Образовательное путешествие "Духовное наследие царственной династии"
методическая разработка по мхк (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Сегодня, в современном образовательном процессе появилось новое направление в получении новых  знаний – образовательное путешествие. Наблюдение и анализ объектов - от деталей к обобщению, дают возможность более полно закреплять полученную информацию. Системно - деятельный подход в «добывании» сведений, а не в пассивном ознакомлении с историческим памятником, рождает желание продолжать поиск материалов. «Знаю» так как сам извлекал информацию, а не «узнаю», потому что был на экскурсии и что – то  слышал об этом. Образовательное путешествие – это педагогический метод, который позволяет преобразовать неизвестную окружающую среду в среду развития личности человека через самопознание. Образовательное путешествие способно соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств Санкт- Петербурга, которые находятся в стороне от туристических маршрутов. Образовательное путешествие « Духовное наследие царственной династии » ставит своей целью научить извлекать знания из окружающих объектов на  собственных базовых знаний.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_puteshestvie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное путешествие «Духовное наследие царственной династии»

Сегодня, в современном образовательном процессе появилось новое направление в получении новых  знаний – образовательное путешествие. Наблюдение и анализ объектов - от деталей к обобщению, дают возможность более полно закреплять полученную информацию. Системно - деятельный подход в «добывании» сведений, а не в пассивном ознакомлении с историческим памятником, создает желание продолжать поиск материалов. «Знаю» так как сам извлекал информацию, а не «узнаю», потому что был на экскурсии и что – то  слышал об этом. Образовательное путешествие – это педагогический метод, который позволяет преобразовать неизвестную окружающую среду в среду развития личности человека через самопознание. Образовательное путешествие способно соединить реальное передвижение в пространстве с освоением культурно-исторических пространств Санкт- Петербурга, которые находятся в стороне от туристических маршрутов. Образовательное путешествие ставит своей целью научить извлекать знания из окружающих объектов на основе собственных базовых знаний.   Современные концепции образования предполагают, что 40% знаний учащиеся могут получать во внеурочное время. Задача учителя, преподающего краеведческий предмет состоит не столько в том, чтобы дать учащимся определённый объем знаний, сколько в развитии компетенций учащегося – и учебных,  а главное социальных. Необходимо стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать творческую активность. Город, в котором ты живешь должен «принять»  тебя, существование в нем требует определенных  личностных усилий. Путешествие - комплекс разных видов деятельности в процессе исследования: визуальное наблюдение, тактильное и моторное восприятие, поиск и анализ информации, постановку опытов и экспериментов. Учащиеся определяют  собственные версии и корректируют  их  в общении с группой Учитель ничего сам об изучаемом объекте не рассказывает и не даёт никакой информации. Экскурсия  с преподавателем не стоит между группой. и объектом, в роли организатора исследовательской деятельности  выступают сами учащихся.Педагог  только задаёт уточняющие вопросы, обобщает высказанные версии, помогает учащимся выявить «слабые места» проведённого исследования. Первый этап – подготовительный.

Главное в начале деятельности - это определение маршрута путешествия. Учащиеся определяют тему маршрута и идею, которая заинтересовала всех - задают проблемный вопрос, который возникает в обсуждении  актуальности будущего исследования.

Каждой группе или каждому ученику предлагаем разработать план маршрута, обосновав его образовательными целями - новизной знаний, которые планируем получить.

Разработка маршрутного листа (ход путешествия: куда пойдём, чтобы найти ответ на вопросы; что там будем делать; с кем встретимся; какие наблюдения проведём и т.д.)

 В учебнике по истории и культуре города – параграф о пышных и масштабных празднованиях 300- летия Дома Романовых завершался небольшой исторической справкой о соборе с длинным названием «Соборный храм иконы Федоровской Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых»(1911-1914) Церемониалов было много, но главным  грандиозным  замыслом было сооружение храма в  честь 300-летия царственного дома Романовых.  В тот же период в дореволюционной России, в Санкт-Петербурге было около  600 храмов и на сегодняшний день, сохранилось, возрождено и построено 268 культовых сооружений всех конфесий. Во временя гонений на Церковь, значительное количество храмов были уничтожено. Как удалось сохранить храм с таким  названием?        

Внимание привлек тот факт, что у собора несколько названий, чаще всего  его называли «Романовская церковь», акцентируя, что это народное обозначение культового сооружения. Наш город - «место жительства» династии Романовых и место их «успокоения». Мы знаем о многих памятных местах, связанных с жизнью царственной династии, но храм, построенный по инициативе самого императора, в честь своего рода и на народные деньги, нам показался уникальным объектом в Санкт-Петербурге. В  фонде школьной библиотеки мы обнаружили историко-церковную энциклопедию в трех томах - это был первый источник сведений о храме в нашем исследовании. В энциклопедии была небольшая статья о строительстве уникального собора. Главным открытием, стал тезис о том, что храм задумывался священным  хранилищем заветных святынь царствующего дома и всего русского народа, отчего в нем предполагалось собрать списки икон всех святых, тезоименитых членам династии Рюриковичей и Романовых, русских подвижников, святителей, чудотворцев...(1) Таким образом, в одном  храме можно познакомиться и с православными святынями,  и духовным наследием династии Романовых. Мы решили проверить это утверждение. Наша поисковая деятельность  посвящена  изучению материальных и духовных источников, связанных с царственным родом в православном  Федоровском храме, посвященного 300-летию Дома Романовых. ( улица Миргородская , недалеко от Московского вокзала) Объектом путешествия станет«Соборный храм иконы Федоровской Божией Матери и Святого Благоверного Князя Александра Невского в память 300-летия царствования Дома Романовых». Это историческое название  Феодоровского собора (1911-1914), заложенного к юбилейному событию.

Маршрутный лист экспедиции – это поиск  доказательств, что  храм – памятник является священным хранилищем Дома Романовых. Образовательное путешествие будет связанно с поиском присутствия царственного рода  в «Романовской церкви». Изучение объекта не даст полного всестороннего подхода к теме. Необходимо запланировать встречу  с настоятелем  Феодоровского собора  и по возможности беседы с прихожанами и служителями при храме. Второй этап – практический ( экспедиция):

Поворот направо с  Гончарной улицы на Миргородскую и  храм Феодоровской иконы Божьей матери предстает перед зрителем. Храм вызывает удивление и ассоциации. - Какие исторические эпохи отразились в архитектуре храма? Где вы могли видеть такие храмы? Сколько всего глав у собора? Что они символизируют? Если бы вы снимали художественный исторический фильм на фоне собора - какую эпоху вы выбрали? Рассмотрите материал орнамент на фасаде храма. Подтверждает ли облик храма тезис, о том что Санкт- Петербург, город с европейскими традициями? Комментарий; Храм построен в стиле  ростово-суздальского зодчества XVII века, по проекту архитектора Кричинского Степана Самойловича.  Он создан по образцу храмов Ростова Великого и его области (Юрьев Польский, Ярославль и пр.) Как известно, все пять ростовских церквей вместе с кремлем выстроены менее чем на протяжении 100 лет и в совокупности с крепостными стенами, башнями и палатами являют собою наиболее цельный и лаконичный образец русского стиля эпохи воцарения Дома Романовых. Вот главная и основная причина, побудившая архитектора избрать этот период русского зодчества при составлении проекта. Не прошло и двух лет с начала строительства, а центральная глава уже была увенчана крестом Учащиеся  самостоятельно осуществляет образовательную деятельность, а тьютор ( учитель) обсуждает и анализирует эту деятельность вместе с ними. На открытом пространстве, у входа в собор, возможно поработать с опросным методом социологического исследования - интервью.  Экспедиция учащихся, разделившись на группы по два человека, ведет сбор информации на улице, учащиеся собирают информацию о «жизни» собора в разные исторические эпохи.

-Как вы думаете, храм отреставрирован или  он в хорошей сохранности? За сто лет своего существования собор всегда  сохранял свое предназначение? Как выглядел храм 15 лет назад? Местные прихожане, которые у храма покупают изделия местных мастеров, могут помочь в этом исследовании? Что напоминает стена красного цвета? – Как вы думаете для чего ее здесь поставили рядом с Московским (Николаевским ) вокзалом? Комментарии: С 1932 года, собор был закрыт и впоследствии стал  предприятием « Молокозавод №2».  Храм в честь иконы Феодоровской Божьей Матери стоял без барабанов и куполов. Местные жители вспоминают об этом периоде храма. (Есть воспоминания, что в блокаду, молокозавод спасал от голода жителей округи; «старожилы» могут рассказать об освещении храма в 1914 году, если есть семейные предания ) Справа от собора расположена красно - кирпичная « кремлевская стена», которая загораживала некрасивый вид на вокзал и стала олицетворять символ единения двух столиц.

Северный фасад, выходит  на Миргородскую улицу. Храм, над входом, украшен цветными изразцами и майоликой.- Давайте рассмотрим  изображение над ним. Майоликовое панно «Вышний Покров Богоматери над Царствующим Домом», воссозданное при реставрации. - Что вы видите в верхней части панно?. - Найдите портрет последнего императора–Николая Романова? В нижней части, над стенами Костромского Ипатьевского монастыря, возвышаются фигуры Патриарха Филарета и его сына, царя Михаила Федоровича Романова. – Рассмотрите портрет будущего царя Михаила? Кто рядом с ним?- Как вы думаете, отец и сын понимают, что ждет их семью в будущем? - Символ дерева подходит для темы единения России? Майолика сохранилась в первозданном виде или это реставрация? Комментарии: В верхней части майолики изображена Феодоровская  икона Божией Матери с предстоящими великомучеником Феодором Стратилатом и так называемым преподобным Ипатием Костромским. (выполнено по эскизу С. В. Чехонина). Пресвятая Богородица простирала Свой Покров над царствующим Домом Романовых. На той же стене можно было увидеть  Феодоровскую икону Божьей Матери, а также древо с портретами царей последних трех столетий. Мы пришли к выводу,что экстерьер храма соответствует грандиозному замыслу архитектора Кричинского Степана Самойловича.

Мы вошли в храм и заметили, что высокий внешне храм, внутри имеет невысокие потолки. Нижний храм - это замысел, наполненный желанием вернуться к православным истокам.-  Почему храм, такой высокий снаружи имеет низкие потолки? - Может храм иметь несколько этажей? ( Нижний и верхний храм). - Осмотримся в нижнем храме. – Какую эпоху напоминают четыре массивные колонны, стрельчатые своды и окна-бойницы? – Посмотрим в окно на внутренний двор. -В такие же бойницы мог смотреть Михаил Романов, находясь в Ипатьевском монастыре. - Что необычное и несвойственное поздним православным традициям вы заметили в интерьере? Вы увидели многоярусный иконостас?- Алтарь скрыт от наших глаз или мы можем его рассмотреть? Что мы видим за алтарной перегородкой? Найдите  в центральной части алтаря изображения животных. Рассмотрим их. Встречали вы эти изображения раньше? Продолжаем искать « Романовское наследие». Если храм посвящен святому Александру Невскому, то  где располагается главная икона? Почему выбор пал именно на этих святого?  -- Как он может быть  связан с семьей последнего императора российского? Найдите икону святого Александра Невского. Предположите, чьим небесным покровителем он стал в Доме Романовых? Напротив иконы посвященной святому Александру Невскому находится еще одна икона, связанная с династией. Узнайте кому она посвящена?   Нижний храм посвящен святому небесному  покровителю нашего города- Александру Невскому, жившему в  «несчастливом» веке? В каком веке жил князь и в каком городе правил?  Новгородские традиции отразились в замысле нижнеого храма? За семьсот лет отечественной истории, много материальных памятников церковной утвари осталось в сохранности или это уникальные экспонаты?

Комментарий: Иконостас в нижнем храме каменный, в виде алтарной преграды, как было во времена Александра Невского, его выполнили из «Коломенского камня». Алтарь не скрывает престола и жертвенного стола. Современный вид нижнего храма, только общее воплощение первоначальной идеи. Иконописец Зинон, по воспоминаниям современников последней царствующей династии,  переработал их замыслы и  сотворил нижний храм. Для нижнего храма выбор икон, Царских врат, Северных и Южных дверей руководствовались характерными образцами преимущественно древнегреческого и Новгородского письма. Нижний этаж, посвященный А. Невскому и равноапостольной Марии Магдалине выполнен в ранних византийских греческих и древнерусских традициях.  Писал иконы Чириков Г.И. В истории собора, теперь это только устные воспоминания. Святой  Александр Невский и святая  равноапостольнная  Мария Магдалина( современные списки) - находятся напротив друг друга перед входом в алтарь в северном приделе. Они небесные покровители императора Александра III и императрицы Марии Федоровны -  родителей Николая II. Левый придел во имя св. праведного Филарета милостивого; правый - во имя св. преподобной  Марфы. Так как св. Филарет и св. Марфа покровители и родители первого  русского царя из династии Романовых. Князь Александр Невский – из династии Рюриковичей; патриарх Филарет и инокиня Марфа - родители Михаила Романова; император АлександрIII и  его жена Мария Федоровна, родители последнего императора - династия Романовых.  В архивах нет  исторических фотографий и планов - все утрачено. Не сохранилось архивных материалов об убранстве нижнего храма, мы не можем воссоздать общий вид приделов Нижный храм был задуман  переходным символом во времени и пространстве - от Рюриковичей к Романовым. Воплощение замысла затруднялось ограниченными источниками о внутренних интерьерах новгородских храмов. Время не пощадило интерьеры - не сохранилась в оригинальном виде большая часть церковной утвари. Нынешний интерьер нижнего храма выполнен по проекту современного православного иконописца архимандрита Зинона. Он собственноручно написал все фрески в алтарной части и часть икон. Удивительным открытием в традициях раннего христианства стал символ духовных исканий – лабиринт, который Зинон расположил в центре храма.

- Найдите в нижнем храме символ поиска  пути человека к Богу?- Лабиринт - это простой и короткий путь к цели? Попробуйте пройти по лабиринту. Куда он вас приведет? Вы оказались в его центре? Почему вы приблизились к центру - не попали в него, а оказались на самом дальнем круге? В нижнем храме удалось  восстановить главную идею: дань памяти Романовых  в связи с тысячелетними культовыми национальными традициями? Таким образом, подтвердилось наше предположение о том, что здесь, в нижнем храме, иконописец Зинон сохранил главную  традиционную идею собор «хранилище святынь Дома Романовых?» Подолжим исследование на втором этаже- верхнем храме.

 -В верхнем храме, который носит, имя иконы Феодоровской Божьей матери встанем в центре храма. Это уже  иной стиль архитектуры, что нового вы заметили в интерьере? -Низкие своды в храме? В каком цвете выдержаны стены?- Обильно они украшены? -Посмотрим на подкупольное пространство. -В центре, храм украшает паникадило. Что оно вам напоминает? - Чьи портреты украшают паникадило? В какой технике выполнена огромная люстра? Обратим внимание на иконостас. Вспомните, как выглядел алтарь в нижнем храме?- Из какого материала  вырезан иконостас в верхнем храме? Нам видно алтарную часть? Исторический алтарь, чудом сохранился  во фрагментах в музее атеизма и религии. Что особенного в сохранившихся иконах? Как вы думаете, почему выбран такой материал? Сколько рядов в иконостасе? Мы знаем, что храм находится в процессе реставрации, где работы еще не закончены? Некоторые иконы отличаются от остальных. Как вы думаете почему?

Комментарий: В храме несколько икон, посвященных святым заступникам царской фамилии. Попробуем увидеть эти лики. Икона в честь преподобного Михаила Малеина - небесного покровителя первого царя Романова Михаила Федоровича - первый ряд иконостаса слева; икона в честь Михаила Тверского - небесного покровителя августейшего брата Михаила Александровича Романова. В верхнем храме находится икона, посвященная сестре последней императрицы - Елизавете Федоровне. Мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары побывали в храме. Ковчег с десницей преподобномученицы Елисаветы был доставлен в Романовский собор в мае 2017 года. Часть мощей  осталась навсегда в храме, в иконе. Вы увидели эту икону? Была эта икона в храме, когда он был освящен в 1914 году?

Икона «Царственные страстотерпцы» появилась недавно, написанная по всем канонам православной иконописи, она посвящена памяти  семи невинно убиенных членов одной семьи Вы узнали эту семью? Над  ликами царской семьи находится еще одна маленькая фарфоровая иконка - медальон святого страстотерпца цесаревича Алексия – Посещение Пресвятой Богородицей преподобного Серафима Саровского. Икона с ленточкой связана с историей рождения последнего цесаревича Алексея. Давайте рассмотрим ее. Рождение Алексея было сопряжено с длительным ожиданием наследника. Какому святому молилась императрица   о  прибавлении семьи?

Подойдем к главной иконе храма. Рассмотрим икону. Как вы думаете это древняя икона или список? Как обращен Младенец к своей Матери?  Почему на обратной стороне иконы тоже изображение святой? Кто это?  Как использовалась эта икона? Ее можно было вынести из храма?  Можно назвать эту икону родовой святыней Романовых? Император Николай Второй  предполагал бывать на службе в храме. Как вы думаете,  где бы император находился: вместе со всеми верующими или был в особом месте? Найдите это место в храме. В какой технике выполнена «царская сенья»?

 Комментарий: Особое распространение  почитания по всей России Феодоровской иконы Божией Матери  связано с событиями начала XVII века — окончанием Смутного времени. В 1613 году чудотворной Феодоровской иконой из Костромского собора был благословлен при избрании на царство Михаил Романов. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Феодоровна в честь фамильной иконы (императрица, страстотерпица Александра Феодоровна; великая княгиня, преподобномученица Елисавета Феодоровна; императрица Мария Феодоровна) Чудотворная Костромская икона является двусторонней, ранее имевшей снизу древко, что напрямую указывает на то, что образ являлся запрестольным. На оборотной стороне написан образ святой, руки которой молитвенно воздеты перед грудью, предположительно, великомученицы Параскевы Пятницы. Двусторонние Богородичные иконы довольно часто встречались в Византии, а затем и в древней Руси  Федоровская икона относится к иконографическому типу «Умиление». Главной чертой подобных икон является обращенность Младенца Христа к Матери, который обнимает Ее за шею, приникая щекой к щеке, что мы видим и на этой иконе. Федоровская икона относится к иконографическому типу «Умиление». Главной чертой подобных икон является обращенность Младенца Христа к Матери, который обнимает Ее за шею, приникая щекой к щеке, что мы видим и на этой иконе. Император Николай Второй  предполагал бывать на службе в храме, но был в нем всего один раз 15 января 1914 года.( на освещении храма.). Императорский балдахин воссоздан по эскизам.

На второй этаж храма ведут несколько лестниц. Одна лестница носит название « Царская». Как вы думаете, для чего она была предназначена? Лестница была расписана фресками, которые считались утраченными. Удалось реставраторам освободить от наслоений потолки на лестнице? Кто изображен над входом? Комментарий: Внутрь церкви вела расписная царская лестница со сценами из священной истории с красивыми  дверьми из чеканной бронзы. Этот вход создавался для особых случаев - приезда членов императорской семьи. Внешний вид лестницы торжественен даже в неотреставрированном виде. Реставраторы сознательно оставили фрески в  невосстановленном виде, проступающими из стен. Возможно, лестница еще будет восстановлена в первоначальном виде. Фрески безжалостно были замазаны в советские  времена.  В музейной экспозиции  храма находится осколок колокола «Татиана».

В Великую Пасху, любой желающий мог подняться на колокольню и попробовать свои силы - ударить в колокола. Как вы думаете, что с ними могло произойти, если их отливали заново? Сколько колоколов в звоннице? Выберем самый большой колокол. Рассмотрим его барельефы. Что вас удивило в оформлении колокола? В чем  уникальность всей колокольни? Какой колокол посвящен цесаревичу Алексею? Есть ли на колоколе герб Санкт-Петербурга?   Комментарий: На колокольне Федоровского собора – одиннадцать колоколов, посвященных семье Николая II.Смутные времена двадцатого века не пощадили звонницу Федоровского собора. На реставрацию звонницы и галереи перехода собора потрачено 19 млн. руб. Колокола были отлиты на пожертвования. Самый большой колокол в городе «Михаил-Николай" весит 9 т. Его назвали в честь первого и последнего представителей царской династии Романовых. Каждый колокол украшают царские портреты и гербы. На каждом колоколе -  имя, портрет и икона небесного покровителя того или иного члена Царской семьи, а также гербы русских городов. Первоначально колокола были отлиты на колокольном заводе Торгово - Промышленного товарищества “Оловянишников и сыновья” в Ярославле в 1913 году, в день тезоименитства Николая II состоялось торжественное освящение и подъем на колокольню первых пяти больших колоколов “Михаил-Николай”, «Александра”, «Мария”, «Алексий”, «Михаил”. Колокола были полностью утрачены. Реставраторы предполагают, после закрытия храма в тридцатые годы, колокола были утрачены, скорее всего, разбиты.

 В 2010 году в городе Тутаеве на колокололитейном заводе были отлиты прототипы этих колоколов. По окантовке, по традиции, выгравированы имена жертвователей, уже, правда, современных. Все звоны отливались по старинным технологиям в глиняной форме, обсыпанной землей.По верху тулова колоколов идут надписи из священных книг. Первый колокол «Михаил-Николай», вес 8,7 т. украшен гербом Московского царства и портретами Михаила Федоровича и императора Николая II(Приложение11)Надпись на главном колоколе: « Возгремит Господь голосом Своим о дивных делах; Он сотворил столь великое, о чем мы и не ведали( по мотивам 38-40-й глав книги Иова) Я вознес избранного из народа Моего, святым елеем Моим помазал его. Рука моя защитит его, и мышца Моя укрепит его (Пс. 88, 20-22). На тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они, и были спасаемы (Пс. 21,5-6) Второй колокол «Александра», вес 4,3 т. – герб Великого Новгорода, икона Мученицы Александры и портрет императрицы Александры Федоровны. Третий колокол «Мария», 2т.- герб Киева и икона Равноапостальной Марии Магдалины и портрет императрицы Марии Федоровны (Приложение 12- 14) Четвертый колокол «Алексий», вес1т.- герб Владимира, икона святого Алексия Московского и портрет цесаревича Алексея Николаевича. Пятый колокол «Михаил», вес 0,5т.- герб Москвы, икона благоверного князя Михаила Тверского и портрет великого князя Михаила Александровича. Шестой колокол «Ольга», вес 325 кг. – герб Петрограда, икона равноапостольной княгини Ольги и портрет Великой княжны Ольги Николаевны. Седьмой колокол «Татиана», вес136 кг. – герб Нижнего Новгорода, икона Мученицы Татианы и портрет Великой княжны Татьяны Николаевны. Восьмой колокол «Мария», вес 32 кг,- герб Костромы, икона равноапостальной Марии Магдалины и портрет Великой княжны Марии Николаевны. Девятый колокол «Анастасия», вес 32 кг. –герб Ярославля, икона Великомученицы  Анастасии Узорешительницы и портрет Великой княжны  Анастасии Николаевны. Десятый колокол «Без имени», вес 14 кг. - герб Дома Романовых. Одиннадцатый колокол « Без имени», вес 7 кг. украшен  гербом  Дома Романовых). Работы по воссозданию колокольни выполнила компания "Строительная культура". Возобновленный «Романовский звон» впервые зазвучал в престольный праздник 27 марта 2011 года. Третий этап – презентационный Методические принципы образовательного путешествия  дают учащимся осознание открытости образовательного пространства, готовность к самообразованию через осознание своих образовательных потребностей, интересов; через мотивацию Освоение методики исследовательского образовательного путешествия и, работа с различными источниками знаний как итог - презентации результатов своей работы. Видеофильм, презентация, выпуск газеты, экскурсия. образовательное путешествие. альбомов, цикла газетных статей, виртуальных газет, , создание нового туристического маршрута –результат непосредственного воздействия учащихся с историей и культурой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Архитектура 18 века. Культурное наследие династии Романовых.

для урока истории оп теме:  "Культура 18 века". в уроке используется презентация, в которой указаны разные стили архитектуры 18 века....

святые царственные дети

III Городская детско-юношеская историко-культурная конференция «Новомученики и исповедники Российские XX века: значение подвига героев духа», посвященная Дню памяти Новомучеников и Исповедников Россий...

Разработка урока по опк по теме "Царственные мученики" 7 класс ФГОС

Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 7 класса по учебнику Шевченко Л.Л....

Тематическое планирование кружка по литературе "Царственное слово"

Занятия кружка по литературе предназначены для средних и старших классов общеобразовательной школы....

Методическая разработка внеурочного занятия: Образовательная прогулка «Наследие Древнего Востока в Петербурге» ( 5 класс)

Представленная прогулка рассчитана на учащихся 5 класса. Учащиеся выполняют задания в ходе образовательной прогулки и знакомятся с объектами города-музея Санкт-Петербурга, которые напоминают о наследи...

Республиканский образовательный проект "НАСЛЕДИЕ"

Образовательный проект "Наследие" дает возможность каждому участнику усваивать определенную систему норм и ценностей. Дети, посещая данный проект, вырастают на богатой культурной почве, становясь грам...

Образовательный проект Тематика образовательного проекта: «Народное искусство и культурное наследие»

Актуальность проекта. На сегодняшней стадии формирования общества развитие патриотизма выдвигается как одно из условий последующего социального прогресса. Патриотическое развитие индивида представляет...