Конспект урока «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
методическая разработка по истории (6 класс)
Конспект урока "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва", разработан для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школ школы. К конспекту прилагается презентация и приложения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bralina_s.o._konspekt_uroka.docx | 56.59 КБ |
bralina_s.o._prezentatsiya.ppt | 1.09 МБ |
bralina_s.o._prilozhenie_2_rabochiy_list.docx | 223.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Место урока по теме | ||
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. | Второй урок по теме «Московская Русь в 14-16 веках» 6 класс | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
Комбинированный | Фронтальная, работа в паре. Приемы «Паутина», «Круг», заполнение рабочих листов, продуктивные методы, активные методы. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Сформировать представления о Москве как о центре борьбы с ордынским владычеством, определить внутреннее положение Орды и Руси накануне Куликовской битвы, выявить значение Куликовской битвы. |
| ||
Предполагаемый результат | |||
Знать | Уметь | ||
- Москва – центр борьбы с ордынским владычеством, - знать причины открытых военных столкновений Москвы и Орды -точную дату Куликовской битвы, ее героев, значение Куликовской битвы для Руси, ее последствия. | - определять условия усиления Московского княжества; давать оценку личностным качествам Дмитрия Ивановича; - давать сравнительные характеристики внутреннего положения Руси и Орды накануне Куликовской битвы; - проследить ход Куликовской битвы, прогнозировать, уточнять ее значение; - применять имеющиеся знания, умение рассуждать в нестандартной ситуации. | ||
Компетенции/УУД | Педагогические технологии | Оборудование | |
учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, личностно-смысловая | Технология проблемного обучения, технология активных методов обучения, обучение в сотрудничестве, продуктивного чтения. | мультимедийная презентация, рабочие листы для выполнения задания, учебник, видеоматериалы, анимированная карта |
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Наш урок я бы хотела начать словами французского писателя «Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». - Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем старательны, внимательны, будем получать знания с большим желанием. |
|
2 | Проверка домашнего задания | «Любовь к Родине даёт смысл жизни… если вы любите свою страну, вы не можете не беречь своей истории…» - так сказал Д.С. Лихачёв. Мы продолжаем изучать историю своей страны и прежде чем продолжить разговор, давайте полистаем предыдущие страницы и попытаемся восстановить в памяти, все, что нам известно. Я предлагаю вам повторить пройденный материал необычным способом, с помощью мультфильма «Лебеди Непрявды», внимательно посмотрите отрывок из мультфильма. Время: с 0.20 сек.-1.37 мин
Молодцы! Вы хорошо усвоили материал! | Просмотр фрагмента. Выполняют задание. Ответы обучающихся. – Ордынское нашествие -Битва на реке Калке в 31 мая 1223 года -Козельск оказал мужественное сопротивление врагу в течение 2-х месяцев, побежден врагом за счет излюбленной монгольской хитрости изображение «панического бегства»). -1237 год нашествие на Рязанское княжество ханом Батыем |
3 | Изучение нового учебного материала Формулирование темы урока Целеполагание Изучение новой темы
Физминутка | На последнем уроке мы с вами говорили об усилении Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Мы рассмотрели, как политические успехи московских князей возвысили Москву над другими княжествами, и Московское княжество стало одним из самых сильных политических центров Руси. Оно превратилось также в духовный центр русских земель. - А теперь я предлагаю вашему вниманию стихотворение Владимира Зуйкова, а вы попытайтесь угадать, какие страницы в истории страны мы откроем на сегодняшнем нашем (слайд 1). Скажите, о каком событии повествует автор? Тема сегодняшнего нашего урока (слайд 2). Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. - А сейчас я прошу вас обратить внимание на план урока План (слайд 3). - Ребята, постарайтесь на основе плана сформулируйте задачи урока (слайд 4). 1.Узнать … 2.Определить… 3. Раскрыть и установить …… Учитель Сегодня мы с вами совершим виртуальное путешествие в Русь 14 века в период правления князя Дмитрия Ивановича, перелистаем новые странички истории и станем свидетелями важнейшего для Руси исторического события – первой победе русской рати, не над отдельными отрядами, а над главными силами Золотой Орды в Куликовской битве. О единстве молила истерзанная русская земля, о том, чтобы братья-князья объединились, и как встарь единая Русь дала бы бой жестоким захватчикам. Но каждый князь мнил себя главным в своих владениях и не хотел подчиняться другому. И самыми сильными были князья Михаил Тверской, Олег Рязанский, Ягайло Литовский. Но был тогда на Руси князь, который понимал, что в единстве сила. Звали его Дмитрий Иванович Московский (слайд 5, 6). 1. И мы с вами открываем первую страничку нашего урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Князь Дмитрий Иванович Прослушайте краткую биографическую справку и ответьте на вопросы первой странички Задание странички 1 (индивидуально) -Что конкретно было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче? -Как вы думаете, что являлось главной целью политики Дмитрия, как государственного деятеля? (вспомните отрывки из мультфильма) Учитель Правильно, в 70-х годах ХIV в. важнейшей политической задачей для Руси стала решительная борьба с Ордой. 2.Вторая страничка нам поможет разобраться с причинами столкновения Руси с ордой Задание странички 2 (работа в парах, выполняют в рабочих листах, затем работают у доски) (слайд 7). -Давайте постараемся определить, какие причины послужили предпосылкой столкновения Руси и Орды. А поможет нам в этом материал, который располагается на второй странице. Форма работы у нас необычная: игра «Паутина». Вам необходимо выделить причины столкновения для Руси и для Орды и записать их вокруг ключевых слов 1 пара: определяет причины столкновения для Руси: 2 пара: определяет причины столкновения для Орды: Учитель - Какой вывод можно сделать, определяя причины столкновения Руси с ордой? Учитель: -Мы успешно справились с этим заданием и можем продолжить наше путешествие И следующая наша страничка Повествует о важнейшем событии в истории нашей Родины – Куликовской битвой -По всем городам русским зазвучали призывы московского князя собираться в войско. Обе стороны начинают подготовку к решающему сражению. Большую роль в поднятии национального самосознания сыграла православная церковь. Князь Дмитрий был глубоко верующим человеком и всегда поддерживал православные храмы и святые обители По преданию накануне битвы Дмитрий посетил Троицко-Сергеев монастырь и получил благословение на борьбу с ордой у одного из монахов (слайд 8). Работа с документом (разноуровневые задания). -Используя документ задание 1 на 3 страничке , определите имя монаха и подумайте почему Дмитрий обращается именно к нему за благословение?(слайд 8) Задание странички 3(1)
Учитель: (слайд 10). Еще одно произведение повествует нам о Куликовской битве Это «Житие Сергея Радонежского» - памятка древнерусской литературы, которая дошла до наших дней. Авторство этой книги принадлежит монаху Епифанию Премудрому Рассказ учителя: -Дмитрий формирует большое войско, собирая силы всех русских княжеств. Около 36 городов приняли участие в собирании рати, готовили снаряжение, ковали мечи. Так Русь готовилась к бою». «Мамай тоже готовился к битве основательно, так как прекрасно понимал, что если он проиграет битву, правителем Орды ему никогда не быть конное войско. С обеих сторон 100-150 тысяч человек. Дмитрий сам выбрал место для сражения – Куликово поле. -Подумайте, откуда пошло это название. Заслушиваем предположения ребят. -По названию места сражения, сама битва стала называться Куликовской. - После переправы русских войск через реку Дон Дмитрий Иванович приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано? Задание странички 3(2) Работа в парах -Ребята откройте задание 2, третей страничке ваших листов. Перед нами план-схема, которая показывает расположение частей русского войска и ордынцев на Куликовом поле. Рассмотрите ее внимательно ответьте на вопросы - Почему именно это место было выбрано Дмитрием для сражения. - В чём его преимущество? Всё было готово к бою. - А теперь, закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения. Учитель: Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие” - Открываем глаза. Работа с учебником (стр. 52) по картине Александра Бубнова “Утро на Куликовом поле (слайд 11). ”. Настало утро 8 сентября 1380 года Перед нами картина А.П.Бубнова " Утро на Куликовом поле". Рассеивается утренний туман. Русиче увидели перед собой несметные ордынские полчища. - Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? -Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что… откройте задание 3, третей страничке ваших листов: Задание 1 паре: - Найдите в тексе предложения, о чем думали воины перед битвой? Задание 1 паре: -А сам князь как поступает? Найдите подтверждение в этом же тексте. Рассказ учителя о поединке Челубея и Пересвета (слайд 12). Работа с анимированной картой -Восстановить ход событий на Куликовом поле нам поможет интерактивная карта - Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. - Определите причины победы русских войск. - Какую оценку можно дать Дмитрию Ивановичу -Как вы думаете, как стали называть Дмитрия Ивановича? Почему? «Была на Руси радость великая – говорится в летописи, но была и печаль великая по убитым от Мамая на Дону». Восемь дней хоронили погибших воинов, русское войско понесло огромные потери, поэтому Дмитрий оказался не в состоянии освободить Русь от ордынцев. Через два года (в 1382 году) новый хан Золотой Орды Тохтамыш с большим войском вторгся в русские области. Москва, Владимир и другие города подверглись разорению. Дмитрий Донской, чтобы не ввязываться в изнурительную войну с Ордой, пошел на уступки: снова возобновил выплату дани. И хотя победа на Куликовом поле не привела к полному свержению ордынского владычества, она имела большое значение. - Давайте попробуем определим значение Куликовской битвы (слайд 13) | Слушают стихотворение Ответы обучающихся (Куликовская битва)
Ответы обучающихся. Формулируют задачи урока. 1.Узнать, почему именно Москва, становится центром образования русских земель. 2.Определить роль Дмитрия Ивановича, как государственного деятеля 3.Раскрыть ход Куликовской битвы и установить ее значение.
Сообщение обучающегося. Знакомятся со «страничками урока» Ответы обучающихся: - Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей; - Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.; - Не допускал княжеских распрей в подвластных Москве землях, посылая войско для наказания начавших усобицу князей. -Главной целью политики Дмитрия было объединение Руси, для борьбы с ордынцами Работают в парах. Выполняют задание у доски Ответ: причинами столкновения были для Руси: - междоусобицы в Орде («Великая Замятня»; - раздел Орды на 2 части: западную и восточную; - желание освободиться от власти ордынцев. Для Орды: - открытое неповиновение Орде (убит посол, взят выкуп с земель средней Волги); - после битвы 11 августа 1378 г. Дмитрий отказался выплачивать дань Орде; Самостоятельно делают вывод: - Русь наращивает военную мощь. -Мамай не смог смириться с поражением. Это означало бы признание независимости Руси и потерю большой дани, которую выплачивали русские княжества. Работают с документом. Выполняют задание Ответы обучающихся: -Сергей Радонежский -«Сказание о Мамаевом побоище». Ответы обучающихся: -От названия птиц куликов -Чтобы никто и не думал о возможности отступления. ----Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску. Самостоятельно работают со схемой. Ответы обучающихся 1)Поле с трёх сторон ограничено реками Дон и Непрядва 2)Рядом лес – можно поставить засадный полк и резерв 3)Ордынцы не обойдут, но и русским отступать некуда – будут сражаться до последнего вздоха. Работа с учебником Ответы обучающихся -Страх перед неизвестностью Зачитывают ответы из текста документа Просмотр анимированной карты Ответы обучающихся 1.Удачная расстановка сил, военный талант Дмитрия 2. героизм и мужество русских воинов, вера в победу, усиление Руси. . -Дмитрий Донской Определяют значение Куликовской битвы |
Закрепление учебного материала | Мы открываем последнюю страничку, чтобы еще раз вернуться к событиям урока и проверить полученные знания «Верно - неверно» (взаимопроверка) (слайд 14). Историческая задача. -Ребята, посчитайте, сколько лет прошло с той великой победы. Как узнать? (641год) Возращения к задачам урока (слайд 15). | Выполняют задания 1.Узнали, что именно Москва, становится центром образования русских земель. 2.Определитли роль Дмитрия Ивановича, как государственного деятеля 3.Раскрыли ход Куликовской битвы и установили ее значение. | |
5 |
Рефлексия учебной деятельности | Учитель: итак, давайте с помощью схемы определим, что открыл для вас наш урок по теме МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: (слайд 16). Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных источника Три самых важных чувства: Три самых важных качества: |
Ответы обучающихся |
6 | Домашнее задание: | Для того, чтобы вы повторить все пройдённое на уроке вам предстоит прочитать п,21; с. 57 (творческое задание) вопрос 4 (рассказ о Куликовской битве от имени русского или ордынского воина по плану) (слайд 14). | Записывают домашнее задание
|
7 | Итог урока | Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и старательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо - улыбнулись мне, а кто чувствует в себе силы работать еще лучше - поаплодировали себе. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
План урока: 1. Москва – центр объединения северо-восточных русских земель. Князь Дмитрий Иванович. 2. Русь готовится к борьбе за свободу. 3. Поход Мамая на Русь. 4. На поле Куликовом. 5. Значение Куликовской битвы.
Задачи урока. 1.Узнать…………………………... 2.Определить ……………………… 3.Раскрыть…………………………..
Князь Дмитрий Иванович Московски 1359 - 1389
Перед столкновением
Картина Алексея Данилович Кившенко
Мамаевом побоище — литературное произведение XV века об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события
«Житие Сергея Радонежского» - памятка древнерусской литературы, которая дошла до наших дней. Авторство этой книги принадлежит монаху Епифанию Премудрому.
Поединок Пересвета С Челубеем Художник М. И. Авилов
1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1380 году. 2. Битва проходила на Куликовом поле. 3. Монголо-татарским войском руководил Дмитрий Донской. 4. Русским войском руководил Мамай. 5.В тыл монгольской конницы ударил запасной полк. 6. Войско Мамая победило на поле Куликовом. 7.В историю эта битва вошла под названием «Мамаево побоище». Ключ: 1+, 2+, 3-, 4-, 5+,6-,7+. «Верно - неверно» (взаимопроверка)
Задачи урока 1.Узнали, почему именно Москва, становится центром образования русских земель. 2.Определитли роль Дмитрия Ивановича,как государственного деятеля 3.Раскрыли ход Куликовской битвы и установили ее значение.
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ: Три самых важных имени: Три самых важных события: Три самых важных источника Три самых важных чувства: Три самых важных качества:
Домашнее задание: П. 21, стр. 57 (творческое задание) вопрос 4 (рассказ о Куликовской битве от имени русского или ордынского воина по плану) ,
Предварительный просмотр:
Страничка 1
Объединение русских земель вокруг Москвы. Князь Дмитрий Иванович
Дмитрий Иванович
Великий князь Дмитрий Иванович (1350-1389) оказался на престоле еще ребенком, ему едва исполнилось 9 лет. Соседние князья были готовы воспользоваться малолетством князя, однако на защиту интересов Дмитрия выступила церковь. Дальновидный митрополит Алексий не допустил распада московских земель.
Внутренняя политика Дмитрия была направлена на единодержавие. Он не допускал княжеских распрей, посылая московскую рать для наказания начавших усобицу князей. На помощь внуку Калиты приходила церковь: митрополит призывал князей к миру, нередко, чтобы заставить подчиниться непокорных, шёл на крайние меры: запрещал вести на территории их княжеств церковную службу.
Великий князь Дмитрий Иванович Подчинил себе главных соперников – суздальско-нижегородского, тверского и рязанского князей.Отбил три похода литовцев на Москву: 1368, 1370, 1372 гг.
Во время княжения Дмитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль – первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси. Укрепив свои позиции Дмитрий стал готовиться к столкновению с Ордой. Для начала он сократил размер выплаты дани.
В 1378 году войска встретились на реке Воже, сражение закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.
Дмитрий прожил короткую жизнь, значительную часть которой провел в сражениях и походах, однако сделал для Руси очень много. Удалось ему и расширить территорию княжества, присоединив Галич. Дмитров и приокские земли. Также при Дмитрии в Москве был построен белокаменный Кремль. За заслуги перед Отечеством причислен к лику святых.
Задание странички:
-Что конкретно было сделано по объединению русских земель при Дмитрии Ивановиче?
-Как вы думаете, что являлось главной целью политики Дмитрия, как государственного деятеля? (вспомните отрывки из мультфильма).
Страничка 2
Причины столкновения Руси с ордой
Столкновение
Доп. материал: С конца 50-х гг. ХIV в Орде начался период, который в истории получил название «Великая замятня». В это время между ханами шли междоусобицы. За 20 лет сменилось 25 ханов. В результате чего Золотая Орда разделилась на 2 части – западную и восточную. В западной части власть захватил Мамай. К середине 70-х гг. Мамаю удалось на какое то время прекратить усобицы и усилить военную мощь Орды. Дмитрий Иванович выказывал открытое неподчинение Орде и стал готовиться к решающей схватке с врагом.
В 1374 году в Нижнем Новгороде восставшими горожанами был убит ордынский посол и его охрана. Победы московских князей над Литвою, Тверью, Рязанью породили желание освободиться от власти ордынцев. В 1377 г. московско–нижегородская рать во главе с московским воеводой князем Дмитрием Боброком Волынским совершила поход в ордынские земли на Средней Волге и взяла с них большой выкуп. Но ордынцы жестоко наказали нижегородцев – заграбив город. В 1378 году Мамай решил повторить свой успех. Но у русских к тому времени было велико желание освободиться от власти монголо-татар, Русь наращивает свою военную мощь. Дмитрий Иванович извлек урок из поражения под Нижним Новгородом и решил сам возглавить объединенное русское войско. 11 августа 1378 г. у реки Вожи произошла встреча русских и ордынцев, исходом которой стала победа Дмитрия Ивановича над Ордой.
Задание: 1.Определите причины столкновения для Руси:
2. Определите причины столкновения для Орды:
Страничка 3(1)
Куликовская битва
- Прочитайте дополнительный материал и выполните здание:
Великий князь Дмитрий Иванович незадолго до отбытия войск в поход против Мамая ездил с Серпуховским князем Владимиром Андреевичем на поклон к Сергию Радонежскому. Правитель желал получить от игумена лесной обители благословение перед трудным и опасным делом. Сергий упросил князя отстоять Литургию, а затем — разделить трапезу. Князь, в замешательстве, просил Сергия отпустить его, «ибо пришли к нему вестники, что уже приближаются поганые татары». Но тот задержал Дмитрия Ивановича, сказав: «Это твое промедление двойным для тебя послушанием обернется. Ибо не сейчас еще, господин мой, смертный венец носить тебе, но через несколько лет, а для многих других теперь уж венцы плетутся». Князь не посмел ослушаться, откушал монастырского хлеба. Тогда Сергий «…окропил его священной водою и все христолюбивое его войско и осенил великого князя крестом Христовым — знамением на челе». Потом он сказал Дмитрию Ивановичу: «Пойди, господин, на поганых половцев, призывая Бога, и Господь Бог будет тебе помощником и заступником». И добавил тихо: «Победишь, господин, супостатов своих, как подобает тебе, государь наш».
Половцами в ту пору иногда, по старой памяти, называли ордынцев.
Дмитрий Иванович попросил у игумена двух воинов из иноческой братии — Александра Пересвета и его брата Андрея Ослябю. Сергий призвал к себе обоих и велел отправляться с Дмитрием Ивановичем, «ибо были известными в сражениях ратниками, не одно нападение встретили». Преподобный дал им «…вместо оружия тленного нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и повелел им вместо шлемов золоченых возлагать его на себя». Вернувшись из Троицкого монастыря в Москву, Дмитрий Иванович пошел к митрополиту Киприану и рассказал о благословении Сергия. Тот велел держать всё услышанное в тайне. Во время битвы схимник Пересвет сошелся с ордынским богатырем Челубеем, и оба пали, нанеся друг другу смертельные удары копьями…
Про визит государя московского в Сергиев монастырь повествует «Сказание о Мамаевом побоище».
Задание:
- - Определите имя монаха;
- - Подумайте почему Дмитрий обращается именно к нему за благословение;
- - Из какого произведения мы узнаем о встречи монаха и Дмитрия Ивановича
Страничка 3(2)
Куликовская битва
Задание 2:Рассмотрите схему и выполните задание:
- Почему именно это место было выбрано Дмитрием для сражения ?
- В чём его преимущество?
Страничка 3(3)
Куликовская битва
8 сентября 1380 год
А.П.Бубнов " Утро на Куликовом поле".
Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
Прочитайте отрывок из исторического сочинения С.С.Наровчатова « И бысть сеча велика…»
« Рано утром, после переправы, русское войско стало готовиться к битве. Взошло солнце, но густой туман покрывал землю, и ничего не было видно. Великий князь, воспользовавшись этим, отправил Владимира Серпуховского и Дмитрия Боброка вверх по течению Дона за лес в засаду. Она потом сыграла важную роль в сражении. Туман наконец рассеялся, засияло солнце.
Дмитрий Иванович избрал себе место в первых рядах войска. Все начальники советовали ему встать позади или сбоку, но князь сказал: «Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли сказать вам братья! Умрем за отечество? Слово мое да будет делом! Я вождь и начальник. Стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим».
Русское войско подвинулось к устью Непрядвы. Эта неприметная речка с тех пор навсегда осталась в памяти народной как знак неколебимой стойкости перед лицом неприятеля»
Страничка 4
Задание!: определите, что верно, а что вымысел
«Верно - неверно» (взаимопроверка)
1. Куликовская битва проходила 8 сентября 1380 году. | |
2. Битва проходила на Куликовом поле. | |
3. Монголо-татарским войском руководил Дмитрий Донской. | |
4. Русским войском руководил Мамай. | |
5.В тыл монгольской конницы ударил запасной полк. | |
6. Войско Мамая победило на поле Куликовом. | |
7.В историю эта битва вошла под названием «Мамаево побоище». | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта к уроку истории в 6 классе по теме "Начало объединения русских земель вокруг Москвы " к учебнику И.Л. Андреева
Педагогическая цельпознакомить учащихся с целями, задачами и предметом курса «История России с древнейших времен до начала XVI в.», а также структурой учебника и основными приемами учебной деятельнос...
Предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы_конспект урока 6 класс
Урок изучения нового материала...
Методическая разработка урока истории в 6 классе (базовый уровень). Тема: «Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва» (урок изучения нового материала)
Данная методическая разработка позволяет успешно достичь следующих целей:В предметном направлении:формирование у учащихся представления о сущности исторического периода его важности и необ...
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.
Тема: Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. Источник: История России. 6 класс (учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 6 класс. Учеб. Для общеобр...
Рабочий лист "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва" История России 6 класс
Рабочий лист "Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва". Можно использовать для самостоятельного изучения темы, а также для подготовки к ВПР по истории....
План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...
План – конспект урока по учебному предмету «История» в 6 классе по теме:«Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва»
Место урока в системе уроков по теме: Тема Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва изучается в 6 классе в 4 главе «Русские земли в середине XIII–XIV веках». Второ...