Какими средствами воздействует искусство?
презентация к уроку по мхк (9 класс) по теме
Презетация к уроку искусства. 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo_1.pptx | 2.43 МБ |
kakimi_sredstvami_vozdeystvuet_iskusstvo_2.pptx | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средства художественной выразительности композиция форма ритм пропорции фактура цвет тон интонация
Композиция — это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Композиция, построенная по законам искусства, придает произведению целостность и гармоничность.
П. Сезанн. Натюрморт с белым кувшином К. Петров-Водкин. Яблоки
С. Боттичелли. Весна
А. Венецианов. Спящий пастушок
Композиция Восприятие произведения во многом зависит от его композиции. В художественной деятельности процесс создания произведения можно назвать сочинением композиции. Композиционное начало, подобно стволу дерева, органически связывает корни и ветви изобразительной формы, соподчиняет ее элементы друг другу и целому. Изображать – значит устанавливать отношения между частями, связывать их в единое целое и обобщать.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» – классический пример композиции, где главное сильно сдвинуто от центра для наиболее точного раскрытия основной идеи произведения. Сюжет картины Рембрандта навеян евангельской притчей. На пороге родного дома встретились отец и сын, который вернулся после скитаний по свету.
Рембрандт «Возвращение блудного сына» Слепой отец положил руки на плечи сына в знак прощения. В этом жесте – вся мудрость жизни, боль и тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нем наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, который с древних времен использовали художники, чтобы добиться наибольшей выразительности своих творений.
Золотое сечение Правило золотого сечения (одной трети): наиболее важный элемент изображения располагается в соответствии с пропорцией золотого сечения, то есть примерно на расстоянии 1/3 от целого.
Симметричная композиция Художники разных эпох использовали симметричное построение картины. Симметричными были многие древние мозаики. Живописцы эпохи Возрождения часто строили свои композиции по законам симметрии. Такое построение позволяет достигнуть впечатления покоя, величественности, особой торжественности и значимости событий. РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна
Симметричная композиция Симметрия в искусстве основана на реальной действительности, изобилующей симметрично устроенными формами. Например, симметрично устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое другое. В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри
Симметричная композиция В симметричной композиции люди или предметы расположены почти зеркально по отношению к центральной оси картины. Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан
Ф. Ходлер Озеро Тан Симметричные композиции – статичные (устойчивые), левая и правая половины уравновешены
Противоположным симметрии методом построения и организации пространства является – асимметрия. В отличии от симметричной композиции, в асимметричной композиции необходимо достичь зрительного равновесия. Асимметричная композиция более гибка по сравнению с симметричной, она дает возможность неповторимого сочетания элементов и поэтому всегда индивидуальна . Ассиметричная композиция Э.Дега «Прима – балерина»
Классический пример асимметрии в архитектуре – Аудиторио-де-Тенерифе Аудиторио-де-Тенерифе — одно из самых известных и узнаваемых зданий в Испании, символ города Санта-Крус-де-Тенерифе. Опера считается одним из самых значительных произведений современной архитектуры. Построена в 2003 году. Работа Сантьяго Калатравы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Средства художественной выразительности композиция форма ритм пропорции фактура цвет тон интонация
Форма Форма представляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.
Форма В изобразительном искусстве форма — это очертание, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе». Каждая форма имеет свой характер.
Форма Квадрат — законченная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — несет в себе возможность движения, выражает борьбу противоположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мироздания), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчивый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхолией, пессимизмом.
Форма И. ВИШНЯКОВ. Портрет Ксении Тишининой
Форма П. РУБЕНС. Снятие с креста
Форма Н. ПУССЕН. Аркадские пастухи
Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»
Рафаэль Санти «Мадонна с гвоздикой»
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
Э.Дега «Голубые танцовщицы»
Стилизованные и трансформированные формы Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформированными . В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы используются в плакатной и книжной графике и в мультипликации, а также в современной скульптуре.
А. Джакометти. Паук А. Джакометти. Кошка
Кадр из мультфильма «Винни Пух» И. Билибин. Пир
Альберто Джакометти (1901-1966) Швейцарский скульптор, живописец и график. Его скульптура «Собака» 1951 года передает одиночество и потерянность.
Рука 1947 г. Альберто Джакометти Бронза
Находясь в постоянном поиске, мастер в феврале 1946 года обратил внимание на дорожный знак с изображением человека. Это впечатление подвигло его на разработку собственного стиля с характерными, очень тонкими, вытянутыми фигурами. Он "упраздняет объем", уплощает свои фигуры до тонкости лезвий. Его сквозные конструкции появляются как протест против традиционного языка скульптуры, с его подчеркнутой осязаемостью и весомостью. Колесница 1950 г.
Форма в музыке В музыке под формой подразумеваются организация музыкального целого, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, например: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст . Различают двух- частные и трехчастные музыкальные формы, вариации, рондо, сонатная форма и др.
Ритм Ритм отражает связь природы, человека и его деятельности с мирозданием. Слово ритм означает «мерность». Ритм сложился под влиянием деятельности человека: шага, танца, заклинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов работы. Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого организма, пение птиц, движение морских волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма можно выразить состояния покоя и безмятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.
Фактура от лат. factura — обработка, строение. В изобразительном искусстве фактура — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка. В музыке под фактурой понимают характер, совокупность средств музыкального изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гармоническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоническая, в которой каждый голос самостоятелен.
Руины древнегреческого храма Реймский собор. Франция
Новодевичий монастырь в Москве Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?
Фра Филиппо Липпи. Портрет женщины и мужчины, 1460-е Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Домашнее задание Художественно-творческие задания Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или неуравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.
Источники Сергеева Г. П., Искусство. 8—9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. — М.: Просвещение, 2011 Сокольникова Н.М. Основы композиции/ http://www.tinlib.ru/kulturologija/osnovy_kompozicii_uchebnik_dlja_uch_5_8_kl/p1.php
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные информационно-коммуникативные технологии как средство воздействия на качество иноязычного образования»
Материал содержит краткие рекомендации возможности использования ИКТ на уроках английского языка в старшем звене....
Какими средствами воздействует искусство?
Урок искусства в 9 классе....
Урок искусства в 9 классе по теме: "Какими средствами воздействует искусство?"
Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме "Какими средствами воздействует искусство?"...
План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс
План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс...
Какими средствами воздействует искусство ч.1
Тип урока: комбинированныйЦель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале ...
Какими средствами воздействует искусство ч.2
Тип урока: комбинированныйЦели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательн...
Каким средством воздействует искусство на человека?
для работы учителю...