Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"
методическая разработка по музыке (9 класс) на тему
Задача этого занятия собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство и власть в период Античности; Искусство и власть Московского государства 15 века; Искусство и власть во времена правления Петра Первого. Учитель предлагает составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные ранее разделы. Разные эпохи, новые стили правления, новые отношения между людьми будут диктовать свои формы использования разных видов искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по искусству в 9 классе. | 34.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока по предмету "Искусство"
для учащихся 9-х классов
Тема: "Искусство и власть"
- Цели и задачи урока
Цели:
Деятельностная:
формировать у обучающихся способности к структуризации и систематизации полученных знаний о нововведениях и реформах в области музыкального искусства Петра I; развивать умение перехода от частного к общему и от общего к частному при знакомстве с музыкой, звучавшей во времена его правления.
Образовательная:
учить обобщать, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, учить видению нового знания в структуре общего курса искусства и истории России, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи:
Предметные:
- актуализировать знания, определять и использовать известные способы действия при анализе музыкального произведения по введённому ранее алгоритму;
- знакомить учащихся с деятельностью Петра Первого, которая способствовала развитию музыкальной культуры в Петербурге;
- создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению понятий: хор, кант, ассамблея, контртенор, капелла.
- создать условия для установления обучающимися закономерностей и взаимосвязей различных сторон общественно-политической и культурной жизни России Петровской эпохи
- способствовать использованию учащимися нового знания в практической деятельности (исполнении музыкальных произведений)
Метапредметные:
Познавательные:
- способствовать развитию умений работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать): учиться слушать и анализировать музыкальные произведения соответственно алгоритму: голос (солирующий инструмент), аккомпанемент, инструменты, выразительные средства, характер исполнения.
- Учиться исполнять вокальные произведения.
Регулятивные:
- обеспечить условия для развития разнообразных форм рефлексии:
- Самооценки (при исполнении канта),
- Способов взаимопроверки (работа с кроссвордами, графики мелодии Ациса)
Коммуникативные:
- развивать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания в ходе оценки и анализа музыкального произведения;
- содействовать развитию умений работать в статичных и мигрирующих группах ;
- содействовать развитию умений работать в диалоге, сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Личностные:
- создать условия обеспечивающие воспитание интереса к слушанию классической музыки, посещению концертных залов, в которых звучит классическая музыка.
- развивать творческое отношения к учебной деятельности в процессе анализа и сопоставления исторических событий;
- обеспечить высокую творческую активность при выполнении практической работы по созданию ментальной карты урока;
- включить учащихся в деятельность по овладению необходимыми навыками самостоятельного целеполагания и рефлексии.
2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Ход урока | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся |
Самоопределение. Мотивация к деятельности | |
Знакомство обучающихся с Ментальной картой, как методом обобщения и систематизации знаний. Создание ситуации необходимости дополнения созданной ментальной карты. Дополнение и расширение знаний о городе, как о культурной столице. | Знакомятся с ментальной картой. Чувствуют потребность дополнения материалами о культуре Петровских времён. |
Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднений | |
Руководит процессом заполнения разделов ментальной карты, касающихся ранее изученного материала. | Заполняют ментальную карту в разделах «Античность» и «Москва-третий Рим». Определяют область незнания. |
Постановка учебной задачи, целей урока. | |
Осуществляет руководство целеполаганием. | Предполагают цели и определяют задачи урока. |
Организация познавательной деятельности Составление плана, стратегии по разрешению затруднения | |
Руководит созданием плана по разрешению затруднения | Планируют учебную деятельность по аналогии тем, изученных ранее |
Реализация выбранного проекта | |
Направляет работу обучающихся по созданному плану (архитектура, скульптура, музыка), выделяя основное направление – развитие хорового пения. | Анализируют возможности аспектов, обозначенных в плане и выделяют основное направление – музыкальное искусство (хоровое пение). |
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону | |
Предлагает обучающимся структурировать информацию о развитии музыкального искусства в петровскую эпоху. Руководит слушанием, анализом, разучиванием и исполнением музыкального произведения. | Заполняют разделы ментальной карты в процессе получения информации. Обучающиеся слушают, анализируют, разучивают и исполняют музыкальные произведения. Графически и в цвете изображают мелодическую линию произведения. |
Рефлексия деятельности | |
Организует и руководит процессом само- и взаимооценки составления ментальных карт, подводит обучающихся к формулированию выводов об использовании искусства для поднятия престижа и формирования имиджа государства и правителя. | Формулируют вывод о значении искусства в государственной политике. |
3. Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
учащихся на уроке.
Используются разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями этапов урока, текущими учебными задачами.
(Словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-ти балльной системе, адаптированной к уровням успешности.
Самоанализ и самооценка обучающихся.) На уроке также используется индивидуально-дифференцированная система оценивания домашнего задания (сформированы УУД или в стадии формирования); индивидуально-педагогический мониторинг.
4. Текст методической разработки материалов в соответствии с критериями
оценивания работы.
1-й этап урока. Самоопределение. Мотивация к деятельности.
В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет, для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство и власть в период Античности; Искусство и власть Московского государства 15 века; и тему сегодняшнего урока, которую обучающиеся должны сформулировать самостоятельно.
2-й этап урока. Актуализация необходимых знаний и фиксирование затруднений.
Учитель объясняет что такое ментальная карта и как нужно ее заполнять. Учитель показывает заполнение карты на примере тем предыдущих уроков: Искусство и власть в Античный период; Искусство и власть Московского государства в 15 веке.
3-й этап урока. Постановка учебной задачи, целей урока.
Далее учитель создает проблемную ситуацию, поясняя, что существует еще один важный исторический период, в котором искусство играет несколько иную роль в жизни государства и правителя, чем в рассмотренные периоды. Этот период связан со строительством необычайно красивого города, который называют Культурной столицей России. Обучающиеся догадываются , что речь идет о Санкт-Петербурге.
Учитель предлагает обучающимся ответить на вопрос: для чего Петр Первый мог использовать разные виды искусства при строительстве Петербурга. Согласно ранее предложенному плану изучения этой темы, обучающиеся анализируют использование Петром Первым архитектуры, скульптуры и музыкального искусства для становления государственности. В процессе дискуссии обучающиеся приходят к выводу, что архитектура и скульптура являются приоритетом европейских мастеров. А истинно русским является развитие хорового искусства.
4-й этап урока. Организация познавательной деятельности
Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
Учитель предлагает детям вспомнить дату рождения нашего города (16 мая по-старому, 27 мая по-новому стилю, 1703 года.)
Далее учитель рассказывает, что история музыкального Петербурга началась в день его рождения. При закладке крепости на торжественной церемонии раздавались орудийные залпы, звучала музыка - пел ПРИДВОРНЫЙ ХОР.
Хор государевых певчих дьяков царь привез из Москвы. Это был тот хор, в котором когда-то пел и сам Петр (у Петра - бас). Петр с детства любил церковные песнопения, иногда сам выполнял роль уставщика, так в прошлом называли руководителя хора. Позже ХОР государевых певчих переименовали в Придворный певческий хор. В столицу направлялись лучшие певчие из различных частей страны, прежде всего с Украины, а также из всех петербургских церквей. Хор был частью структуры придворного штата и одновременно находился при особе государя. Он был его свитой и участвовал не только в церковных богослужениях, но и во всех придворных церемониях. Хоровое пение было обязательным элементом придворной культуры начала 18 века.
Старейший русский хор был создан в 1479 году по приказу Ивана III .Это был мужской хор государевых певчих дьяков для церковных служб и увеселений.
В 1717году Придворный певческий хор сопровождал Петра I в его дипломатической поездке в Польшу, Германию, Голландию и Францию. Впервые зарубежные меломаны услышали этот прекрасный хор, состоявший к тому времени из 60 человек, и были восхищены его мощным и стройным звучанием.
Обучающиеся отмечают в ментальной карте статус государственности хора.
5-й этап урока. Реализация выбранного проекта.
Учитель задает вопрос : Что же пел хор Петра I ? Далее следует объяснение.
Это были виватные, заздравные КАНТЫ в честь воинских побед. Учитель предлагает послушать кант.
СЛУШАНИЕ: Петровский кант "Как на матушке, на Неве-реке..."
Учитель с учениками анализирует прослушанное:
- Это кант прославляющий Петра I , Российский флот и державу.
- Как звучит кант? ( торжественно, гордо, неторопливо, важно)
- Кто исполняет, какие голоса? ( мужской хор)
Далее идет обсуждение типов хоров:
Хоры бывают разными по составу. Какие вы знаете? ( смешанные, мужские, женские, детские).
Учитель объясняет понятия кант и хор:
КАНТ - от латинского пение, распев. Старинная многоголосная куплетная песня для хора.
ХОР - тоже латинское слово, в переводе толпа, собрание. Это певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку, преимущественно многоголосную
Учитель предлагает послушать (разучить) Петровский кант "Музы согласно" на древнем русском языке.
Учитель объясняет смысл канта, переводит с древнерусского языка:
музы согласно и дружно звучите, всем велено радоваться, печалиться и грустить нельзя. Желаем быть здоровыми, счастливыми, иметь продолжение рода во многих поколениях. Всем велено дружить и не обижать друг друга.
СЛУШАНИЕ: работа по разучиванию и исполнению канта.
После исполнения канта обучающиеся устно оценивают качество своего исполнения (самоанализ исполнения) и дополняют ментальную карту новым жанром в музыке.
Далее идет обсуждение канта. Учитель задает примерные вопросы:
- Как вы думаете, когда Петр I требовал исполнить этот кант, на каких празднествах, церемониях?
- Каков кант по характеру?
Учитель поясняет, что подобные канты звучали в День Рождения Петербурга. В тот день во славу русской столицы пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Академическая певческая Капелла имени М.И. Глинки Санкт- Петербурга.
Далее учитель рассказывает, что реформы Петра I коснулись всех сторон русской жизни, даже музыки. За границей Петр I познакомился с военной духовой музыкой. И, создавая регулярную армию по европейскому образцу, издал в 1711 году УКАЗ об организации полковых оркестров из труб, литавров и гобоев. Любимым военным инструментом Петра был барабан, на котором он виртуозно исполнял самые сложные ритмы. В те времена престиж барабанщиков в войсках был велик, потому что они были связными , выполняли разные команды условными сигналами. Играл Петр и на гобое и на волынке. Любил он музыку громкую насыщенную по звучанию.
СЛУШАНИЕ: сигналы, принятые Петром в русской армии. (Стр.8 книги Ткачевой "Звучащий город". Учитель играет их на фортепиано).
Учитель спрашивает учащихся, где в настоящее время они могли слышать подобные музыкальные сигналы? ( в летних детских лагерях: команда построение, зарядка, обед и т.д.)
Обучающиеся дополняют ментальные карты реформами военной музыки.
Учитель обьясняет далее:
-В конце 1718 года население столицы было извещено об устройстве АССАМБЛЕЙ. Они стали символом петровской эпохи.
Учитель спрашивает, знают ли обучающиеся что называлось ассамлеями? И предлагает выбрать, методом исключения , правильный ответ.
-Петр сам составил правила организации ассамблей и правила поведения на них гостей. Ассамблея, разъяснял царь в указе, - слово французское, оно означает род бала для некоторого числа людей, собравшихся для своего увеселения или для "рассуждения и разговоров дружеских".
-Это была школа СВЕТСКОГО воспитания. Именно здесь зарождался жанр СВЕТСКОЙ МУЗЫКИ, которая позже стала звучать на балах, в салонах, на сцене театров.
На ассамблеи велено было являться обязательно с женами и взрослыми детьми, тщательно, с мылом вымытыми в бане и одетыми в чистое, нарядное, европейского покроя платье. Лица, пренебрегавшие ассамблеями, высылались из Петербурга.
Обучающиеся дополняют ментальные карты понятием «ассамблея» и светские жанры.
Далее учитель рассказывает Что звучало на ассамблеях.
На дворцовых ассамблеях танцевали ТОЛЬКО французские, польские и английские танцы: контрданс, аллеманда, менуэт, полонез.
Звучала музыка знаменитых для того времени европейских композиторов: Телемана, Корелли, Кайзера, Тартини, Порпоры.
Обучающимся предлагают послушать произведение, которое могло звучать на ассамблеях.
СЛУШАНИЕ: Николо Порпора . Ария Ациса из оперы "Полифем".
Учитель задает вопросы, анализирует прослушанное произведение, согласно алгоритму «Слушания музыки».
Какой голос исполняет? (контртенор - самый высокий мужской голос).
Какая музыка по характеру? ( рассказываю перевод арии и содержание оперы).
Какова музыкальная форма арии?
Учитель кратко поясняет содержание оперы для того, чтобы обучающиеся могли полнее представить и выразить характер, настроение героя: Полифем-сицилийский циклоп- влюблен в Галатею(лесную нимфу). Она влюблена в Ациса (сын лесного бога Пана). Полифем подстерег Ациса и раздавил его скалой. Галатея превратила своего возлюбленного в прозрачную речку.
Учитель спрашивает:
- Музыка понравилась? Какая музыка по характеру?
- В наше время на вечеринках мы будем ее слушать?
-Какая форма у этой арии?
6-й этап урока. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.
Творческое задание.
Изобразить графически и в цвете мелодию этой арии.(график должен отображать характер, интонации мелодии, настроение, эмоции).
Учитель повторяет, что именно на ассамблеях появляются ЖАНРЫ светской музыки, которые сегодня мы слушаем в концертных залах Санкт-Петербурга.
Далее обучающиеся проверяют друг у друга графически изображенные мелодии и анализируют, верно ли подобраны цвет и способ изображения, соответствуют ли они характеру, содержанию произведения и эмоциональному исполнению. В устной форме обучающиеся оценивают творческие работы.
7-й этап урока. Рефлексия деятельности.
Учитель комментирует заполнение ментальных карт. Обучающиеся проверяют друг у друга правильность заполнения.
Учитель направляет обучающихся к формулированию выводов об использовании Петром Первым искусства для поднятия престижа , имиджа государства и правителя .
Далее учитель подводит обучающихся к общему выводу о значении искусства для власти в Античный период, в Московском государстве и в Петербурге: Разные эпохи, новые стили правления, новые отношения между людьми будут диктовать свои формы использования разных видов искусства
Обучающиеся получают дифференцированное домашнее задание:
1. заполнить кроссворд, подготовленный учителем;
2. самостоятельно составить кроссворд с использованием новых определений, понятий, жанров, о которых шла речь на сегодняшнем уроке.
Список литературы:
Л.В. Беляева-Казанская. Силуэты музыкального Петербурга. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 2011.
- Е.Е. Ткачева. Звучащий город. Издательство "Композитор", Санкт-Петербург, 2011.
- Научно – популярное издание. Полная иллюстрированная энциклопедия «МУЗЫКА». Издательство АСТ, Астрель, Москва, 2009.
- Энциклопедия для детей «ИСКУССТВО». Том 7 часть3, «Музыка. Театр. Кино.» Издательство Аванта+, Москва, 2001.
- Краткий музыкальный словарь – справочник. Москва, Кифара, 2005.
- В.И.Садкина. 101 педагогическая идея. Как создать урок — М. :ООО «Издательская Группа “Основа”», 2013. — 87, [1] с. :табл. — (Серия «Золотая педагогическая коллекция»).
Интернет – ресурсы:
- www.musicovery.com
- www.shkolazhizni.ru
- www.myphology.narod.ru
- www.artclassic.edu.ru
- www.classic-music.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по новым стандартам "Роль декоративного искусства в жини человека" 5 класс
конспект урока, разработан по новым государственным стандартам. Урок обобщающий, по программе Б.М.Неменского....
ДОКЛАДЫ "ДЛЯ АТТЕСТАЦИИ учителя изобразительного искусства" КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ "ДЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИЗО.ИССК ШКОЛЫ ИСКУССТВ 0,1,2,3 кл"
ДОКЛАД 1: краткое описание материалов и манипуляций с ними во время изодеятельности (для работы с детьми от 2-х лет до 18)ДОКЛАД 2: краткий обзор концепций по изобразительному искусству в современной ...
Открытый урок "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса ДХШ, преподаватель Пак Лидия Петровна
Открытый урок на тему "Народные традиции и творчество в искусстве изразца" для учащихся 2 класса Ногинской детской художественной школы проводился преподавателем Пак Лидией Петровной в рамках об...
Конкурсный урок 7 класс по теме :Сила упругости
Показаны некоторые инновационные подходы, организация деятельности учащихся на разных этапах урока, организация развивающего обучения, включены экспериментальные формы освоения новой темы....
Интегрированный урок по литературе, музыке и изобразительному искусству для учащихся 6-х классов "Молчаливый ход часов"
Урок направлен на развитие у учащихся эмоционального отношения к миру, создание условий для формирования историко-культурного мышления и общекультурной компетенции, духовного мира ученика, нравственно...
Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"
В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет, для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает составить ментальн...
Термины в искусстве (кроссворд для учащихся 2 класса ДХШ) по истории искусств
Кроссворд, разработанный для учащихся 2 класса ДХШ по истории искусств. Дается так же толкование терминов, использованных в кроссворде....