конспект урока по теме "Древнерусская живопись:иконопись" + презентация
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 7 класс) по теме
Тема урока: Древнерусская живопись : иконопись.
· Тип урока: лекция – диалог
· Используемое оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Используемое программное обеспечение : PowerPoint2007, AdobePhotoshopCS3
На уроке используются презентации:«Древнерусская икона» (подготовлена учителем), «Творчество Андрея Рублёва» (подготовлена учениками).
· Формы организации работы детей: коллективная, индивидуальная.
· Цель:Формирование представлений о древнерусской живописи: иконописи. Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
· Задачи: научить воспринимать художественные идеалы и канон древней Руси;
развивать умение вырабатывать собственную эстетическую оценку;
воспитывать уважительное и бережное отношение к культурному наследию.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся и «погружение» в тему.
Древнерусская живопись - живопись христианской Руси- играла в жизни общества довольно существенную и абсолютно иную роль, чем живопись прогрессивная, и этой ролью был определен ее нрав. Русь обрела крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что цель живописи - «воплотить слово» осуществлять в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Прежде всего, это Священное Писание, Библия («Библия» по-гречески - книга), книги, разработанные, сообразно христианскому вероучению, по вдохновению Святого Духа.
Осуществлять слово, эту огромную литературу, необходимо было как можно яснее - так как это воплощение обязано было приблизить человека к правде этого слова, к глубине того вероучения, которое он исповедовал. Искусство византийского, православного мира - всех государств, входящих в сферу культурного и вероисповедного влияния Византии, - разрешило эту задачу, выработав глубоко специфическую совокупность способов, создав невиданную ранее и ни разу более не повторившуюся художественную систему, которая позволила необычайно полно и понятно осуществлять христианское слово в живописный образ.
На протяжении длительных веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные правды христианства. Именно в основательном раскрытии этих правд обретала живопись византийского мира, в том количестве и живопись Старинной Руси, разработанные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычайную, невиданную, эксклюзивную красоту.
Так ,что же такое икона и чем она была для русского человека.
слайд №2 – изображение иконы
Икона – это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
слайд № 3 – История возникновения иконы (изображение Владимирской иконы)
Начало русской иконописи было положено после Крещения Руси.Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой странепереживало расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение.
Ссс Слайд 4– Софийский храм в Константинополе
Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли
устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства. Первоначально древнейшие русские каменные храмы Киеваи других городов, а также их росписи и иконы, создавалисьвизантийскими мастерами. Однако, уже в XI веке существовала собственная иконописная школа в Киево-Печерскоммонастыре, давшая первых известных иконописцев — преподобных Алипияи Григория.
сСлайд № 5– изображения древнерусских икон
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита.Историю древнерусского искусства принято делить на «домонгольское» и последующее, так как исторические обстоятельства XIII века существенно повлияли на развитие культуры Руси. Хотя и в XIV веке влияние Византиии других православных стран на русскую иконопись было велико, в русских иконах ещё раньше проявились собственные оригинальные особенности. Многие русские иконы являются лучшими образцами византийского искусства. Другие — созданные в Новгороде, Пскове, Ростовеи других городах — очень своеобразны, самобытны.
Слайд № 6 – предназначение икон (изображения древнерусских икон)
С древности русские люди считали иконопись самым совершенным из искусств: создавая в иконе образ вечности, мира, очищенного от зла, художник как бы продолжал дело Бога – Творца цветов, звезд и всей красоты мира.
Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его.
сСлайд № 7 – изображения древнерусских икон
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости. Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами.
слайд № 8 –
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ домашней церкви.
слайд № 9 – Икона –складень
Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой походную церковь с иконами. Более практичны и доступны были складни, их мог носить на груди любой.
Когда путешественник молился, он доставал складень, раскрывал его и, стоя перед этим импровизированным иконостасом, произносил молитву.
слайд №10 – «Икона – спутница жизни» ( мерная икона)
Православные иконы не только повсюду сопровождали русского человека, они отмечали главные события его жизни.
После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем собирались наречь ребенка.
Так облекалась в физические формы духовная связь маленького православного христианина и его небесного покровителя.А после смерти мерную икону клали на крышку его гроба.
слайд № 11 – изображения и икон
Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.
Проводы на войну, счастливое исцеление от болезни, избавление от смерти или пожара – любое памятное событие служило поводом для заказа новой иконы.
слайд № 12 -изображения и икон
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
3.Знакомство с творчеством Андрея Рублёва.
Говоря о русской иконе, невозможно не упомянуть имени Андрея Рублева. Его имя было сохранено народной памятью. Под его руководством было расписано много храмов, а также нарисован целый ряд деисусных, праздничных и пророческих икон.
Творчество Андрея Рублеваявляется одновременно и прекрасным наследием традиций Византии и объемлет в себе важнейшие русские черты.
Выступление с докладом группы учащихся ( выступления сопровождаются презентацией)
· Размышления о биографии
· Иконография древнерусской живописи
· Иконописные школы
· Мировоззрения средневекового художника
· «Троица» Андрея Рублёва
· Отзвук рублёвского гения.
4. Итог урока.
5. Домашнее задание: написать эссе «Живописцы в храмовом зодчестве».
· Используемая методическая литература:
Алпатов М. В. “Древнерусская иконопись” . - М., 1984.
Доктор Богословия Архиепископ Сергий Спасский - “О почитании икон” С. -П. 1995
· Грицак Е.Н. «Мир Рублёва»,- М., ТЕРРА – книжный клуб, 2006г.
· Перечень Интернет-ресурсов с указанием ссылок, которые были использованы как источники информации для подготовки урока:
http://revolution.allbest.ru/culture/
nesusvet.narod.ru/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ikony_drevney_rusi.pptx | 993.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Икона – это живописное, реже рельефное изображение Иисуса Христа, Богоматери, ангелов и святых. Ее нельзя считать картиной, в ней воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать.
История возникновения иконы Русь приняла христианство от Византии тогда, когда церковное искусство в этой стране переживало расцвет. Недаром послов князя Владимира так поразило греческое богослужение.
Придя на Службу в Софийский Храм в Константинополе, они не могли устоять перед красотой его икон и внутреннего убранства.
Новообращенный народ живо воспринял византийский идеал христианской красоты: художественная культура на Руси к тому времени была высоко развита. Поэтому довольно быстро церковное искусство в древней Руси – и прежде всего иконопись – стало на свой, независимый от Византии путь.
Предназначение иконы Икона предназначена для молитвы. На ней изображают Христа Спасителя, Богоматерь, ангелов и святых. Глядя на икону, можно, будто в окно, заглянуть в иной – невидимый мир и зримо представить его.
В Середине Века, когда книги писали от руки, они были дороги и доступны не всем, именно иконы рассказывали простым людям о событиях Священной истории и примерах святости. Они помогали молящимся поддерживать связь с небесным миром. Желая приблизить к земле рай, наши предки старались окружить себя иконами. АПОСТОЛ ПАВЕЛ Правая икона деисусного Звенигородского чина.
В доме иконы помещались в жилых и нежилых помещениях, но главным считался красный, или передний, угол – место, представлявшее образ домашней церкви. Иконы в углу располагались, будто в храме, в несколько рядов, образуя подобие иконостаса.
Если приходилось надолго отлучаться из дома, брали с собой походную церковь с иконами. Складень представляет собой тройную икону, состоящую из средней доски и привешенных к ней боковых створок (подобие ставень на окнах ).
Икона - спутница жизни После рождения младенца ко дню его крещения изготовляли мерную икону. На длинной и узкой доске в меру роста новорожденного писался образ того святого, чьим именем собирались наречь ребенка. . А после смерти мерную икону клали на крышку его гроба.
Родители благословляли детей на важные дела иконой, а когда молодые венчались – в качестве благословения на брак им вручали две иконы: Спасителя и Богоматери.
Икона - это не просто картина с изображением тех, кому поклоняются верующие, но и своеобразный психологический показатель духовной жизни и переживаний народа того периода, когда она была написана.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по английскому языку с презентацией 4 класс
Конспект урока-обобщения по английскому языку с презентацией по УМК "Enjoy English" Биболетовой М.З. и др. для 4 класса к UNIT 3....
конспект урока по теме "Многоугольники" и презентация. 5 класс
Материал содержит конспект урока в 5 классе по учебнику И.Ф.Шарыгина, Г.В.Дорофеева по теме "Многоугольники", а также презентацию к данному уроку и самостоятельную работу....
Конспект урока "История русского костюма" и презентация
Конспект урока и презентацию можно использовать на уроках технологии при изучении тем "Конструирование и моделирование швейных изделий" в 5-7 классах. Представленный материал даёт информацию об ...
Конспект урока по теме "Культура мяча".Презентация к уроку (теоретический блок)
Вашему вниманию представлена разработка урока физической культуры для обучающихся 2 класса по теме "Культура мяча (от больших к малым)Разработка содержит презентацию к уроку...
Конспект урока физики в 11 классе+ презентация к уроку
Методы наблюдения и регистрации элементарных частиц. Треки частиц...
Конспект урока с технологической картой и презентацией биология 5 класс тема урока "Лишайники"
Конспект урока биологии с технологической картой и презентацией для 5 класса тема "Лишайники" ( линия И.Н. Пономаревой). Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного и разв...
Материалы для ИКП РАО, конструкты занятий. конспекты уроков по предметам учебного плана, презентации к урокам
Предназначен для работы учителей, работающие с обучающимися с интеллектуальными нарушениями...