Рабочая программа по Искусству (Музыка и ИЗО) 8 класс на 2015-2016 гг
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12
119136, г. Москва, 2 Сетуньский проезд, д. 9.
тел. 8-499-795-51-94, факс: 8-499-795-54-37, http://sch12.mskzapad.ru/, e-mail: school12ramenki@list.ru
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО
И.о. директора ГБОУ СОШ №12 Зам. директора по УВР на заседании м/ ___________ Е.Г.Степанова Протокол № ___ от
«____» ___________ г. « ____» ____________ г. «____» ________ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету Искусство (Музыка и ИЗО) для 8 класса
на 2015-2016 учебный год
Рабочую программу составила:
Федосеева Г.Ф.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по искусству 8 класс (авторы программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, И Кашекова, издательство. «Просвещение», 2007 г.)
Методической основы программы являются современные концепции в области эстетики, культурологи, психологии художественного творчества, развивающего обучения, художественного образования. Программа содержит примерный перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
Цель программы – развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы дает возможность реализовать основные
цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:
— развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;
— воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;
— формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
— приобретение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, кино, театра;
— овладение умениями и навыками разнообразной художественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации средствами искусства.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.
При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оценивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.
Примерный художественный материал, рекомендованный программой, предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные учащимися на предыдущих этапах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.
На конкретных художественных произведениях (музыкальных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельного человека, общность выразительных средств и специфика каждого из них.
Результаты освоения программы «Искусство»
Изучение искусства и организация учебной, художественно-творческой деятельности в процессе обучения обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
Учащиеся научатся:
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Отличительные особенности программы
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачева, «в преодолении времени».
Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.
Межпредметные связи.
В программе рассматриваются разнообразные явления муз. искусства и их взаимодействие с художественными образами других искусств: литературы - прозы и поэзии, изобразительного искусства - живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций, театра – оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок - оперы, а так же кино.
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа, творческая работа, викторина
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный, текущий, итоговый, индивидуальный, письменный, контроль учителя
Формы контроля: наблюдение, самостоятельная работа, тест
Требования к уровню подготовки учащихся:
Выпускники научатся:
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности;
• организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения;
• мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;
• воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру;
• использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном выполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Искусство» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Обучение искусству в основной школе должно обеспечить учащимся возможность:
- иметь представление о жанрах и стилях классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;
- определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;
- знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;
- размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;
- давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
- исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
- выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
- использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Обучение искусству в основной школе должно вывести учащихся на стандартный уровень знаний, умений, навыков.
Содержание программы
Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа
Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.
Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.
Примерный художественный материал:
Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.
Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.
Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.
Примерный художественный материал:
Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных изображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства, музыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.
Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).
Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).
Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.
Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.
Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).
Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.
Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).
Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.
Примерный художественный материал:
Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.
Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).
Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).
Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.
Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.
Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.
Поэтизация обыденности. Красота и польза.
Примерный художественный материал:
Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.
Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.
Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.
Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).
Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).
- Художественно-творческая деятельность учащихся:
Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).
Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.
Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.
Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.
Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.
Исследовательский проект.
- Художественно-творческая деятельность:
Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный и художественный репертуары | Знания, умения, навыки. |
1 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Искусство в жизни современного человека. Искусство вокруг нас. | Произведения художественной культуры.(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
2 | 1 | Комбинирован. | Художественный образ – стиль – язык. | Произведения художественной культуры.(архитектуры, живописи, скульптуры, музыки) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
3 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | Предметы материальной культуры в контексте разных стилей) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
4 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Искусство открывает новые грани мира. Искусство рассказывает о красоте земли. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | Иллюстрации к сказкам И Билибин, Т Маврин. Хужожественные произведения А.Саврасова, И.Левитана. Муз.произведения М.Мусоргского, А.Бородина. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
5 | 1 | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Зримая музыка. | Музыкальные произведения В.Моцарта, И.Баха. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
6 | 1 | Урок комплексного применения | Человек в зеркале Искусства: жанр портрета. | Произведения П.И.Чайковского, С.Прокофьева, И Стравинского. Скульптуры Древнего Египта. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
7 | 1 | Урок комплексного применения | Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников. | Произведения художников И Вишнякова,В Серова. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
8 | 1 | Урок комплексного применения | Как начиналась галерея. | Произведения К.Петрова-Водкина, Г.Климт, Х.Бидструп. Музыкальные произведения Г.Свиридова. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
9 | 1 | Комбинирован. Закрепление. | Портрет композитора в литературе и кино. Закрепление материала.. | Произведения четверти(Художественные и музыкальные) | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный репертуар | Знания, умения, навыки. |
1. | 1 | Урок комплексного применения | Искусство как универсальный способ общения. Мир в зеркале искусства. | Произведения художников П.Клас, В Хеда, Ж.Брак. Музыкальные произведения М.Глинка, М.Мусоргского. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
2. 3. | 2 | Урок комплексного применения | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения, как происходит передача сообщений в искусстве? | Художественные произведения В.Борисов–Мусатов, М.Врубель. Музыкальные произведения А.Хачатуряна. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
4 | 1 | Урок комплексного применения | Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | Художественные произведения М.Чюрлёниса., рисунки А.Матиса, В.Ван Гога. Музыкальные произведения Д.Шостаковича. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
5 | 1 | Комбинирован. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | Художественные произведения В.Серова. Скульптуры: Ника Саофракийская, О.Родена. Музыкальные произведения А.Скрябина. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
6 | 1 | Урок комплексного применения | Символы в жизни и искусстве. | Архитектура: Успенский собор Московского Кремля. Музыкальные произведения Шнитке. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
7 | 1 | Урок комплексного применения | Музыкально-поэтическая символика огня. | Графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси. Музыка А.Скрябина. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
8 | 1 | Урок-закрепление. | Закрепление четверти. | Произведения четверти | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный репертуар | Знания, умения, навыки. |
1 | 1 | Урок комплексного применения | Красота в искусстве и жизни. Что есть красота? | Скульптурный портрет Нефертити. Скульптура Афродиты Милосской Музыкальные произведения Д.Каччини. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
2. 3. | 2 | Урок комплексного применения | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | Икона Владимирской Богоматери. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи Музыка Э.Грига. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
4. 5. | 2 | Урок комплексного применения | Есть ли у красоты свои законы? | Скульптурные и живописные композиции: «Весна» О.Родена, «Весна» С.Боттичелли. Музыка Ф.Шопена. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
6. 7. | 2 | Комбинирован. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту? | Художественные произведения И.Левитана, А.Куинджи. Музыка И.Штрауса, Ж.Бизе. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
8. | 1 | Урок комплексного применения | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | Живопись Ф.Васильева, У.Тернер. Музыка В.Гавриллина, М.Равеля. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
9 | 1 | Урок комплексного применения | Как соотносится красота и польза? Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | Женские образы В произведениях Ф.Рокотова, Б.Кустодиева. Музыка В.Кикта, М Глинка.,П.Чайковский. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
10 | 1 | Урок-закрепление. | Закрепление четверти. | Произведения (художественные и музыкальные) четверти | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
№ | Кол-во часов | Тип урока | Разделы и темы урока | Музыкальный репертуар | Знания, умения, навыки. |
1. 2. 3. 4. | 4 | Урок комплексного применения | Прекрасное пробуждает доброе. Преобразующая сила искусства. | В.Моцарт «Реквием». Художественные произведения Малевича, Леонардо да Винчи. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
5. 6. | 2 | Урок комплексного применения | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа» Весенняя сказка «Снегурочка» | Музыка Римского – Корсакова. | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
7. 8. | 2 | Урок-закрепление. | Закрепление четверти. Обобщение года | Представление о жанрах и стилях искусства. Личностная оценка. Размышлять о знакомых произведениях искусства. |
Учебно-тематический план.
8 класс. | |||
Искусство в жизни современного человека. | 3 | ||
1. | Искусство вокруг нас. | 1 | |
2. | Художественный образ – стиль – язык. | 1 | |
3. | Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. | 1 | |
Искусство открывает новые грани мира. | 7 | ||
4. | Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись. | 1 | |
5. | Зримая музыка. | 1 | |
6. | Человек в зеркале искусства: жанр портрета. | 1 | |
7. | Портрет в искусстве России. Как начиналась галерея. | 2 | |
8. | |||
9. | Портрет композитора в литературе и кино. | 1 | |
Искусство как универсальный способ общения. | 7 | ||
11. | Мир в зеркале искусства. | 1 | |
12-13. | Роль искусства в сближении народов. Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщений в искусстве? | 2 | |
14. | Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства. | 1 | |
15. | Художественные послания предков. Разговор с современником. | 1 | |
16. | Символы в жизни и искусстве. | 1 | |
17. | Музыкально-поэтическая символика огня. Закрепление материала. | 1 | 1 |
Красота в искусстве и жизни. | 10 | ||
18. | Что есть красота. | 1 | |
19-20. | Откровенье вечной красоты. Застывшая музыка. | 2 | |
21-22. | Есть ли у красоты свои законы. Композиция. Гармония. Ритм. Симметрия. | 2 | |
23-24. | Всегда ли люди одинаково понимали красоту. | 2 | |
25. | Великий дар творчества: радость и красота созидания. | 1 | |
26. | Как соотноситься красота и польза. | 1 | |
27. | Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве. | 1 | |
Прекрасное пробуждает доброе. | 9 | ||
28-30 | Преобразующая сила искусства. | 6 | |
31 | Красота природы родной земли в живописи. | ||
32 | Народные сказки, мифы, легенды. Образы природы, родины в русской прозе и поэзии. | ||
33 | Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа». | ||
34. | Весенняя сказка «Снегурочка». Обобщающий урок. | 2 1 | 1 |
35. | |||
| Всего: | 35 | 2 |
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Искусство 8-9 класс»
- Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.
- Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)
- Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
- «Хрестоматия музыкального материала»
- Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;
- Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,
- Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
12.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
13.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Список научно-методической литературы.
- «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
- Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
- Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
- Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
- Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
- Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
- Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
- «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
- «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
- «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
- Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
- Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по физической культуре для 1-9 классов на 2015 - 2016 учебный год
Рабочая программа по физической культуре для 1 - 9 классов разработана всоответствии:- с требованиями федерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования (Федеральный ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку для учащихся 6 класса на 2015-2016 учебный год, по учебнику М.З. Биболетовой «Enjoy English» (3 часа в неделю, всего 102 часа)
Данный материал будет полезен учителям, работающим по УМК Биболетовой М.З. "Enjoy English" в 6 классе. Рабочая программа рассчитана на 102 часа и содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа учебного курса по биологии за 5 класс на 2015-2016 год
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее историии методах исследования, царствах живых организмов, средах о...
Рабочая программа по английскому языку в 4 а классе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 4 а классе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку в 5 б классе на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 5 б классе на 2015-2016 учебный год...
Рабочая программа по английскому языку в 6 абв классах на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа по английскому языку в 6 абв классах на 2015-2016 учебный год...