Рабочая программа факультатива "История и современность кубанского казачества"
рабочая программа (6 класс) на тему

Измененная программа "История и современность кубанского казачества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_istoriya_kubanskogo_kazachestva.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

ст. Приазовская Приморско-Ахтарский район

УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от 31 августа 2016 года протокол №1

Директор МБОУ СОШ № 6 _____________И.И. Савва

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Наименование: « История и современность кубанского казачества»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 12 – 13 лет (6 класс)

Учитель: Лагутина Альбина Алибековна

  1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «История и современность Кубанского казачества» разработана на основе авторской программы «История Кубанского казачества» авторы: В.Н. Ратушняк, О.В. Ратушняк., Краснодар, 2006 год.

История казачества в прошлом не являлась предметом глубокого, всестороннего анализа; лишь отдельные ее аспекты нашли отражение в научной литературе. Между тем интерес к истории казачества возрастает по мере того, как ширится возрождение казачества. Мы являемся свидетелями того, как считавшееся давно похороненным российское казачество возрождается и крепнет. Согласно решению Войскового Сбора Кубанского казачьего войска от 22 ноября 2003 г. «Об основных направлениях деятельности Кубанского казачьего войска», среди таковых были признаны военно-патриотическое воспитание казачьей молодежи, возрождение и сохранение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества.

Актуальность курса определяется его нацеленностью на воспитание гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе органического единства интересов личности, общества и государства. Разноплановая информация о родном крае расширяет кругозор учащихся, помогает адаптироваться во взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать свои гражданские свободы, права и обязанности.

Цели курса - способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиций кубанского казачества и методов духовно-нравственного, психологического, гражданского и военно  патриотического воспитания.

Задачами курса являются:

1. Формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества.

2. Изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков; совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере исторически сложившихся традиций казачества.

3. Укрепление связей с казачьей семьей в профилактике социального поведения детей и подростков.

Преподавание «Истории и современность кубанского казачества» в классе казачьей направленности предполагает, как минимум, три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся (в реальной педагогической практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности школьников):

1) получение учащимися «готовых» знаний со слов учителя;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни);

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых» - исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня познавательной работы учащихся - проектная деятельность, которая осуществляется членами кружков.

Продолжительность занятия — 40 минут. Форма обучения — групповая. Преобладает комплексный тип занятий (рассматриваются как теоретические, так и практические вопросы). Основной формой работы являются учебные занятия. Это и лекция, и занятие-встреча, занятие-заочная экскурсия, занятие-гостиная, занятие-экспедиция, занятие-творческий портрет, занятие-праздник. Запланированы и выездные занятия в музеи. Занятия по данной программе носят практико-ориентированный, творческий, игровой характер. Занятия  второго года обучения носят исключительно активный и интерактивный характер (исследовательская деятельность, разработка и защита проектов, самостоятельный поиск знаний).

2. Общая характеристика курса

Курс внеурочной деятельности «История и современность кубанского казачества» направлен на формирование у учащихся представлений о происхождении кубанского казачества, о казачьих атаманах и героях, их православной вере, традициях, праздниках, фольклоре, военном искусстве и т.д.

«История и современность кубанского казачества» реализуется во внеурочной деятельности класса казачьей направленности и соответствует возрастным особенностям учащихся. Программа дает общее представление о кубанском казачестве и в значительной мере посвящена изучению традиций и войсковых праздников кубанского казачества.

3. Описание места курса «История кубанского казачества» в учебном плане

Данная программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с базисным учебным планом МБОУ СОШ № 6  для  6-го класса казачьей направленности. Общее число учебных часов за год составляет 34 часа, (1 час в неделю).

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Программа «История и современность кубанского казачества» способствует формированию у школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку Кубанского казачества;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к малой родине;
  • неравнодушное отношение к возрождению традиций Кубанского казачества:

Личностным результатом обучения истории Кубанского казачества в 6 классе, является формирование:

  • познавательного интереса к изучению истории Кубанского казачества;
  • всесторонне образованной, развитой личности;
  • понимания значения культуры Кубанского казачества;
  • чувства гордости за свою малую родину;
  • уважительного отношения к истории и культуре казаков и других народов;
  • представления о Кубани как неотделимой части России;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на:

– умение формулировать своё отношение к традициям, военному быту, фольклору, историческим личностям Кубани;

– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.

Метапредметными результатами изучения курса «История Кубанского казачества» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;

– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:

– осознание роли истории и кубановедения в познании общественных процессов, происходящих в мире;

– освоение системы краеведческих знаний о истории Кубани, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;

– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;

– использование карт для получения краеведческой информации.

Коммуникативные УУД:

– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.

– понимание позиции другого в дискуссии.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Предметные результаты 

Знать (понимать):

-        основные этапы и главные события истории казачества с момента переселения до наших дней;

-        важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе их жизни;

-        изученные виды исторических источников.

Уметь:

-        соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;

-        использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

-        показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;

-        рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

-        соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

-        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;

-        использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

-        высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;

4. Содержание программы

2-й год обучения (34 часа) 6 –й класс

Тема 1. Казачьи поминовения

(2 часов)

Тема 2. Административное устройство Черноморского и Кавказского линейного казачьих войск и социальный состав казачества (3 часа)

Формирование кубанского казачества. Южнорусский и украинский компоненты формирования казачества Кубани. Запорожцы - предшественники Черноморского войска. Черноморское войско: запорожцы, малороссийские казаки, переселенцы из Полтавской, Черниговской и Харьковской губерний, отставные солдаты. Черноморцы как мореходы, всадники, пластуны. Донцы - предшественники Кавказского линейного казачьего войска. Линейные казаки: хоперцы, южнорусские однодворцы, донцы. Новая Линия. Казачество Закубанья. Объединение черноморцев и линейцев. Формирование самосознания и самоназвания: кубанские казаки. Кубанское казачье войско. Н.И. Евдокимов - первый атаман Кубанского казачьего войска.

Тема 3. Органы управления современного Кубанского казачьего войска  (3 часа)

Казак как прирожденный воин. Военная служба казачества в дореволюционной России. Разведка. Охрана границ. Кавалерийская служба. Пластуны: от стрелков - разведчиков до «царицы полей». Участие казачества в охране границ и военных действиях императорской России.

Воинские народные знания. Воинский фольклор. Воинские обряды. Полковое / батальонное самосознание.

Тема 4. Военная служба кубанского казачества (2 часа)

Тема 5. Участие черноморских казаков в Отечественной войне 1812 года (2 часа)

Тема 6. Участие черноморских и линейных казаков в войнах первой половины XIX в  (4 часа)

Подвиг защитников Ольгинского куреня во главе с полковником Л. Тиховским (1810 г.). Подвиг казаков сотника А.А. Гречишкина (1829 г.). Казачество в Крымской войне: герои обороны Севастополя. Подвиг казаков сотника Е. Горбатко (1862 г.)

Тема 7. Материальная культура и экономическое развитие Черноморского казачьего войска и линейного казачества Кубани (5 часов)

Жилище. Пища. Одежда. Оружие.

Тема 8. Экипировка и оружие кубанских казаков (2 часа)

Экипировка казака и верховой лошади. Эволюция огнестрельного оружия казаков. Холодное оружие. Шашка. Сабля. Кинжал. Пика. Подготовка военного снаряжения к службе в армии.

Тема 9. Казачья форма одежды и знаки различия современного Кубанского казачьего войска ( 2 часа)

Тема 10. Казачьи поминовения (4 часа)

Тиховские поминовения. Гречишкинские, Михайловские, Даховские, Липкинские поминовения.

Тема 11. Основные казачьи праздники современного Кубанского казачьего войска. ( 3 часа)

День высадки на Тамани первых черноморских казаков под командованием С. Белого.

День реабилитации кубанского казачества. День Святого Благоверного князя Александра Невского (войсковой праздник Кубанского казачьего войска.

День образования Кубанского казачьего войска (дата определена «по старшинству» вошедшего в состав войска Хоперского полка, который в 1696 г. принял участие в Азовском походе Петра I)

Тема 12. Повторение пройденного материала (2 часа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 5 класс

     Программа курса разработана на основе программы «История  Кубанского казачества» Администрации Краснодарского края,  Департамента по делам казачества , военн...

Рабочая программа по Истории кубанского казачества 7 класс

   Цели курса – способствовать формированию образовательного пространства, воздействующего на развитие личности патриота Кубани на основе изучения исторически сложившихся традиц...

Методические материалы для внеурочного курса "История и современность кубанского казачества"

Данная научная статья "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ДЕТСТВА (НА МАТЕРИАЛЕ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КУБАНИ" написана на основе полевых материалов, собранных в ходе фольклорно-этнограф...

Рабочая программа факультатива «История мировой культуры (углубленный курс)»

Рабочая программа ориентирована на углубленное изучение истории мировой культуры в старших классах школы....

Рабочая программа по Истории и современности кубанского казачества 5-9 класс

Рабочая программа по Истории и современности кубанского казачества для 5-9 классов...

РП и КТП История и современность кубанского казачества

Рабочая программа для 5-9 классов казачьей направленности по курсу внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества". КТП для 6 класса по "Истории и современности ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы представляют собой полноценный методической ...