Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»
план-конспект урока по мхк (8 класс) на тему
Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её значения для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами художественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осознание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_iskusstva_mir_v_zerkale_iskusstva.docx | 57.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата_____________________ класс___8_______ учитель: Бабанина И.И.
Урок искусства в 8 классе по теме: «Мир в зеркале искусства»
Задачи урока: знакомство с эмоциональной составляющей искусства, его коммуникативной функцией; постижение её значения для освоения окружающего мира, осмысления объективных явлений через их субъективное восприятие художником, установление диалогических взаимоотношений с творцами художественных произведений; осмысление объединяющей роли искусства; понимание возможности диалога культур благодаря общечеловеческому (межнациональному) языку искусства; осознание роли музеев в сохранении и пропаганде мировых культурных традиций.
Формирование УУД: личностных — воспитание в себе способности к эмпатии (сопереживания, сочувствия, содействия) во время освоения образного содержания искусства; познавательных — развитие мотивации к познавательной художественно-творческой деятельности, исследованию новых явлений искусства в процессе самообразования; коммуникативных — трактовка диалога культур как формы сближения разных народов, эпох и стилей; регулятивных — выработка критического взгляда на явления культуры и искусства в процессе их изучения; информационных — накопление информации о деятелях искусства, художественных произведениях, музеях.
Ход урока
Эпиграф: «Каждый слышит только то, что понимает».
Гёте
1.Организационный момент
2. Изучение темы урока
Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий.
Я вижу мир таким, какой он есть:
И облака, и небо надо мной,
И мириады звезд, каких не счесть,
Манящих тайн, сокрытых пеленой.
Я вижу мир таким, какой он есть:
Ранимый, хрупкий, очень уязвим,
Он может вдруг обрушить боль и месть,
Но все-таки прекрасен и любим.
И в этом мире связывает нас
Мостов духовных тоненькая нить.
Ах, как легко порвать ее подчас,
Куда сложнее вновь соединить.
Читаем мы у Андрея Горбовского
Я вижу мир
Искусство дает возможность увидеть и понять тысячи других миров, принять или отвергнуть их. В китайской притче рассказывается о путниках, которые захотели понять, что такое океан. После того, как им удалось его увидеть, один из странников сказал, что океан похож на поле, другому он напомнил лесные чащи, а третьему бескрайнюю пустыню. И каждый был по – своему прав!
3.Работа с презентацией, выделение ключевых мыслей: понимание смысла художественных сообщений, возможности их передачи сквозь века и пространство, возможности диалога с создателями произведений искусства, информационность современной культуры.
Замечательному русскому художнику В. В. Кандинскому принадлежат слова: «Понимание выращивает зрителя до точки зрения художника... Человек, который мог бы сказать что-то, ничего человеку не сказал, и тот, кто мог бы слышать, ничего не услышал». В этих словах сквозит боль и обречённость. Сколько непонятых и никем не услышанных людей прошло по нашей Земле! Что же мешало людям понять друг друга? Нежелание услышать и принять участие или неумение, неспособность к общению, диалогу? Мудрецы пытались ответить на этот вопрос ещё в древности, но ответ не найден и по сей день. В учении великого китайского философа Конфуция сформулирована получившая признание потомков истина: тайна человека сокрыта не в природных потребностях тела, не в справедливости небесного пути, а в его общении с другими людьми». Несомненно одно — всё, что способствует взаимопониманию между людьми, имеет большую нравственную ценность. Такой ценностью является и искусство, так как оно даёт нам возможность общаться с представителями разных эпох и народов, прочитывая их послания. Именно искусство способствует прямому общению с художественным гением.
Искусство отражает окружающий мир, но не точно таким, каков он есть объективно, а через призму чувств, мыслей, субъективных взглядов художника. Таким образом, в зеркале искусства мы видим людей, природу, явления общественной жизни иногда гротескно преувеличенными, иногда, напротив, сглаженными, завуалированными — такими, какими их видит и хочет до нас донести художник согласно своему замыслу. На наш опыт восприятия мира накладывается опыт художника, и мы становимся богаче.
Восприятие и анализ содержания зрительного ряда разворота на, выделение среди иллюстраций произведений разных исторических периодов (искусство прошлых веков, современное искусство), объяснение их художественных достоинств, анализ средств их образного воплощения. Подбор музыкальных ассоциаций к зрительному ряду. Поиск ответа на вопрос: Какую информацию современному человеку передают рассмотренные произведения искусства?
Сюрреалистические работы Рене Магритта демонстрируют нечто, скрытое от глаз зрителя, предметы предстают в своей внутренней сущности, не связанной с их названиями. Художник пытается убедить зрителя в том, что вещи вовсе не такие, какими кажутся. Его живопись метафорична и, несмотря на присутствующую в ней тишину, драматична. Поразмышляйте вместе с учащимися над содержанием картины Р. Магритта «Человеческий удел». Предложите ученикам раскрыть метафорический смысл изображённых предметов и явлений, а затем расшифровать идею картины, её соответствие названию.
Но сколько поэтов, художников, музыкантов уже создали в своих произведениях отражения своих миров?
С. Дали «Женская фигура к окна»
Тревожный, наполненный страхами языческий мир стучится к нам ритмами ритуальных обрядов, динамикой наскальных рисунков, магической глубиной мифологических образов. Не познав свои самые древние корни, человек не сможет достичь вершины.
Рисунок – первобытные охотники в пещере
Мир средневекового человека может на первый взгляд показаться мрачным и скучным. Но никогда люди не уходили так глубоко в поисках постижения божественного предназначения жизни, его истинного и вечного смысла. Нидерландский художник Иероним Босх изображает свою модель мироздания на створках алтаря, которое называет «Воз сена». Сюжет его был продиктован старой нидерландской пословицей: «Мир,— стог сена, и каждый старается ухватить с него сколько может».
И. Босх «Стог сена»
Наполнена радостной верой в человека, его почти божественное начало, картина мира эпохи, которую принято называть Возрождением. Микеланджело, создавший статуи и фрески, воспевшие красоту Человека, в одном из сонетов пишет:
Высокий дух, чей образ отражает
В прекрасных членах тела своего,
Что могут сделать Бог и естество,
Когда их труд свой лучший дар являет.
Статуя Давида - Микеланджело
Через пару столетий Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера» наглядно показывает, насколько относительной может быть картина мира, и как она зависит от точки зрения. Лилипуты и великаны, прожектеры и йеху живут в своих замкнутых мирах, наблюдая их очертания со «своей колокольни».
Мир «Алисы в стране чудес» и «Зазеркалья» Льюиса Кэрролла - это другая реальность, живущая по законам теории относительности. В ней есть место Чеширскому коту, Мартовскому зайцу, появлениям, исчезновениям, фантазии.
Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:
Снова месяц висит ятаганом,
На ветру догоняет лист,
Утром рано из Зурбагана
Корабли отплывают в Лисс.
Кипарисами машет берег.
Шкипер, верящий всем богам,
Совершенно серьезно верит,
Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.
«Бегущая по волнам» - иллюстрация
У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».
«1984» - иллюстрация
Проверить «алгеброй гармонию», научно обосновать тайны творчества пытались много раз. Ученые вычислили параметры и пропорции скрипок Страдивари, спектрально проанализировали составы лака, но есть недосягаемая черта, перед которой бессильны расчёты и компьютеры, и эта сила заставляет плакать и смеяться, грустить и мечтать вместе с музыкой, стихотворением, фильмом.
Скрипка Страдивари
«Начало знания — удивление», — говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое , если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.
С. Боттичелли «Весна»
Искусство часто сравнивают с зеркалом. Но это зеркало показывает лишь то, что показал автор, пропустив все через горнило своей души, ее чувства и переживания. Художественные образы рождаются из событий и явлений жизни. Анна Ахматова писала:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене...
И стих уже звучит, задорен, нежен.
На радость всем и мне».
Н. Альтман «Портрет А. Ахматовой»
Пережив в своем сердце художественное произведение, человек не может остаться прежним. В своих дальнейших мыслях, чувствах, поступках он несет след прочитанного, услышанного, увиденного.
«Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба»,- считал Борис Пастернак.
Л. Пастернак « Портрет Б. Пастернака»
Стать богаче духовно, выбрать свою дорогу в этом мире человек учится на примерах шедевров мирового искусства. Его опыт бесценен, ведь каждый из нас - это часть человеческого сообщества. Мы все, люди Земли, связаны между собой, независимо от расстояний и времени. «Красота спасет мир» - это не просто цитата. Только в гармонии с другими людьми, народами, природой, Вселенной можно сохранить нашу планету.
«Красота спасет мир» - картинка
«Я знаю Тайну… Веришь? Слушай!
Наш Мир вокруг — как Белый лист…
На нём рисуют наши Души,
А вот и кисточка — Возьмись!
Цвета… палитры — всё как знаешь…
Твой мир такой…, как Хочешь ты!
Каков Твой Мир — Тебе Решать!
Цветными… Яркими мазками
Раскрасит лист твоя Душа…
Ты Веришь в Тайну? Знаю — Веришь…
Пусть сложно…, но — пора начать…»
4. Работа в группах: 1 -я группа — тема «Музеи»; 2-я группа — тема «Конкурсы, фестивали, проекты».
Изучение информации учебника, актуализация имеющихся знаний по каждой из тем (какие музеи ребята знают, каково содержание коллекций этих музеев; конкурсы, их классификация, фестивали, их задачи; творческие проекты — школьные, телевизионные, международные и т. п.). Представление результатов деятельности групп, их обсуждение.
5. Восприятие зрительного ряда. Учащимся предлагается перечислить, какие шедевры мирового искусства представлены в различных музеях и картинных галереях. Если подростки испытывают затруднения при выполнении этого задания, учитель должен быть готов исправить ситуацию и показать презентацию, в которой каждый музей будет представлен хотя бы одним шедевром, название и автора которого рекомендуется записать в творческую тетрадь (Эрмитаж, Лувр, музей Метрополитен, Прадо, Дрезденская картинная галерея).
Обсуждение значения конкурсов, фестивалей, творческих проектов по тексту учебника. Прослушивание
6. Обобщение: художественный язык разных видов искусства интернационален, понятен всем без перевода.
Домашнее задание:
- Подготовить и записать информацию о региональном музее или об одном из культурных объектов вашей малой родины.
- Представить себя в роли экскурсовода (по музею, городу), разработать маршрут и записать текст экскурсии для определённого возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку искусство 9 класс по теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения
Презентация к теме: Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения.Цель :Познакомить с произведениями искусства , предвосхищавшие историческ...
РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "МУЗЫКА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО"
Предлагаю разработку урока в 5 классе по теме "Музыка и ИЗО". На уроке используется материал презентации, фрагмент видео....
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"
Урок искусства 9 класс на тему "Синтез искусств"...
Презентация к уроку по Искусству 9 класс по теме: "Храмовый синтез искусств"
Презентация к уроку "Искусство" 9 класс на тему: "Храмовый синтез искусств" знакомит обучающихся с понятием синтеза искусства; с возникновением, развитием и существованием искусства разных ...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе на тему: «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»
Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Современное декоративно-прикладное искусство. Ручная роспись ткани»Цель: развитие у обучающихся мотивации к познанию, развитие творческих спос...
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...