Материал для подготовки к олимпиаде МХК
олимпиадные задания по мхк (10 класс) на тему

Данный материал включает  задания и ответы с разбором по олимпиаде МХК для 10 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vosh_shkolnyy_etap_zadaniya_i_otvety.doc899 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников

по искусству (мировой художественной культуре)

10 класс

Максимальный балл – 194

Задание 1 (max. 16  б). Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.

  1. Определите произведение по перечисленным приметам.
  2. К культуре какого народа произведение принадлежит?
  3. Укажите век или эпоху, когда оно было создано.
  4. Если возможно, укажите место его нахождения.
  5. Составьте смысловые  ряды с данным произведением искусства.

Это произведение является  вершиной творческих  поисков автора. Мастер отвергает традиционные приемы парадных портретистов и излишне точное, натуралистическое копирование модели. Автор стремится подчеркнуть главное  – ум, разоблачительную силу мышления «модели», которой так боялись церковь и аристократы.  Изобразив старца в кресле, в широком плаще, скульптор придает фигуре монументальность, стабильность, подчеркивая при этом внутреннюю энергию наклоном головы и жестом рук, сжимающих подлокотники. Правдиво, без прикрас, запечатлевает он черты лица: живые глаза, запавшие старческие щеки, длинный нос, язвительную улыбку. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими.

Ответ оформите в таблицу:

Произведение

Страна

Век или эпоха

Местонахождение

Основание для смыслового ряда

Смысловой ряд

Задание 2 (max. 30 б). Даны изображения трех произведений искусства.

Напишите:

  1. Их названия;
  2. К какой стране или культуре они относятся;
  3. Время их создания;
  4. Их местонахождение в настоящее время.

http://ancientrome.ru/art/artwork/sculp/rom/copy/sculp/scu010.jpg

http://maxpark.com/static/u/article_image/15/02/22/tmpG2wZjR.jpeg

http://edu-coll-portal.demo.pointid.ru/UploadedFiles/Image/N1E292C946CC444D7AFE0AAA30D290FB9.jpg

1

2

3


Задание 3 (max. 30 б). Рассмотрите репродукцию.

  1. Если узнали произведение, напишите его название, автора и время создания.
  2. Напишите не менее 15 понятий или содержащих их словосочетаний, которые понадобятся для описания, запечатленного на репродукции образа.
  3. Распределите записанные  понятия по группам. Объясните принцип группировки.
  4. Назовите не менее трех известных произведений этого же автора или произведений, созданных в эту эпоху и в данном регионе.

http://piligrimi.ucoz.ru/_ph/58/612018679.jpg

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

3.

Принцип группировки

Понятия

4.

Задание 4 (max. 40 б).  Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов.

  1. Познакомьтесь с материалами таблицы. Прослушайте 5 фрагментов музыкальных произведений. Определите жанровую принадлежность каждого из них.
  2. Заполните таблицу, указывая номер звучащего фрагмента. Если Вам известен автор и/или название произведения, укажите их.

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

Увертюра

Симфония

Сюита

Соната

Романс

Вальс

Опера

  1. Напишите 15 понятий и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните слова, которые свидетельствуют о жанровой принадлежности фрагмента.

  1. Дайте определение жанрам, оставшимся в таблице, музыкальные примеры которых  не прозвучали.


Задание 5 (max. 50 б). Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы.

http://scoutworld.ru/wp-content/uploads/2011/09/sas4.jpg

  1. Напишите название работы и имя ее автора.
  2. Опишите общую композицию работы и функции изображенных на ней фигур.
  3. Назовите значимые запоминающиеся детали и их место в композиции и функции.
  4. Определите общее настроение картины.
  5. Назовите 3 произведения живописного искусства, запечатлевающие исторические события (произведения других авторов).
  6. Укажите 3 известные работы этого же художника.

1

2

3

4

5

6

Задание 6 (max. 18 б).

О ком эти строки. Вставьте пропущенные имена и названия:

Увлечение …………………………. (вставить имя, фамилию)  театром началось с самодеятельного школьного кружка. После окончания школы будущий режиссер работал в Театре юного зрителя  г.Тбилиси. Талантливого юношу направили на учебу в Москву. Окончив  …………………(аббревиатура учебного заведения), работал в театрах Тбилиси.  Незаурядное дарование ………………….(вставить фамилию)  заметили и назначили главным режиссером Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.  В 1956 году его назначают главным режиссером ………………………   ………………………………….  …………………. (вставить название театра) Ленинграда, который находился в творческом кризисе. Уже первые спектакли,  поставленные новым режиссером,  вернули зрителя в театр, и с тех пор  …………. (аббревиатура театра)  не видел ни одного не проданного билета.  Режиссеру  удалось создать театр, который заговорил на естественном, но сценически очень выразительном языке. Он ставил на сцене ……….. (аббревиатура театра)  как классический репертуар, так много и плодотворно работал с современными авторами. Классические тексты режиссер прочел глазами человека ХХ века, увидев в них мотивы, которые не потеряли актуальности и в наши дни. Все его спектакли неизменно становились событиями театральной жизни страны.

Назовите спектакли данного режиссера.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7 (max. 10 б). Выполните задание

Соотнесите кадры фильмов, снятые к 70-летию Победы с их названием

А. «А зори здесь тихие»

1.

Б. «Битва за Севастополь»

2.

В. «Дорога на Берлин»

3.

Г. «Сталинград»

4.

А

Б

В

Г

Назовите известные Вам художественные фильмы о войне (режиссер, название фильма)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Школьный  этап всероссийской олимпиады школьников

по искусству (мировой художественной культуре)

10 класс

Максимальный балл – 194

Задание 1 (max. 16  б). Познакомьтесь с приметами произведения искусства, приведенными в тексте.

Это произведение является  вершиной творческих  поисков автора. Мастер отвергает традиционные приемы парадных портретистов и излишне точное, натуралистическое копирование модели. Автор стремится подчеркнуть главное  – ум, разоблачительную силу мышления «модели», которой так боялись церковь и аристократы.  Изобразив старца в кресле, в широком плаще, скульптор придает фигуре монументальность, стабильность, подчеркивая при этом внутреннюю энергию наклоном головы и жестом рук, сжимающих подлокотники. Правдиво, без прикрас, запечатлевает он черты лица: живые глаза, запавшие старческие щеки, длинный нос, язвительную улыбку. Особенно выразительны глаза – они кажутся прозрачными, блестящими.

Ответ оформите в таблицу:

Произведение

Страна

Век или эпоха

Местонахождение

Антуан Гудон

Скульптура Вольтера

Франция

Век Просвещения

1781 года

Франция, Париж,  Лувр

Россия, Санкт-Петербург, государственный Эрмитаж

Основание для смыслового ряда

Смысловой ряд

Основанием для смыслового ряда могут быть:

- произведения А.Гудона,

- скульптурные портреты мыслителей эпохи Просвещения

- образ Вольтера в мировом искусстве

и т.п. варианты, подходящие по смыслу.

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник определяет и указывает название произведения искусства – 2 балла, указывает место его создания (страну) – 2 балла, время создания – 2 балла, современное местонахождение – 2 балла, указывает автора – 2 балла. = 10 баллов.
  2. Участник правильно и грамотно демонстрирует смысловые ряды с данным произведением: по 2 балла за смысловой ряд. Максимум – 6 баллов.

Максимальная оценка 16 баллов.

Задание 2 (max. 30 б). Даны изображения трех произведений искусства.

Напишите:

  1. Их названия;
  2. К какой стране или культуре они относятся;
  3. Время их создания;
  4. Их местонахождение в настоящее время.

1

2

3

Дискобол

Мирон

Древняя Греция, 5 в. до н.э.

Эпоха классики

Оригинала не сохранилось

Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона, ок. 120-140 г., дворец Массимо в Риме.

И.Босх (триптих)

Воз сена

Северное Возрождение, Нидерланды 1500-1502

Испания, Мадрид, Прадо

 

А.Иванов

Явление Христа народу

1837-1857

Россия-Италия

Москва, Государственная Третьяковская галерея

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно называет авторов 3 произведений. По 2 балла за каждое верное называние. 6 баллов.
  2. Участник правильно указывает названия 3 произведений. По 2 балла за каждое верное называние. 6 баллов. (за неточное название снимается по 1 баллу).
  3. Участник указывает время создания произведений. По 2 балла за каждое верное сведение. 6 баллов.
  4. Участник указывает  музейные коллекции, в которых находится произведении е. по 2 балла за каждое верное называние. 6 баллов.
  5. Участник дает дополнительное сведение. 2 балла. За любые дополнительные сведения может быть начислено до 6 дополнительных баллов.

Максимальная оценка 30 баллов.

Задание 3 (max. 30 б). Рассмотрите репродукцию.

  1. К.И.Росси – Здание Главного штаба. 1819-1829 гг. В 1829 году возникает здание Главного штаба с грандиозной Триумфальной аркой, связывающей восточные крылья основного здания.

По стилевому решению здание Главного штаба выполнено с применением классической колоннады. Это способствует созданию эстетического единства всей площади, так как органично сочетается с барочными конфигурациями Зимнего дворца. 

1 триумфальная арка

2 колесница славы

3 классицизм

4 колоннада

5 мощь русского воинства

6 воинская доблесть

7 война 1812 года

8 воинские трофеи

9 скульптурный декор

10 мемориальная арка

11 пушечные ядра

12 барельефы

13 богиня Ника

14 дуга

15 Невский проспект

3.

Принцип группировки

Понятия

В качестве принципов группировки могут быть предложены:

- Архитектурное описание здание,

- образ сооружения.

- функциональное назначение,

- скульптурное оформление сооружения.

4.

Екатерининская церковь в Кремле

Александринский театр

Здание Сената и Синода

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно называет авторов произведения, само произведение, время создания. По 2 балла за каждое верное называние. 6 баллов.
  2. Участник указывает 15  понятий или содержащих их словосочетаний. По 2 балла за каждое тройку понятий. 10 баллов. 
  3. Участник группирует понятий, указывает принцип группировки. По 2 балла за группу.  Максимальный балл 8.
  4. Участник указывает  другие архитектурные сооружения.  По 2 балла за каждое верное называние. 6 баллов.

Максимальная оценка 30 баллов.


Задание 4 (max. 40 б).  Задание связано с прослушиванием музыкальных эпизодов.

Музыкальные жанры

Номер звучащего фрагмента

Увертюра

Фрагмент 4.

И.О.Дунаевский. Увертюра к к/ф «Дети капитана Гранта»

Симфония

Фрагмент 1.

Шостакович. Эпизод нашествия из Ленинградской симфонии.

Сюита

Соната

Фрагмент 3.

Бетховен. Соната №14 («Лунная», 1 часть)

Романс

Фрагмент 5.

С.В.Рахманинов. Сирень. Романс

Вальс

Фрагмент 2.

П.И.Чайковский. Вальс цветов из балета «Щелкунчик»

Опера

  1. Напишите 15 понятий и/или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1. Подчеркните слова, которые свидетельствуют о жанровой принадлежности фрагмента.

Симфония - музыкальное произведение для оркестра. Как правило, симфонии пишутся для большого оркестра смешанного состава (симфонического), но существуют и симфонии для струнного, камерногодухового и других оркестров; в симфонию могут вводиться хор и сольные вокальные голоса. Известны и такие разновидности жанра, как симфония-концерт (для оркестра с солирующим инструментом) и концертная симфония (от двух до девяти солирующих инструментов), родственные по своему строению концерту. По аналогии могут принимать название «симфония», вместе с элементами жанровой структуры, произведения для хора (хоровая симфония) или инструмента (особенно органа, реже — фортепиано). Симфония может сближаться с другими музыкальными жанрами, образуя такие гибридные жанры, как симфония-сюита, симфония-фантазия, симфония-поэма, симфония-кантата

  1. Дайте определение жанрам, оставшимся в таблице, музыкальные примеры которых  не прозвучали.

Сюита -  циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких больших частей.

Другое значение термина «сюита» — музыкально-хореографическая композиция, состоящая из нескольких танцев, например, «балетная сюита». Примеры: сюиты из балетов П. И. Чайковского («Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»).

Опера - род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературная основа оперы — либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно соотносит прослушанный фрагмент с музыкальным жанром – 2 балла. 10 баллов.
  2. Участник правильно называет автора произведения – 2 балла. 10 баллов.
  3. Участник правильно указывает название произведения – 2 балла. 10 баллов.
  4. Участник указывает 15 понятий или образных характеристик к музыкальному фрагменту №1 – 6 баллов.
  5. Участник правильно дает определения, оставшимся в таблице, музыкальным жанрам – по 2 балла. 4 балла.

Максимальная оценка 40 баллов.

Задание 5 (max. 50 б). Рассмотрите и проанализируйте известное произведение русской школы.

Справочный материал для ответа

1. Переход Суворова через Альпы - Василий Иванович Суриков. 1899.

2-3.     Композиция картины чрезвычайно своеобразна: по почти отвесной, обледенелой, покрытой снегом крутизне спускается, точнее — скатывается вниз, в пропасть, армия Суворова. Эта крутизна занимает почти две трети огромного, вертикально-удлиненного полотна. В верхней части композиции изображена основная масса армии, подходящая к обрыву по узкой тропе, прижатой к склону высокой горы, по которому ползут облака над самыми головами солдат. Склон горы наверху срезан краем полотна, что создает впечатление уходящей ввысь каменной кручи. Обледенелая снежная крутизна внизу также срезана, так что пропасть, в которую скользят солдаты, кажется страшно глубокой.

На самом краю ледяного обрыва слева остановил своего коня Суворов. Он занял это опасное положение потому, что отсюда он виден всей подходящей к обрыву армии. Он знает, что каждый солдат, прежде чем начать страшный спуск, взглянет на него. Выражение лица Суворова сложно: в нем можно увидеть и напряженное внимание, и решительность, и волевую собранность, и обаятельную, бодрящую, вдохновляющую улыбку. Все это передается глядящим на него солдатам, пробуждая в каждом из них неизбывные моральные силы, мобилизуя дух этих людей, превращая их в «чудо-богатырей».

На Суворове— синий, развевающийся походный плащ. Голова обнажена, шляпу он держит в руке: этим полководец как бы отдает дань глубокого уважения и преклонения перед подвигом солдат.

Рядом с Суворовым изображен пеший пожилой казак с пикой, в тёмнокрасном кафтане. Этот малозаметный на первый взгляд персонаж заслуживает внимания. Можно предполагать, что это — один из тех казаков, которые во время всего перехода через Паникс не отходили от Суворова, ведя его коня под уздцы, как это показано на картине А.Е.Коцебу. Здесь он стоит на краю обрыва, заглядывая в пропасть и в то же время оберегая Суворова.

Центральная часть картины занята спускающимися солдатами. Каждый из них типичен и вместе с тем индивидуально-своеобразен. Первыми спускаются, скользя -по крутизне в пропасть, старые, «на себя надежные», по выражению Суворова, солдаты. В их лицах нет надуманного «бесстрашия»; в них — страх, преодолеваемый мужественной, закаленной в боях и походах волей. Первым летит вниз солдат, схватившийся обеими руками за голову, чтобы придержать шляпу-двууголку, но не выпускающий из руки ружье. Нижняя часть его фигуры срезана краем полотна, что усиливает впечатление стремительного скольжения в пропасть. Выше один из спускающихся закрыл лицо плащом, чтобы не видеть пропасти. Старик с обнаженной седой головой крестится с выражением суровой решимости. Рядом начинает спуск солдат, придерживающий обеими руками обвязанный канатом ствол орудия.

Суворов не глядит на них. Его взгляд устремлен на молодых солдат, подошедших к самому краю кручи и в свою очередь глядящих на него. Их-то в данный момент и нужно ободрить и вдохновить на трудное, необычное, опасное дело. И мы видим, как в ответ на улыбку Суворова расцветают в улыбке молодые, смелые  лица.

Дальше виден пожилой барабанщик, на лице которого страх борется с решимостью, а еще дальше отдельные лица солдат и казаков становятся плохо различимыми из-за пелены полуокутавших их облаков.

4. Картина представляет зрителю один из самых удивительных случаев русской военной истории. Пример той необъяснимой, неразгаданной и наводящей ужас на противника, удали русских солдат. Автору удалось передать атмосферу события, удачно подобрать образы для работы, передать само движение, эмоции.    Не может не поражать точность деталей, скрупулезно прописанные лица солдат, композиционная оригинальность работы.

Летят в пропасть русские воины, подбадриваемые своим командиром. Сама фигура гениального полководца не сразу бросается в глаза. На нее указывают взгляды двух солдат, отвечающих улыбкой на шутку Суворова.
   Облака, расположенные на расстоянии вытянутой руки от людей, свидетельствуют о той высоте, на которой разворачивается действие картины. Белый, слепящий альпийский снег и лед, синеватые скалы - заслоняют небо.

Поражает готовность солдат последовать туда, куда приказал командир. За этим стоит полное доверие и уверенность в неоспоримом военном таланте Суворова. Сам полководец изображен миниатюрным, седоволосым, но бесстрашным. Спокойствие его восхищает еще больше, если сравнить его с той паникой, в которой пребывает конь полководца, напуганный пропастью. Художник сконцентрировал свет на фигуре военачальника. Его голову словно окружает сияние.
   Солдатский строй постепенно разрушается. Если в верхней части картины еще угадывается походный строй, то в нижней уже чуть ли не свободное скольжение вниз.

Известно, что автору долго не удавалось передать это ощущение движения. Самые большие трудности были с фигурой солдата в самом низу работы. Он никак не "хотел" скользить.    Чем дольше вглядываешься в детали картины, тем ярче ощущаешь все величие и тяжесть перехода: с пушками, в полной амуниции, без какого-то ни было снаряжения.
   Автор не скрывает всю тяжесть военной операции. Зрителя привлекает образ солдата, осеняющего себя крестным знамением, очень эмоционально "выписан" солдат, только начинающий соскальзывать по ледяному склону (распахнутые от ужаса глаза - главная деталь), бледное от страха лицо артиллериста и т. д. Кажется, уже в следующую секунду вся солдатская вереница ринется в пропасть.    Только с первого взгляда можно подумать, что спуск превращает солдатский строй в хаос. При внимательном рассмотрении, можно заметить несколько деталей, опровергающих первое впечатление: полковые знамена бережно зачехлены, надежно защищены крепкими руками знаменосцев. Интересна фигура барабанщика, еще недавно задававшего темп движения армии. Он столь же торжественен и сейчас. Несмотря ни на что, его барабан в отличном состоянии, а в руке он сжимает палочки. Через секунду ему предстоит сложнейший спуск, но сейчас он крепко держит барабан, готовый в любой момент выполнить свою обязанность.

5.   Исторический жанр:

И.Н.Крамской – Христос в пустыне

К.Брюллов – Последний день Помпеи

Репин И. – Иван Грозный и сын его Иван

6  В.Суриков - Покорение Сибири Ермаком

В.Суриков – Боярыня Морозова.

В.Суриков - Утро стрелецкой казни

Анализ ответа. Оценка.

  1. Участник правильно называет работу и имя ее автора – 2 балла. 4 балла.
  2. Участник правильно описывает композиционное построение работы, и основные функции – по 2 балла. 8 баллов.
  3. Участник правильно расставляет акценты на детали композиции и определяет их функции – по 2 балла. 14 баллов.
  4. Участник правильно определяет и описывает общее настроение картины. 6 баллов.
  5. Участник указывает  произведения исторического жанра других авторов.  По 2 балла за каждое верное называние. 12 баллов.
  6. Участник указывает  другие произведения автора.  По 2 балла за каждое верное называние. 6 баллов.

Максимальный балл 50

Задание 6 (max. 18 б).   Выполните задание:

  1. Участник правильно вставляет  пропущенные слова Георгий Товстоногов, ГИТИС, Товстоногова, Большой драматический театр, БДТ, БДТ – по 2 балла за каждое вставленное слово, всего 12 баллов.
  2. Участник правильно называет спектакли, поставленные Товстоноговым:

Ревизор

Ханума

На дне

Энергичные люди

Три сестры – по 2 балла за называние спектакля, максимум 6 баллов.

Максимальный балл 18

Задание 7 (max. 10 б).

  1. Участник верно соотносит названия фильмов с кинокадрами: А-3, Б- 1, В-4, Г-2 – 4 балла
  2. Участник верно называет художественный фильм о войне (автора и режиссера) – по 2 балла за верное называние – максимум 6 баллов.

Максимальный балл 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.

Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку  (9-11 класс)....

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДГОТОВИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЙОННЫМ ОЛИМПИАДАМ...

Материал для подготовки к олимпиаде

Всероссийская олимпиада  школьников по русскому языку (школьный этап)9 класс,   2014 /2015 учебный годВремя выполнения задания: 3 часа  (180 минут)...

Материал для подготовки к олимпиаде

Ребята!Сейчас на сайте Freie Universität Berlin проходят открытые лекции, посвященные истории Германии, страноведению, социальным аспектам и т.д.Для всех интересующихся - свободный доступ.Будет полезн...