Искусство и власть ч.1
план-конспект урока по мхк (9 класс) по теме

Насонова Людмила Александровна

Цель: начать осваивать понятия «искусство», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

УУД:

Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект28.36 КБ
Файл Домашнее задание12.85 КБ
Файл Тест 112.74 КБ
Microsoft Office document icon Вопросы по теме 123 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

Урок №1

Тема урока: «Искусство и власть»

Цель: начать осваивать понятия «искусство», «виды искусства», многообразие содержания художественных произведений.

УУД:

Познавательные: ознакомиться с видами искусства, познакомиться с понятиями «искусство», «классификация»

Регулятивные: Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям.

Коммуникативные: Обеспечивать возможности сотрудничества – учить слышать и слушать. Учить сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Обеспечивать ведение диалога с педагогом.

Личностные: Делать учение осмысленным процессом, обеспечивать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлять на сознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, помогать выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Оборудование для учителя:

Экран  для показа презентации, конспект.

Оборудование для ученика:

Тетрадь, ручка, карандаш.

Тип урока: комбинированный урок.

Структура урока:

Этап

Оборудование

Время

1. Организационный момент: приветствие и знакомство, 2. проверка к готовности, 3. отмечание отсутствующих  (5 мин)

4. Вводное слово: Мотивация учебной деятельности

  • Презентация (5 мин)

5. Изучение нового материала

  • Презентация, тетрадь, ручка (20 мин)

6. Закрепление нового материала: опрос по теме (7 мин)

7. Подведение итога урока (видеоролик) (1.10)

8. Домашнее задание  (3 мин)

Ход урока:

  1. Приветствие и знакомство: (о себе)
  2. Проверка готовности: тетрадь и ручка, учебники на портах
  3. Проверка по журналу.
  4. Вводное слово:

В этом году вы продолжаете изучать предмет искусство.

В течение года вы будете вести тетрадь, где будете записывать все самое интересное и необходимое для того, чтобы освоить этот предмет, а также свои мысли, открытия, мнения и проверочные работы. А еще в освоении предмета вам поможет учебник «Искусство», по которому вы уже занимались на протяжении восьмого класса. 

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в взаимосвязи, а может бы и в противопоставлении таких двух понятий как «искусство» и «власть».

Запись в тетрадь:  Тема урока: «Искусство и власть»

Для начала следует найти ответы на вопросы:

  • Что такое искусство? (ответы учащихся).
  • Что такое власть? (ответы учащихся).

Запись в тетрадь:  Искусство — часть духовной культуры человечества, специфический  род духовно-практического освоения мира.

К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами воспроизведения действительности:  живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, художественную литературу, театр, танец, кино. 

  • Когда же появилось искусство? (ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

Запись в тетрадь: Власть - способность и возможность навязать свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств - воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.)

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

  • Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного? (ответы учащихся).

Вывод: искусство и власть возникли и  развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

5.  Изучение нового материала.

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность.

Запись в тетрадь:  Искусство, как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии  и духа  часто использовалось для укрепление власти, - светской и религиозной.

Запись в тетрадь:  Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.  Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло правителей и увековечивало память героев.

Запись в тетрадь:  Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.  Им предавали необыкновенные качества, особый героизм  и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.

Запись в тетрадь:  В этих образах явно проявляются традиции, идущие от древнейших времен: поклонение идола, божествам, внушающий трепет

Одним из первых примеров влияния власти на искусство мы можем считать появление каменных или деревянных идолов созданных первобытными людьми. И неважно было ли это изображение человека или животного.

Чаще всего такие монументальные истуканы внушали человеку трепет, показывая его ничтожность перед силами природы и богами.

 В этот же период совершенно особое место в древнем обществе занимают шаманы и жрецы, обладающие огромной властью.

  • Чем искусство древнего Египта отличается от искусства первобытных племен? (ответы учащихся).

В искусстве древнего Египта наряду с изображениями богов мы встречаем изображения фараона.

 Сына бога солнца Ра. Его земное воплощение. Он равен богам и главенствует над людьми. И вновь искусство приходит на помощь власти:

  • Увековечивая имена фараонов в фресках,
  • сохраняя черты их лица в погребальных масках,
  • говоря о величии их с помощью монументальных памятников, таких как пирамиды, дворцы и храмы.

  • Но вот вопрос: Персонифицировано (в образе человека)  ли искусство в это время? (нет)

Образы, которые мы видим в этот период времени каноничны, они обобщены и идеализированы.

Особенно ярко мы сможем наблюдать это в искусстве Древнего Рима и Древней Греции.

Вспомните описание внешности Геракла: «Ростом Геракл был на голову выше всех, А сила его превосходила силу человека. Глаза светились необычным, божественным светом. Луком и копьем он владел так искусно, что никогда не промахивался» не это ли идеальный образ героя, увековеченный в мифах.

Древний Рим, являясь во много наследником Греции, продолжал идеализировать образы своих героев, императоров и богов.

Но все больше внимание искусства устремляется к конкретному человеку, портреты все больше четко и скрупулезно передают черты портретируемого. Зачастую это было обусловлено с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых.

Во времена Республики (историческая эпоха Древнего Рима (509—27 года до н. э.) стало принято воздвигать в публичных местах статуи (в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.

 Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед, триумфов, политических достижений. Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах. В случае преступления человека его изображения уничтожались, тогда как статуям наместников просто меняли «головы».  

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Перед нами портрет императора Октавиана Августа в виде полководца. Он выступает с речью перед войском. Панцирь императора напоминает о его победах.

Внизу изображение амура на дельфине (означ. божественное происхождение императора).

Конечно же и лицо и фигура императора идеализированы и вполне отвечают канонам изображения того времени.

Одним из способов утверждения власти является и возведение великолепных дворцов. Роскошь оформления зачастую внушало простому человеку чувство ничтожности перед вельможей. Лишний раз, подчеркивая сословные различия и указывая на принадлежность к высшей касте.

Запись в тетрадь:  Доблесть воинов и полководцев увековечивают произведения монументального искусства. Устанавливаются конные статуи.

  ВОПРОСЫ:

  • Какие качества  художники, скульпторы подчёркиваются в образах государственных деятелей, правителей разных эпох и стран? особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых людей.

  • Какие чувства эти образы вызывают у вас? (ответы учащихся)

Примерно в это же время в  ознаменование побед стали воздвигать триумфальные арки и колонны.

Чаще всего они были украшены скульптурными изображениями сцен сражений, аллегорическими картинами.

Часто на стенах триумфальных арок можно увидеть выгравированные имена героев.

Запись в тетрадь:  По указу Наполеона I, который хотел обессмертить славу своей армии, построены Триумфальные ворота в Париже— монумент  на площади Шарля де Голля, возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном.

На стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

Запись в тетрадь:  В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободительницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянные Триумфальные ворота у Тверской заставы.  

Более 100 лет арка простояла в центре Москвы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

Ворота украшают русские витязи — аллегорические изображения Победы, Славы и Храбрости. Стены арки были облицованы белым камнем из подмосковного села Татарова, колонны и скульптура — отливались из чугуна.

(слайд с другими триумфальными арками)

Запись в тетрадь:  В 15 веке после падения Византии, которая считалась приемнецей Римской империи и получила название «второй Рим», центром православной культуры становиться Москва.

В период экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имидже.

Запись в тетрадь:  Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

Запись в тетрадь:  Московские цари считали себя наследниками византийских традиций. Это нашло отражение в словах: «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывати».

Запись в тетрадь:  Чтобы  соответствовать  этому  высокому  статусу, по указу великого московского князя Ивана III зодчим из Италии, искуснейшим архитектором и инженером Аристотелем Фьораванти в 1475-1479 годах был построен Успенский собор в Москве.

Запись в тетрадь:  Окончание  строительства первого  каменного  храма  Москвы  —  Успенского  собора  стало поводом  к  основанию  Хора  государевых  певчих  дьяков.  Масштаб и  великолепие храма  требовали большей, чем прежде,  силы звучания  музыки.  Все  это  подчеркивало  власть  государеву.

  1. Закрепление нового материала:

ТЕСТ:

Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

                  А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве?

                   Светская и религиозная

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор?

                    Статуя кондотьера Гаттамелаты. Донателло

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

    1) Триумфальная арка в честь армии Наполеона в Париже

    2) Триумфальная арка в честь победы над Наполеоном в Москве

  1. Подведение итога урока:

Видеоролик – 1.10

Продолжите фразу:

  • Сегодня я узнал…
  • Меня удивило…
  • Я приобрел…
  • Я попробую…
  • Мне захотелось…

  8. Домашнее задание:

  • Пересказ по учебнику  или все учить в тетради (стр. 100-103) (обязательно)


Предварительный просмотр:

Домашнее задание:

1. Читать по учебнику (стр. 100-103)

2. Разделивших на группы, подготовить презентацию

            (3 – 4 слайда) или сообщение на одну из тем: 

  • Жак Луи Давид о Наполеоне (презентация)
  • Портреты знаменитостей художника  Д.Г.Левицкого (слайды с названием картин)
  • Памятники Московского Кремля  (слайды с названием памятников)
  • Триумфальные арки мира (презентация)


Предварительный просмотр:

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________

1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? ______________________________

________________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей? А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _________________________________

________________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ______________________________________

________________________________________

2) ______________________________________

________________________________________


1. Искусство и власть

1. Для чего использовалось искусство в государстве?

А) для укрепления власти

Б) для самоудовлетворения

В) для красоты

2. Какие виды власти реализовывались в искусстве? _____________________________________

_____________________________________

3. Правда ли, что деятели искусств во все времена создавали идеализированные образы вождей?

 А) нет                Б) да

4. Как называется данная статуя и кто её автор? _____________________________________

_____________________________________

5. Назови триумфальные арки, в честь каких событий они построены и где установлены?

1) ___________________________________

2) ___________________________________



Предварительный просмотр:

Вопросы по первому уроку: «Искусство и власть»

1. Для чего использовалось искусство в развитии человеческой культуры? (для укрепления власти – религиозной  и светской)

2. Как помогало искусство укреплять власть и авторитет властителей? (искусство воплощало в зримых образах идеи религии; прославляло и увековечивало героев; придавало им необыкновенные качества, особый героизм и мудрость)

3. Какие традиции проявляются в этих монументальных образах? (традиции, идущие от древнейших времен – поклонение идолам, божествам, вызывающим трепет)

4. Какие произведения наиболее ярко укрепляли власть? (конные статуи, триумфальные арки и колонны, соборы и храмы)

5. Какая арка и в честь каких событий была реставрирована в Москве на Кутузовском проспекте? (в 1814 году триумфальные ворота в честь встречи русской армии-освободительницы, возвращающейся из Европы после победы над Наполеоном; в 1936 г. была снесена; в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона)

6. Какая арка установлена в Париже? (по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором)

7. В какие времена  Москва становится центром православной культуры? (в XV веке после падения Византии, которая считалась преемницей Римской империи и получила название Второго Рима)

8. Как повышался культурный имидж Московского государства? (двор московского царя становится местом проживания многих культурно-образованных православных людей, архитекторов, строителей, иконописцев, музыкантов)

9. Почему Москву называли «Третьим Римом»? (московские цари считали себя наследниками римских традиций)

10. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль? (итальянский архитектор Фиорованти)

11. Чем ознаменовалось окончание строительства первого каменного храма Москвы – Успенского собора? (становление хора государевых певчих дьяков, потому что масштабы и великолепие храма требовали большей силы звучания музыки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

Тема :" Воздействующая сила  искусства.  Искусство и  власть." В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  законо...

Воздействующая сила  искусства. Искусство и  власть.

В  развитии  человеческой  культуры постоянно  прослеживается  любопытная  закономерность. Искусство  как проявление свободных, творческих сил человека,  полет...

Презентация по предмету "Искусство 9 класс" Воздействующая сила искусства. Искусство и власть.

 Триумфа́льная а́рка — архитектурный памятник, представляющий собой большую торжественно оформленную арку. Триумфальные арки устраиваются при входе в города, в конце улиц, на мостах, на бо...

Конспект урока искусства. 9 класс. "Искусство и власть"

Данный конспект урока является материалом первого урока темы "Искусство и власть" по программе Г.П. Сергеевой "Искусство.8-9 класс"....

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

Задача этого занятия собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальную карту , в которой можно отразить все изученные разделы: Искусство...

Искусство и власть. Урок для 9 класса в разделе "Воздействующая сила искусства"

В начале урока учитель организует внимание обучающихся и поясняет,  для того, чтобы собрать воедино три урока, объединенные темой «Искусство и власть». Учитель предлагает  составить ментальн...

Искусство и власть, Предмет Искусство 9 класс.

Материал к теме "Искусство и власть"...