Древнерусская иконопись
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Интегрированный урок по истории и ИЗО для 6 класса. Просто, интересно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_istorii_i_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок истории и изобразительному искусству. 6 класс.
Тема: «Древнерусская икона».
Цель: сформировать представление о том, как создаются божественные образы; познакомиться с их создателями- художниками; повысить интерес к православной религии; научить учащихся сравнивать, выделять сходства и различия.
Оборудование: видеокролики: «Русские музеи», живопись Феофана Грека, Андрея Рублева, Рафаэля.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель истории: сегодня мы с вами затронем тему «Древнерусская икона». Постараемся понять, как создаются божественные образы и как они влияют на людей.«Созерцание божественного света требует от человека огромного духовного напряжения, отречения души от всего плотского, земного». Видеролик. Древнерусское государство, возникшее в 9-0М веке, приняло в 988 году христианство из Византии и тем самым оказалось вовлечённым в мощный поток византийской культуры. Русским художникам пришлось осваивать искусство почти заново. Творческая переработка византийской культуры породила оригинальное самобытное искусство древнерусскую иконопись. Слово иконопись происходит от греческого «Eikoт» - изображение, образ.
Учитель изо: Иконопись имеет культовое назначение, поэтому она определяется православной иконографией, с вводом правил изображения лиц Священного писания. Основные мотивы средневековья: нежность материнства, чувство сострадания, трагическая скорбь и радость ликования. Это прослеживается не только в древнерусской иконописи, но и в живописи художников эпохи Возрождения (Рафаэль).
Учитель Истории: Ребята. Что такое икона?
Учитель изо: икона это произведение искусства очень сложное по своей внешней и внутренней организации. Художественному языку.
Учитель Истории: 14-15 века часто считают периодом наивысшего рассвета древнерусской иконописи. Иконы на Руси были обязательны как в крестьянской избе, так и в царском дворце или боярской усадьбе. Их не продавали и не покупали, а выменивали, такая мена превращалась в особый ритуал. Старые облинявшие иконы нельзя было просто выбросить или сжечь - их зарывали в землю или пускали по воде. Иконы первыми выносили из пожара и за большие деньги выкупали из плена.
Учитель изо: Иконы писались на липовых или сосновых досках, на которые наносили меловой грунт - левкас. На нем прорисовывали контуры рисунка. Использовали краски на яичном желтке. Икона - это священная живопись. Множество старых икон были сверху записаны очень часто, на одной доске оказывается несколько живописных работ. Вот где вспоминаются строки Пушкина: «Но краски чуждые с годами спадают ветхой чешуей, создание гения пред нами сияет прежней красотой.»
Учитель Истории: Активное строительство каменных церквей с середины 14 века влекло за собой расширение живописных работ. Так в 90-х годах 14 века в Москве появляется знаменитый византийский художник Феофан Грек, в искусстве его называют Греком. Презентация по теме: «Феофан Грек».
Учитель изо: Идейную основу его живописи составляет мысль о всеобщей греховности, в результате которой человек оказался настолько удаленным от Бога. Что можно со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи.
Учитель Истории: Лик Вседержителя - это воплощение всеразрушающей карательной силы. Между этим грозным судьей и грешным человечеством в качестве посредников выступают праведники: праотцы, пророки, подвижники-столпники. Феофан изображает их с суровыми лицами и величественными жестами (демонстрация икон c использованием презентации).
Учитель изо: Наиболее характерным в художественной манере Феофана является энергичный и необычно выразительный короткий мазок. Усилению драматизма способствовало и суровый колорит красок, основанных на коричневых и как бы тлеющих тонах: темно-желтых, красноват-розовых, зеленовато-синих. Живопись Феофана в целом является уникальным и обособленным явлением в истории древнерусского искусства.
Учитель Истории: в конце 14 - начале 15 веков древнерусская живопись переживала свой рассвет. В последней четверти 14 века когда объединенная Русь дала решительный отпор Золотой орде на Куликовом поле, духовная жизнь получила новый мощный импульс, новые черты в иконописи - художник обращает внимание на личность. Это можно увидеть в произведении гениального русского живописца Андрея Рублева, на все последующие времена стиль иконописи. Его имя впервые упоминается в летописи вместе с именем Феофана Грека в 1405 году. Презентация по теме: «Андрей Рублев».
Учитель изо: в основе его творчества лежит философская концепция. Она лишена мрачной безысходности и трагизма. Это философия добра и красоты, гармония духовного и материального начала. В христианском учении Рублев видел идею любви. Всепрощения, милосердия. Красочная палитра Рублева является необычно яркой: багрянец, чистая ляпис-лазурь (голубизна), золото, нежная зелень, голубизна неба, золото зреющей ржи, блеск солнца. Видеоролик (Спас). Его Спас не грозный Вседержитель и беспощадный судья, а сострадающий, любящий и всепрощающий Бог. Он справедлив и благожелателен. Он может примирить.
Учитель Истории: Самая известная из сохранившихся русских икон: «Троица» А.Рублева - почитается во всем мире как одно из величайших творений художественного человеческого гения. Она была написана мастером в первой четверти 15 века. Документы свидетельствуют о том, что «Троицу» подарил Троице-Сергиевскому монастырю Иван Грозный в 16 веке. А в его руки икона попала после московского пожара 1547 года. Первоначально она находилась в Успенском соборе, в городе Звенигороде.
Учитель изо: Рублев, взяв за основу византийскую иконографическую схему композиции, подвергнул ее переосмыслению и создал нечто абсолютно новое и оригинальное. Триединство Отца, Сына и Святого духа. Видеоролик«Троица».
3. Закрепление.
Учитель Истории: Роль икон не сводится к их культовому назначению. Они отражают эстетический опыт народа, являются одним из основных средств художественного познания мира. А сейчас мы с вами подведем итог нашему уроку. Ответьте на вопросы:
1. Каково было отношение русских людей к иконе?
3. В каком веке переживала свой рассвет древнерусская иконопись?
Учитель изо: Сейчас вы будете работать по группам. Задание: сегодня мы познакомились с древнерусской иконописью и вскользь затронули картины Рафаэля. Чем отличается живопись Грека, Рублева, Рафаэля. Какими цветами они писали? (Обсуждение). И что объединяет их работы?
4. Вывод.
Учитель Истории: Сегодня мы с вами познакомились с такой поистине чудесной живописью как иконопись и ее создателями (звучит музыка). Древнерусская иконопись - одно из крупнейших явлений мирового искусства, обладающее огромной художественной ценностью. Всмотритесь в лики Святых и окунитесь в тот мерцающий, невидимый свет, исходящий от них.
5. Домашнее задание.
Учитель Истории: дома напишите свои впечатления об одной из увиденных икон в форме ЭССЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Древнерусская иконопись
Факультативное занятие по МХК. 8 класс. Автор учебника Данилова Г.И. Древнерусская иконопись....
тест "Древнерусская иконопись"
Тест разработан на основе учебника МХК для 7-9 кл. Даниловой Г.И....
Древнерусская иконопись
Презентация на тему: "Древнерусская иконопись"...
Древнерусская иконопись
О старинных русских иконах и стиял написания....
Конспект районного открытого урока по мировой художественной культуре Древнерусская иконопись
Конспект районногооткрытого урокапо мировой художественной культуреДревнерусская иконопись...
"Древнерусская иконопись"
Исторический текстовый и иллюстративный материал....
Урок "Древнерусская иконопись"
Методическая разработка урока дополнена приложениями - заданиями для проверки и оценки усвоения учебного материала обучающимися....