Тематическое планирование по МХК 7класс- Данилова Г.И.
календарно-тематическое планирование по мхк (7 класс) по теме
Тематическое планирование по МХК - 7класс- Данилова Г.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_mhk_7klass-_danilova.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
2017-2018 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Составлена в соответствии с программой: Программа Г.И.Даниловой.
Искусство 5-9 классы. М: Дрофа, 2014.
Учебник: Данилова Г.И. Искусство. Мир и человек в искусстве. 7 класс.
Дрофа, 2015.
№ п/п | Тема урока | Содержание урока (цели и задачи урока, основные понятия) | |||||
I. Мир и человек в художественных образах (10ч) | |||||||
1 | стр.3-6 | Введение. В мире художественной культуры. | Художественная культура народов мира. Роль и место человека в художественной культуре народов мира. Изменение понятия ≪культура≫ с течением времени. Самобытность российской культуры. | ||||
2 | §1 стр.8-16 | Божественный идеал в религиях мира. | История мирового искусства как поиск идеала и совершенной красоты человека. Божественный идеал. Божественный идеал в буддийской религии. Выдающиеся памятники монументального искусства (ступы, пещерные храмы) как символическое воплощение буддийского учения. Божественный идеал ≪кроткого и смиренного сердцем≫ человека в христианском искусстве. Истоки художественного канона. Особенности первых изображений Христа на стенах римских катакомб. Фигура Доброго Пастыря (пастуха) как наиболее часто встречающийся христианский символ. Художественный канон Божественного идеала в исламской религии. Орнамент и каллиграфия как символическое воплощение религиозных воззрений мусульман. Преобладание геометрических узоров и растительных мотивов, их особая роль в оформлении культовых сооружений (мечетей, дворцов, медресе). | ||||
3 | §2 стр. 16-22 | Святые и святость | Прочность народных традиций, направленных на сохранение памяти о святых, их отражение в произведениях устного народного творчества. Образ святого Себастьяна в искусстве Возрождения. Князья Борис и Глеб — первые святые, канонизированные русской церковью | ||||
4 | §3 стр.22-32 | Герои и защитники Отечества. | Отечества как священный долг и обязанность мужчины. Народный идеал защитника Родины и его художественное воплощение. Георгий Победоносец — мужественный воин и доблестный защитник Отечества. История жизни святого — пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам христианской веры. Повсеместное распространение культа: написание жития, икон, возведение храмов. Особенности иконографического изображения. | ||||
5 | §4 стр.32-37 | Идеал благородного рыцарства | Благородный и доблестный рыцарь — идеал человека в эпоху Средневековья. Понятие о рыцарском кодексе чести. Примеры мужественных деяний рыцарей в истории мирового искусства | ||||
6 | §5 стр.38-46 | Священный идеал материнства | Вдохновенный гимн женщине-матери в произведениях мирового искусства. Культ Мадонны в западноевропейском искусстве Средних веков и Возрождения. Дева Мария с младенцем Иисусом — возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям. Картины Леонардо да Винчи ≪Мадонна Бенуа≫ и ≪Мадонна Литта≫ — жемчужины коллекции Эрмитажа. Воплощение авторской идеи о счастье, земной радости бытия и святости лучших человеческих чувств. ≪Пречистой Девы лик священный≫ в творчестве Рафаэля — представления художника об идеальном женском образе. Образ Богородицы на Руси как покровительницы и защитницы родной земли, заступницы людей перед Богом. Икона ≪Богоматерь Владимирская≫ — один из лучших образцов византийской живописи. | ||||
7 | §6 стр.46-54 | Лики женской красоты в русской живописи. | Шедевры русского женского портрета — сокровенная исповедь души, искренний диалог со зрителем. Женские образы Ф. Рокотова, полные неизъяснимой прелести и очарования. Образы романтической мечтательности, благородства и красоты в портретах О. Кипренского и К. Брюллова. Черты парадного и камерного портрета в картине К. Брюллова ≪Всадница≫. Величавая славянка в творчестве А. Венецианова. Многообразие характеров русских крестьянок, занятых привычной нелегкой работой, их одухотворенность и яркая индивидуальность. Портреты В. Тропинина как воплощение подлинной женской красоты. ≪Кружевница≫ — шедевр портретного искусства. | ||||
8 | §7 стр.54-58 | Человек в мире природы. | Человек на Земле. Земля как дар человеку и источник его вдохновения. Отношение к природе как к грозной и стихийной силе в искусстве древнейших эпох. Человек Возрождения — активный творец и преобразователь природы. Природа как живая, одухотворенная среда благополучного и гармоничного обитания человека в произведениях разных художников. | ||||
9 | §8 стр.58-66 | Времена года. | Смена времен года, запечатленная в разных видах искусств. Философское осмысление темы как смены периодов человеческой жизни. Музыкальные картины годичного круговорота тепла и холода, расцвета и увядания природы в фортепианном цикле ≪Времена года≫ П. Чайковского. Картины знойного лета в творчестве И.Шишкина ≪Рожь≫) и великолепия осени в произведениях И. Левитана (≪Золотая осень≫). Мотивы и образы зимней природы в скрипичных концертах А. Вивальди ≪Времена года≫ и картине ≪Охотники на снегу≫ П.Брейгеля. | ||||
10 | §9 стр.67-75 | Человек в художественной летописи мира | Изменение представлений человека о его месте и роли в природе, обществе, государстве. Нравственные ценности и идеалы в различные исторические эпохи и их отражение в произведениях искусства. | ||||
II. Художественная культура народов мира (24ч) | |||||||
11 | §10 стр.77-85 | Художественные символы народов мира | Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении веков. Художественные символы различных стран и их особенности: Египет, Франция, США, Китай, Россия, Япония. Образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Поэтические символы народов мира и их отражение в произведения живописи, литературы, устном народном творчестве, обрядах и праздниках. | ||||
12 | §11 стр.85-90 | Единство и многообразие культур | Культура народов мира — общее достояние человечества. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры искусства. Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций) | ||||
13 | §12 стр.90-96 | Героический эпос народов мира. | Понятие о героическом эпосе, художественно отражающем представления об историческом прошлом, воссоздающем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Шедевры народного эпоса (обзор). | ||||
14 | §13 стр.96-103 | Герои и темы народного эпоса Читать §12 стр.90-96, §13 стр.96-103 | Общие черты произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев. Сюжет сотворения мира и его воплощение в древнеисландском посе ≪Старшая Эдда≫. Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми заданиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Значительная часть эпоса — описание битвы. Гибель героя в неравной схватке с противником. | ||||
15 | §14 стр.104 - 110 | Шедевры народного эпоса («Калевала»)* | Карело-финский эпос ≪Калевала≫, его идейно-художественное значение. Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения. Главный герой Вейнямёйнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. | ||||
16 | §15 стр.111-123 | Храмовая архитектура | Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека об устройстве мироздания. Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. | ||||
17 | §16 стр.123-133 | Дом — жилище человека | Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в италийском городе Помпеи. Изба — традиционный рубленый дом на Руси. Внешний вид, планировка и назначение избы. Иглу — жилище народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги. Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии. Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шар, цилиндр, усеченный конус). | ||||
18 | §17 стр.133-140 | Древнерусская иконопись. | Древнерусская иконопись — уникальное явление в мировой художественной культуре. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключи- тельная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве в иконописи. Принцип ≪обратной перспективы≫, особая роль света и цвета. | ||||
19 | §18 стр.141-147 | Книжная миниатюра Востока | Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности. Создание книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок. | ||||
20 | §19 стр.148-153 | Скульптура Тропической и Южной Африки | Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность. Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления. | ||||
21 | §20 стр.153-163 | Искусство орнамента. | Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Растительный, геометрический и зооморфный орнаменты. | ||||
22 | §21 стр.163-173 | Художественные промыслы России. | Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Русская игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований человека | ||||
23 | §22 стр.174-183 | Праздники и обряды народов мира | Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Обряд как совокупность установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие. Религиозные праздники и обряды. | ||||
24 | §22 стр.183-190 | Ах, карнавал! Удивительный мир... | Появление карнавалов в странах Западной Европы, его традиции в Средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театральность постановки. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций. Карнавалы различных стран мира | ||||
25 | §24 стр.190-193 | Идут по Руси скоморохи... | Народное искусство скоморохов, первые упоминания о них в произведениях устного народного творчества. Судьба скоморошества на Руси, отношения скоморохов с представителями церковной власти. Актерское мастерство, импровизация, комизм. Пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра | ||||
26 | §25 стр.193-198 | В музыкальных театрах мира: Пекинская опера. | Пекинская музыкальная драма — уникальное явление в мировой художественной культуре, воплотившее лучшие традиции национального театра. История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа. Основа сюжетов, актерское мастерство, условный характер декораций и реквизита | ||||
27 | §26 стр.198-206 | Искусство кукольного театра. | История возникновения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древней Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в Средние века и эпоху Возрождения. Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России. Кукольный театр теней в Индонезии, его происхождение и символическое звучание. Роль оркестра | ||||
28 | §27 стр.207-214 | Музыка в храме | Музыка как синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение, колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. Выдающиеся композиторы, создававшие русскую церковную музыку. Культовая музыка ислама и буддизма | ||||
29 | §28 стр.214-223 | Колокольные звоны Руси. | Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов, их тембровое богатство и ритмическое своеобразие. История знаменитых русских колоколов | ||||
30 | §29 стр.223-229 | В песне — душа народа. | Песенное творчество — ценнейшее достояние народов мира. Искренность и глубина чувств как отличительные черты лучших народных песен. Песня — живой свидетель народной жизни. Развитие традиций песенного искусства. Коллективный характер народных песен и особенности их исполнения. | ||||
31 | §30 стр.229-235 | Радуга русского танца | Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Виды русского танца Хоровод как простейшая форма танца, сочетание пения и драматического действия | ||||
32 | §31 стр.235-239 | Искусство индийского танца | Происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате ≪Натьяшастра≫. Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его мимика. Синтетический характер индийского танца. | ||||
33 | §32 стр.239-242 | Страстные ритмы фламенко | Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. | ||||
34 | §33 стр.242-247 | Под звуки тамтама (танцы народов Африки). | Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец — синтез многих искусств. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по математике. 7класс (УМК А. Г.Мордковича)
Календарно-тематическое планирование по математике. 7класс (УМК А. Г.Мордковича)...
Тематическое планирование по алгебре 7класс к учебнику Ш.А.Алимов и др.
Тематическое планирование по алгебре. 4часа в неделю. 1.Программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы, к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ш.А.Алимов, Ю.М. Колягин, С.В. Си...
Календарно-тематическое планирование по математике 7классы
по алгебре в 7 классе(при 5 уроках в I четверти и 3 уроках в неделю во I I – IV четвертях, 120 уроков за год)...
Календарно-Тематическое планирование по обществознанию 7класс ФГОС
Планирование составлено на основе авторской программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова», М. : Просвещение», 2013....
Календарно-тематическое планирование по технологии 7класс
КТП составлено для 7 класса детей с нарушением слуха...
Тематическое планирование по литературе 7класс
Примерное тематическое планирование по литературе для 7 класса...
Календарно-тематическое планирование по физике 7класс
КТП по физике 7класс...