Конспект урока 8 класс по теме "Искусство вокруг нас"
план-конспект урока по мхк (8 класс)

Пугачева Анжелика Валерьевна

Конспект урока по курсу Искусство 8-9 класс Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская", презентация к уроку, приложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka_tekst_s_oshibkami.doc22 КБ
Файл k_uroku.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС.

Цель урока: освоение учащимися понятия «искусство», видов искусства, понимание многообразия содержания художественных произведений.

Задачи:

- развивать мотивацию и познавательный интерес к изучению предмета;

- развивать чувства, эмоции;

- воспитывать художественно-эстетический вкус;

- формировать умение самостоятельно определять собственное отношение к произведениям искусства;

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-иметь желание  к восприятию произведений искусства;

-иметь эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства.

Метапредметные УУД:

-обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) эстетическим и духовно-нравственным  содержанием.

Предметные УУД:

- познакомиться с видами искусства

- познакомиться с понятиями  «искусство», «классификация»

ХОД УРОКА

I Орг. момент.

  В этом году вы начинаете изучать новый предмет – искусство. В освоении этого предмета нам с вами предстоит пройти длительный путь, а  возможно, кто- из вас продолжить этот путь и после школы. В течение года вы будете вести «Журнал путевых заметок» (ТЕТЕРАДЬ ПОДПИСАТЬ), где будете записывать все самое интересное и необходимое для того, чтобы освоить этот предмет, а также свои мысли, открытия, мнения. А еще в освоении предмета вам поможет учебник «Искусство»,  по которому вы будете заниматься два года.

 II Целеполагание.

Скажите, а вы встречались со словом «искусство»  раньше? Где, в каком проявлении? (ответы детей)

СЛАЙД 1.  Тема нашего первого урока «Искусство вокруг нас». Запишите ее в своем «Журнале путевых заметок».

- А знаете ли вы что такое искусство? Какие виды искусства бывают?

Посмотрите на тему урока, что мы  должны с вами сегодня сделать?  

СЛАЙД  2.  ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА:

 1)Раскрыть… понятие слова Искусство,

 2)Выделить….. признаки искусства.

 3) Узнать…. о видах искусства.

 4) Сделать….. выводы по теме «Искусство вокруг нас».

СЛАЙД 3. САМОПРОВЕРКА

III  Актуализация знаний

СЛАЙД 4 «Исследовательский фартук»

Задание. В тетради схематично изобразить фартук. В верхней части фартука записать слово «искусство», в нижней  (в карманах) – слова-ассоциации, которые относятся к понятию «искусство».  

Учащиеся – в роли «хозяюшки». В течение нескольких минут они «складывают в карманы» слова и выражения, связанные с искусством.

Творчество,  художественные образы, обращение к Прекрасному,  художник, эмоции,  чувства, величие, нетленность…

Учитель проверяет, кто больше всех набрал нужных слов и выражений, затем оценивает, кто «самая лучшая хозяйка» («самый лучший хозяин»).

Что же такое искусство? Попробуем сформулировать определение.

Работа с учебником стр. 6-7. Задание: прочитать, выписать любое понравившееся определение понятия искусство.

- Если сказать простыми словами, искусство – это любая форма деятельности человека, совершённая умело, мастерски, искусно.

 Какие же виды искусства существуют?

СЛАЙД 5  «Викторина по видам искусства»

- Искусство очень обширно. Узнайте, о каком из видов искусства идёт речь?

1) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила» (поэма, фрагмент) – литература.

2) В.-А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» - музыка

3) А. Саврасов «Грачи прилетели» (живопись),

4) «Портрет И.-С. Баха» (графика),

 5) В. Мухина «Рабочий и колхозница» (скульптура) – изобразительное искусство.

4) «Средневековые замки» - архитектура.

5) «Предметы быта» («Домашняя утварь») – декоративно-прикладное искусство.

СЛАЙД 6  Виды искусства (запись в тетради):

1) литература (искусство слова);

2) музыка (искусство звука);

3) изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура (искусство изображения);

4) архитектура (искусство строить и украшать здания);

5) декоративно-прикладное искусство (искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду);

6) танец (искусство движения);

7) театральное искусство;

8) киноискусство;

9) цирковое искусство (в театре, кино, цирке встречаются все виды искусства).

Я предлагаю сейчас вам совершить путешествие в древние времена, когда человек только начинал осознавать себя, изобретал слова, окрылялся пропетой песней, вырезал на стене контуры животных.

В ту далёкую пору творческая деятельность человека не подразделялась на виды искусства – музыка  была неразрывно со стихом, песня – с танцем, пантомимой и даже рисунком. Да, с рисунком. Ведь прежде, чем человек научился писать, он свои мысли изображал рисунками (предметы, явления, животных, да и самих  себя). Существует  историческое свидетельство о том, как

 СЛАЙД  7.   СКИФЫ ПРИСЛАЛИ ЦАРЮ ФАРИЮ ПИСЬМО С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ПТИЦЫ, МЫШИЛЯГУШКИ И ПЯТИ СТРЕЛ, ЧТО ОЗНАЧАЛО: ЕСЛИ ПЕРСЫ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ, КАК ПТИЦЫ, ПРЯТАТЬСЯ В ЗЕМЛЕ, КАК МЫШИ, ПЕРЕПРЫГИВАТЬ ЧЕРЕЗ БОЛОТА, КАК ЛЯГУШКИ, ТО СКИФЫ ПЕРЕБЬЮТ ИХ СВОИМИ СТРЕЛАМИ

        Требовалась большая работа ума, чтобы расшифровать такие послания, это сейчас достаточно быть просто грамотным человеком, чтобы прочесть любой текст. Однако и сейчас необходимо иметь мудрость и воображение, чтобы понять произведения ис-ва.

Еще раз обратимся к учебнику стр. 6-7 и попытаемся определить признаки искусства.

Комментированное чтение с целью определения по учебному тексту признаков искусства

СЛАЙД 8  Признаки искусства

  1. существует в художественных образах
  2. является результатом искусной и мастерской деятельности человека
  3. отражает и формирует определенные ценности и идеалы
  4. выражает определенные эмоции

- Результатом искусной деятельности человека являются произведения искусства

Назовите произведения искусства, которые вызывают в вас определенные эмоциональные переживания  (уч-ся называют произведения искусства, вызывающие в них определенные чувства)

Прослушивание музыкального произведения

Я хочу рассказать вам о тех произведениях искусства, которые во мне вызывают определенные чувства.

«Адажио» Томаза Джованни Альбинони

  1. в эпоху барокко

Эта же мелодия звучит в современной обработке следующим образом

  1. в исполнении Эльмиры Калимуллиной (слова Лары Фабиан)

Как вы думаете, о чем поет певица?

  1. в исполнении Анны Резниковой на русском языке

СЛАЙД  9  Тома́зо Джова́нни Альбино́ни 

Тома́зо Джова́нни Альбино́ни (1671-1751, Венеция) — венецианский композитор и скрипач эпохи барокко. При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка.

     Исходя из факта, что музыкальное произведение, написанное в 17 веке, пользуется популярностью среди известных исполнителей в наше время, позволяет нам сделать вывод о еще одном признаке искусства. Попытайтесь его сформулировать.

 Сформулировать признак искусства после прослушивания музыкального произведения

СЛАЙД  10  Искусство отражает связь исторических эпох (дополнить признаки искусства)

СЛАЙД 11 Репродукция картины «Последний день Помпеи»

На примере «Адажио» мы убедились с вами, что произведение искусства, в частности музыкальное, формирует в слушателе определенные образы. А как вы думаете, можно ли из произведения искусства почерпнуть новую информацию?

  • создание картины «Последний день Помпеи» по останкам археологических раскопок

Везувий зев открыл —

дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом.
Под каменным дождем, под воспаленным прахом
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Таким образом, произведение искусства несет в себе и определенную информацию

(дополнить «Признаки искусства»)

СЛАЙД 12

В результате нашего исследования мы с вами определили следующие признаки искусства

  1. является результатом искусной и мастерской деятельности человека
  2. существует в художественных образах
  3. отражает и формирует определенные ценности и идеалы
  4. выражает определенные эмоции
  5. отражает связь исторических эпох
  6. является носителем информации

Работа с иллюстрациями учебника

Все произведения искусства, безусловно, можно сгруппировать по видам.

В учебнике на стр. 8 перечислены виды искусства:

  • пространственные или пластические виды искусств - изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
  • временные или динамические виды искусств – музыка и литература
  • пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами - хореография, театральное искусство, киноискусство.

На страницах 6-7 фотографии произведений, относящихся к определенному виду искусства:

  • Никольская церковь в Верхотурье (архитектура) –ПЛАСТИЧЕСКИЙ, ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ВИД
  • Сцена из балета «Баядерка» (хореография) – ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ВИД
  • Японская живопись – жанр живописи (миниатюра) – ПРОСТРАНСВЕННЫЙ ВИД
  • Портрет сестер Гагариных худ. Боровиковского (живопись) – ПРОСТРАНСВЕННЫЙ
  • Скульптура на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге М.Клодта (скульптура) – ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ, ПЛАСТИЧЕСКИЙ ВИД

IV. Контрольно-рефлексивный этап

Контроль знаний, обратная связь

СЛАЙД 13  «Текст с ошибками» (приложение карточки)

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только  человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».

ОЦЕНИВАНИЕ: А теперь каждый поставьте себе оценку в «Журнале путевых заметок» за пройденный сегодня на уроке путь, а я тоже оценю вашу работу на уроке.

V ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА: «ЧТО ТАКОЕ ОСЕНЬ?» ДДТ (+, -, ТЕКСТ)

                                               

VI ДОМАШНЯЯ РАБОТА: СЛАЙД 14

  • презентация необычные памятники мира (кому посвящен памятник, в какой стране находится)
  • Подобрать по одному произведению, относящемуся к пространственным, временным, пространственно- временным видам искусства. Рассказать и записать об одном из них в «Журнале путевых заметок».



Предварительный просмотр:

 «Текст с ошибками»

Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их.

«Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только  человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС

Слайд 2

1)Раскрыть… 2)Выделить… 3) Узнать…. 4) Сделать…. понятие п ризнаки в иды выводы

Слайд 3

1)Раскрыть понятие слова Искусство. 2)Выделить признаки искусства. 3) Узнать о видах искусства. 4) Сделать выводы по теме «Искусство вокруг нас».

Слайд 4

ИСКУССТВО Ассоциации выражения Ассоциации слова

Слайд 5

У лукоморья дуб зеленый Злотая цепь на дубе том, И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом… А. С.Пушкин Маленькая ночная серенада

Слайд 6

Виды искусства 1) литература (искусство слова) 2) музыка (искусство звука) 3) изобразительное искусство: живопись, графика, скульптура (искусство изображения) 4) архитектура (искусство строить и украшать здания) 5) декоративно-прикладное искусство ( искусство создавать и украшать предметы быта: домашнюю утварь, мебель, ткань, одежду) 6) танец (искусство движения) 7) театральное искусство 8) киноискусство 9) цирковое искусство

Слайд 7

СКИФЫ ПРИСЛАЛИ ЦАРЮ ФАРИЮ ПИСЬМО

Слайд 8

Признаки искусства 1) существует в художественных образах 2) является результатом искусной и мастерской деятельности человека 3) отражает и формирует определенные ценности и идеалы 4) выражает определенные эмоции

Слайд 9

Тома́зо Джова́нни Альбино́ни ( 1671-1751, Венеция) — венецианский композитор и скрипач эпохи барокко . При жизни был известен главным образом как автор многочисленных опер, однако в настоящее время пользуется известностью и регулярно исполняется главным образом его инструментальная музыка.

Слайд 10

Признаки искусства 1) существует в художественных образах 2) является результатом искусной и мастерской деятельности человека 3) отражает и формирует определенные ценности и идеалы 4) выражает определенные эмоции 5) искусство отражает связь исторических эпох

Слайд 12

Признаки искусства 1) существует в художественных образах 2) является результатом искусной и мастерской деятельности человека 3) отражает и формирует определенные ценности и идеалы 4) выражает определенные эмоции 5) и скусство отражает связь исторических эпох 6) является носителем информации

Слайд 13

«Текст с ошибками» Задание. Найдите в тексте ошибки и исправьте их. «Искусство – это создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими. Творцы искусства - учёные и художники. Художник – это (не) только человек, кистью и красками создающий картину. Художник – это и поэт, и композитор, и актёр, и фотограф, и камнерез, и любой тот, кто творит искусство. Понимание искусства не требует большой работы ума и души».

Слайд 14

ДОМАШНЯЯ РАБОТА: презентация необычные памятники мира (кому посвящен памятник, в какой стране находится) Подобрать по одному произведению, относящемуся к пространственным, временным, пространственно- временным видам искусства. Рассказать и записать об одном из них в «Журнале путевых заметок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Зимняя сказка - чудо вокруг нас"

Авторская разработка урока музыки для учащихся 3-4 классов. Цель урока - познакомить учащихся с образами зимы в музыке, живописи, литературе....

Конспект урока по теме Мир вокруг нас. Цветы. 5 класс.

Урок направлен на активизацию ранее изученных ЛЕ и грамматических структур и применение полученных умений и навыков в реальных жизненных ситуациях. Поставленные цели реализуются через выполнение лекси...

План конспект урока по теме: «Исполнители вокруг нас»

План конспект урока по теме: «Исполнители вокруг нас» Базовый учебникЛ. Л. Босова.  Информатика 6 классЦели урока: Знакомство с понятием исполнитель и система команд исполнителя. Получение у...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...

План-конспект урока по теме: "Мир вокруг нас"

план-конспект урока английского языка во 2 классе...