Какими средствами воздействует искусство ч.1
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Насонова Людмила Александровна

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.32 КБ
Microsoft Office document icon Домашнее задание24.5 КБ
Файл Вопросы по теме12.91 КБ
Файл Тест12 КБ
Microsoft Office document icon rasskaz_posledniy_list.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок №4

Тема урока: «Какими средствами воздействует искусство»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству и формирование метапредметных умений и личностных компетенций на художественном материале данного урока.

Задачи урока:

Образовательные:

  • организовать деятельность учащихся по систематизации знаний в рамках темы: «Какими средствами воздействует искусство»; расширить знания о мастерах изобразительного искусства и их произведениях; продолжить на новом уровне знакомство с понятием «композиция», типы композиций (вертикальная; горизонтальная; диагональная композиция), коллаж;
  • обеспечить применение учащимися знаний, умений и способов действий при изготовлении поздравительной открытки.

Развивающие: создать условия для развития у учащихся метапредметных умений и ключевых компетенций.

Воспитательные:

  • содействовать осознанию учащимися:
  • ценности искусства, его воздействия на человека;
  • ценности совместной деятельности для достижения результата.

Предварительная подготовка.

Дети заранее (дома) знакомятся с рассказом О' Генри «Последний лист».    

Учитель  для теоретической части урока  подбирает необходимые картины, составляет презентацию, выбирает музыкальное сопровождение.

Художественный материал к уроку

Живопись: Б.Люблен «Ужин», К. Васильев «Лесная готика», К. Петров-Водкин «Натюрморт со скрипкой», А.Альтдорфер «Битва Александра Великого», К.Писсаро «Понтуаз», П.Клее «Героическая игра на скрипке», К. Васильев «Северный орел», Э.Мунк «Голос», Э.Мане «Железная дорога», В.Суриков «Боярыня Морозова».

Литература: О.Генри. «Последний лист».

Музыка: концерт А. Вивальди «Времена года. Весна».

 

Ход урока:

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
  3. Отмечание отсутствующих.
  4. Введение в тему.

Мы продолжаем знакомство с разделом «Воздействующая сила искусства».

Видеоролик «Воздействующая сила искусства»

Запись в тетрадь: Тема урока: «Какими средствами воздействует на человека искусство».

Сегодня нам придется по путешествовать по виртуальному музею.

Чтобы не потеряться и не заблудиться в мире искусства, вы в  тестовых заданиях,  нарисуйте таблицу - это будет наш маршрутный лист.

автор

Название произведения

композиция

К нашему уроку я подготовила 2 эпиграфа. Один - эпиграф – символ: обратите внимание на экран: ветка с единственным листочком.

  • Что я хочу вам напомнить? отвечают

Впишите в свою таблицу автора и название произведения. (О.Генри –  настоящая фамилия и имя - Уильям Сидни Портер «Последний лист»).

  • Все прочитали?
  • Надо ли напомнить сюжет? (если кто-то забыл - напомнить).

Уильям Сидни Портер прожил трудную жизнь. Он знал цену доброте, милосердию и верил, что любой человек имеет право на простое человеческое счастье.

  • Чему хотел нас научить автор этим произведением?

Микровывод: произведение литературы, созданное почти сто лет назад вызвало у нас те же чувства, что и у своих современников. Мы грустили и радовались вместе с героями. Возможно, стали чуть внимательнее друг к другу, мягче.  Это – воздействующая сила искусства, литературы.

Второй эпиграф из произведения, которое также многим знакомо:

«Искусство должно идти к мысли через чувства. Оно призвано тревожить человека, заставлять болеть чужими горестями, любить и ненавидеть». 
       
Б. Васильев «Завтра была война»

  • Прав ли автор? Кто согласен с его мнением? Почему?
  • Кто не согласен, хочет возразить? Почему?

            Обобщение ответов.

Микровывод: Наука бесстрастна. Никакая математическая формула не научит нас любить, не расскажет что такое дружба… Только искусство будит чувства, делает нас людьми, с помощью специфических средств выразительности.

5. Разработка темы

Вы уже знаете, что у каждого искусства свои средства воздействия на человека.

Но есть и общие.

Запись в тетради: К общим средствам художественной выразительности относятся: композиция, форма, ритм, пропорция, фактура, тон и др. Их роль в искусстве:  они  могут  существенно усилить  воздействие  художественного произведения,  повлиять  на  отношение  человека,  вызвать  определенные образы,  ассоциации,  воспоминания.

Сегодня в центре нашего внимания понятие композиция.

Запись в тетради: Композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением.

Композиционное равновесие  зависит  от расположения основных  частей  произведения.  Композиция,  построенная  по  законам  искусства, придает произведению целостность  и  гармоничность. 

  • Как же художники композиционно  выстраивают свои произведения?

Запись в тетради Они: 

  • акцентируют  внимание  на  определенных предметах,  
  • подчеркивают их  значимость  в  сюжете  картины,
  • преднамеренно  переключает  внимание  зрителя  с  одной  части  картины на  другую,  вызывая  в  его  душе  определенные переживания, в последовательности,  желательной  для  понимания  содержания  произведения. 

Давайте посмотрим видеофрагмент о композиции:

Видеоролик «Основы композиции в живописи и в рисунке» (6.20мин)

Запись в тетради: В изобразительном искусстве композиция определяется расположение предметов в пространстве или на плоскости.

        В музыке, литературе, кино и театре – во времени и в развитии.

Запись в тетради: В изобразительном искусстве различают вертикальную, горизонтальную и диагональную композиции. Каждая по-разному воздействует на зрителя.

(все картины записываем)

Запись в тетради: Вертикальная композиция (слайд)

Запись в тетради: Горизонтальная композиция (слайд)

Запись в тетради: Диагональная композиция (слайд)

Виды композиции в картинах:

    (Заполнение таблицы по картинам самостоятельно)

  • К.Петров-Водкин «Яблоки» - горизонтальная композиция
  • В. Тропинин «За прошивками» - вертикальная композиция
  • П.Сезан «Натюрморт с кувшином и фруктами» - вертикальная композиция
  • В.Серов «Похищения Европы» - диагональная композиция
  • А.Дайнека «На катке» - диагональная

Давайте подробнее остановимся на  знаменитой  картине  Сандро Боттичелли  (1445—1510)  «Весна».

Справа,  легко  скользя  по  цветущему лугу  в  прозрачных,  легких  одеждах, рассыпает  цветы  сама  Весна.  Преследуемая  Зефиром Флора  словно ищет  у нее  защиты. 

В  центре  под  аркой  ветвей  стоит  Венера.  Ее  жест  указывает на  трех  граций,  причудливо  сплетающих в хороводе руки.

Слева тянется  за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не  замечают  друг друга, фигуры существуют  независимо  друг  от  друга.

Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие,  гибкие  тела.  Ясные  и  в  то  же время  тягуче-нежные  линии  создают ощущение  зачарованности.  На  всех лицах  лежит  тень  невысказанной грусти. Фигуры  как  будто  двигаются  с бесшумной  легкостью.  Их  объединяет общий  ритм. 

  • К какому виду композиции отнесем эту картину? вертикальная

Давайте послушаем о этой картине:

Видеоролик «Сандро Боттичелли Весна» (2.00 мин)

А теперь, сопоставим  особенности  композиции  этого  живописного  полотна  с особенностями  построения  (формой) музыкального  произведения  с  тем  же названием.
        «Весна»  —  первый  концерт  в  цикле  концертов  «Времена года»  Антонио Вивальди (1678–1741)  —  наиболее  популярном  сочинении  итальянского  композитора  в  стиле  барокко. 

Концерты  этого  цикла  —  программная  музыка,  так  как каждому  из  концертов  композитор  предпослал  сонет.  Предполагается,  что  автором  стихов  является  сам  Вивальди. Музыка  точно  следует  за  образами  стихов.  Сонеты  настолько  соответствуют  музыкальной  форме  концертов,  что невольно  возникает  подозрение,  не  сочинены  ли  они  к  уже написанной  музыке. 

Первая часть концерта  «Весна  грядет!» открывается необычайно  радостным  мотивом,  иллюстрирующим  ликование, вызванное  приходом  весны,  — играет  весь  оркестр  (tutti). Этот  мотив  является  своего  рода  рефреном,  что  придает  музыке  форму,  похожую  на  рондо. 

                                                      

                                              Весна  грядет!  И  радостною  песней
                                                        Полна  природа.  Солнце  и  
тепло,
                                                        Журчат  ручьи.  И  праздничные  вести
                                                        Зефир  разносит,  точно  волшебство.
                                                        Вдруг  набегают  бархатные  тучи,
                                                        Как  благовест,  звучит  небесный  гром.

                                                        Но  быстро  иссякает  вихрь  могучий, 
                                                        И щебет  вновь  плывет  в  пространстве  голубом.
                                           
Слушаем Вивальди «Весна» 1 часть

Вторая часть —  «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию,  очень  тихое  (pp)  звучание  всех  скрипок  оркестра в  мягком  пунктирном  ритме  изображает шелест листвы, а  голоса альтов — лай собаки,  «охраняющей»  сон  хозяина.
                                                        Цветов  дыханье, шелест  трав,
                                                        Полна  природа  грез.
                                                        Спит  пастушок,  за  день  устав,
                                                        И  тявкает  чуть  слышно  пес.
                                           
Слушаем Вивальди «Весна» 2  часть


Третья  часть  («Танец-пастораль»)  полна  
энергии  и  жизнерадостности.  Ритм этой  части  напоминает  поступь  старинного итальянского  танца  сицилианы,  его особый  признак  —  повторяющаяся  ритмическая  фигура 
                                                        Пастушеской  волынки  звук
                                                        Разносится,  гудящий  над  лугами, 
                                                        И  нимф  танцующих  волшебный  
круг
                                                        Весны  расцвечен  дивными  лучами.
                                           
Слушаем Вивальди «Весна» 3  часть


ВОПРОСЫ ПО ПРОСЛУШАННОМУ:

  • Какими  средствами композитор  создает  образ  весны?  Темпом, тембром, динамикой, регистром, ладом, интонацией
  • Какая музыка по характеру? Светлая, радостная, весенняя……
  • В каких эпизодах вы услышали пение птиц? В 1 части
  • Каковы  особенности  построения  первой  части  концерта?  Форма рондо
  • Почему  композитор  избрал  форму  рондо? Что это за форма? Движения по кругу.
  • Появлению, каких  зрительных образов  весны помогает противопоставление музыкальных  тем?
  • Какой принцип  построения    музыки  играет  ведущую  роль —  повтор  или  контраст?  А  в  картине  Боттичелли? В музыке повтор, а в картине это контраст
  • Какую  роль  играет  сопоставление  звучания  скрипки  соло  и  всего  оркестра  в  концерте  Вивальди? Можно  ли  найти  в  картине  Боттичелли  аналогии  этому  музыкальному  сопоставлению  соло  и  оркестра?  Скрипка-это Весна, а остальное явление природы пробуждение всего, и в картине тоже главное Весна на картине – это скрипка соло, и оркестр это все другие персонажи картины.

6. Закрепление темы:

Ну, что ж, наше виртуальное путешествие по музею закончилось и мы с вами возвращаемся домой.

  • Что понравилось на уроке?
  • Стал ли ты хоть немного ближе к искусству?

 ТЕСТ:    

 1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи?

                     Вертикальная, горизонтальная, диагональная

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор?

                         Алексей Гаврилович Венецианов. Спящий пастушок

5. Как называется музыкальное произведение, которое мы послушали на уроке  и кто её автор?

Концерт «Времена года» Антонио Вивальди: ч1, ч2, ч3.

       

     7. Итог урока.

Спасибо за урок! Вы - молодцы!

 В заключении я желаю, чтобы в жизни каждого из вас встретился такой человек, который, рискуя собой, способен будет, образно говоря, нарисовать «последний лист», чтобы спасти Вас. Но еще больше мне хочется, чтобы Вы сами смогли так поступить.

И пусть всегда с вами рядом будет ИСКУССТВО.

         

8 Домашнее задание: (на слайде)



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

  1. Конспект учебника стр. 106-109      

                             (обязательно)

_______________________________

  1. Итальянский художник Сандро Боттичелли     (презентация)
  2. Вивальди. Весна

(картины природы под музыку Вивальди) (фильм или слайды)

  1. Создайте открытку с диагональной композицией
  2. Создайте открытку с горизонтальной композицией
  3. Создайте открытку с вертикальной композицией

На тему «Мой день»



Предварительный просмотр:

9.4.  Какими средствами воздействует искусство. Композиция.

1. Какие общие средства художественной выразительности ты знаешь? (композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др.)

2. Какую роль они играют в искусстве? (могут существенно усилить воздействие художественного произведения; повлиять на отношение человека; вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания)

3. Что такое композиция? (это построение художественного произведения, зависит от  содержания, характера, назначения)

4. Как ты понимаешь «композиционное равновесие»? (оно зависит от расположения основных частей произведения; оно придает произведению целостность и гармоничность)

5. Как художники композиционно выстраивают свои произведения? (акцентируют внимание на определенных предметах; подчеркивают их значимость в сюжете картины; переключают внимание зрителя с одной части картины на другую; вызывают в душе определенные переживания в желаемой последовательности для полного понимания содержания произведения)

6. Расскажи, как выстроил композицию итальянский художник Сандро Ботичелли в картине «Весна»? (справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Преследуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой ветвей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетающих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как

будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга)

7. Расскажи, как выстроил композицию итальянский композитор Антонио Вивальди в концерте «Весна» из цикла «Времена года»? (в концерте 3 части; к каждой части композитор написал сонет; музыка точно следует за образом стихов; I часть – «Весна грядет!» открывается радостным мотивом, передающим ликование;  II часть – «Сон крестьянина» - мягкий пунктирный ритм у скрипки будто шелест листвы, а голоса альтов можно сравнить с лаем собаки, охраняющей сон хозяина; III часть – «Танец-пастораль» - энергичная, жизнерадостная, напоминает поступь старинного танца сицилианы)

8. Сопоставь особенности композиции картины «Весна» С.Ботичелли с музыкальной композицией концерта «Весна» А.Вивальди. (образ Весны на картине – I часть концерта; образ Венеры – II часть концерта; образ трех граций – III часть концерта)



Предварительный просмотр:

3. Композиция

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи? ______________________________

________________________________________

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

________________________________________

3. Композиция

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи? ______________________________

________________________________________

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

________________________________________

3. Композиция

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи? ______________________________

________________________________________

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

________________________________________

3. Композиция

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи? ______________________________

________________________________________

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

________________________________________

3. Композиция

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи? ______________________________

________________________________________

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

________________________________________

3. Композиция

1. Что такое композиция в искусстве?

А) сумма приёмов                

Б) обработка произведения

В) построение

2. Какие виды композиции различают в живописи? ______________________________

________________________________________

3. Под каким номером находится картина «Весна» Сандро Ботичелли?

        1   -   2   -   3   -   4   -   5

4. Как называется данная картина и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Как называется данная музыка и кто её автор? _________________________________

___________________________________





Предварительный просмотр:

Последний лист

О. Генри

1907

Краткое содержание рассказа

Две молодые художницы, Сью и Джонси, снимают квартирку на верхнем этаже дома в нью-йоркском квартале Гринвич-Виллидж, где издавна селятся люди искусства. В ноябре Джонси заболевает пневмонией. Вердикт врача неутешителен: «У неё один шанс из десяти. И то, если она сама захочет жить». Но Джонси как раз потеряла интерес к жизни. Она лежит в постели, смотрит в окно и считает, сколько листьев осталось на старом плюще, который обвил своими побегами стену напротив. Джонси убеждена: когда упадёт последний лист, она умрёт.

Сью рассказывает о мрачных мыслях подруги старому художнику Берману, который живёт внизу. Он давно собирается создать шедевр, но пока у него что-то не клеится. Услышав про Джонси, старик Берман страшно расстроился и не захотел позировать Сью, писавшей с него золотоискателя-отшельника.

На следующее утро оказывается, что на плюще остался один-единственный лист. Джонси следит за тем, как он сопротивляется порывам ветра. Стемнело, пошёл дождь, ещё сильнее задул ветер, и Джонси не сомневается, что наутро она уже не увидит этот лист. Но она ошибается: к её великому удивлению, лист-храбрец продолжает сражаться с ненастьем. Это производит на Джонси сильное впечатление. Ей становится стыдно своего малодушия, и она обретает желание жить. Посетивший её доктор отмечает улучшение. По его мнению, шансы выжить и умереть уже равны. Он добавляет, что сосед снизу тоже подхватил воспаление лёгких, но у бедняги шансов на выздоровление нет. Ещё через день доктор заявляет, что теперь жизнь Джонси вне опасности. Вечером Сью сообщает подруге грустную весть: в больнице скончался старик Берман. Он простудился в ту ненастную ночь, когда плющ потерял последний лист и художник нарисовал новый и под проливным дождём и ледяным ветром прикрепил его к ветке. Берман все-таки создал свой шедевр.

О'ГЕНРИ

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

(из сборника "Горящий светильник" 1907 г.)

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера улицы перепутались и переломались в короткие полоски, именуемые проездами. Эти проезды образуют странные углы и кривые линии. Одна улица там даже пересекает самое себя раза два. Некоему художнику удалось открыть весьма ценное свойство этой улицы. Предположим, сборщик из магазина со счетом за краски, бумагу и холст повстречает там самого себя, идущего восвояси, не получив ни единого цента по счету!

И вот люди искусства набрели на своеобразный квартал Гринич-Виллидж в поисках окон, выходящих на север, кровель ХVIII столетия, голландских мансард и дешевой квартирной платы. Затем они перевезли туда с Шестой авеню несколько оловянных кружек и одну-две жаровни и основали "колонию".

Студия Сью и Джонси помещалась наверху трехэтажного кирпичного дома. Джонси - уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии. Они познакомились за табльдотом одного ресторанчика на Вольмой улице и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате и возникла общая студия.

Это было в мае. В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами. По Восточной стороне этот душегуб шагал смело, поражая десятки жертв, но здесь, в лабиринте узких, поросших мохом переулков, он плелся нога за нагу.

Господина Пневмонию никак нельзя было назвать галантным старым джентльменом. Миниатюрная девушка, малокровная от калифорнийских зефиров, едва ли могла считаться достойным противником для дюжего старого тупицы с красными кулачищами и одышкой. Однако он свалил ее с ног, и Джонси лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя сквозь мелкий переплет голландского окна на глухую стену соседнего кирпичного дома.

Однажды утром озабоченный доктор одним движением косматых седых бровей вызвал Сью в коридор.

- У нее один шанс... ну, скажем, против десяти, - сказал он, стряхивая ртуть в термометре. - И то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика. Ваша маленькая барышня решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает?

- Ей... ей хотелось написать красками Неаполитанский залив.

- Красками? Чепуха! Нет ли у нее на душе чего-нибудь такого, о чем действительно стоило бы думать, например, мужчины?

- Мужчины? - переспросила Сью, и ее голос зазвучал резко, как губная гармоника. - Неужели мужчина стоит... Да нет, доктор, ничего подобного нет.

- Ну, тогда она просто ослабла, - решил доктор. - Я сделаю все, что буду в силах сделать как представитель науки. Но когда мой поциент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств. Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти, вместо одного из десяти.

После того как доктор ушел, Сью выбежала в мастерскую и плакала в японскую бумажную салфеточку до тех пор, пока та не размокла окончательно. Потом она храбро вошла в комнату Джонси с чертежной доской, насвистывая рэгтайм.

Джонси лежала, повернувшись лицом к окну, едва заметная под одеялами. Сью перестала насвистывать, думая, что Джонси уснула.

Она пристроила доску и начала рисунок тушью к журнальному рассказу. Для молодых художников путь в Искусство бывает вымощен иллюстрациями к журнальным рассказам, которыми молодые авторы мостят себе путь в Литературу.

Набрасывая для рассказа фигуру ковбоя из Айдахо в элегантных бриджах и с моноклем в глазу, Сью услышала тихий шепот, повторившийся несколько раз. Она торопливо подошла к кровати. Глаза Джонси были широко открыты. Она смотрела в окно и считала - считала в обратном порядке.

- Двенадцать, - произнесла она, и немного погодя: - одиннадцать, - а потом: - "десять" и "девять", а потом: - "восемь" и "семь" - почти одновременно.

Сью посмотрела в окно. Что там было считать? Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. Старый-старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплел до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.

- Что там такое, милая? - спросила Сью.

- Шесть, - едва слышно ответила Джонси. - Теперь они облетают гораздо быстрее. Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и еще один полетел. Теперь осталось только пять.

- Чего пять, милая? Скажи своей Сьюди.

- ЛистьевЮ На плюще. Когда упадет последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе?

- Первый раз слышу такую глупость! - с великолепным презрением отпарировала Сью. - Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься? А ты еще так любила этот плющ, гадкая девочка! Не будь глупышкой. Да ведь еще сегодня доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь... позволь, как же это он сказал?.. что у тебя десять шансов против одного. А ведь это не меньше, чем у каждого из нас здесь в Нью-Йорке, когда едешь в трамвае или идешь мимо нового дома. Попробуй съесть немножко бульона и дай твоей Сьюди закончить рисунок, чтобы она могла сбыть его редактору и купить вина для своей больной девочки и свиных котлет для себя.

- Вина тебе покупать больше не надо, - отвечала Джонси, пристально глядя в окно. - Вот и еще один полетел. Нет, бульона я не хочу. Значит, остается всего четыре. Я хочу видеть, как упадет последний лист. Тогда умру и я.

- Джонси, милая, - сказала Сью, наклоняясь над ней, - обещаешь ты мне не открывать глаз и не глядеть в окно, пока я не кончу работать? Я должна сдать иллюстрацию завтра. Мне нужен свет, а то я спустила бы штору.

- Разве ты не можешь рисовать в другой комнате? - холодно спросила Джонси.

- Мне бы хотелось посидеть с тобой, - сказала Сью. - А кроме того, я не желаю, чтобы ты глядела на эти дурацкие листья.

- Скажи мне, когда кончишь, - закрывая глаза, произнесла Джонси, бледная и неподвижная, как поверженная статуя, - потому что мне хочется видеть, как упадет последний лист. Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит, - лететь, лететь все ниже и ниже, как один из этих бедных, усталых листьев.

- Постарайся уснуть, - сказала Сью. - Мне надо позвать Бермана, я хочу писать с него золотоискателя-отшельника. Я самое большее на минутку. Смотри же, не шевелись, пока я не приду.

Старик Берман был художник, который жил в нижнем этаже под их студией. Ему было уже за шестьдесят, и борода, вся в завитках, как у Моисея Микеланджело, спускалась у него с головы сатира на тело гнома. В искусстве Берман был неудачником. Он все собирался написать шедевр, но даже и не начал его. Уже несколько лет он не писал ничего, кроме вывесок, реклам и тому подобной мазни ради куска хлеба. Он зарабатывал кое-что, позируя молодым художникам, которым профессионалы-натурщики оказывались не по карману. Он пил запоем, но все еще говорил о своем будущем шедевре. А в остальном это был злющий старикашка, который издевался над всякой сентиментальностью и смотрел на себя, как на сторожевого пса, специально приставленного для охраны двух молодых художниц.

Сью застала Бермана, сильно пахнущего можжевеловыми ягодами, в его полутемной каморке нижнего этажа. В одном углу двадцать пять лет стояло на мольберте нетронутое полотно, готовое принять первые штрихи шедевра. Сью рассказала старику про фантазию Джонси и про свои опасения насчет того, как бы она, легкая и хрупкая, как лист, не улетела от них, когда ослабнет ее непрочная связь с миром. Старик Берман, чьи красные глада очень заметно слезились, раскричался, насмехаясь над такими идиотскими фантазиями.

- Что! - кричал он. - Возможна ли такая глупость - умирать оттого, что листья падают с проклятого плюща! Первый раз слышу. Нет, не желаю позировать для вашего идиота-отшельника. Как вы позволяете ей забивать голову такой чепухой? Ах, бедная маленькая мисс Джонси!

- Она очень больна и слаба, - сказала Сью, - и от лихорадки ей приходят в голову разные болезненные фантазии. Очень хорошо, мистер Берман, - если вы не хотите мне позировать, то и не надо. А я все-таки думаю, что вы противный старик... противный старый болтунишка.

- Вот настоящая женщина! - закричал Берман. - Кто сказал, что я не хочу позировать? Идем. Я иду с вами. Полчаса я говорю, что хочу позировать. Боже мой! Здесь совсем не место болеть такой хорошей девушке, как мисс Джонси. Когда-нибудь я напишу шедевр, и мы все уедем отсюда. Да, да!

Джонси дремала, когда они поднялись наверх. Сью спустила штору до самого подоконника и сделала Берману знак пройти в другую комнату. Там они подошли к окну и со страхом посмотрели на старый плющ. Потом переглянулись, не говоря ни слова. Шел холодный, упорный дождь пополам со снегом. Берман в старой синей рубашке уселся в позе золотоискателя-отшельника на перевернутый чайник вместо скалы.

На другое утро Сью, проснувшись после короткого сна, увидела, что Джонси не сводит тусклых, широко раскрытых глаз со спущенной зеленой шторы.

- Подними ее, я хочу посмотреть, - шепотом скомандовала Джонси.

Сью устало повиновалась.

И что же? После проливного дождя и резких порывов ветра, не унимавшихся всю ночь, на кирпичной стене еще виднелся один лист плюща последний! Все еще темнозеленый у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада, он храбро держался на ветке в двадцати футах над землей.

- Это последний, - сказала Джонси. - Я думала, что он непременно упадет ночью. Я слышала ветер. Он упадет сегодня, тогда умру и я.

- Да бог с тобой! - сказала Сью, склоняясь усталой головой к подушке. - Подумай хоть обо мне, если не хочешь думать о себе! Что будет со мной?

Но Джонси не отвечала. Душа, готовясь отправиться в таинственный, далекий путь, становится чуждой всему на свете. Болезненная фантазия завладевала Джонси все сильнее, по мере того как одна за другой рвались все нити, связывавшие ее с жизнью и людьми.

День прошел, и даже в сумерки они видели, что одинокий лист плюща держится на своем стебельке на фоне кирпичной стены. А потом, с наступлением темноты, опять поднялся северный ветер, и дождь беспрерывно стучал в окна, скатываясь с низкой голландской кровли.

Как только рассвело, беспощадная Джонси велела снова поднять штору.

Лист плюща все еще оставался на месте.

Джонси долго лежала, глядя на него. Потом позвала Сью, которая разогревала для нее куриный бульон на газовой горелке.

- Я была скверной девчонкой, Сьюди, - сказала Джонси. - Должно быть, этот последний лист остался на ветке для того, чтобы показать мне, какая я была гадкая. Грешно желать себе смерти. Теперь ты можешь дать мне немного бульона, а потом молока с портвейном... Хотя нет: принеси мне сначала зеркальце, а потом обложи меня подушками, и я буду сидеть и смотреть, как ты стряпаешь.

Часом позже она сказала:

- Сьюди, надеюсь когда-нибудь написать красками Неаполитанский залив.

Днем пришел доктор, и Сью под каким-то предлогом вышла за ним в прихожую.

- Шансы равные, - сказал доктор, пожимая худенькую, дрожащую руку Сью. - При хорошем уходе вы одержите победу. А теперь я должен навестить еще одного больного, внизу. Его фамилия Берман. Кажется, он художник. Тоже воспаление легких. Он уже старик и очень слаб, а форма болезни тяжелая. Надежды нет никакой, но сегодня его отправят в больницу, там ему будет покойнее.

На другой день доктор сказал Сью:

- Она вне опасности. Вы победили. Теперь питание и уход - и больше ничего не нужно.

В тот же вечер Сью подошла к кровати, где лежала Джонси, с удовольствием довязывая яркосиний, совершенно бесполезный шарф, и обняла ее одной рукой - вместе с подушкой.

- Мне надо кое-что сказать тебе, белая мышка, - начала она. - Мистер Берман умер сегодня в больнице от воспаления легких. Он болел всего только два дня. Утром первого дня швейцар нашел бедного старика на полу в его комнате. Он был без сознания. Башмаки и вся его одежда промокли насквозь и были холодны, как лед. Никто не мог понять, куда он выходил в такую ужасную ночь. Потом нашли фонарь, который все еще горел, лестницу, сдвинутую с места, несколько брошенных кистей и палитру с желтой и зеленой красками. Посмотри в окно, дорогая, на последний лист плюща. Тебя не удивляло, что он не дрожит и не шевелится от ветра? Да, милая, это и есть шедевр Бермана - он написал его в ту ночь, когда слетел последний лист.

«Последний лист», художественный анализ рассказа О.Генри

Рассказ «Последний лист» впервые увидел свет в 1907-м году в сборнике «Горящий светильник». Как и большинство произведений О.Генри он относится к жанру «коротких рассказов» с неожиданной концовкой.

Название произведения – символический образ ускользающей жизни. Последний лист на плюще, цепляющемся за кирпичную стену соседнего дома, становится для больной пневмонией Джоанны (Джонси) временной точкой отсчёта её смерти. Уставшая от физических страданий девушка, придумывает себе примету, позволяющую надеяться на покой («Я устала ждать. Я устала думать. Мне хочется освободиться от всего, что меня держит»), под которым она, вопреки здравому смыслу, понимает не выздоровление, а смерть.

Психологический настрой Джонси расценивается лечащим врачом как гибельный. Доктор объясняет подруге умирающей девушки Сью, что она должна цепляться за жизнь (совсем как плющ за стену дома), в противном случае её шансы не будут равняться даже один к десяти. Врач (как представитель реалистической профессии) предлагает в качестве смысла жизни – любовь к мужчине. Сью (как человека искусства) удивляет такой выбор. Ей более понятна мечта Джоанны написать красками Неаполитанский залив (об этом больная говорит до тех пор, пока ей не становится хуже, и к этому же возвращается сразу же, как только чувствует себя лучше).

Животворящая сила искусства становится основной идеей рассказа как на уровне частных желаний больной Джоанны, так и общего сюжетного смысла: мечтающий всю жизнь о настоящем шедевре старый, давно уже спившийся художник Берман создаёт изображение, имеющее высшую ценность, изображение, выходящее за рамки искусства, поскольку оно становится самой жизнью. В свою работу старик вкладывает не только талант, но и здоровье: работая под северным порывистым ветром и дождём, он заболевает воспалением лёгких и умирает, даже не дождавшись полного выздоровления Джоанны.

Искусственный (не настоящий) лист оказывается нарисован так искусно, что первое время никто распознаёт в нём подделки. «Тёмнозелёный у стебелька, но тронутый по зубчатым краям желтизной тления и распада» он обманывает не только больную Джонси, но и здоровую Сью. Чудо, созданное руками человека, заставляет девушку поверить в свои жизненные силы, устыдится малодушного желания смерти. Видя, насколько храбро держится последний лист на плюще, Джоанна понимает, что она должна быть сильнее маленького растения: теперь она уже видит в нём не приближающуюся смерть, а несгибаемую жизнь.

Главные герои романа – Сью, Джонси и Берман – становятся воплощением лучших человеческих качеств: любви, заботы, терпения, умения пожертвовать собой ради другого. Похожий одновременно на Моисея, Микеланджело, сатира и гнома Берман воспринимает себя «сторожевым псом» молодых художниц и без малейшей тени сомнения ввязывается в авантюру, стоившую ему жизни. Примечательно, что Джоанну старый художник знает всего несколько месяцев: девушки открывают свою студию в мае, в ноябре Дожанна заболевает пневмонией.

Заботящаяся о больной художнице Сью – работающая ради того, чтобы было, чем её накормить; готовящая для неё куриные бульоны; старающаяся поддержать в ней боевой дух – на первый взгляд, не относится к числу лучших подруг Джоанны. С последней она знакомится случайно и решает работать вместе на основании таких общих интересов как взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава. Для большинства людей эти три позиции вряд ли стали бы основополагающими при принятии решения жить и работать вместе, но для людей искусства в них заключается почти всё: общая художественная цель (духовное родство), одинаковые вкусы в еде (физическое родство), похожий взгляд на моду (единое понимание мира).

Художественное пространство рассказа – запутанное и изломанное, повторяющее само себя несколько раз – замыкает внутри себя происходящие события и отзеркаливает их на примере судеб Джоанны и Бермана (последний выходит за рамки окна, вторгается в реальность, меняет её и умирает вместо смотрящей в окно девушки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какими средствами воздействует искусство?

Презетация к уроку искусства. 9 класс...

Дар предвосхищения в искусстве и литературе.Какие знания дает искусство.

Презентация к уроку искусства для 9 классса:"Дар предвосхищения в искусстве и литературе.Какие знания дает искусство"....

Урок искусства в 9 классе по теме: "Какими средствами воздействует искусство?"

Разработка урока по искусству в 9 кл. по теме "Какими средствами воздействует искусство?"...

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс

План-конспект урока «Какими средствами воздействует искусство» 9 класс...

Какими средствами воздействует искусство ч.2

Тип урока: комбинированныйЦели урока: познакомить учащихся с разнообразием средств, которые воздействуют на человека, раскрыть содержательную смысловую основу каждого из них; развивать внимательн...