Рабочая программа по курсу "Основы религиозной культуры" (9 класс)
рабочая программа по мхк (9 класс) на тему

Слипченко Ольга Викторовна

В результате изучения курса «Основы религиозной культуры» учащиеся получат историко-культурологические и наиболее общие богословские знания в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, познакомятся с иконописью, фреской, агиографией. Учащиеся познакомятся с содержанием Евангелия, некоторыми сюжетами Ветхого Завета, научатся работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ork.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по предмету

«Основы религиозной культуры»

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по основам религиозной культуры для 9 класса создана на основе программы «Основы религиозной культуры» под ред. А.В. Бородиной, издание 7-е, исправленное, издательство «Основы православной культуры», Москва, 2009

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры. 

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела.

Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

—        изучение православной религиозной традиции;

—        изучение истории христианства;

—        изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

—        изучение православной этики;

—        ознакомление с православным календарём;

—        знакомство с агиографией;

—        ознакомление с особенностями церковного искусства;

—        изучение устроения православного храма;

—        ознакомление с особенностями православного богослужения;

—        изучение церковнославянского языка;

—        ознакомление с мировыми религиями и сектами;

—        ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

—        ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

—        ознакомление с основными видами православного богослужения;

—        формирование целостного восприятия мира;

—        воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

—        формирование культуры общения;

—        предупреждение возможных тупиков личностного развития;

—        воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

—        выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

—        предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

—        воспитание патриотизма;

—        формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

—        духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

—        приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

—        расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

—        оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

—        возрождение православных основ семьи;

—        пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

—        творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

—        формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

•        приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

•        единства образовательного и воспитательного процессов;

•        рефлексивного обучения;

•        принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

—        не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

—        усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

—        овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

—        овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).

9 класс

РАЗДЕЛ 8. «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.» — 34 часа

Номер урока

Дата

Тема

Тема 1. «РАЗВИТИЕ РЕЛИГИОЗНОЙ МЫСЛИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ
В XV–XVI вв.»
— 2 ч.

1

Католическая церковь и народные движения на Западе в XV в. Духовные поиски и критика церковных нравов.

2

Св. Бернардин Сиенский. Св. Викентий Феррер. Джироламо Савонарола. Идеи гуманизма в западной культуре.

Тема 2. «ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

3

Сбор средств на строительство храма Св. Петра в Риме. Практика продажи индульгенций, обесценивание таинств Католической церкви и подрыв христианской идеи спасения.

4

Жизнь, проповедь и переводческая деятельность М. Лютера. Отлучение от церкви и объявление М. Лютера вне закона.

5

Другие лидеры ранней реформации: У. Цвингли. Томас Мюнцер. Менно Симонс.

6

Консервативное крыло реформации: кальвинизм и англиканство. Жан Кальвин. «Наставления в христианской вере». Социально-экономические и религиозно-политические предпосылки Реформации.

Тема 3. «ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОТЕСТАНТИЗМА» — 4 ч.

7

Значение термина «северная традиция»; распространение среди народов Северной Европы и Северной Америки, сегодня – по всему миру. Термины «протестант», «реформаторы», «евангелисты». Классификация протестантских церквей по деноминациям.

8

Своеобразие протестантизма в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей, общин и сект, автономных в своей религиозной жизни; объединение их на национальном или международном уровне по принципу общей цели.

9

Отказ от латыни и переосмысление христианства в категориях национальных культур и национальных языков. Перенос религиозной протестантской множественности в Новый Свет в результате европейской иммиграции в Америку. Новые американские церкви, секты, объединения.

10

Формирование протестантских церквей на основе общих религиозных принципов северной традиции.

Тема 4. «РАЗВИТИЕ ПРОТЕСТАНТСКОЙ ТРАДИЦИИ:               ЦЕРКВИ, ТЕЧЕНИЯ, СЕКТЫ, ОБЩИНЫ» — 5 ч.

11

Формирование двух основных течений протестантизма в период Реформации. Собственно протестантское направление. Умеренно-консервативные лютеранские церкви.

12

Кальвинистские и реформаторские церкви. Методические церкви XVIII века. Англиканская церковь.

13

«Церковь уверовавших». Меннониты, конгрегационалисты, баптисты, квакеры, адвентисты. Церковь Христа, Свидетели Иеговы.

14

Влияние протестантской теологии на появление и развитие рационализма в век Просвещения, позднее — на философию либерализма, в ХХ веке — на развитие экзистенциализма и диалектической теологии

15

Активное участие протестантских церквей в движении за объединение всех христианских конфессий. Экуменизм. Тоталитарные секты.

Тема 5. «ПРОТЕСТАНТСКИЕ ХРАМЫ И ИСКУССТВО» — 3 ч.

16

Внешний вид и внутреннее устроение протестантских храмов. Богослужения. Кладбища.

17

Искусство протестантского Запада. Живопись.

18

Искусство протестантского Запада. Архитектура.

Тема 6. «РАСПРОСТРАНЕНИЕ

РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ» — 6 ч.

19

Распространение Церкви латинской традиции на юге Западной Европы. Крестовые походы под парусами Португалии и Испании в Центральную и Южную Америку, на Африканское побережье и в отдельные регионы Азии в XVI в. Результат миссионерской деятельности и колониальной экспансии XIX–ХХ вв. — широкое географическое распространение Римско-католической церкви в Америке, Австралии и др. регионах.

20

Глубочайший кризис в истории Римско-католической церкви   в результате Реформации. Борьба с гугенотами. Расправа      над протестантами в ночь накануне праздника Св. Варфоломея (24 августа) в Париже.

21

Возникновение ордена иезуитов. Тридентский собор 1545–1563 гг. Контрреформация.

22

Деление Европы на католические и протестантские государства.

23

Укрепление светского начала в жизни западноевропейского общества. Антиклерикальные выступления. Великая Французская революция. Политизирование деятельности Римско-католической церкви в ХIХ веке. I Ватиканский собор 1869–1870 гг. Выход из церкви части католиков и формирование ими самостоятельной старокатолической церкви.

24

Последствия Франко-прусской войны 1870–1871 гг. Прекращение самостоятельного существования Папского государства. Восстановление фашистским режимом Муссолини Папской области в 1929 г., создание государства Ватикан.

Тема 7. «РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ» — 3 ч.

25

Католицизм как самая многочисленная ветвь в христианстве.

Рост католических церквей в Латинской Америке и Африке.

26

Римский Папа Иоанн Павел II. «Славянизация» латинских традиций. Осуждение теории марксизма, критика коммунизма.

27

Римско-католическая церковь как уникальная иерархическая структура с переплетением религиозных, экономических, политических и социальных элементов. Влияние на образование, здравоохранение, политику, архитектуру, искусство, литературу.

Тема 8. «КАТОЛИЦИЗМ В РОССИИ» — 3 ч.

28

Получение в Корсуни от папы римского святых мощей в год крещения Владимира. Доступ на Русскую землю западного и восточного христианства. Предложение антипапы Климента.

29

Латинские церкви XII–XIII вв. в Киеве, Переяславле, Смоленске, Полоцке, Пскове, Новгороде и Ладоге.

30

Борьба северной Руси за верность православию.

Тема 9. «РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В XVI–XXI вв.» — 4ч.

31

Установление патриаршества на Руси при царе Федоре Иоанновиче, в 1589 г. Поставление патриархом Константинопольским Иеремией митрополита Иова первым патриархом Московским и всея Руси.

32

Реформы патриарха Никона. Старообрядчество: центры, течения. Единоверческая Церковь. Попытка к преодолению раскола Русской Церкви на Поместном соборе .

33

Положение Русской Церкви после Октябрьской революции. Декрет 1918 г. «Об отделении Церкви от государства                 и школы от Церкви». Волна «показательных процессов»            над духовенством. Святитель Тихон (Беллавин), патриарх Московский и всея Руси.

34

Православная Церковь в эмиграции. Возрождение церковной жизни в России к концу XX века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "Основы религиозных культур и светской этики""

Данный материал поможет учителям, преподающим новый курс ОРКСЭ,  дана подробная расчасовка тем по предметам...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)

Рабочая программа разработана на основе авторской  программы А.Я. Данилюка. Основы религиозных культур и светской этики. Москва, « Просвещение»,2012г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по «Основам религиозных культур и светской этики для 5 класса

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Основам религиозных культур и светской этики

Рабочая программа «Основы религиозных культур и светской этики»  по  модулю  «Основы мировых религиозных культур»  для обучающихся 5а, 5б, 6а и 6б  кла...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Физическая культура» Класс 5

Рабочая программа по физической культуре 5 класса составлена на основе следующих документов:·...