Баха, беседа | Подготовить сообщения:
путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски | ||
11 | Композиторы Венской классической школы | 1 | Музыка Венской классической школы - высшее выражение эстетики классицизма. Формирование классических жанров и принципов симфонизма. Музыкальный мир В. А. Моцарта. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Л. ван Бетховен: путь от классицизма к романтизму, его смелые эксперименты и творческие поиски | Слово учителя, сообщения заранее подготовленных учащихся, прослушивание записей произведений В.А.Моцарта и Л. ван Бетховена, беседа | Подготовиться к тесту по следующим темам: «Музыкальная культура барокко», «Композиторы Венской классической школы» | ||
12 | Театральное искусство 17-18 вв. | 1 | Западноевропейский театр барокко, его особенности, цели и задачи. Золотой век французского театра классицизма, его основные драматурги и художественные принципы. Мольер – создатель классической комедии, бытописатель нравов современного общества. Пути развития драматического театра. | Работа с ТСО, лекция, беседа | Пересказ темы | ||
Художественная культура 19 в. 9 ч. | |||||||
13 | Романтизм | 1 | Романтизм как художественный стиль эпохи к.18- н.19 в. «Путь к свободе через красоту» - эстетика романтизма. Значение романтизма для дальнейшего развития МХК. | Лекция, беседа | Пересказ темы | ||
14 | Изобразительное искусство романтизма | 1 | Герой романтической эпохи в творчестве Ф.Гойи, Э.Делакруа, О.А.Кипренского, К.П.Брюллова. Пейзажная живопись. История глазами романтика | Работа с ТСО, лекция, беседа | Подготовка к самостоятельной работе | ||
15 | Реализм - художественный стиль эпохи | 1 | «Правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах» (художественные принципы реалистического искусства) | Самостоятельная работа, лекция, беседа | Пересказ темы | ||
16 | Изобразительное искусство реализма | 1 | Интерес к жизни человека простого сословия и бытовые картины жизни в творчестве Г.Курбе, О.Домье, И.Е.Репина, В.И.Сурикова. Мастера реалистического пейзажа | Работа с ТСО, лекция, беседа | Пересказ темы | ||
17 | "Живописцы счастья" (художники импрессионизма) | 1 | Художественные искания импрессионистов. Пейзажи впечатления К.Моне. Жизнь и Человек в произведениях Э.Дега, О.Ренуара. Постимпрессионизм В.ван Гога, П.Сезанна, П.Гогена | Работа с ТСО, лекция, беседа | Подготовка к самостоятельной работе | ||
18 | Многообразие стилей зарубежной музыки | 1 | Западноевропейская музыка романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера. Ф. Шуберта, Ф. Шопена. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси. / | Лекция, прослушивание записей произведений Р. Вагнера, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, К. Дебюсси. | сообщение "Глинка М.И.- основоположник русской музыкальной классики" | ||
19 | Русская музыкальная культура | 1 | Русская музыка романтизма. Зарождение русской классической музыкальной школы М.И.Глинка как основоположник русской музыкальной классики. Композиторы «Могучей кучки»: М.А. Балакирев. А.П. Бородин, М.И. Мусоргский, Н.А. Римский - Корсаков. Многообразие творческого наследия П.И. Чайковского. | Лекция, сообщение заранее подготовленного учащегося, прослушивание записей произведений русских композиторов, беседа | сообщения "В.Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены", "Э.Золя как теоретик западноевропейского реализма" | ||
20 | Пути развития западноевропейского театра | 1 | «Порывы духа и страсти души» в театре романтиков. В. Гюго как теоретик и реформатор театральной сцены. « Торжество правды и истины» в реалистическом театре. Э. Золя как теоретик западноевропейского театра реализма. | Лекция, сообщения заранее подготовленного учащегося, беседа | сообщения: "Русский национальный театр" А.Н.Островского; Особенности театра А.П.Чехова | ||
21 | Русский драматический театр | 1 | Русский театр романтизма. Русский реалистический театр. М.С.Щепкин – выдающийся актер и реформатор русской театральной сцены. "Русский национальный театр" А.Н.Островского. Особенности театра А.П.Чехова | Слово учителя, работа с ТСО, сообщения заранее подготовленного учащегося | сообщение с использованием ИКТ "Искусство символизма" | ||
Художественная культура 20 в. 13 ч. | |||||||
22 | Искусство символизма | 1 | Художественные принципы символизма и его известные мастера. Символ и аллегория в искусстве. Символ и миф в живописи. Символизм в творчестве М.А. Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова | Лекция, беседа, работа с ТСО | Пересказ темы | ||
23 | Триумф модернизма | 1 | Модерн – «последняя фаза искусства прошлого века». Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Особенности модерна в разных видах искусства | Лекция, беседа, работа с ТСО | Пересказ темы | ||
24 | Архитектура: от модернизма до конструктивизма. | 1 | Идеи и принципы архитектуры н.20 в. Мастера и шедевры зарубежной архитектуры: А.Гауди, В.Орта, Ш.Э.ле Корбюзье. Архитектурные достижения России. Творчество Ф.О. Шехтеля | Лекция, беседа, работа с ТСО | подготовиться к проверочной работе | ||
25 | Стили и направления зарубежного изобразительного искусства | 1 | Разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства. Кубизм П.Пикассо. Сюрреализм С.Дали. | Лекция, тест, беседа, работа с ТСО | Пересказ темы | ||
26 | Мастера русского авангарда | 1 | Абстракционизм В.Кандинского. Супрематизм К.Малевича. В.Татлин - основоположник живописного конструктивизма | Лекция, беседа, работа с ТСО | подготовиться к проверочной работе | ||
27 | Зарубежная музыка 20 в. | 1 | Музыкальный мир XX в., разнородность его стилей и направлений. Новые принципы организации музыки. Мастера музыкальной классики. Искусство джаза, и его истоки. Рок-музыка. | Лекция, прослушивание записей музыкантов XX в., беседа | Пересказ темы
| ||
28 | Русская музыка 20в. | 1 | Традиции символизма и романтизм в творчестве А. И. Скрябина. Многообразие творческого наследия С.В. Рахманинова и Н.Ф. Стравинского. Творчество С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича. | Лекция, прослушивание записей композиторов XX в., беседа | Подготовить сообщения: 1. Эпический театр Б. Брехта 2. Творческие эксперименты П. Брука | ||
29 | Зарубежный театр 20 в. | 1 | Основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. Театр абсурда. Эпический театр Б. Брехта. Творческие эксперименты П. Брука. Зарубежный театр последних лет. | Лекция, сообщения заранее подготовленных учащихся, беседа | Подготовить сообщения:
| ||
30 | Русский театр 20в. | 1 | К. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко как основоположники русского театрального искусства. Понятие о «системе Станиславского >>. Театральный авангард В.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра | Лекция, сообщения заранее подготовленных учащихся, беседа | Подготовиться к проверочной работе | ||
31 32 | Становление и расцвет мирового кинематографа | 2 | Рождение и первые шаги кинематографа. Ч.Чаплин – выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Киноавангард 20 в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители | Тест, работа с ТСО, беседа, лекция | Подготовка к контрольной работе и защите рефератов | ||
33 34 | Заключительные уроки | 2 | Семинар, защита рефератов, контрольная работа | Контрольная работа, защита рефератов |
Изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей
Учет национальных, региональных и этнокультурных особенностей обеспечивает реализацию следующих целей:
-достижение системного эффекта в обеспечении общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся за счёт использования педагогического потенциала НРЭО содержания образования,
-сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
-формирование культурного имиджа и туристической привлекательности Южного Урала.
10 класс | |
1 | Игнатьевская пещера. Пещерный комплекс Сикияз-Тамак |
2 | Аркаим - памятник древнейшей культуры |
3 | Каслинское литьё |
4 | Николаевкая и Наследницкая крепости |
11 класс | |
1 | Храмы Челябинской области |
2 | Мечети Челябинской области |
3 | Театры Челябинской области |
4 | Творчество композиторов Челябинской области |
Контрольно-измерительные материалы
1.Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 10 кл. Практическое пособие.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003
2.Картавцева М.И., Чернышева И.С. Уроки МХК. 11 кл. Практическое пособие.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003
3. Ресурсы Интернет
Учебно-методическое обеспечение
Для обучающихся:
Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке / А.Н.Бенуа. – М., 1998.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. – М., 2000.
История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005.
Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции / Н.А.Кун. – М., любое издание.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Нейхардт А.А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима
Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.
Для учителя:
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
Акимова Л.И. Искусство Древней Греции. Классика / Л.И.Акимова. – СПб., 2007.
Альбанезе М. Древняя Индия. От возникновения до XIII века / М.Альбанезе. – М., 2003.
Андреева Е.Ю. Постмодернизм / Е.Ю.Андреева. – СПб., 2007.
Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация / Г.М.Бонгард-Левин. – М., 2000.
Герман М.Ю. Модернизм / М.Ю.Герман. – СПб., 2005.
Данилова Г.И. Искусство. 10 класс. Базовый уровень/…/-М.:Дрофа, 2013
Данилова Г.И. Искусство. 11 класс. Базовый уровень/…/- М.: Дрофа, 2014
Данилова Г.И. МХК. От истоков до 17 века. 10 кл. Базовый уровень/…/М.:Дрофа, 2009
Данилова Г.И. МХК: от 17 века до современности. 11 кл. /…/М.:Дрофа, 2008
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование к учебникам «МХК: От истоков до 17 в.10 кл.» и «МХК: От 17 в. до современности. 11 кл.».-М.:Дрофа, 2010
Данилова И.Е. Итальянский город XV века. Реальность, миф, образ / И.Е.Данилова. – М., 2000.
Даниэль С.М. От иконы до авангарда. Шедевры русской живописи / С.М.Даниэль. – СПб., 2000.
Даниэль С.М. Рококо / С.М.Даниэль. – СПб., 2007.
Искусство: в 3 ч. / под ред. М.В.Алпатова. – М., 1987—1989.
История красоты / под общ. ред. У.Эко. – М., 2005. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.
Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.
Китай. Земля небесного дракона / под общ. ред. Э.Л.Шонесси. – М., 2001.
Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды / Г.С.Колпакова. – СПб., 2005.
Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси. Домонгольский период / Г.С.Колпакова. – СПб., 2007.
Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения. Италия / В.Г.Лисовский. – СПб., 2007.
Мифы и легенды народов мира. Древний мир / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Средневековая Европа / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Мифы и легенды народов мира. Финляндия, Россия, Восток / сост. Н.В.Будур и И.А.Панкеев. – М., 2000.
Нессельштраус Ц.Г. Искусство раннего Средневековья / Ц.Г.Нессельштраус. – СПб., 2000.
Русская живопись: энциклопедия / под ред. Г.П.Конечна. – М., 2003.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства / Д.В.Сарабьянов. – М. 2001.
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века / Д.В.Сарабьянов. – М., 2001.
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV – XV века / А.В.Степанов. – СПб., 2005.
Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XVI век / А.В.Степанов. – СПб., 2007.
Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д.Фрэзер. – М., 2003.
Энциклопедия искусства XX века / сост. О.Б.Краснова. – М., 2003 г.
Список цифровых образовательных ресурсов:
1.Коллекция «Мировая художественная культура» http://artclassic/edu.ru
2.Музыкальная коллекция http://music.edu.ru
3.Архитектура России http://www.archi.ru
4. «Культура России» http://www.russianculture.ru
5. Музеи России http://www.museum.ru
6.Antiqua- энциклопедия древнегреческой и римской мифологии http://www.greekroman.ru
7.Archi-tec.ru– история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура
8. ARHTYX.ru. Всеобщая история искусств. http://www.artyx.ru
9. Belcanto.Ru– в мире оперы. http://www.belcanto.ru
10. Классическая музыка http://www.classic-music.ru
11. Мировое искусство http://www.world.art
12.Архитектура Москвы: материалы для занятий по москововедению http://e-project.ru/mos/
13. Виртуальная картинная галерея Александра Петрова. http://petrov-gallery.narod.ru
14. Виртуальный каталог икон. http://www.wco.ru/icons/
15. Виртуальный музей живописи http://www.museum-online.ru
16. Виртуальный музей Лувр. http://louvre.historic.ru
17. Государственный Русский музей. http://www.rusmuseum.ru
18. Государственная Третьяковская галерея. http://www.tretyakov.ru
19. Государственный Эрмитаж. http://www.hermitagemuseum.org
20. Древний мир. От первобытности до Рима. Электронное приложение к учебнику по МХК. http://www.mhk.spb.ru
21. Замки Европы http://www/castles.narod.ru
22. Импрессионизм http://.impressionism.ru
23. История изобразительного искусства. http://www.arthistory.ru
24. Московский Кремль: виртуальная экскурсия. http://www.moscowkremlin.ru
25..Музеи Московского Кремля. http://www.kremlin.museum.ru
26.Народы и религии мира. http://www.cbook.ru/peoples
27. Репин Илья Ефимович. http://www.ilyarepin.org.ru
28. Российская история в зеркале изобразительного искусства. http://www.sgu.ru/rus_hist
29. Современная мировая живопись. http://www.wm-painting.ru
30. Энциклопедия Санкт-Петербурга. http://www.encspb.r
31.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике (алгебре) 5-9 классы и рабочая программа по геометрии 7-9 класс
Рабочая программа составлена на основе примерных программ основного общего образования по математике 2004 года по учебным комплектам: математика 5-6 класс - Н. Я. Виленкин и др., алгебра - Ю. Н. Макар...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...