Урок "Древнерусская иконопись"
методическая разработка по мхк (7 класс) на тему
Методическая разработка урока дополнена приложениями - заданиями для проверки и оценки усвоения учебного материала обучающимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
drevnerusskaya_ikonopis.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К.п.н., Л.М. Федорова,
учитель истории и обществознания МБОУ гимназия №11 г. Дубны МО
План-конспект открытого урока в 7а классе по искусству (МХК)
Тема урока: «Древнерусская иконопись». (§ 17)
УМК:
1. Учебник. Данилова, Г. И. Искусство : Мир и человек в искусстве. 7 кл. : учебник / Г. И. Данилова. – М. : Дрофа, 2014.
2. Программа. Искусство 5 – 11 классы : Рабочие программы. – М. : Дрофа, 2014.
Вид и форма урока: комбинированный, с использованием элементов интеграции с предметом искусство (музыка).
(урок ознакомления с новым материалом, закрепления изученного, применения новых знаний и умений на практике, с элементами игры, песенного хорового творчества учащихся, использованием ЭОРов (видеоматериалы, авторские дидактические разработки практических заданий и др.)
Цели урока:
- образовательные: изучение древнерусской иконописи как особого вида искусства, имеющего мировое художественное значение.
- воспитательные: восприятие традиционных ценностей отечественной культуры через углубление знаний по древнерусской иконописи.
- развивающие:
3.1 развитие умений использования специальных терминов в речи и при решении практических заданий по теме.
3.2 выполнение учащимися творческих заданий в форме групповой и парной работы.
3.3 презентация результатов творческих групповых работ.
Планируемые задачи:
1. знакомство с древнерусской иконописью как видом религиозной живописи.
2. «присвоение» знаний о древнерусской иконописи как феномене мировой и отечественной культуры, имеющий отличительные черты с точки зрения православия.
3. организация деятельности творческой работы групп по выполнению опережающих дополнительных заданий к уроку.
Оснащение урока:
АРМ и ММК, доска, стенд, хронологическая схема, синтезатор. Наглядные изображения, раздаточный материал с практическими и проверочными заданиями, «Памятка изучающего иконопись», интеллектуальная карта, «Словарик иконописца».
Ход урока: (приблизительные этапы)
1.
1.1. настрой:
Хоровое исполнение учащимися песни «Молитва», авт. – Е . Крылатов
1.2. Организационный момент:
1.3. визуально учащиеся знакомятся с записями на доске:
д/з (§17) – задание фиксируется в дневниках, тема урока (Древнерусская иконопись);
мотивационная идея учебной деятельности на уроке (восточная мудрость: «Все пути ведут отсюда туда»), тематические вопросы-связки (1. Где можно увидеть иконы?); 2. Зачем нужны иконы? – проблема ).[*словосочетания-ориентиры для учителя при проведении эвристической беседы: икона украшает, - напоминает ,- соединяет, -образует, -воздействует, -побуждает и др.]
Параллельно на демонстрационной доске (стенде) представлены: хронологическая схема (см. приложение №1); фотография (фото фронтовика из личного архива семьи учащегося, картина и икона в иллюстративном варианте, как часть задания – разминки. (см. приложение № 2).
Всё это целесообразно применить для мотивации деятельности учащихся в форме небольшой эвристической беседы. Восточная мудрость приоткрывает смысл восприятия искусства иконописи как один из духовно-религиозных образов пути жизни человека в этом мире.
- Проверка домашнего задания. Д/з включало подготовку опережающих поисково-наглядных материалов, тематическую творческую работу в группах, закрепление п.16 «Дом – жилище человека».
В ходе организационного момента уже частично проверяется выполнение д/з (на стенде представлены найденные учащимися фото и иллюстрации, хронологическая схема, рассказ о крестьянской избе – жилище наших предков и об особом месте в ней – «Красный угол»).
- Основная часть урока (работа с текстом/параграфом, решение номеров, введение новой темы, вопросы по текст/параграфу и т.д.)
Переход к основной работе на уроке осуществляется через словарную работу по новой теме, что также показывает результат исследовательской работы группы учащихся, выполнявших задание № 1: составить «Словарик иконописца», используя различные виды источников.
Представители группы провели игру, используя свой авторский «Словарик иконописца», как результат работы группы. Учащиеся находили определение новых словарных терминов, используя текст параграфа в учебнике (стр. 133-141).
Знакомство с большим объемом новых терминов позволило перейти к изучению технологии создания икон и пониманию особенностей творческого процесса мастера – иконописца.
Творческие задания других групп:
№ 2: «Иконостас» и его устройство (рассказ или презентация).
№ 3: «Кого и что изображают на иконах?» (рассказ или презентация о святых и особенностях его изображения)
№ 4: «Как появилась первая икона, и кто был её создателем?» (рассказ об иконе «Спас Нерукотворный»)
№ 5: «Самые почитаемые иконы на Руси» (рассказ или презентация).
* Задания повышенной сложности были предложены, выполнены индивидуально отдельными учащимися, проявляющими особый интерес к предмету (и заочно оценены).
*Темы: «Икона «Троица» и её автор», «Икона Николая Чудотворца с житием», «Типы иконографии», «Образ Владимирской Богоматери и её почитание на Руси», «Иоанн Предтеча и его образ в истории нашего города» и др.
Для закрепления темы:
1. Демонстрация видеофрагмента (10 мин.) фильма: реж. Венедиктов, авт. В. Суслов, «Древнерусская икона», изд. «Кварта», ГТГ. (см. YouToabe, 24 июля 2014).
2. Проверка усвоения новых терминов – игра «да»-«нет»:
1.Икона «Троица» - это зримый образ Символа веры христиан?(да)
2. Канон – это право мастера-иконописца создавать свою работу так, как он хочет? (нет)
3. В основу древнерусской иконописи положен принцип линейной перспективы? (нет)
4. Цка – доска для написания иконы? (да)
5. Ковчег – неглубокая прямоугольная выемка на лицевой поверхности доски? (да).
Практическая часть работы выполнялась парами. См. приложение № 3.
В ходе урока также использовалось художественная декламация поэтического произведения в исп. учащегося (К. Д. Бальмонт. Икона) и оригинальная «физкультминутка», включавшее общее хоровое исполнение песни и гимнастику для глаз.
- Подведение итогов: резюме.
Подведение итогов состояло в подтверждении гипотетических ответов-предположений учащихся на проблемный вопрос «Зачем нужны иконы?», обозначенного в начале урока.
Тезисно:
- для сохранения культурной традиции православного искусства иконописи.
- для передачи очень важной информации о существовании духовного мира и вечной жизни, с религиозной христианской точки зрения.
- для сохранения в памяти потомков представлений наших предков о жизни святых.
- для понимания и восприятия умозрительного образа иного идеального мира, отражающего взгляд церкви, запечатленного в творчестве мастеров-иконописцев,
- Выставление оценок производилось по 5-ти бальной системе за: творческие работы, практическую работу (в парах), активную работу в ходе эвристической беседы, игровой деятельности, работу в группах и отдельные наиболее яркие выступления учащихся на уроке.
- Рефлексия:
А. Иконопись как особый вид искусства, преобладающий в христианской православной традиции, представляет собой уникальный феномен отечественной и мировой культуры, имеющий глубокие корни, развивающийся на протяжении двух тысячелетий, имеющий ценностную духовную и материальную значимость.
Б. Знание об искусстве иконописи позволяет человеку чувствовать себя не только культурным с точки зрения светской, но и уважать чувства православных верующих, для которых иконы представляют неотъемлемую часть жизни православной церкви.
В. Иконопись – это религиозный, многофункциональный вид искусства.
Г. Иконописные образы сопутствуют человеку, идущему по пути к духовному идеалу.
- Домашнее задание: задание № 7(составить вопросы), п.17, опираясь на текст, проработать интеллектуальную карту в цвете, выделив в ней основные элементы.(см. приложение № 4).
В приложениях представлены материалы, которые были использованы на уроке:
Приложение № 1.
Хронологическая схема возникновения и развития иконописи.
- Легенда о возникновении первого образа – 1 в. н.э.
- Начало иконописания – 6 в.
- Период иконоборчества – 1-я половина 8 в. – 2-я половина 9 в.
- Утверждение почитания икон (7 Вселенский собор) – 787 г.
- Принятие христианства на Руси и создание икон – 10 в.
Приложение № 2.
Задание – разминка.
На доске-стенде представлены 3 иллюстрации: икона, картина, фотография.
Учащимся предлагается провести аналогию между представленными вариантами изображений, ответив на вопрос, зачем нужны эти виды художественных работ?
Икона | ? |
Картина | ? |
Фотография | ? |
Предполагаемый ответ: сохранить в памяти важную для человека информацию доступными средствами.
Приложение № 3.
Практические задания для работы парами.
Практическое задание
Работу выполнили:________________________________________________________
Оценка________________, дата_______________, класс______.
Задание № 1
Расположите названия частей и иконописных образов в соответствии с правилами их расположения в нижнем ряду иконостаса.
1 | 2 | 3 | 4 | 6 | 7 | 8 |
Образ Спасителя - … Образ Богоматери - … Образ Иоанна Предтечи - … | Тайная Вечеря - … Царские врата - … Образ Николая Чудотворца - … |
Задание № 2. Решите кроссворд, используя ключ.
Задание № 3 Поставьте ударение в словах. Калька Иконопись Личное письмо Припорох Шпонка Левкас | Задание № 4 Вставьте пропущенные буквы в словах. П _ в _ л _ ка К _ нон К _ _ чег Прори _ ь _ клад |
Задание № 5. Вставьте пропущенные слова в тексте.
В старину доску для написания иконы делали из _____________ и называли _______. Если мастер–_____________________ хотел писать большую икону, то он соединял несколько досок _______________________ на затыли. На лицевой стороне заготовки оставлял по краям __________, в середине прямоугольное углубление __________________, а между ними делал скос (лузгу), чтобы изображение лучше сохранялось.
Готовая икона напоминала о Ковчеге _________ и Ковчеге Завета, они тоже делались из дерева. Гибельная стихия не поглотила _____________________Ноя. В ковчеге Завета хранились ____________________с заповедями. Все они были средствами Богообщения и великими святынями. А чем стала икона для _______________, может быть, одним из путей к ____________________?
Используй подходящие для вставки слова в нужном падеже: спасение, шпонки, христиане, Ной, праведный, липа, скрижали, ковчег, цка, поля, иконописец.
Задание № 6. Найдите соответствие: 1- ; 2- ; 3- .
1. Фотография | А. Свидетельствует о главной цели Боговоплощения – спасении души человека от вечной смерти. |
2. Картина | Б. Запечатлевает авторское видение реальности в художественном образе. |
3. Икона | В. Фиксирует сиюминутную реальность. |
Задание № 7. Составьте самостоятельно 3 вопроса по теме, предполагающие ответ «да» или «нет»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусская иконопись
Интегрированный урок по истории и ИЗО для 6 класса. Просто, интересно....
Иконопись
Данный материал можно использовать на уроке истории в разделе культура древней Руси. А так же на уроках МХК. Этот материал может быть взять за основу, а может изучаться с углублением. В презентации ра...
Повторитель – обобщающий урок Тема: Искусство Древней Руси. Иконопись.
Цель урока: проверить и закрепить знания учащихся о культуре нашей 14- 16вв, развить зрительную память, умения мыслить, анализировать визуальный материал, делать выводы, воспитать любовь и уваже...
конспект урока по теме "Древнерусская живопись:иконопись" + презентация
Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись. ·...
Древнерусская иконопись
Факультативное занятие по МХК. 8 класс. Автор учебника Данилова Г.И. Древнерусская иконопись....
тест "Древнерусская иконопись"
Тест разработан на основе учебника МХК для 7-9 кл. Даниловой Г.И....
Презентация по МХК "Русская иконопись 14-16 в.в."
Презентация по МХК для 10класса "Русская иконопись 14-16 в.в." предназначена для уроков МХК. Содержит большое количество иллюстративного материала. Можно также использовать на ур...