Рабочая программа "Музыка 7 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.
календарно-тематическое планирование по музыке (7 класс)

Барковская Наталия Геннадьевна

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:

Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. -М.: Просвещение, фонохрестоматия (CD MP3).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7a_rp_ooo_muzyka_barkovskaya_n.g.docx48.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 528 Невского района Санкт-Петербурга

“Разработана и принята”

Педагогическим советом

Протокол от           №

“Утверждаю”

Директор

__________ Е. Н. Ненахова

Приказ от              №

Рабочая программа

по предмету

Музыка

для

класса

на

2020-2021

учебный год

Всего часов на учебный год:

34

Составители:

(Ф.И.О.)

Барковская Н.Г.

(Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2020 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа учебного предмета Музыка составлена в соответствии с учебным планом ГБОУ гимназии № 528 Невского района Санкт – Петербурга.

Согласно учебному плану  рабочая программа учебного предмета рассчитана на реализацию в 7 классе в объеме 34 часов.

Количество часов в год –  34 часов.

Количество часов в неделю –  1 час.

     Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:

  Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-7 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской. -М.: Просвещение, 2013, фонохрестоматия (CD MP3).

Ожидаемые результаты освоения программы учебного предмета

Личностные результаты:

  1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа).
  2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
  3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  4. Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
  5. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
  6. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
  7. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
  8. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
  9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

1.       Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

●        анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

●        определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;

●        идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;

●        выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

●        ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей;

●        обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.

2.       Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

●        определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

●        обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

●        определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

●        выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

●        выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

●        составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

●        определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

●        описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач;

●        планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

3.       Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

●        различать результаты и способы действий при достижении результатов;

●        определять совместно с педагогом критерии достижения планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

●        систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

●        отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

●        оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

●        находить необходимые и достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации;

●        работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик/показателей результата;

●        устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата;

●        соотносить свои действия с целью обучения.

4.       Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения. Обучающийся сможет:

●        определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

●        анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

●        свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

●        оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

●        обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

●        фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

5.       Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

●        анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

●        соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации;

●        принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения;

●        определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

●        демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

6.       Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

●        подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

●        выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

●        выделять общий признак или отличие двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

●        объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

●        различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

●        выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий;

●        строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

●        строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия;

●        излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

●        самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

●        объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

●        выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

●        делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

7.       Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

●        обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

●        определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

●        создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

●        строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

●        создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

●        переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

●        строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

●        строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

●        анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

8.       Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

●        находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

●        ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

●        устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

●        резюмировать главную идею текста;

●        преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный);

●        критически оценивать содержание и форму текста.

9.       Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

●        определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания;

●        анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

●        проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций;

●        прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор;

●        распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды.

10.  Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:

●        определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы;

●        осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками;

●        формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска;

●        соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности.

Коммуникативные УУД

11.  Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

●        определять возможные роли в совместной деятельности;

●        играть определенную роль в совместной деятельности;

●        принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

●        определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

●        строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

●        корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

●        критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

●        предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

●        выделять общую точку зрения в дискуссии;

●        договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

●        организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

●        устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

12.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

●        определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства;

●        представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

●        соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

●        высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

●        принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

●        создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств;

●        использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления;

●        использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей;

●        оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

13.  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет:

●        целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

●        использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

●        оперировать данными при решении задачи;

●        выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.;

●        использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

●        создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

  • значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа;
  • основные жанры русской народной музыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен;
  • специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов;
  • взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества;
  • художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии;
  •  основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы;
  • основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке;
  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
  •  общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях;
  • жанры вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки;
  • основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.);
  • формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо);
  • тембры музыкальных инструментов;
  • звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных;
  • специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества;
  • интерпретацию классической музыки в современных обработках;
  • характерные признаки современной популярной музыки;
  • стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н-ролла и др.;
  • виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра,
  • примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов.

Обучающиеся будут уметь:

  • понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла;
  • анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад;
  • определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических);
  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
  • понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров;
  • различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений;
  • различать многообразие музыкальных образов и способов их развития;
  • производить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
  • понимать основной принцип построения и развития музыки;
  • анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях;
  • владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы;
  • узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
  • определять характерные особенности музыкального языка;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности;
  • анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах;
  • творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;
  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
  • анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
  • анализировать творчество исполнителей авторской песни;
  • выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
  • находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
  • сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений;
  • понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
  • находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы;
  • понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов;
  • называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса;
  • определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические;
  • владеть навыками вокально-хорового музицирования;
  • применять навыки вокально-хоровой работы при пении с музыкальным сопровождением и без сопровождения (a cappella);
  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;
  • участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
  • размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
  • передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме;
  • проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности;
  • эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях;
  • обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;
  • использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира;
  • понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема;
  • понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта;
  • определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья;
  • распознавать мелодику знаменного распева – основы древнерусской церковной музыки;
  • различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов;
  • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись;
  • активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Особенности музыкальной драматургии сценической музыки – 16 часов.

     Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это  тот опыт, который  донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают  отношение автора к жизни.

     Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» ( эпохи, национальный, индивидуальный). Расширение и углубление знаний учащихся  об оперном спектакле, понимание  его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка – первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ – единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

     Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. 

     Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности,  затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление  фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.            

     Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём – недостатки в воплощении музыкального образа.

     Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.

  1. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки – 18 часов.

     Изучение  особенностей  музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных  героев спектакля или его сюжетных линий.

     Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

     Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

    Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки. Особенности развития  музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф.Листа и  Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция»,  «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

     Знакомство  с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на  основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства. Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых  судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа  и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

     Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

     Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся.  Обобщение  фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Количество часов

Дата

по плану

Дата

по факту

1

Особенности музыкальной драматургии сценической музыки

16

1.1

Классика и современность.                              

1

01.09 - 05.09

1.2

В музыкальном театре. Опера.  

1

07.09 - 12.09

1.3

Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русском музыкальном искусстве. Входная административная контрольная  работа.

1

14.09 - 18.09

1.4

«Судьба человеческая – судьба народная». «Родина моя! Русская земля!»

1

21.09 – 25.09

1.5

Опера «Князь Игорь».  Русская эпическая опера.

1

28.09 – 02.10

1.6

Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

1

05.10 – 09.10

1.7

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. «Стон Русской земли».

1

12.10 – 16.10

1.8

«Первая битва с половцами». «Плач Ярославны». «Молитва».

1

19.10 – 23.10

1.9

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1

02.11 - 06.11

1.10

В музыкальном театре. «Порги и Бесс». Первая американская национальная опера.

1

09.11 – 13.11

1.11

Развитие традиций оперного спектакля.

1

16.11 – 20.11

1.12

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен.

1

23.11 – 27.11

1.13

Образы Хозе и Эскамильо.

1

30.11 – 04.12

1.14

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита». Новое прочтение оперы Безе. Административная контрольная работа.

1

07.12 – 11.12

1.15

Сюжеты и образы духовной музыки.

1

14.12 – 18.12

1.16

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

1

21.12 – 25.12

2

Особенности драматургии камерной и симфонической музыки

18

2.1

Музыкальная  драматургия - развитие   музыки.

1

11.01 – 15.01

2.2

Два на правления музыкальной культуры. Религиозная музыка. Светская музыка.

1

18.01 – 22.01

2.3

Камерная инструментальная музыка. Этюд Транскрипция.

1

25.01 – 29.01

2.4

Циклические формы инструментальной музыки.

1

01.02 – 05.02

2.5

Соната.

1

08.02 – 12.02

2.6

Соната.

1

15.02 – 19.02

2.7

Симфоническая музыка.

1

22.02 – 26.02

2.8

Симфоническая музыка.

1

01.03 – 05.03

2.9

Симфоническая музыка.

Административная контрольная работа.                                

1

09.03 – 12.03

2.10

Симфоническая музыка.

1

15.03 – 19.03

2.11

Симфоническая музыка.

1

22.03 – 26.03

2.12

Симфоническая музыка.

1

05.04 – 09.04

2.13

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси.

1

12.04 – 16.04

2.14

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна.

1

19.04 – 23.04

2.15.

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Итоговая административная контрольная работа.

1

26.04 – 30.04

2.16

Музыка народов мира.

1

03.05 – 07.05

2.17

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.

1

10.05 – 14.05

2.18

Обобщение темы «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки».

1

17.05 – 21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 8 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

                                        Пояснительная запискаРабочая учебная программа р...

Рабочая программа Искусство "Музыка" 9 класс Е.Д. Критская. Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова

№ п\п урокаНаименование разделов и тем Кол-во часов     Вид урока  ИКТ, наглядные пособияДомашнее задание Вид контроля        ДатаI...

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....

Рабочая программа "Музыка 8 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-8 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, И.Э. Кашекова.

Рабочая программа учебного предмета реализуется с использованием учебно-методического следующего комплекта:Сергеева Г. П., Критская Е. Д., Кашекова И. Э. Музыка. 5-8 классы. Сборник рабочих программы....