Какими средствами воздействует искусство ч.2
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Насонова Людмила Александровна

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательность; воспитывать интерес к предмету

Скачать:


Предварительный просмотр:

9 класс

Урок №5

Тема урока: «Какими средствами воздействует искусство»

Тип урока: комбинированный

Цели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательность; воспитывать интерес к предмету

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Живопись: Ф. Сурбарян Натюрморт с апельсинами, Ф. Васильев Лето,  А.Венецианов Спящий пастушок, А. Дейнека На катке, В. Серов Похищение Европы, А. Джакометти Кошка, А. Джакометти Паук, кадры из мультфильмов….и др.

Музыка: В.А. Моцарт. Симфония № 40, И.С. Бах Сюита №3, Ш. Гуно. Аве Мария, Т. Альбинони «Адажио»(произведение Ремо Джадзотто) .

Ход и этапы урока

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
  3. Отмечание отсутствующих.
  4. Проверка Домашнего задания.
  5. Повторение пройденной темы:

        На прошлом уроке мы с вами познакомились с таким понятие как композиция. Давайте с вами повторим:

  • Какие общие средства художественной выразительности ты знаешь? (композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация)
  • Какую роль они играют в искусстве? (могут существенно усилить воздействие художественного произведения; повлиять на отношение человека; вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания)
  • Что такое композиция? (это построение художественного произведения, зависит от  содержания, характера, назначения)
  • Как ты понимаешь «композиционное равновесие»? (оно зависит от расположения основных частей произведения; оно придает произведению целостность и гармоничность)
  • Как художники композиционно выстраивают свои произведения? (акцентируют внимание на определенных предметах; подчеркивают их значимость в сюжете картины; переключают внимание зрителя с одной части картины на другую; вызывают в душе определенные переживания в желаемой последовательности для полного понимания содержания произведения)
  • Расскажи, как выстроил композицию итальянский художник Сандро Ботичелли в картине «Весна»? (справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как  будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга)
  • Расскажи, как выстроил композицию итальянский композитор Антонио Вивальди в концерте «Весна» из цикла «Времена года»? (в концерте 3 части; к каждой части композитор написал сонет; музыка точно следует за образом стихов; I часть – «Весна грядет!» открывается радостным мотивом, передающим ликование;  II часть – «Сон крестьянина» - мягкий пунктирный ритм у скрипки будто шелест листвы, а голоса альтов можно сравнить с лаем собаки, охраняющей сон хозяина; III часть – «Танец-пастораль» - энергичная, жизнерадостная, напоминает поступь старинного танца сицилианы)
  • Сопоставь особенности композиции картины «Весна» С.Ботичелли с музыкальной композицией концерта «Весна» А.Вивальди. (образ Весны на картине – I часть концерта; образ Венеры – II часть концерта; образ трех граций – III часть концерта)
  • Угадай-ка:
  • Ф.Сурбаран Натюрморт с апельсинами;
  • Ф.Васильев Лето;
  • А. Венецианов Спящий пастушок;
  • А. Дейнека На катке;
  • В.Суриков Боярыня Морозова;
  • В. Тропинин За прошивками;
  • П. Сезан Натюрморт с кувшином и фруктами;
  • В. Серов Похищение Европы;
  • С. Боттичелли Весна;
  • К.Петров-Водкин Яблоки;
  • А. Вивальди;
  • Ю. Судейкин Балетная пастораль;

                           МОЛОДЦЫ!

5. Введение в тему.

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства».

Запишите в тетради: Сегодня мы с вами закончим тему:: «Какими средствами воздействует  искусство». 

Еще одно средство художественной выразительности, универсальное для всех искусств – форма.

Запись в тетрадь: Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа. Благодаря  форме  рождается внешнее  выражение  определенного  содержания,  например, изобразительная  форма,  музыкальная  форма,  стихотворная форма.

В  разных  видах искусства  внешнее  выражение имеет свои  особенности. 

Запись в тетрадь: В изобразительном искусстве форма – это контур, наружный вид предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, амебе.

Запись в тетрадь: Каждая форма имеет свой характер. Квадрат – устойчивая форма, выражает утверждающие образы.

Запись в тетрадь: Треугольник – активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма, несет в себе возможность движения, может быть агрессивной.

Запись в тетрадь: Круг – яркое выражение идеи природы – Земли, Солнца, Мироздания.

Запись в тетрадь: Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом. 

Запись в тетрадь: Линия тоже имеет форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хаотичной и тем самым формирует различные образы.

 Запись в тетрадь: Для  усиления  художественного  образа  формы могут  быть  стилизованными  или  трансформированными.  В  них  подчеркиваются  или  изменяются характерные  черты  предмета, а  ненужные  детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются  в  плакатной  и  книжной  графике  и  в мультипликации,  а  также  в  современной  скульптуре.

Рассмотрите современную скульптуру.

  • Что подчеркивает стилизация форм? (ответы учащихся)

Стилизация обостряет характер образа.

     Рассмотрите персонажей мультфильмов.

  • Что подчеркивает стилизация, трансформация форм животных? (ответы учащихся)

Запись в тетрадь: В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала,  а  также жанровые обозначения, которые  авторы  дают  своим  произведениям,  например: песня,  романс,  баллада, прелюдия и  др. Формы-композиции  в  музыке  основаны  на  известных  вам принципах —  повтор  и  контраст.  Различают  двухчастные  и  трехчастные  музыкальные  формы,  вариации,  рондо,  сонатная  форма  и  др.

Масштабность  замысла  музыкального  произведения  определяет  его  форму-композицию.  Для песенных  жанров  характерны  простые  формы  (куплетные,  куплетно-вариационные);  произведения  танцевальных  жанров  нередко  написаны  в  трехчастной форме. 

А  драматургия  таких  жанров,  как  симфония, концерт,  опера,  балет,  требует  более  развернутых форм,  построенных  на  сопоставлении  и  противопоставлении  контрастных  образов. 

Давайте с вами послушаем Симфонию №40 В.А. Моцарта.

  • Ваша задача определить форму, сколько частей  и контрастны ли темы?

Моцарт Симфония №40 1,2,3 часть

  • Что за форма в музыке? трехчастная
  • Сколько частей услышали? Три
  • Они похожи или разные? Разные
  • Первая часть, какая по характеру? Легкая, быстрая, радостная
  • Вторая часть? Медленная, протяжная…
  • Третья часть, какая? Быстрая…

Мы можем сказать, что части построенных  на  сопоставлении  и  противопоставлении  контрастных  образов. 

  Следующие понятие - ритм

 Ритм – универсальное выразительное средство для всех искусств.

  Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мироздание. Слово «ритм» означает «мерность».

  Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, укачивания ребенка, речи, этапов работы.

Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс, пение птиц, движение морских волн и т.п. С помощью ритма можно выразить состояния покоя, величия, стабильности и суетливости, испуга.

     В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропорции соборов создавали образы, созвучные устремленной к небу в эмоциональном порыве душе человека.

В древнерусском искусстве выразительные пропорции архитектурных построек несли в себе образы, соединяющие человека с природой.

     Анализ иллюстраций И. Билибина к русским народным сказкам и картины

А. Денеки «На катке».

  • Посмотрите фрагменты  орнаментов  из  иллюстраций И. Билибина  к  русским  народным  сказ кам,  репродукцию  картины  «На  катке»  А. Дейнеки.  Какой  эффект  создает  ритмическая  организация  орнамента  и  композиции  картины?  

Ритм в музыке - пример

Давайте послушаем Н.Паганини (18-19 век) Каприз №24 и Виктор Зинчук (1958 - 21 век, ему сейчас 59 лет) Каприз №24 современная обработка

Слушаем Н.Паганини Каприз №24, В. Зинчук

  • Определите,  какую  роль  играет  ритмическая  организация  в  музыке  разных  эпох.

Именно ритм влияет на то, как мы воспринимаем музыкальные произведения. Более того, смена ритма может кардинально сменить стилевое направление, иногда этим пользуются для стилистической аранжировки. Если сменить ритмическую пульсацию музыки, то можно превратить вальс в джазовую композицию, при этом оставив узнаваемую мелодику произведения.

Запись в тетрадь: Фактура  от  лат.  factura —  обработка,  строение. 

В  изобразительном  искусстве  фактура  —  это  характер  обработки  поверхности изделия  декоративно-прикладного  искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи  особенностей  реальных  предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами.  Это    и  совокупность  технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных  слоев,  удары  резца,  полировка.

Пример картина.

Запись в тетрадь: В  музыке  под  фактурой  понимают  характер,  совокупность  средств  музыкального  изложения,  склад,  тип  взаимоотношений различных  голосов  музыкальной  ткани:  гармоническая  (аккордовая),  в  которой  голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая,  в  которой  каждый  голос  самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

  • Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви.
  • Какие ассоциации  вызывают  у  вас  пропорции  этих  архитектурных  сооружений?
  • Послушайте  звучание  разных  колоколов  и  сопоставьте  их  ритмические формулы.  Как  изменение  ритма  влияет  на  эмоциональный  строй  колокольных  звонов?

6. Закрепление пройденного материала

ТЕСТ:

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь?

                       Квадрат, треугольник, круг, амёба        

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие из геометрических фигур более устойчивы, статичны, а какие — неустойчивы, динамичны?

(квадрат, прямоугольник — треугольник, круг)

  5. Какие линии более статичны, какие — динамичны?

(прямые, горизонтальные — ломаные или волнистые, наклонные, диагональные)

6. Какие музыкальные формы ты знаешь?

         Двухчастная, трехчастная, рондо, вариации, сюита, сонатная, куплетная

7. Кто автор картин:

     1) Иван Яковлевич Билибин

     2) Альберто Джакометти        

     3) Александр Александрович Дейнека

8. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

9. Что такое фактура произведения?

        Обработка, строение

10. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов?

                устремленность к небу, эмоциональный порыв души человека

11. Назови этот собор

                 Реймский собор во Франции

12. Какой это монастырь и где он находится?

              Новодевичий монастырь в Москве

7. Итог  урока. Рефлексия

  • Что запомнилось?
  • Что понравилось?

Спасибо за урок! Вы - молодцы! (оценивает работы)

8 Домашнее задание

Художественно-творческие задания
>Создайте  в  технике  аппликации  (или  на  компьютере)  несколько  уравновешенных  или  неуравновешенных  композиций,  используя  разные  по  характеру  элементы.

>Создайте  изобразительную  композицию,  которая    ассоциировалась  бы  с  одним  из  знакомых музыкальных  произведений.  Аргументируйте    особенности  реализации  своего  замысла.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

1. Читать стр. 112-113 (эл.вариант 110-111)

__________________________________________

1. Творчество Антонио Джакометти

               (слайды с названием скульптур)

2. Творчество А.А.Дейнеки

             (слайды с названием картин)

3. Иллюстрации И.Я.Билибина

             (слайды с названием сказок)

4. Создайте  в  технике  аппликации  (или  на  компьютере)  несколько  уравновешенных  или  неуравновешенных  композиций,  используя  разные  по  характеру  элементы.

5. Создайте  изобразительную  композицию,  которая    ассоциировалась  бы  с  одним  из  знакомых музыкальных  произведений.  Аргументируйте    особенности  реализации  своего  замысла.



Предварительный просмотр:

5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _________________

________________________________________

4. Назови этот собор _____________________

________________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

________________________________________

5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _________________

________________________________________

4. Назови этот собор _____________________

________________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

________________________________________

5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _________________

________________________________________

4. Назови этот собор _____________________

________________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

________________________________________

5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _________________

________________________________________

4. Назови этот собор _____________________

________________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

________________________________________

5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _________________

________________________________________

4. Назови этот собор _____________________

________________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

________________________________________

5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _________________

________________________________________

4. Назови этот собор _____________________

________________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

________________________________________


5. Ритм и фактура

1. Что отражает ритм в искусстве?

А) деятельность человека

Б) сумма приемов и средств

В) построение произведения

2. Что такое фактура произведения?

__________________________________________________________________________

3. Что передавали вытянутые пропорции средневековых соборов? _____________________________________

_____________________________________

4. Назови этот собор _____________________________________

_____________________________________

5. Какой это монастырь и где он находится?

__________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? ____________________

________________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

________________________________________________________________________________

5. Кто авторы данных картин?

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? ____________________

________________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

________________________________________________________________________________

5. Кто авторы данных картин?

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? ____________________

________________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

________________________________________________________________________________

5. Кто авторы данных картин?

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? ____________________

________________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

________________________________________________________________________________

5. Кто авторы данных картин?

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? ____________________

________________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

________________________________________________________________________________

5. Кто авторы данных картин?

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________

4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? ____________________

________________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

________________________________________________________________________________

5. Кто авторы данных картин?

1) ______________________________________

2) ______________________________________

3) ______________________________________


4. Форма

1. Что такое форма в искусстве?

А) сумма приемов и выразительных средств

Б) построение произведения        

В) мерность

2. Какие простые формы в изобразительном искусстве ты знаешь? _____________________________________

_____________________________________

3. Что символизирует форма круга?

А) борьбу, агрессивность

Б) романтичность, пессимизм

В) добро, счастье, жизнь

4. Какие музыкальные формы ты знаешь?

__________________________________________________________________________

5. Кто является авторами данных картин?

1) ___________________________________

2) ___________________________________

3) ___________________________________



Предварительный просмотр:

9.5.  Какими средствами воздействует искусство.

Ритм, фактура.

1.  В чем заключается значение ритма в искусстве? (отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием)

2. Как сложился ритм? (под влиянием шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания, бытовой речи, этапов работы)

3. Имеет ли значение ритм природы для искусства? (имеет; передает сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение волн, ритмические раскаты грома, движение поезда, мерный стук дождя и т.д.)

4. Что можно выразить с помощью ритма в произведениях искусства? (состояние покоя, безмятежности, величия, стабильности, суетливости, испуга и т.д.)

5. Что олицетворяли ритмы вытянутых европейских соборов? (устремленность к небу, эмоциональный порыв, строгость)

6. Какое ритмическое значение несли в себе ритмы древнерусских соборов? (объединение человека с природой)

7. Что понимают под фактурой в искусстве? (обработка, строение)

Что является фактурой в изобразительном искусстве? (характер обработки поверхности изделия, способ передачи особенностей предметов, совокупность технических приемов художника: наложение красок, удары резца, полировка и т.д.)

8. Что является фактурой в музыкальном искусстве? (характер, совокупность средств, склад, тип взаимоотношений различных голосов)

9. Какие типы взаимоотношений голосов имеет фактура в музыке? (полифоническая, гармоническая, гомофонно-гармоническая)

10. Определи по звучанию, к какой фактуре относятся следующие музыкальные произведения. (1. Полифоническая; 2. Гомофонно-гармоническая; 3. Гармоническая)



Предварительный просмотр:

9.4.  Какими средствами воздействует искусство. Форма.

1. Что такое форма в искусстве? (сумма приемов, выразительных и изобразительных средств)

2. Что означает форма в изобразительном искусстве? (это очертание, наружный вид, контур предмета)

3. Назови самые простые формы в изобразительном искусстве. (квадрат, круг, треугольник, «амёба»)

4. Какую смысловую нагрузку несет квадрат? (законченная устойчивая форма; выражает утверждающие образы, статичность без движения и полета)

5. Какую смысловую нагрузку несет треугольник? (активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма; возможность движения, борьба противоположностей, иногда агрессия)

6. Какую смысловую нагрузку имеет круг? (яркое выражение идеи природы (Земля, Солнце, мироздание); ассоциируется с добром, счастьем, с жизнью)

7. Какую смысловую нагрузку несет форма амебы? (неустойчивый характер, романтичность, меланхоличность, пессимизм)

8. Может ли линия иметь свою форму? (да, она тоже выражает образ)

9. Какие линии могут формировать различные образы? (стремительные, тягучие, плавные, угловатые, целенаправленные, хаотичные)

10. Какие формы могут существовать для усиления образа? (стилизованные или трансформированные)

11. Что означает «стилизованные формы»? (представить предметы, фигуры в условно упрощенной форме)

12. В каких областях искусства применяются такие формы? (на плакатах, в книжной графике, в мультипликации)

13. Что означает форма в музыке? (организация музыки в целом;  способы развития музыкального материала)

14. На каких принципах основаны формы в музыке? (повтор и контраст)

15. Какие музыкальные формы ты знаешь? (куплетная, одночастная, двухчастная, трехчастная, вариации, рондо, сонатная)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какими средствами воздействует искусство?

Презетация к уроку искусства. 9 класс...

Дар предвосхищения в искусстве и литературе.Какие знания дает искусство.

Презентация к уроку искусства для 9 классса:"Дар предвосхищения в искусстве и литературе.Какие знания дает искусство"....

Урок искусства в 9 классе по теме: "Какими средствами воздействует искусство?"

Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме "Какими средствами воздействует искусство?"...

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс...

Какими средствами воздействует искусство ч.1

Тип урока: комбинированныйЦель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале ...