МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ
олимпиадные задания (литература, 5 класс) по теме
ДАННЫЙ МАТЕРИАЛ ПОЗВОЛЯЕТ ПОДГОТОВИТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЙОННЫМ ОЛИМПИАДАМ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОЛИМПИАДЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ | 168.41 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
I. Работа с текстом художественного произведения
Проведите лингвистический анализ стихотворения А. Фета «Учись у них – у дуба, у березы».
Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Все злей метель и с каждою минутой
Сердце рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
II. История русского языка
1. Одной из древнейших приставок в славянских языках была приставка *ра-.
Проанализируйте значение слов, в которые она входит, и определите первоначальное значение этой приставки.
Русск.: пасека, падчерица; словацк.: pakľuč («отмычка»), pazvuk («призвук»).
2. Подберите синонимы к фразеологическим оборотам:
Втирать очки –
Как вкопанный –
Тянуть канитель –
Седьмая вода на киселе –
3. Докажите, что указанные слова являются близкими «родственниками»:
нож – заноза, завтрак – утро.
III. Нормы русского литературного языка
1. Расставьте ударение в словах и словосочетаниях. Укажите равноправные нормативные варианты.
Втридорога, дозвонишься, донельзя, завидно, завсегдатай, закупорить, звонит, избалованный, исчерпать, каталог, квашение, клала, красивее, кремень.
2. Вставьте в слова пропущенные буквы и объясните, какому принципу орфографии подчиняется написание этих слов.
Стип…ндиальный; изморо…ь; изморо…ь; о…дохнуть; на стул…; син… (море), слыш…т; р…зыграть – р …зыгрыш, к…рзина, ст…кан, п…л…садник, к…мп…зиция; ож…г руки – ож…г руку.
3. Русская этикетная система сегодня не установлена: старая система обращений нарушена, а новая не создана. Как вы относитесь к обращению «товарищ» и «господин» («госпожа»)? Создайте лингвистическую миниатюру в свободной форме.
4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов:
Апельсин, баржа, блюдце, ботинок, килограмм, монгол, носок, чулок, партизан, помидор, простыня, просьба, солдат.
IV. Язык художественного произведения
1. « - Я эфтим хочу сказать, милостивый государь, (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени. Тогдашние тузы, в редких случаях, когда говорили на родном языке, употребляли одни – эфто, другие – эхто: мы, мол, коренные русаки, и в то же время мы вельможи, которым позволено пренебрегать школьными правилами)…».
Почему неправильные, с точки зрения русской грамматики слова, воспринимались «тузами» как типично «русские»? Объясните происхождение выделенных в тексте слов. С какой целью Павел Петрович их употребляет?
2. Назовите, как называется такой шуточный языковой приём, где обыгрываются значения слов.
3. Что такое оксюморон? Какое языковое явление лежит в основе этого стилистического приёма? Приведите примеры из художественных текстов.
V. Современный русский язык
1. Чем различаются по своему значению пары слов? Как называются такие слова?
Доверительный – доверчивы
Предоставить – представит
Болотистый – болотный
2. Мы говорим : «Дом сгорел дотла». Объясните, что такое «тло»?
Подберите и запишите родственные слова .
3. Монолог, монография, монолит, монотонно. Что обозначает каждое из этих слов и что означает общая часть этих слов моно ?
4. Как перечислить дни недели по порядку ( 5 дней ), не называя при этом ни числа, ни дня? Какие наречия могут помочь Вам в этом? Свой ответ аргументируйте.
5. Слово «ярый» первоначально означало «весенний», от данного слова при помощи суффикса -ов-(ой) образовано прилагательное «яровой». Исходя из этого, постарайтесь ответить, что означает «яровая пшеница» и «яровая рожь». Подберите и запишите антонимы к этим словам:
Яровая пшеница -
Яровая рожь –
VI. Творческая работа
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
Выскажите свое отношение к этим словам А.А. Ахматовой в форме сочинения-миниатюры в жанре эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для подготовки к олимпиаде по русскому языку.
Данный материал предназначен для подготовки к олимпиадам по русскому языку (9-11 класс)....
Учебный материал для подготовки к олимпиаде 10 класс
Пример олимпиадного задания...
Материал для подготовки к олимпиаде
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап)9 класс, 2014 /2015 учебный годВремя выполнения задания: 3 часа (180 минут)...
материал для подготовки к олимпиадам
задания и ключ...
Материал для подготовки к олимпиаде МХК
Данный материал включает задания и ответы с разбором по олимпиаде МХК для 10 класса....
Материал для подготовки к олимпиаде
Ребята!Сейчас на сайте Freie Universität Berlin проходят открытые лекции, посвященные истории Германии, страноведению, социальным аспектам и т.д.Для всех интересующихся - свободный доступ.Будет полезн...