Рабочая программа и КТП по искусству (МХК) 10 класс, УМК Даниловой Г.И.
рабочая программа по мхк (10 класс) по теме
Рабочая программа на основании авторской программы среднего (полного) общего образования Даниловой Г.И. по искусству для учащихся общеобразовательных учреждений 11 классов
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: Даниловой Г.И. Искусство.. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2014 г.;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, в 10 классе 34 часа в год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_iskusstvo_mhk_10kl._2017-2018.docx | 70.78 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание………………………………………………………………….….…1
Пояснительная записка……………….……………………………………...…...2
Содержание дисциплины………………………………………………………...2
Требования к уровню подготовки обучающихся……………………………….6
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся………...9
Календарно-тематическое планирование……………………………………….12
Перечень учебно-методического обеспечения………………………………….22
Технические и программные средства обучения………………………………..22
Список литературы……………..………………………………………….…...…23
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федерального компонента государственного среднего (полного) общего образования по искусству (МХК), утвержденного приказом Минобразования от 05.03.2004 г. № 1089
- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ст. 7.9.32);
- Образовательной программы ГБОУ средней школы № 187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017-2018 учебный год;
- Учебного плана ГБОУ средней школы № 187 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на 2017 -2018 учебный год;
- Годового календарного учебного графика на 2017-2018 учебный год;
- Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего курса в образовательной области «Искусство».
- Авторской программы среднего (полного) общего образования Даниловой Г.И. по искусству для учащихся общеобразовательных учреждений 10 классов
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:
- Даниловой Г.И. Искусство. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2014 г.;
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Курс «Мировая художественная культура» систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства. В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Образовательные цели и задачи курса:
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
- знакомство с классификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
- интерпретация видов искусства с учётом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.
В контексте обозначенных целей изучение предмета направлено на решение следующих ключевых задач:
- Обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культуры;
- Углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
- Воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
- Овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
- Освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе, кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве, архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве
Воспитательные цели и задачи курса:
- Изучение искусства в основной школе (в соответствии с ФГОС основного общего образования) направлено на достижение следующих целей: –Обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
- Разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
- Формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
- Обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
- Обогащение эмоционально-духовной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
- Разностороннее развитие растущего человека, его памяти (музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания, художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
- Освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков, способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
- Расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
В контексте обозначенных целей изучение предмета направлено на решение следующих воспитательных задач:
- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
- способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
- подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
- развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» должны соответствовать «Требованиям к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельного и прикладного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.
Личностные результаты изучения искусства в основной школе подразумевают:
- обогащение духовного мира на основе присвоения художественного опыта человечества;
- обобщенное представление об эстетических идеалах, художественных ценностях произведений разных видов искусства;
- инициативность и самостоятельность в решении разноуровневых учебно-творческих задач;
- наличие предпочтений, художественно-эстетического вкуса, эмпатии, эмоциональной отзывчивости и заинтересованного отношения к искусству;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать собственную точку зрения о художественных явлениях социума;
- соответствующий возрасту уровень культуры восприятия искусства во всем разнообразии его видов, основных форм и жанров;
- сформированные навыки проектирования индивидуальной и коллективной художественно-творческой деятельности; контроль собственных учебных действий и самостоятельность в постановке творческих задач;
- активность по отношению к личностным достижениям в области разных видов искусства;
Метапредметные результаты изучения искусства в основной школе отражают:
- понимание роли искусства в становлении духовного мира человека, культурно-историческом развитии современного социума;
- общее представление об этической составляющей искусства (добро, зло, справедливость, долг и т. д.); развитие устойчивой потребности в общении с миром искусства в собственной внеурочной и внешкольной деятельности;
- самостоятельность при организации содержательного и увлекательного культурного досуга;
- соответствующий возрасту уровень духовной культуры и уравновешенность эмоционально-волевой сферы;
- оригинальный, творческий подход к решению различных учебных и реальных, жизненных проблем;
- расширение сферы познавательных интересов, гармоничное интеллектуально-творческое развитие;
- усвоение культурных традиций, нравственных эталонов и норм социального поведения;
- эстетическое отношение к окружающему миру (преобразование действительности, привнесение красоты в человеческие отношения и др.).
Предметные результаты изучения искусства в основной школе включают:
- постижение духовного наследия человечества на основе эмоционального переживания произведений искусства;
- обобщенное понимание художественных явлений действительности во всем их многообразии;
- общее представление о природе искусств и специфике выразительных средств отдельных его видов;
- освоение знаний о выдающихся деятелях отечественного и зарубежного искусства;
- овладение умениями и навыками для эмоционального воплощения художественно-творческих идей в разных видах искусства;
- осознанное применение специальной терминологии для обоснования собственной точки зрения в отношении проблем искусства и жизни;
- многообразный опыт художественно-творческой деятельности в разных видах искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов класса, школы и др.;
- развитие художественного мышления, творческого воображения, внимания, памяти, в том числе зрительной, слуховой и др.;
- эмоциональное восприятие существующих традиционных и современных видов искусства в их взаимопроникновении.
Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на сформулированные вопросы, тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным темам, написание эссе, собственную интерпретацию в творческой художественной деятельности с концептуальным обоснованием, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на теоретическом материале.
Таким образом, предметными результатами программы по образовательной области «Искусство» являются:
- в сфере познавательной деятельности – понимание смысла (концепции) художественного произведения, особенностей языка искусства (разных видов искусства), художественных средств выразительности, специфики художественного образа в различных видах искусства; (Важно сформировать представление о том, что такое художественный образ)
- в сфере ценностно-ориентационной деятельности – формирование потребности в общении с искусством и способности воспринимать эстетические ценности; формирование художественного вкуса как системы ценностных ориентаций личности в мире искусства; представление основных закономерностей истории культуры и системы общечеловеческих ценностей; осознание ценности художественной культуры разных народов и места в ней отечественного искусства; (уважение к культуре другого народа, освоение духовно-нравственного потенциала, аккумулированного в произведениях искусства, выявление идеалов эпохи, передаваемых через явления художественной культуры)
- в сфере эстетической деятельности – эстетическое восприятие, способность воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства; видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности, умение понимать условность изображения и механизм визуализации, говорить языком изобразительных форм, создавать условные изображения, символы; (понимать особенности разных видов искусства)
- в сфере коммуникативной деятельности – формирование коммуникативной, информационной и социально-эстетической компетентности; культура презентаций своих творческих работ в различных формах и с помощью технических средств; (диалоговые формы общения с произведениями искусства, умение выстроить диалог с художественными явлениями прошлого для понимания их значимости для современности)
- в сфере физической деятельности – умение определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла; реализация творческого потенциала, проявление индивидуальности мышления в процессе поиска оригинальных и нестандартных решений различных художественных задач.
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Критерии и нормы оценивания устного ответа:
Оценка «5» ставится, если учащийся:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники.
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если учащийся:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
- Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится, если учащийся:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов или допустил ошибки при их изложении.
- Испытывает затруднения в применении знаний, при объяснении конкретных явлений на основе теорий, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если учащийся:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов.
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
- Полностью не усвоил материал
Критерии и нормы оценивания письменных работ:
Оценка "5" - 100-90 % правильного выполнения
Оценка "4"- 90-70% правильного выполнения
Оценка "3"- 70-50% правильного выполнения
Оценка «2» - менее 50 % правильного выполнения
Тематическое планирование курса «Искусство (МХК)». 10 класс.
10 класс | Тема уроков | Количество часов |
Тема № 1 | ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ | 8 часов |
Тема № 2 | КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ | 5 часов |
Тема № 3 | СРЕДНИЕ ВЕКА | 9 часов |
Тема №4 | КУЛЬТУРА ВОСТОКА | 5 часов |
Тема №5 | ВОЗРОЖДЕНИЕ | 7 часов |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ «ИСКУССТВО (МХК)» 10 КЛАСС.
№ Урока | Кол-во часов | Тема урока | Контрольно-оценочная деятельность | Содержание федерального компонента государственного образовательного стандарта | Ожидаемые результаты | Дата проведения По плану | ||||||||||
Предметные компетенции | Личностные компетенции | Метапредметные компетенции | ||||||||||||||
По факту | ||||||||||||||||
Тема №I ДРЕВНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ (8 часов) | ||||||||||||||||
1 | 1 | Первые художники Земли. | Входной, устный опрос. | Знать особенности первобытного искусства; основные виды и жанры. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка различных видов искусств первобытной культуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров; умение «читать» языки разных видов искусства; умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев; умение самостоятельно оценивать произведения искусства; способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру; умение использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные и Интернет-технологииизни: | Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах. Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах. | 04.09. 2017 г | ||||||||
2-3 | 2 | Архитектура страны фараонов. | Текущий, фронтальный | Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта; Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры Древнего Египта | Знать особенности языка архитектуры Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 11. 09. 18. 09. | ||||||||||
4 | 1 | Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта | Устный опрос. Тест | Знать понятие «канон»; особенности изобразительного искусства Древнего Египта. Уметь узнавать изученные шедевры изобразительного искусства Древнего Египта | Знать особенности языка изобразительного искусства Древнего Египта Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 25.09. | ||||||||||
5 | 1 | Художественная культура Древней и Передней Азии. | Текущий, фронтальный | Знать изученные произведения архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности и шедевры художественной культуры Древней Передней Азии Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | .02.10. | ||||||||||
6 | 1 | Искусство доколумбовой Америки. | Тест | Знать шедевры искусства ацтеков и майя. Уметь узнавать изученные произведения | Знать шедевры искусства доколумбовой Америки Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 09. 10. | ||||||||||
7 | 1 | Эгейское искусство. | Текущий, фронтальный | Истоки Крита - микенской культуры и её значение, произведения эгейского искусства, острова Крит, вазопись и основные принципы изобразительной культуры | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 16. 10. | ||||||||||
8 | 1 | Обобщающий урок по теме «Древние цивилизации» | Текущий, фронтальный, тест | 23. 10 | ||||||||||||
Тема №II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ (5 часов) | ||||||||||||||||
9 | 1 | Золотой век Афин | Текущий, фронтальный | Знать значение художественной культуры Древней Греции; архитектурные сооружения Афин. Уметь узнавать изученные произведения | Знать всемирно-историческое значение художественной культуры Древней Греции; шедевры художественной культуры, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров; умение «читать» языки разных видов искусства; умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев; умение самостоятельно оценивать произведения искусства; способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру; умение использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные и Интернет-технологии | Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного суждения | 30. 10. | ||||||||
10 | 1 | Выдающиеся скульпторы Древней Эллады | Текущий, фронтальный | Куросы и коры периода архаики, скульптурные каноны Поликлета и Мирона, скульптурные творения Скопоса и Праксителя, скульптура эллинизма | Знать основные периоды развития скульптуры и их выдающихся представителей | 13.11. | ||||||||||
11 | 1 | Архитектура императорского Рима. | Текущий, фронтальный | Знать архитектурные сооружения Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения. | Знать особенности архитектуры и изобразительного искусства Древнего Рима. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 20. 11. | ||||||||||
12 | 1 | Изобразительное искусство Римской империи | Текущий, фронтальный | Изобразительное искусство этрусков, римский скульптурный портрет, мозаичные и фресковые композиции | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 27. 11. | ||||||||||
13 | 1 | Театральное и музыкальное искусство античности | Текущий, фронтальный. Презентации по теме Мир Античности | Знать имена великих трагиков и комедиографов греческого театра. | Знать имена, биографию, произведения великих трагиков и комедиографов греческого театра. | 04.12. |
Тема № III СРЕДНИЕ ВЕКА (9 часов) | |||||||||
14 | 1 | Мир византийской культуры | Текущий, фронтальный | Знать достижения византийской архитектуры; Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка византийской архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | Развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров; умение «читать» языки разных видов искусства; умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев; умение самостоятельно оценивать произведения искусства; способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру; развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров; | Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах. Использовать полученные знания практической деятельности и повседневной жизни: для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного суждения Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах. | 11.12. | |
15 | 1 | Архитектурный облик Древней Руси | Текущий, фронтальный | Знать архитектурные памятники древнерусского государства, Великого Новгорода, Владимирско-Суздальского, Московского княжества. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности и архитектурный облик Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 18. 12. | |||
16-17 | 2 | Изобразительное искусство Древней Руси | Текущий, фронтальный | Знать особенности изобразительного искусства Древней Руси; имена великих художников Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка живописи Древней Руси; имена и произведения художников различных школ живописи Древней Руси Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 25.12 | |||
15.01.2018 | |||||||||
2 | Архитектура западноевропейского средневековья | Текущий, фронтальный | Знать основные стили архитектуры западноевропейского Средневековья; шедевры архитектуры. Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка архитектуры западноевропейского Средневековья; Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 15.01. | ||||
22.01. | |||||||||
18-19 | 2 | Древнерусская литература. Устное народное творчество. Музыка | Текущий, фронтальный. Тест | Знать особенности литературы, музыки и устного народного творчества Древней Руси; | Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 29.01 05.02 | |||
20 | 1 | Изобразительное искусство и архитектура средних веков | Текущий, фронтальный | Знать особенности скульптуры романского и готического стиля Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка изобразительного искусства Средних веков. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой. | 12.02. | |||
21 | 1 | Театральное искусство и музыка средних веков | Текущий, фронтальный | Знать особенности театрального искусства Средних веков и достижения музыкальной культуры Уметь узнавать изученные произведения | Знать особенности языка театрального искусства и музыки Средних веков. Уметь узнавать произведения искусства и соотносить их с эпохой. | 19.02. | |||
22 | 1 | Обобщающий урок по теме «Культура Средних веков» | Текущий, фронтальный. Тестирование | 26. 02. | |||||
Тема № IV КУЛЬТУРА ВОСТОКА (5 часов) | |||||||||
23 | 1 | Индия — «страна чудес» | Текущий, фронтальный | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры индийского зодчества. | Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Отражение религиозно-мифологической картины мира в духовной культуре Востока. Шедевры индийского зодчества. | Умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев; Развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства | для выбора путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного художественного суждения Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному событию | 05.03 | |
24 | 1 | Художественная культура Китая | Текущий, фронтальный | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. | Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Космологизм – основа китайской культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества . | 12.03. | |||
25 | 1 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | Текущий, фронтальный | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. | Своеобразие и неповторимость искусства Японии. Шедевры японской архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. | 19.03. | |||
26 | 1 | Художественная культура ислама | Текущий, фронтальный, тест | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. | Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры | 02.04. |
Тема № V ВОЗРОЖДЕНИЕ (7 часов) | ||||||||
27 | 1 | Флоренция - «колыбель» итальянского Возрождения | Текущий, фронтальный | Эстетика итальянского Возрождения. Воплощение идеалов Ренессанса в архитектуре Флоренции. | Идеалы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения. | Развитие эмоционально-чувственной сферы личности в процессе восприятия произведений искусства; формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем его многообразии видов и жанров; умение «читать» языки разных видов искусства; умение по характерным признакам определять принадлежность произведений искусства к определенным стилям и эпохам, приводить примеры отечественной и зарубежной художественной культуры, выдающихся деятелей искусства, ведущих художественных музеев; умение самостоятельно оценивать произведения искусства; способность создавать различные по жанру, тематике, технике художественные работы, передавать в них свое отношение к окружающему миру; умение использовать в творческой работе разные художественные материалы и инструменты, приемы и способы, компьютерные технологии | Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ; выражать свое отношение к произведениям искусства в различных формах. Использовать приобретенные знания для выбора путей своего дальнейшего развития; организации личного и коллективного досуга; выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства; самостоятельного суждения Самостоятельно получать знания; умение находить, систематизировать, преобразовывать информацию из разных источников; занимать личностную позицию по отношению к тому или иному произведению; аргументировать свою точку зрения; использовать специальные термины при анализе или оценке работ | 09.04 |
28 | 1 | Живопись Проторенессанса и Раннего Возрождения | Текущий, фронтальный | Мастера проторенессанса: Джотто, Паоло Учелло. Обращение к сюжетам античной мифологии, жанр портрета | Знать основные произведения мастеров проторенессанса и раннего Возрождения | 16. 04. | ||
29-30 | 2 | «Золотой век» Возрождения. | Текущий, фронтальный | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | Судьба художника, основные этапы его творчества. Рафаэль — певец женской красоты Портретное творчество художника | 23.04. | ||
30. 04. | ||||||||
31 | 1 | Возрождение в Венеции | Текущий, фронтальный. Тестирование | Архитектурный облик Венеции. Основные вехи творческой биографии Тициана. Мифологическая и библейская тематика | Архитектурный облик Венеции. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля. Основные вехи творческой биографии Тициана. | 07.05 | ||
32-33 | 2 | Северное Возрождение. Музыка и театр эпохи Возрождения | Текущий, фронтальный | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Музыкальная культура Возрождения. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | Эстетика Северного Возрождения. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Основные музыкальные жанры Театр Шекспира «Глобус». Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира. Мир человеческих чувств и сильных страстей в театре Шекспира | 07. 05. | ||
14. 05. | ||||||||
34 | 1 | Повторение | 21. 05. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
- Данилова Г.И. Искусство. 10 класс. Москва, изд-во «Дрофа», 2013 г.;
- Данилова Г.И. Мировая художественная культура. Тематическое и поурочное планирование. 10-11 классы, 2013 г.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Мультимедийный компьютер
Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных, художественных и музыкальных)
- Экран
- Мультимедийный проектор
- MULTIMEDIA – поддержка предмета
- Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
- Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
- Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
- Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
- Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
- Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
- Мультимедийная программа " Мировая художественная культура, 2005г"
- Полная коллекция " Наследие человечества", 2010-2011гг
- Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
- Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
- Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- МХК. 8 класс: Поурочные планы./ автор – составитель. Ю.Е.Галушкина.- Волгоград: Учитель, 2007.-379с.
- МХК: Конспекты уроков по темам «Искусство эпохи Ренессанса »
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов), М..,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- Школяр М.В.«Музыкальное образование в школе», под ред., М., Академия, 2001г.
- Назарова Т.Н." Художественно-эстетическое воспитание в школе. Структура, программы, опыт работы", из-во " Учитель", Волгоград, 2009г
- Афанасьева А.В. «Малая история искусств», Москва, «Искусство», 1976г.
- Дмитриева Н.А. «Искусство древнего мира», Москва, «Детская литература»,1989 г.
- Алпатов М.В. «Искусство», из-во «Просвещение», 1969г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Музыкальный энциклопедический словарь, Москва, " Советская энциклопедия", 1990г.
- Ушакова О.Д. "Словарик школьника. МХК", С.П. " Литература",2005г.
- Капица Ф.С., Колядич Т.М. " Новейший справочник школьника. История мировой культуры", М. АСТ. СЛОВО. ПОЛИГРАФИЗДАТ ,2010г
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., № 2, 4,6 1998г., № 2, 3 1999г., № 2,3 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» 5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)
Статус документаНастоящая программа по «Изобразительному искусству» для 5-го класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа д...
Рабочая программа. Домашнее обучение. Изобразительное искусство 8 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для работы с учениками находящимися на домашнем обучении....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Изобразительное искусство» 5 класс количество часов по учебному плану 34 2015-2016 учебный год
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса — «Де...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 5 класс
рабочая программа...
Рабочая программа учебного курса "Изобразительное искусство" 6 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа и КТП по искусству 9 класс, УМК Критской Е.Д.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника: «Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2016 год.Данная прог...
Рабочая программа и КТП по искусству 8 класс, УМК Критской Е.Д.
Календарно-тематический план ориентирован на использование учебника:«Искусство 8-9 классы», Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Москва, Просвещение, 2016 год.Данная прогр...