Искусство и власть ч.2
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Насонова Людмила Александровна

Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока64.5 КБ
Файл Домашнее задание10.94 КБ
Файл Тест 214.48 КБ
Файл Вопросы по теме 212.03 КБ

Предварительный просмотр:

       9 класс

Урок № 2

Тема урока: «Искусство и власть»

Цель: продолжать осваивать понятия «искусство» и «власть», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

УУД:

Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Оборудование для учителя:

Экран  для показа презентации, конспект.

Оборудование для ученика:

Тетрадь, ручка, карандаш.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока:

  1. Приветствие.
  2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
  3. Отмечание отсутствующих.
  4. Повторение пройденной темы:
  • Давайте вспомним с вами, о чем мы говорили на прошлом уроке? О связи искусство и власти
  • Что такое искусство? Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический  род духовно-практического освоения мира.
  • Какие виды искусства вы знаете? живопись, архитектура, скульптура, музыка, художественная литература, театр, танец, кино.
  • Когда же появилось искусство?  Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.
  • Что такое власть? Власть - способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)
  • Когда появилась власть? Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.
  • Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? искусство и власть возникли и  развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

  • Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной  и светской)
  • Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)
  • Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)
  • Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)
  • Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)
  • Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)
  • В какие времена  Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)
  • Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)
  • Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)
  • Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)
  • Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)
  • Угадай-ка: посмотрите на экран и назовите произведения искусств:
  • Бог солнца - Ра
  • Октавиан Август из Прима Порто. Римская статуя
  • Пирамида Хеопса
  • Нарвские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
  • Идолы. Статуи  языческих богов
  • Рамзес II, поражающий сирийского варвара.
  • Геракл
  • Московские триумфальные ворота, Санкт-Петербург
  • Золотая погребальная маска Тутанхамона
  • Успенский собор Московского Кремля

Молодцы!

6. Изучение нового материала:

Мы продолжаем с вами тему урока: «Искусство и власть»

Выводы – читать по слайдам.

Запись в тетрадь: Во второй половине XVII в. по грандиозному замыслу святейшего патриарха  Никона  —  созданы  святые  места  по образу Палестины, связанной с земной жизнью  и  подвигом  Иисуса  Христа,  — под  Москвой  был  построен Новоиерусалимский монастырь.

Его  главный  собор по  плану  и  размерам  подобен храму  Гроба  Господня  в  Иерусалиме. Это  детище  патриарха  Никона  —  вершина развития древних традиций Русской  церкви,  берущих  свое  начало  со времен  крещения  Руси  (X  в.).

В «Слове о погибели Русской земли» сказано:

«О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! И многими красотами удивлена еси; озеры многими удивлена еси, горами крутыми, городы великими, селы дивными, храмами Божьими, — князьями грозными... всем ты преисполнена, земля Русская!»
           Эта красота веками вдохновляла наш народ. Памятники зодчества и изобразительного искусства, иконопись являются прекрасным достоянием общества.

Запись в тетрадь: В XVIII в. открылась новая глава российской истории.

Петром I по меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — основан Санкт-Петербург.

Запись в тетрадь: Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется светская живопись и скульптура, изменяется на европейский лад музыка.

Давайте послушаем Концерт В.Титова посвященный Полтавской победы.

Василий Поликарпович Титов (ок. 1650-1710) - русский церковный композитор, государев певчий дьяк.

Титов Концерт в честь Полтавской победы

Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (нередко в этом хоре пел и сам Петр I). Искусства возглашают хвалу Господу и здравицу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, прославившийся на весь мир. Капелла помогает сохранять связь времен и преемственность традиций.

(слайд Хоровая капелла имени Глинки)

Воспевание власти особенно отчетливо мы можем наблюдать в музыке.

 «Бо́же, Царя́ храни́!» — государственный гимн Российской Империи с 1833 по 1917 годы, заменивший предыдущий гимн «Молитва русских».

Слушаем гимн «Боже,  царя храни!»

  • Кто может привести пример использования подобного рода гимнов в современной истории? (Боже, храни королеву).

Одним из примеров современного использования подобных гимнов может служить гимн Великобритании.

Слушаем Гимн Великобритании

Гимн Великобритании на русском языке

Боже храни нашу милостливую Королеву

Долгой жизни нашей благородной Королеве

Боже храни Королеву

Пошли ей победного

Счастья и славно

Долго царствовать над нами

Боже храни Королеву

В ХХ в., в эпоху сталинизма в нашей стране помпезная, пышная архитектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека.

Московский Дворец Советов - один из самых известных нереализованных архитектурных проектов в истории. Огромное (самое большое и самое высокое в мире) здание, которое должно было стать символом победившего социализма, символом новой страны и новой Москвы. Этот проект поражает воображение и в наши дни.

Скорой всего Дворец Советов строился для того, чтобы после победы Мировой Революции в его стенах принять в состав Советского Союза … последнюю республику. И тогда весь мир будет одним Союзом Советских Социалистических Республик. 

Бездушный механизм государственного принуждения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения народа находят особенно яркое выражение в искусстве в переломные моменты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917),

Видеофрагмент песен Октябрьской революции

…памятники,

плакаты,

произведения живописи,

музыкальные сочинения времен Великой Отечественной войны (1941—1945).

Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авторская песня второй половины XX в. (разновидность городского фольклора), выражающая не только лирические настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко выразившийся в рок-музыке.

Такие замечательные певцы: В.Высоцкий, Б. Окуджава, А. Галич, Б.Гребенщиков……

7. Закрепление пройденного материала:

ТЕСТ:

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _

         Светская и религиозная

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм. Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

         Дмитрий Григорьевич Левицкий

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня удивило…
  • Я приобрел…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

8. Домашнее задание

Разделивших на группы, подготовить презентацию:

            (3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем: 

  • Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
  • Портреты знаменитостей художника  Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
  • Памятники Московского Кремля  (слайды с названием памятников)
  • Триумфальные арки мира (презентация)
  • Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)
  • Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)
  • Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)
  • Соборы России (презентация-фильм)



Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

1. Пересказ по учебнику (стр. 104-105) (обязательно)

___________________________________________________________

1. Художественные произведения одного вида искусства (музыка, живопись, литература, архитектура, скульптура) в разные эпохи (презентация)

2. Художественные произведения одной эпохи (возрождение, барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм) разных видов искусства (презентация)

3. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Памятники (слайды-фото)

4. Соборы России (презентация-фильм)



Предварительный просмотр:

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

________________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5

2. Искусство и власть в России после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________

________________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

________________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

        1  -  2  -  3  -  4  -  5


2. Искусство и власть в России

после 17 в.

1. Какой монастырь был построен по замыслу патриарха Никона?

А) Успенский собор                

Б) Новоиерусалимский монастырь

В) Храм Христа Спасителя

2. Какие изменения в искусстве произошли во времена Петра I? _____________________________________

_____________________________________

3. Назови автора проекта Дворца Советов в стиле тоталитаризма?

А) Б. Иофан                

Б) Дм.Левицкий

В) Ж.Л.Давид 

4. Кто автор портрета Екатерины II?

_____________________________________

5. Определи Новоиерусалимский собор

                        1  -  2  -  3  -  4  -  5




Предварительный просмотр:

9.2.  Искусство и власть в России после XVII века

1. Чем знаменит Ново-Иерусалимский монастырь? (построен во второй половине XVII века по замыслу патриарха Никона, создание святого места по образу Палестины, связанной с жизнью и подвигом Иисуса Христа; это вершина развития древних традиция Русской церкви)

2. Какие новаторства проявились на Руси с правлением Петра I? (появляется светская живопись и скульптура; изменяется на европейский лад музыка; хор государевых певчих становится Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге)

3. Какую роль сыграла советская архитектура в XX веке в эпоху сталинизма? (пышная, помпезная архитектура подчеркивала власть и силу государства, низводя до ничтожно малого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное своеобразие каждого человека)

4. Каким композиторам приходилось выполнять заказы государства? (Д.Д.Шостаковичу, А.Г.Шнитке)

5. Приведи примеры яркого выражения демократических настроений в искусстве? (революционные песни и марши; плакаты; музыка времен ВОВ; массовая песня о трудовом энтузиазме; авторская песня середины XX века; рок-музыка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Воздействующая сила  искусства. Искусство и  власть.

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Конспект урока искусства. 9 класс. "Искусство и власть"

Данный конспект урока является материалом первого урока темы "Искусство и власть" по программе Г.П. Сергеевой "Искусство.8-9 класс"....

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

Задача этого занятия собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство...

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет,  для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальн...

Искусство и власть, Предмет Искусство 9 класс.

Материал к теме "Искусство и власть"...