Рабочая программа по искусству (базовый уровень) 10-11 кл
рабочая программа по мхк (10 класс) на тему
Рабочая программа по МХК для 10-11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11_kl._pravlennaya_2016-2017_g.prasalova_e.yu_.docx | 109.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Иогачская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании ШМО Протокол от __ ____ 2016 г. № | Заместитель директора по УВР _________ Е.П.Сорокина | Директор _________А.Д.Чибиеков |
Протокол от ___ _______ 2016 г. № | Приказ от ___ _________ 2016 г. № |
Рабочая программа
(базовый уровень)
по мировой художественной культуре
для 10 – 11 классов
Учитель МХК и искусства
Прасалова Е.Ю.,БКК
Иогач
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по МХК для 10 и 11 класса составлена на основе примерной программы по МХК для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 5-11 классы. Автор: Данилова Г.И Москва, Дрофа, 2009 год.
Данная программа предполагает работу с учебниками: Мировая художественная культура. От истоков до XVII века 10 кл. Базовый уровень:: учеб.общеобразоват. учреждений /Г.И Данилова. – 8 –е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010.-366,(2)с.:ил., Искусство. Базовый уровень. 11 кл.: учебник / Г.И.Данилова. – М.:Дрофа,2014. – 366,(2)с.:ил.
Программа «МХК» для 10 класса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа). Программа «МХК» для 11 класса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа).
Изучение мировой художественной культуры в 10 классе направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
- изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников – творцов;
Изучение мировой художественной культуры в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование и развитие понятий о художественно – исторической эпохе, стиле и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в исторической, человеческой цивилизации;
- формирование осознания роли и места человека в художественной культуре на протяжении её исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
- формирование системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
- освоение различных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего мировое значение.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета МХК в 10 и 11 классах
Знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства.
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
Уметь:
- владеть основными формами публичных выступлений;
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- уметь самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением;
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Содержание тем учебного предмета МХК в 10 классе
Раздел учебного курса | Количество часов |
Раздел.1 Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций | 5 |
Раздел 2. Художественная культура Античности | 3 |
Раздел 3. Художественная культура Средних веков | 10 |
Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока. | 6 |
Раздел 5. Художественная культура Возрождения | 10 |
Итого | 34 |
Содержание предмета МХК на 10 класс
Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций. (5 часов)
Первые художники Земли. 1 час. Значение и периодизация первобытной культуры. Причины возникновения художественного творчества. Синкретический характер искусства первобытного человека. Художественный образ как средство отражения и познания окружающего мира. Первые художники Земли. Мир в произведениях изобразительного искусства. Эволюция пещерной живописи в эпоху палеолита и мезолита. Наиболее популярные сюжеты: сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Особенности изображения человека. Композиция в пещере Ласко (Франция) — начало сюжетной живописи. Первые произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры» — обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. «Сражающиеся лучники» (Арана, Испания): динамизм сцены охоты человека на оленей, разнообразие ракурсов. Особенности художественного языка изображений в эпоху неолита. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров. Древнейшие сооружения человечества. Зарождение архитектуры и ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалитическая архитектура: дольмены, менгиры и кромлехи. Стоунхендж (Великобритания) — выдающийся памятник мегалитической архитектуры. Музыка, танец и пантомима. Причины возникновения музыкального творчества. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация, ритм и мелодия — основные музыкальные элементы, сложившиеся в недрах пантомимы. Подражание звукам природы.
РК – Сведения о природном и археологическом памятнике Денисова Пещера, Тавдинская пещера.
Художественная культура Древней Передней Азии. 1 час
Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала — первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы (обобщение ранее изученного). Прославление силы и могущества человека — ведущая тема искусства.
Архитектура Месопотамии. Зиккураты как символическое воплощение устройства мира. Зиккурат в городе Уре — выдающийся памятник мирового зодчества. Сводчато-арочные конструкции (висячие сады Семирамиды). Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).
Изобразительное искусство. Рельефы и мозаики — главное украшение парадных залов дворцов. Их основная тематика и назначение. Тема военного сражения и одержанной победы в мозаичном штандарте из Ура. Искусство мелкой пластики: адоранты — изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Скульптура сановника Эбих-иля как пример утонченной проработки деталей. Искусство ассирийских рельефов: мастерство в изображении человека и животного (композиция «Большая охота на львов»). Развитие традиций ассирийского рельефа в скульптуре Древнего Ирана.
Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки — доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты (арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты). Арфа в виде головы быка — замечательное произведение искусства.
Архитектура страны фараонов. 1 час. Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта. Пирамиды — «жилища вечности» фараонов. Возведение пирамид — главное архитектурное достижение эпохи Древнего царства. Отражение в них представлений об устройстве Вселенной, веры египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина — выдающиеся памятники мирового зодчества. Назначение пирамид, история их возведения и исторические свидетельства. Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы-святилища бога Амона-Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада пилонами, высокими обелисками, статуями фараона, гипостильный зал, капители колонн, фресковые и рельефные изображения. Скальный храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика (широкие террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков). Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки храма. Архитектурные сооружения Позднего царства. Храм бога Гора в Эдфу — выдающийся памятник египетского зодчества. Особенности внешнего и внутреннего облика святилища. Скульптурные памятники. Назначение скульптуры, ее связь с культом умерших (обряд мумификации), строгая подчиненность канону. Характерные особенности египетской пластики (фризовое построение композиции, строгость линий и четкость контура, обобщенность объемов, знаковая выразительность силуэтов).
Изобразительное искусство и музыка Египта. 1 час. Рельефы и фрески. Их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска — характерные особенности композиций. Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров. Сцены из повседневной трудовой жизни египтян. Картины пиров и развлечений правителей. Пейзажи с животными и растениями. Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие английского археолога Г. Картера. Художественные достижения амарнского периода. Рельеф «Поклонение богу солнца Атону», образ Аменхотепа IV. Скульптурный портрет царицы Нефертити — символ вечной красоты и обаяния. Предметы декоративно-прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска фараона — прославленный шедевр мирового искусства.
Искусство доколумбовой Америки. 1 час. Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и неличия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной инати — главные темы искусства.
Художественная культура классического периода. Важнейшие достижения культуры ольмеков: культовые центры, ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Каменные головы — всемирно известные произведения скульптуры ольмеков, их культовый характер и мастерство исполнения. Период расцвета города Теотиукана (Центральная Америка). Пирамида Солнца как монументальное архитектурное сооружение.
Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико), дворцы ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер. Статуя Коатли-куэ — богини земли и весеннего плодородия. Погребальные маски ацтеков, реализм в передаче лиц. Произведения мелкой пластики и ювелирного искусства. Художественная культура майя. Достижения архитектуры: величественные пирамиды и дворцы.
Художественная культура инков. Древнейшие легенды о возникновении империи инков. Пирамиды как место коллективных захоронений. Храм Солнца — выдающееся сооружение инкского периода. Техника возведения храма, его декоративное убранство, святилище божества. Достижения скульптуры. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Произведения керамики и ювелирного искусства.
Раздел 2. Художественная культура Античности. (3 часа)
Золотой век Афин. 1 час.
Архитектура архаики: греческая ордерная система. Становление демократических городов-государств и их влияние на развитие храмового зодчества. «Прочность, польза и красота» (формула Витрувия) — главные принципы греческих архитекторов. Создание ордерной системы и ее воплощение в культовых сооружениях.
Архитектура классики: афинский Акрополь. «Век Перикла— золотой век Афин». Акрополь — общественный и культурный центр греческого государства. Асимметричность композиции ансамбля. Пропилеи: архитектурный облик и назначение. Храм Ники Аптерос. Статуя Афины Парфенос (скульптор Фидий) как одно из величественных украшений Акрополя. Парфенон — архитектурный центр афинского Акрополя (мужественная красота и благородство пропорций). Скульптурные украшения, фризы, раскраска храма. Храм Эрехтейон — главное святилище Акрополя, его сложная асимметричная планировка, скульптуры кариатид. Театр Диониса — место для театрализованных представлений из жизни богов и людей (обобщение ранее изученного).
Архитектура эллинизма. Пергамский алтарь. Особенности развития архитектуры в эпоху эллинизма. Создание величественных ансамблей, грандиозных памятников и новых типов общественных сооружений (библиотек, мусейонов, гимнасий). Возведение «чудес света» — Мавзолея в Галикарнасе, Колосса Родосского и Фаросского маяка. Слияние восточных и античных традиций как отличительный признак архитектуры эллинизма.
Искусство вазописи. Амфора из Дипилона — древнейшее произведение искусства, его назначение, особенности орнаментальных росписей. Развитие понятия о «геометрическом» стиле. Чернофи-гурная и краснофигурная вазопись, техника нанесения рисунка, наиболее популярные сюжеты. Эксекий — крупнейший мастер чернофигурной керамики, интерес художника к мифологическим сюжетам и образам. Ваза с изображением Ахилла и Аякса, играющих в шашки. Евфроний и Дурис — выдающиеся мастера краснофигурной живописи. Изобразительное искусство классического периода. Искусство вазописи краснофигурного стиля. «Прилет первой ласточки» Евфрония как совершенный образец краснофигурной живописи. Расцвет искусства скульптуры (мастерство в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека).
Архитектура Древнего Рима. 1 час Архитектура периода Римской республики. На форумах Древнего Рима. Форум — молчаливый свидетель былого великолепия «вечного города» Рима, центр деловой и общественной жизни. Причины асимметричной планировки главной площади. Колонна Траяна — величественный памятник, призванный прославить мощь государства и императора. Военные походы в рельефных изображениях. Храм Весты на Бычьем рынке.
Шедевры архитектуры эпохи Римской империи. Водопроводы-акведуки, огромные каменные мосты и дороги — вершина инженерных сооружений. Аппиева дорога, ее бытовое и стратегическое назначение. Колизей. Величественная зрелищная постройка Древнего Рима. Внешний архитектурный облик сооружения (четыре яруса сводчатых арок, пилястры, колонны трех ордеров, скульптурные украшения). Организация внутреннего пространства амфитеатра, его величие и грандиозность масштабов. Дальнейшая историческая судьба Колизея. Пантеон — «храм всех богов». Грандиозность купольного перекрытия. Основные элементы, определяющие внешний облик храма. Богатство и изысканность его внутренней отделки (глубокие ниши, пилястры, кессоны, особенности освещения).
Триумфальные арки и общественные сооружения. Арка императора Тита, ее внешний облик, сюжеты рельефных композиций. Термы — неотъемлемая часть городской жизни, место отдыха и развлечений. Термы императора Каракаллы.
Театральное и музыкальное искусство Античности. 1 час
Ораторское искусство Античности. Сократ. Платон. Аристотель. Рождение греческого театра (обобщение ранее изученного).Трагики и комедиографы греческого театра. Эсхил — «отец греческой трагедии». Особое внимание к развитию драматического действия, введение третьего актера, неизменность характеров героев. Жизнь богов, наделенных правом вершить судьбы людей, — главная тема творчества Эсхила. Основные произведения драматурга. Трагедии Софокла и их отличительные особенности: увеличение количества исполнителей, сокращение хоровых партий, изобретение театральных декораций. Внимание к изображению внутреннего мира героев такими, «какими они должны быть». Лучшие произведения Софокла. «Философ на сцене» — Еврипид, огромное творческое наследие драматурга. Новаторство в области драматургической и театральной техники.
Театральное и цирковое искусство Древнего Рима. Грандиозность театральных представлений, состязаний гладиаторов, укрощение диких зверей. Искусство актеров пантомимы. Искусство катарсиса. Роль актера в жизни римского общества. Цирковые представления, их особая зрелищность и экзотичность (обобщение ранее изученного).
Музыкальное искусство Античности. Греческие мифы о рождении музыки (обобщение ранее изученного). Особое значение музыки в жизни общества. Музыка как важнейшее средство воспитания и воздействия на нравственный мир человека. Аэды и рапсоды — странствующие певцы-сказители эпических преданий, воспевающие подвиги героев и деяния богов. Хоровая и сольная, гражданская и военная лирика — основа для создания музыкальных произведений. Популярные музыкальные инструменты (формингс, лира, кифара, флейта Пана и авлос). Роль музыки в античной трагедии и комедии.
Раздел 3.Художественная культура Средних веков. (10 часов)
Мир византийской культуры. 1 час
Значение культуры Византийской империи для русской культуры. Следование античным традициям, пролог к развитию средневековой культуры. Духовная основа многонациональной культуры. Достижения архитектуры. Сочетание элементов античного и восточного зодчества. Базилика, ее назначение, устройство, характерные черты внешнего и внутреннего облика. Понятие о крестово-купольном типе храма. Собор Святой Софии в Константинополе. История создания, особенности внешнего архитектурного облика, внутреннее убранство храма.
Мерцающий свет мозаик. Использование античной технологии и разработка собственных оригинальных способов ее создания. Основные темы и сюжеты, их глубокий символический смысл. Мозаики Равенны в церкви Сан Витали. Мозаики с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры. Особенности композиции, символика цвета, принцип зеркальной симметрии.
Искусство Киевской Руси. 1 час
История развития художественной культуры средневековой Руси: ее теснейшая связь с языческой культурой и важнейшими историческими событиями. Развитие и творческое переосмысление художественных традиций Византии и Западной Европы. Создание самобытных памятников как результат интенсивных духовных и художественных поисков ее творцов. Мировое значение древнерусского искусства. Архитектура Киевской Руси. Свидетельства митрополита Иллариона об архитектурном облике Киева — «матери городов русских». Золотые ворота — парадный въезд в город. Собор Святой Софии — главное сооружение Киевской Руси, его внешний и внутренний облик. Основные черты древнерусского зодчества. Высокий уровень строительной техники, оригинальность решения архитектурных задач, простота и благородство форм, богатство внутренней отделки. Широкое распространение на Руси крестово-купольного типа храма.
Развитие русского регионального искусства. 1 час.
Ослабление власти киевского князя и дробление Древнерусского государства на мелкие и удельные княжества. Искусство периода феодальной раздробленности.
Искусство Великого Новгорода. Усиление демократических тенденций и создание самобытного искусства. Церковь Спаса Преображения на Нередице — яркий памятник новгородского зодчества. Характерные особенности композиции, сдержанность и простота оформления фасадов, объемно-пространственное решение интерьера. Шедевры фресковых росписей. Новый тип церкви Рождества Богородицы в Перыни, Спаса Преображения на Ковалеве, Федора Стратилата на Ручью, Спаса Преображения на Ильине улице, Петра и Павла в Кожевниках (по выбору).Формирование Новгородской школы иконописи. Творчество Феофана Грека. Искусство Владимиро-Суздалъского княжества. Характерные особенности храмового строительства. Внешний и внутренний облик Успенского собора во Владимире, особенности оформления фасада. Храм Покрова Богородицы на реке Нерль — шедевр мирового зодчества, «чудо русского искусства». Простота и благородство пропорций, динамичность и асимметрия внешнего облика, изящество и красота декоративного убранства. Икона «Дмитрий Солун-ский» — суровый образ христианского святого и мученика. Творения владимирских резчиков по камню, их стремление выразить собственное отношение к миру и красоте природы. Декоративное убранство Дмитриевского собора во Владимире. Основные сюжеты белокаменной резьбы, мастерство скульптурных украшений.
Искусство Московского княжества. 1 час. Рост и усиление Москвы в годы правления Ивана Калиты. Консолидирующая роль Москвы в развитии русской культуры. Расцвет московской школы живописи. Творчество Андрея Рублева. Жизненные этапы и творческие вехи Андрея Рублева. «Троица» как выражение идеалов Добра и Справедливости, Любви и Согласия. Особенности композиции и символика цвета (обобщение ранее изученного).
Искусство единого Российского государства. 1 час.
Начало каменного строительства. Возведение белокаменного Кремля (1380 г.) Возводятся белокаменные храмы, самым значительным из которых были Успенский (1326) и Архангельский (1333) соборы. Создание первого русского иконостаса в Благовещенском соборе Московского Кремля. Росписи Успенского собора во Владимире (образ трубящего ангела, иконы деисусного чина). Глубина и возвышенное благородство образа «Спаса в Силах». Росписи Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря и собора Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде. «Звенигородский Спас» — одно из проникновенных произведений А.Рублева.
Театр и музыка Древней Руси. 1 час.
Истоки русского театра восходят к народному творчеству, обрядовым действам и народным праздникам. Скоморохи — странствующие актеры и музыканты, их особая роль в развитии русской музыкальной культуры. Музыкальная культура. Языческие и христианские традиции музыкальной культуры, следование византийскому канону. Музыка как составная часть церковного богослужения. Хоровые песнопения, посвященные церковным праздникам и житиям святых. «Слаженность и доброчинство» — главные принципы церковного песнопения. Знаменный распев — основа древнерусского певческого искусства. Светская музыка, наиболее популярные музыкальные инструменты. Искусство колокольных звонов (обобщение ранее изученного).
Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль 1 час. Жизнь средневекового города. Возрождение античных архитектурных традиций, создание романского и готического стилей зодчества. Романский стиль архитектуры. Связь средневекового зодчества с традициями римской и византийской архитектуры. Суровый и строгий облик сооружений романского стиля, отсутствие декоративного убранства, арочная форма дверных и оконных проемов, использование перспективных порталов, преобладание вертикальных и горизонтальных линий. Основные типы архитектурных построек: монастырские храмы, феодальные замки, городские укрепления и жилые дома. Базилика — господствующий тип храма, его структура, особенности освещения. Архитектурный ансамбль в Пизе (Италия) — крупнейший памятник романского зодчества. Замки феодалов — оборонительные сооружения и важнейшие центры средневековой культуры. Особые требования к выбору ландшафтной среды. Структура замка, сложность его планировки.
Архитектура готики. 1 час. Основные периоды в развитии готической архитектуры. Готические соборы— центр общественной и духовной жизни средневекового города. Идея каркасного перекрытия зданий: система стрельчатых арок (нервюр), аркбутанов и контрфорсов. Характерные особенности оформления фасадов, богатство и разнообразие их декоративного убранства. Подчеркнутая вертикальность членений архитектурных форм, легкость и динамичность конструкций (обобщение ранее изученного). Собор Нотр-Дам в Париже — шедевр мировой готики. Своеобразие готического стиля в архитектурных сооружениях Германии. Собор в Кельне, внешние контрасты вертикальных ритмов.
Изобразительное искусство Средних веков. 1 час. Условный характер изобразительного искусства, его зависимость от церковного влияния. Линейные и плоскостные начала, отсутствие перспективы, разномасштабность фигур. Библейские сюжеты и образы — основа живописных композиций. Скульптура романского стиля. Возрождение круглой скульптуры, стремление к подчинению человеческих фигур архитектурным формам собора. Орнаментальные изображения диковинных и полуфантастических существ. Скульптура Королевского портала собора Нотр-Дам в Шартре (Франция) — вершина романского изобразительного искусства. Композиция «Христос во славе», ее символическое звучание. Скульптура готики, ее теснейшая связь с архитектурой. Преобладание религиозной тематики, обращенность к духовному миру средневекового человека. Удлиненность пропорций, симметричность форм, естественность и непринужденность поз, скользящие движения драпировок (обобщение ранее изученного). «Всадник» собора в Марбурге. Сцены Священного Писания в скульптуре Реймского собора. «Встреча Марии и Елизаветы», глубокое проникновение в мир чувств и переживаний. Искусство витража. Техника витражной живописи, ее основное назначение. «Роза» — излюбленный орнамент витражных окон готики. Витражный ансамбль Шартрского собора (Франция). Композиция «Богоматерь в облике царицы с младенцем Христом на коленях», ее ликующе-торжественный характер, богатство и красочность колорита (обобщение ранее изученного).
Театральное искусство и музыка Средних веков. 1 час
Литургическая драма, ее возникновение и популярность в Средние века. Популярные сюжеты: евангельские повествования о рождении Христа, злодействе Ирода и Воскресении Христа. Зрелищность театрального действа, использование технических приспособлений. Условный характер литургической драмы «Шествие Добродетелей». Причины переноса сценического действа из храма на улицы города. Использование церковной музыки, авторских ремарок и вставок-диалогов. Смешение трагического и комического. Миракли, моралите и мистерии как основные виды религиозных представлений. Средневековый фарс, причины его возникновения и дальнейшие пути развития. Картина П. Брейгеля «Битва Масленицы и Поста» как художественное воплощение главного сюжета средневекового фарса. Отношение церковных властей к комическим представлениям, высмеивающим недостатки и пороки общества. Фарс «О чане», его остроумное комедийное начало и глубокий поучительный смысл.
Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока. (6 часов)
Индия - страна чудес. 1 час. Самобытность и неповторимость художественной культуры Индии. Шедевры архитектуры. Ступа — один из древнейших типов культовых сооружений буддизма. Ступа в Санчи, ее назначение и символический смысл. Синтез архитектуры и пластики, нашедший поглощение в общей композиции ансамбля. Основные сюжеты рельефов и круглой пластики. Пещер-пи о храмы для моления (чайтьи) как культовые сооружения буддизма. Чайтья в Карли, особенности оформления фасада. Храмовое строительство, южный и северный тип индийского храма. Храм Кай-ласанатха (Шивы) в Эллоре — шедевр мирового скального зодчества. Уникальность композиционного решения, богатство и роскошь скульптурного убранства.
Изобразительное искусство Индии. 1 час. Мастерство индийских художников. Росписи в пещерных храмах Аджанты — прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Эпизоды из жизни Будды и джайтаки — главные темы изобразительного искусства. Юноша с голубым цветком лотоса. Миниатюрная живопись Индии — иллюстрации буддийских книг и индийского эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». Богатство оттенков, точность и четкость рисунка, утонченность художественного вкуса. Музыка и театр. Роль и значение музыки в жизни индийского общества. Возникновение и развитие музыкальной культуры. Рага — основа индийской музыки, результат обработки народных мелодий. Особенности исполнения, соотнесенность с чувствами и переживаниями человека. Понятие о суточном цикле раг. Вина и ситар — наиболее популярные музыкальные инструменты. Трактат «Натьяшастра» о происхождении театрального и танцевального искусства. Народные предания и легенды, героические подвиги королевских мудрецов — основа сюжетов театральных представлений. Спектакль как единство музыки, пения и танца. Искусство индийского танца.
Художественная культура Китая. 1 час.
Значение и уникальный характер китайской художественной культуры. Шедевры архитектуры. Характерные особенности китайского зодчества, его органическая связь с окружающей природной средой. Типичные архитектурные сооружения: монастыри, пещерные храмы и пагоды и роскошные дворцовые комплексы императоров. Великая Китайская стена — шедевр мирового зодчества. Пагода Даяньта — шедевр мирового зодчества. Буддийские пещерные храмы (монастырь Юньган). Деревянные павильоны каркасной конструкции как основная форма культовых и жилых зданий в Китае. Ансамбль императорского дворца в Пекине (Запретный город). Храм Неба. Садово-парковое искусство.
Изобразительное искусство Китая. 1 час. Скульптура Китая. Характерные особенности китайской скульптуры. Погребальный комплекс в провинции Шэньси. «Терракотовое» войско императора, реализм и экспрессия, разнообразие движений и поз. Сцены из придворной жизни в пластике погребального ансамбля близ Сианя. Мастерство изображения животных, реальность и фантастичность образов. Теснейшая связь скульптуры с буддийской религией. Скульптурные изображения Будды и святых (бодисатв). Статуя Будды Вайрочаны в монастыре Лун-мэнь — величественный символ буддизма. Жанры китайской живописи. Техника выполнения живописных произведений. Органичное слияние поэзии и живописи. Многообразие жанров: пейзаж («горы — воды», «цветы — птицы»), портрет, историко-бытовая живопись. Характерные особенности пейзажной живописи (обобщение ранее изученного).
Искусство Страны восходящего солнца (Япония). 1 час Своеобразие и неповторимость искусства Японии (обобщение ранее изученного).Шедевры архитектуры. Следование китайским традициям зодчества, выработка собственного стиля архитектуры. Буддийский монастырь Хорюдзи в городе Нара как первая из сохранившихся деревянных построек. Золотой храм и пагода, их строение, особенности внешнего и внутреннего облика. Золотой павильон в Киото — классический образец японской архитектуры. Оборонительный замок в Химед-зи близ Кобе («Замок Белой цапли»), сложность его планировки, легкость и изящество внешнего облика. Садово-парковое искусство. Истоки возникновения и разнообразие типов: сад деревьев, сад камней и сад воды. Символическое звучание элементов садово-паркового искусства. Сад камней Рёандзи в Киото — символическое воплощение философской идеи строения мира, своеобразная модель Вселенной (обобщение ранее изученного).Изобразительное искусство*. «Укиё-э» — одно из самых значительных явлений в изобразительном искусстве. Сиюминутность мгновения, едва заметная смена чувств и эмоций в жизни природы и человека — главная задача японских художников.
Художественная культура исламских стран. 1 час
Исторические корни и значение искусства ислама. Шедевры архитектуры. Типичные архитектурные сооружения: мечети, минареты, медресе, мавзолеи, дворцы, караван-сараи, крытые рынки. Строение мечети, особенности оформления фасада. Соборная мечеть в Кордове (Испания). Медресе как одна из разновидностей мечети. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитектуры Средней Азии. Минарет — характерный символ мусульманского зодчества. Оригинальность форм и неповторимость внешнего облика. Ми-марет аль-Мальвия (Сирия). Дворец Альгамбра (Испания), его принадлежность к мавританскому стилю архитектуры, сложность композиционного решения дворцового ансамбля, богатство и изысканность интерьеров. Мавзолей Тадж-Махал в Агре (Индия) — выдающийся шедевр мирового зодчества.
Особенности изобразительного искусства. Основные виды: орнамент, каллиграфия, книжная миниатюра. Арабеска как одна из ранних форм орнаментального искусства. Использование линейно-геометрических узоров, растительных мотивов изображений животных, птиц и фантастических существ. Богатство красочной палитры, особая интенсивность света в произведениях восточного орнамента. Искусство каллиграфии. Характерные особенности арабского письма. Куфическое письмо. Мастерство книжной миниатюры (обобщение ранее изученного).
Литература и музыка. Любовная лирика народов Востока и ее непреходящее мировое значение. Рудаки — основоположник персидской литературы и его поэма «Шахнаме». Поэзия Низами и рубай Омара Хайяма (по выбору). Своеобразие музыкальной культуры ислама. Характерные особенности культовой и светской музыки ислама (обобщение ранее изученного).
Раздел 5. Художественная культура Возрождения. (10 часов)
Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения. 1 час
Мастера Проторенессанса. Художественное переосмысление христианской истории, светское начало, внимание к исторической тематике, портретному, бытовому и пейзажному жанрам. Джотто— «лучший в мире живописец». Данте и Боккаччо о творчестве Джотто. Естественная жизнь человека, проникновение в мир его чувств и переживаний, следование реалистическим традициям. Фрески в капелле дель Арена в Падуе, посвященные жизни Марии, ее родителей и Иисуса Христа. Благородство и стойкость человеческого духа, целомудрие и материнская нежность, ужас предательства и измены — главные темы фресок Джотто. «Брак в Кане», «Поцелуй Иуды», «Несение креста» — лучшие творения художника (обобщение ранее изученного). Фреска «Оплакивание Христа» как выражение всемирной скорби, отчаяния и надежды. Оригинальный архитектурный проект колокольни Джотто во Флоренции.
Живопись Раннего Возрождения. Экспериментальные поиски в изобразительном искусстве. Основные задачи художника: владение законами перспективы, теорией пропорций, умение передавать объем на плоскости, знание строения человеческого тела.
«Настоящий переворот в живописи» (Мазач-чо). Построение пространства по законам перспективы. Ветхозаветные сцены, эпизоды из жизни Иисуса Христа и деяния апостолов — главные темы произведений художника. Фреска «Изгнание Адама и Евы из рая» (церковь Санта-Мария дельКармине), ее трагический смысл и символика звучания. Фреска «Чудо со статиром» (там же), особенности ее композиционного решения, общечеловеческий смысл произведения (обобщение ранее изученного). «Троица» как одно из последних и совершенных творений художника. Творчество Паоло Учелло — практическое использование приемов линейной перспективы.
В мире образов Боттичелли. Судьба художника, непреходящее значение его творчества. Боттичелли — блестящий мастер портрета, запечатлевший облик современников. «Портрет мужчины с меди лью Козимо Медичи», глубокая психологическая характеристика образа. Картина «Благовещение» как яркий пример отточенной техники и мастерства. Динамичность композиции, богатство и звучность колорита. Возвышенная одухотворенность и драматическая экспрессия евангельского сюжета. «Оплакивание Христа» — «постывший орнамент отчаяния и скорби».Интерес Боттичелли к образам античной мифологии. Картины «Весна» и «Рождение Венеры» — лучшие творения художника (обобщение ранее изученного).
Скульптурные шедевры Донателло. Библия — главный источник сюжетов и образов. Святой Георгий — храбрый и мужественный воин, бросающий гордый вызов противнику. История создания образа библейского героя Давида, особенности его воплощения (обобщение ранее изученного). Памятник кондотьеру Гаттамелате в Падуе как наиболее совершенное произведение скульптора. Статуя Марии Магдалины — проникновенный драматический образ человеческой муки и скорби.
Архитектура итальянского Возрождения. 1 час
Флорентийское чудо Брунеллески. Собор Сан-та-Мария Дель Фьоре — архитектурный символ Флоренции. Сооружение восьмигранного купола — вершина творческой деятельности Брунеллески. Оригинальность и новизна конструктивного решения. Соединение лучших традиций античного зодчества и новых архитектурных замыслов в сооружении Воспитательного дома. Особенности оформления фасада, отличие от готических зданий, четкая симметрия, гармония и согласованность горизонтальных и вертикальных линий. Церковь Сан-Ло-ренцо — гениальное творение Брунеллески (по выбору). Великие архитекторы эпохи Возрождения. Творения Леона Баттиста Альберти: новая трактовка античного наследия (церковь Санта-Мария Новелла и палаццо Ручеллаи во Флоренции).
Донато Браманте — основоположник архитектуры Высокого Возрождения. Использование традиций античной архитектуры и Брунеллески, выработка собственного стиля. Церкви Санта-Мария дела Грацие (Милан) и монастыря Сан-Пьетро сен Монторио (Темпьетто, Рим). Реконструкция архитектурного комплекса Ватикана. Работа над проектом и возведением главного христианского собора Святого Петра в Риме. Архитектурный облик Венеции. Венеция — столица позднего Возрождения, последний оплот художественной культуры Италии. Следование традициям предшествующих эпох, парадность и красочность собственного архитектурного стиля.
Титаны Высокого Возрождения. 1 час. Художественные принципы Высокого Возрождения. Идеалы гуманизма, непоколебимой веры в творческие возможности гармонично развитого человека. Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэль. Постижение универсальных законов бытия, обобщение явлений реальной жизни, повышенный интерес к личности Человека. Художественный мир Леонардо да Винчи. Судьба художника и основные этапы его творческой деятельности. Два «Благовещения» начинающего художника. Фреска «Тайная вечеря» в соборе Санта-Мария дела Грацие (Милан), особенности трактовки сюжета, мастерство в передаче внутреннего мира героев. «Мадонна Литта» и «Мадонна Бе-нуа» в коллекции Эрмитажа (обобщение ранее изученного). «Джоконда» — прославленный шедевр художника.
Титаны Высокого Возрождения. 1 час. Бунтующий гений Микеланджело. Судьба художника и основные этапы его творческой биографии. «Пьета», «Давид» и «Моисей» — скульптурные шедевры Микеланджело (обобщение ранее изученного).Погребальная капелла герцогов Медичи во Флоренции, создание единого архитектурного и скульптурного ансамбля. Идея трагического бессилия человека перед силой всесокрушающего времени. Отражение глубоких философских размышлений автора о смысле жизни и смерти. Росписи свода Сикстинской капеллы в Риме (обобщение ранее изученного). Фреска «Страшный суд» — апофеоз человеческого страдания и гнева. Работа над созданием купола Собора Святого Петра в Риме.
Титаны Высокого Возрождения. 1 час. Рафаэль — «первый среди великих». Судьба художника, основные этапы его творческой биографии. Рафаэль — певец женской красоты. От «Мадонны Конестабиле» к «Сикстинской Мадонне» (обобщение ранее изученного).Фресковая живопись во дворце Ватикана. «Афинская школа», «Парнас», «Диспута» и «Юриспруденция» — лучшие фресковые работы художника, посвященные различным формам духовной деятельности человека (по выбору).Портретное творчество Рафаэля («Автопортрет», «Портрет женщины с единорогом», «Портрет папы Льва X» — по выбору). «Портрет Анджел о Дони» как воплощение обобщенного образа эпохи Возрождения. «Преображение Господне» — последнее произведение Рафаэля (обобщение ранее изученного).
Мастера венецианской живописи. 1 час. Творчество Беллини и Джорджоне. Джованни Беллини — основоположник венецианской школы живописи. «Портрет дожа Леонардо Лоредано» как обобщенный образ человека эпохи Возрождения. Мечты о красоте и счастье безмятежной жизни человека на лоне природы, гармония чувств и поступков человека в творчестве Джорджоне. «Гроза», «Сельский концерт», «Три философа» — лучшие творения художника (по выбору). Элегичность настроения и светлая поэтичность образов. Картина «Юдифь», своеобразие художественной трактовки библейского образа. «Спящая Венера» — идеальный женский образ эпохи Возрождения. Художественный мир Тициана. Судьба художника и основные вехи его творческой биографии. Мифологические сюжеты в творчестве Тициана («Персей и Андромеда», «Похищение Европы», «Венера и Адонис», «Даная», «Флора» — по выбору). «Венера Урбинская» — восторженный гимн женской красоте и целомудрию. Символическое звучание картины, богатство красочной палитры. Библейская тематика в творчестве Тициана, повышенное внимание к стихии человеческих чувств («Коронование терновым венцом», «Святой Себастьян»).
Искусство Северного Возрождения. 1 час. Ренессанс в архитектуре Северной Европы. Своеобразие национальных традиций французского зодчества. Дворцы и замки в долине реки Луары. Замок Шамбор — шедевр французского Возрождения. Строгая симметрия, аскетизм в оформлении фасада, богатство и разнообразие декоративных украшений. Замок Фонтенбло — загородная резиденция французских королей. Многообразие архитектурных решений ансамбля. Дворец Лувр в Париже — замечательный пример синтеза искусств, особая нарядность и красота фасадов здания. Своеобразие архитектуры Нидерландов и Германии. Дома цеховых ремесленников и ратуши как наиболее типичные постройки общественного назначения. Ратуши в Антверпене и Брюсселе. Строение и внешний облик городского дома бюргера. Живопись нидерландских и немецких мастеров. Братья ванн Эйки — основоположники нидерландской школы живописи, усовершенствование технологии масляной живописи.
В мире фантасмагорий И. Босха.1 час. Многогранность его творческого дарования. Картина «Корабль дураков» как оригинальное образное решение темы людской глупости и греха. Триптих «Сад земных наслаждений», своеобразие трактовки канонических тем сотворения мира. Обращение к сюжетам Священного Писания. Картины «Блудный сын» и «Несение креста» (обобщение ранее изученного). Творческие искания Брейгеля. Интерес художника к жизни простых людей. Картина «Нидерландские пословицы» — своеобразная энциклопедия народной мудрости, ее сатирическое звучание и глубокий поучительный смысл. Аллегорическая картина «Страна лентяев» как наглядное зрелище «всемирной лени».Обращение к сюжетам евангельской истории. Картины «Вавилонская башня», «Слепые», «Избиение младенцев в Вифлееме» (обобщение ранее изученного). Символическое звучание картины «Калеки» и рисунка «Художник и знаток». Творчество Дюрера. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. «Автопортреты» — своеобразные свидетели творческих исканий художника.
Музыка и театр эпохи Возрождения. 1час. Музыкальная культура Возрождения. Роль музыки в нравственном воспитании общества. Музыкальные картины жизни в поэзии Шекспира и живописных произведениях Яна ванн Эйка и Паоло Веронезе. Гармонический склад музыки Ренессанса. Музыкальное наследие Палестрины. Дальнейшее формирование инструментальной музыки. Лютня, орган, клавесин, виола, различные виды флейт, скрипка — наиболее популярные музыкальные инструменты эпохи Возрождения. Флорентийская камерата и ее роль в становлении оперного искусства. Итальянская комедия делъ арте. История возникновения и значение для дальнейшего развития ее сценических традиций. Демократический характер итальянского театра масок. Излюбленные персонажи комедии дель арте (Арлекин и Пульчинелла, купец Панталоне, доктор Бригелла, Капитан и Коломбина). Импровизация актерской игры — основа сценического действа. Спектакли комедии дель арте — синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Театр Шекспира. Расцвет английского театра эпохи Возрождения. Выдающийся актерский талант Шекспира.
Заключительный урок. 1 час.
РК – Просмотр фильма Тюрки России. Алтай. Алтай хранит тайны человеческой цивилизации - две с половиной тысячи лет назад именно здесь родилась культура, которую начали называть тюркской. Традиции, зародившиеся здесь, объединяют многие народы, которые живут в разных концах света и называются тюркскими.
Календарно-тематическое планирование
по МХК на 10 класс
№ уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций | 5 | ||||
1 | Первые художники земли | 1 | 1 05.09.-10.09 | РК | |
2 | Художественная культура Древней Передней Азии | 1 | 2 12.09.- 17.09 | ||
3 | Архитектура страны фараонов | 1 | 3 19.09.-24.09 | ||
4 | Изобразительное искусство и музыка Египта | 1 | 4 26.09.-30.09 | ||
5 | Искусство доколумбовой Америки | 1 | 5 03.10.-08.10 | ||
Раздел 2. Художественная культура Античности | 3 | ||||
6 | Золотой век Афин | 1 | 6 10.10.-15.10 | ||
7 | Архитектура Древнего Рима | 1 | 7 17.10.- 22.10 | ||
8 | Театральное и музыкальное искусство Античности | 1 | 8 24.10.-29.10 | ||
Раздел 3. Художественная культура Средних веков. | 10 | ||||
9 | Мир византийской культуры | 1 | 9 07.11.-12.11 | ||
10 | Искусство Киевской Руси | 1 | 10 14.11.-19.11 | ||
11 | Развитие русского регионального искусства | 1 | 11 21.11.-26.11 | ||
12 | Искусство Московского княжества | 1 | 12 29.11.-02.12 | ||
13 | Искусство единого Российского государства. | 1 | 13 05.12.-10.12 | ||
14 | Театр и музыка Древней Руси. | 1 | 14 12.12.-17.12 | ||
15 | Архитектура западноевропейского Средневековья. Романский стиль. | 1 | 15 19.12.-24.12 | ||
16 | Архитектура готики | 1 | 16 11.01.-14.01 | ||
17 | Изобразительное искусство Средних веков | 1 | 17 16.01.-21.01 | ||
18 | Театральное искусство и музыка Средних веков | 1 | 18 23.01.-28.01 | ||
Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока | 6 | ||||
19 | Индия страна чудес | 1 | 19 30.01.-04.02. | ||
20 | Изобразительное искусство Индии | 1 | 20 06.02.-11.02 | ||
21 | Художественная культура Китая | 1 | 21 13.02.-18.02 | ||
22 | Изобразительное искусство Китая | 1 | 22 20.02.-25.02 | ||
23 | Искусство Страны восходящего солнца (Япония) | 1 | 23 27.02.-04.03 | ||
24 | Художественная культура исламских стран | 1 | 24 06.03.-11.03 | ||
Раздел 5. Художественная культура Возрождения | 10 | ||||
25 | Изобразительное искусство Проторенессанса и раннего Возрождения | 1 | 25 13.03.-18.03 | ||
26 | Архитектура итальянского Возрождения | 1 | 26 27.03.-01.04 | ||
27 | Титаны Высокого Возрождения. Художественный мир Леонардо да Винчи | 1 | 27 03.04.-08.04 | ||
28 | Бунтующий гений Микеланджело | 1 | 28 10.04.-15.04 | ||
29 | Рафаэль -«первый среди великих» | 1 | 29 17.04-22.04 | ||
30 | Мастера венецианской живописи | 1 | 30 24.04.-29.04 | ||
31 | Искусство Северного Возрождения. | 1 | 31 02.05.-06.05 | ||
32 | В мире фантасмагорий И. Босха. | 1 | 32 10.05.-13.05 | ||
33 | Музыка и театр эпохи Возрождения | 1 | 33 15.05.-20.05 | ||
34 | Заключительный урок | 1 | 34 29.05.-31.05 | РК |
Содержание тем учебного предмета МХК в 11 классе
Раздел учебного курса | Количество часов |
Раздел 1.Художественная культура нового времени. | 19 |
Раздел 2.Художественная культура конца 19 - 20 века | 15 |
Итого | 34 |
Содержание предмета МХК на 11 класс
Раздел 1.Художественная культура нового времени. 19 часов.
Архитектура барокко 1 час.
Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Крушение идеалов Возрождения. Человек и новая картина мира. Роль научных открытий в мировосприятии человека. Революционный переворот в сознании человека. Перемены в духовной жизни общества. Эстетика барокко. Художественный стиль, отразивший новое мировосприятие жизни. Эстетические принципы барокко. Человек в контексте нового стиля. Главные темы искусства барокко и его характерные черты. .Характерные черты барочной архитектуры. Особенности восприятия произведений барочной архитектуры. Основные черты архитектуры барокко. Своеобразие и национальный колорит архитектуры западноевропейского барокко.
Архитектура Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ф.Б. Растрелли. 1 час.
Национальное своеобразие стиля барокков России. Формирование образа дворцового Петербурга и царских загородных резиденций эпохи «елизаветинского» барокко. Характерные черты стиля Ф. Б. Растрелли и созданные им архитектурные шедевры.
Изобразительное искусство барокко. 1 час. Живопись барокко. Творчество Рубенса. Выразительность декоративной монументальной живописи. Главные темы и художественные принципы живописи барокко. Основные этапы творческой биографии Рубенса. Характерные особенности его живописной манеры (на примере известных произведений). Творчество учеников Рубенса. Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. Особенности обработки мрамора и бронзы, использование световых эффектов, искусство имитации, тонкий психологизм и изящество композиции (на примере скульптурных шедевров мастера).
Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини. 1 час
Архитектурные ансамбли Рима. Лоренцо Бернини. Италия — родина архитектурного барокко. Создание целостных ансамблей. Черты барокко в архитектуре Рима. «Гений барокко» Л. Бернини, многогранность его творческого дарования. Оформление площади перед собором Святого Петра в Риме — грандиозность замысла и смелость его осуществления
Реалистические тенденции в живописи Голландии. 1 час
Творчество Рембрандта. Судьба художника, основные вехи его творческой биографии. Своеобразие художественной манеры, богатство и разнообразие тематики (на примере известных произведений). Стремление передать духовную эволюцию человека, его трагический путь познания жизни. Графическое наследие художника. Великие мастера голландской живописи. Тематическое и жанровое многообразие голландской живописи. Специфика портретной живописи (на примере творчества Ф. Халса). Поэтизация естественного течения повседневной жизни в бытовой живописи (П. де Хох). Малые голландцы. Характерные особенности натюрморта (П. Клас, В. Хеда). Пейзажные произведения Я. Рейсдала и Я. Гойена. Вермер Делфтский как основоположник пленэрной живописи. Человек в интерьере в произведениях Вермера.
Музыкальное искусство барокко. 1 час.
«Взволнованный стиль» барокко в итальянской опере. Отражение в музыкальной культуре трагического мироощущения эпохи, внимание к миру чувств и эмоций человека. Мелодичное одноголосие как основной принцип музыки барокко. Опера как ведущий жанр музыки барокко. Создание оперных школ в Италии. «Взволнованный стиль» опер К. Монтеверди (на примере известных произведений). Открытие первого в мире публичного оперного театра (Венеция). Барочный концерт А. Вивальди. Расцвет свободной полифонии в творчестве Баха. Творчество Баха — завершающий этап музыкальной культуры барокко. Многогранность и разнообразие творческого наследия Баха. Судьба композитора, основные вехи его творческой биографии (на примере шедевров музыкального творчества). Русская музыка барокко.
Искусство классицизма и рококо и сентиментализма 1 час.
Эстетика классицизма. Обращение к классическому античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы классицизма. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Изменения идеологической ориентации классицизма. Понятие о стиле ампир. Рококо и сентиментализм. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник — французский просветитель Ж.Ж. Руссо.
Классицизм в архитектуре Западной Европы. 1 час
«Сказочный сон» Версаля. Характерные черты архитектуры классицизма. Создание нового типа грандиозного дворцового ансамбля, строго подчиненного единому геометрическому плану. Версаль как зримое воплощение парадно-официальной архитектуры классицизма. Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир. Начало работ по перепланировке Парижа. Создание «идеального города». Неоклассицизм — новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы. Характерные черты стиля ампир (на примере известных памятников архитектуры).
Живопись классицизма и рококо. 1 час.
Вершиной классицизма в живописи Французская академия провозгласила творчество художника Никола Пуссена. Мастера «галантного жанра»: живопись рококо. Антуан Ватто «поэт беспечного досуга», Франсуа Буше «Художник граций».
Композиторы Венской классической школы. 1 час
Музыка Венской классической школы — формирование классических музыкальных жанров и принципов симфонизма. Заслуги Гайдна в создании инструментальной музыки и формировании устойчивого состава симфонического оркестра. Анализ лучших произведений композитора. «Музыка, высекающая огонь из людских сердец». Л. Ван Бетховен. Судьба композитора и основные этапы его творчества. Путь от классицизма к романтизму— смелые эксперименты и творческие поиски. Развитие жанра симфонии в творчестве Бетховена. Разнообразие музыкального наследия (на примере известных произведений композитора).
Судьба композитора В.А.Моцарта и основные вехи его творческой биографии. Моцарт как блистательный сочинитель симфонической музыки и создатель жанра классического концерта. Оперные шедевры Моцарта. Духовная музыка в творчестве композитора.
Шедевры классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга. 1 час
«Строгий, стройный вид» Петербурга. Архитектурный облик Северной Пальмиры и его блистательные зодчие. Регулярность и классический ордер в архитектуре общественных зданий. Архитектурные ансамбли пригородов Санкт-Петербурга. Оригинальность замысла и архитектурного решения. Мастерство декоративного убранства (на примере сооружений выдающихся зодчих).
«Архитектурный театр» Москвы. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков 1 час
Архитектурный театр» Москвы. В. И. Баженов и М. Ф. Казаков. Пашков дом и дворцовый ансамбль в Царицыно В. И. Баженова: общая композиция и художественные особенности. Классические образцы московской усадьбы в творчестве М. Ф. Казакова (на примере лучших творений архитектора).
Русский портрет 18 века. 1 час
Мастера живописного портрета. Интерес к личности, ее ценность и общественная значимость в творчестве русских портретистов. Разнообразие жанров портрета. Поэтичность и одухотворенность образов в творчестве Ф. С. Рокотова. Мастерство в создании камерного портрета (на примере шедевров живописи). Портретная галерея Д. Г. Левицкого и мастерство автора в создании психологических портретов персонажей (на примере шедевров живописи). Портретное творчество В. Л. Боровиковского: богатейшая палитра чувств человека, их связь с окружающей природой (на примере шедевров живописи).
Мастера скульптурного портрета. 1 час.
Черты барочного парадного портрета, простота и ясность искусства классицизма в произведениях русской пластики. Декоративно-монументальная скульптура Б. К. Растрелли, особенности его художественной манеры. История создания памятника Петру I («Медный всадник») Э. М. Фальконе. Ф. И.Шубин— «первый статуйных дел мастер» и его творения. Произведения М. И. Козловского и И. П. Мартоса.
Романтизм. Изобразительное искусство романтизма. 1 час
Эстетика романтизма. Неоднородность художественного направления, его отличительные особенности. Хронологические рамки европейского романтизма. Происхождение и развитие термина. Сложность и противоречивость искусства романтизма, его главные эстетические принципы. Неоготическая архитектура романтизма. Интерес к фольклору в искусстве романтизма. Живопись романтизма. Крупнейшие представители эпохи романтизма. Выразительные средства романтической живописи. История и современность глазами романтиков (на примере творчества Э. Делакруа и Ф. Гойи). Творчество прерафаэлитов и их отношение к историческому наследию (на примере произведений основных представителей направления). Герой романтической эпохи в портретном творчестве О. А. Кипренского. Тип романтического пейзажа (на примере творчества К. Д. Фридриха и И. К. Айвазовского).
Реализм – художественный стиль эпохи. Реализм в западноевропейской живописи. 1 час.
Реализм: эволюция понятия. Особенности толкования понятия «реализм». Изменчивость и неопределенность границ реализма в сфере художественной деятельности. Основы эстетики реализма. Роль Г. Курбе в формировании и развитии реалистического направления в искусстве. Реализм в различных видах искусства. Эстетика реализма и натурализм. Обострение противоречий между академическим и реалистическим искусством. Правдивое воспроизведение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» как важнейший способ художественного обобщения. Критическая направленность и демократичность реализма. Реализм и романтизм, их связь и отличия. Реализм и натурализм (на примере творчества Э. Золя). Картины жизни в творчестве Г. Курбе. Новаторский характер творчества Курбе. Интерес к повседневной жизни человека из народа. Задача художественного познания народа, его истории, условий, причин и обстоятельств бытия. Бытовые картины жизни (на примере произведений художника).История и реальность в творчестве О. Домье. Социально-критический характер творчества О. Домье. Изображение исторических событий через психологическую драму народа или отдельной личности. О. Домье— выдающийся мастер литографии (на примере лучших произведений художника).
Русские художники - передвижники. 1 час. Русские художники-передвижники. Общество передвижных выставок. «Бунт 14-ти» (организация, цели, программы и форма деятельности). Создание «Товарищества передвижных художественных выставок». Обращение к социальной тематике. Крестьянские и народные типы в произведениях И. Н. Крамского, Н. А. Ярошенко. Бытовой жанр в творчестве В. Г. Перова.
Р.К. – Период обучения Г.И. Гуркина у известного пейзажиста И.И. Шишкина
Реалистическая живопись И.Е. Репина и В.И. Сурикова. 1 час
Многогранный талант И.Е. Репина и В.И. Сурикова ярко выразился в исторических полотнах на примере картин «Утро стрелецкой казни», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и других известных произведений.
Развитие русской музыки во второй половине 19 века. 1 час
Композиторы «Могучей кучки». М. А. Балакирев— организатор и идейный вдохновитель творческого союза композиторов. Богатырский размах, эпическое величие музыкальных произведений А. П. Бородина (на примере оперы «Князь Игорь»). Творческое наследие М. П. Мусоргского, его достижения в области симфонической и оперной музыки. Музыкальное творчество Н. А. Римского-Корсакова. Обращение к героическим страницам прошлого России в оперном творчестве. Мир русских народных сказок в опере. Романсово-песенное творчество композитора. «Музыкальная исповедь души»:творчество П.И. Чайковского. Судьба композитора и основные этапы его творческой биографии. Достижения в области симфонической музыки (на примере выдающихся произведений). Оперы Чайковского как образцы лирико-психологической музыкальной драмы. Балетная музыка композитора и ее новаторский характер.
Раздел 2.Художественная культура конца 19 - 20 века. 15 часов
Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи. 1 час
Художественные искания импрессионистов. «Салон Отверженных» — решительный вызов официально признанному искусству. Поиски новых путей в живописи. Подвижность и изменчивость мира как главный объект изображения. Мастерство в передаче света, цвета и тени (на примере известных картин художников-импрессионистов). Творческие поиски в области композиции (Э. Дега, Э. Мане, О. Ренуар). Пейзажи впечатления. Неожиданные сюжеты. Стремление художников запечатлеть мельчайшие изменения в состоянии природы, ее «душу» (на примере известных произведений К. Моне, А. Сислея, К. Писсарро). Городские пейзажи К. Писсарро. Повседневная жизнь человека. Внимание художников к жизни и интересам простого человека (на примере творчества О. Ренуара). Атмосфера парижской жизни в картинах художника. Творческий метод художников импрессионистов был подхвачен и обновлен постимпрессионистами Поль Сезамом, Винсентом Ван Гогом.
Формирование стиля модерн в европейском искусстве. 1час.
Характерные особенности стиля. Создание новых художественных форм и образов, выработка единого интернационального стиля в искусстве. Стремление выразить красоту окружающей природы с помощью декоративной и динамичной линии. Орнаментальность стиля модерн. Флоральный модерн. Синтез искусств как основная идея эстетики модерна и ее практическое воплощение в творчестве отдельных представителей стиля. Функциональность модерна. Модерн в архитектуре. В. Орта. Идеи рационализма и конструктивизма и их воплощение в зодчестве. Интернациональный характер функциональной архитектуры. Использование новых материалов и технологий. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров (на примере творчества В. Орта). Идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Архитектурные шедевры А. Гауди. Влияние готики и барокко на творчество зодчего. Роль символов и аллегорий в творчестве А. Гауди (на примере известных шедевров
Модерн в русской архитектуре. 1 час
Практическое осуществление идеи синтеза искусств. Модерн Ф. О.Шехтеля. Русские варианты модерна и их практическое воплощение. Характерные черты архитектуры русского модерна (на примере сооружений Ф. О. Шехтеля).
Художественные принципы символизма. 1 час
Непримиримый конфликт с искусством реализма и натурализма, общие черты с эстетикой романтизма. Идея двойственности мира как основа искусства символизма. Обращение к художественным метафорам и аллегориям, общность и различия между символом и аллегорией. Теоретическое обоснование характерных черт символизма. «Вечная борьба мятущегося человеческого духа» в творчестве М. А. Врубеля. Особенности художественной манеры живописца. Органическое единство реального и фантастического, символа и мифа в творчестве художника (на примере известных произведений). Черты символизма в портретном творчестве М.А.Врубеля. Эволюция темы Демона в творчестве художника. Тема природы и ее символическое звучание. Портретное творчество М. А. Врубеля. Творчество В. Э. Борисова-Мусатова.
Музыкальный мир А. Н. Скрябина.1 час
Вера в силу искусства как основная идея творчества композитора. Философские идеи символизма и их художественное воплощение. Новаторский характер музыки А. Н. Скрябина. Создание музыкальных образов-символов как результат творческих поисков духовного начала в искусстве и жизни (на примере известных произведений). Творческие искания А. Н. Скрябина в области цветомузыки.
Художественные течения модернизма в живописи. 1 час
ХХ век отмечен чрезвычайным разнообразием художественных направлений в изобразительном искусстве. Разница в понятиях модерн и модернизм. Художественные течения футуризм, кубизм, абстракционизм, фовизм, сюрреализм, дадаизм.
Фовизм А. Матисса и Кубизм П. Пикассо. 1 час
Художественные течения модернизма в живописи. Яркость цветов, упрощение формы, «чистота художественных средств» как исходная позиция фовизма. Особенности живописной манеры художника, задачи творчества. Противопоставление сил природы машинной цивилизации. Мир как образец гармонии и счастливого бытия человека (на примере известных произведений А. Матисса).
У истоков кубизма — экспериментальные поиски в области формы. Излюбленные жанры художников-кубистов. Программные произведения кубизма П. Пикассо. Разностильность и многогранность творческого дарования художника.
Сюрреализм С. Дали. 1 час
Основные художественные принципы сюрреализма. Дадаизм в искусстве начала XX в. Реальность и сверхреальность С. Дали (на примере известных произведений художника). «Параноико - критический» метод С. Дали.
Мастера русского авангарда. 1 час.
Абстракционизм В. В. Кандинского — «импрессии», «импровизации» и «композиции» (на примере известных произведений). Супрематизм К. С. Малевича. «Черный квадрат»— ключевой образ супрематической живописи. «Аналитическое искусство» П. Н. Филонова (на примере известных произведений).
Искусство советского периода.1 час
Влияние Октябрьской революции 1917 г. на развитие изобразительного искусства. План монументальной пропаганды и создание живописных композиций о героических и трудовых буднях Страны Советов (на примере лучших произведений изобразительного искусства). Утверждение принципов социалистического реализма в изобразительном искусстве (на примере скульптурной композиции В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница»). Советское изобразительное искусство периода Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Современное изобразительное искусство. Основные тенденции развития современного изобразительного искусства, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения реальной действительности (на примере произведений известных художников).
Архитектура: от модерна до конструктивизма. 1 час
Конструктивизм Ш. Э. Ле Корбюзье и В. Е. Татлина. Новые идеи и принципы архитектуры XX в. Ш. Э. Ле Корбюзье как создатель «всемирного стиля» в архитектуре XX в. Поиск простых форм и системы пропорций. Художественные принципы Ш. Э. Ле Корбюзье (на примере известных сооружений). Разработка теории жилища для человека. Развитие конструктивизма в СССР. В. Е. Татлин как основоположник советского конструктивизма и дизайна. Художественные идеи В. Е. Татлина и их реальное воплощение. Модель памятника «Башня III Интернационала» — главное творение архитектора. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта. Всемирное признание и практическое воплощение творческого метода Ф. Л. Райта (на примере виллы Кауфмана «Над водопадом»). Оригинальность и новизна архитектурных решений произведений. О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять. Уникальность стиля и «поэзия формы». Мечта об идеальном городе и ее реальное воплощение (на примере города Бразилиа). Поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. Вклад О. Нимейера в развитие мировой архитектуры.
РК – Исторические и культурные достопримечательности Горно-Алтайска. Из числа культовой архитектуры Церковь Преображения Господня, Храм Покрова Пресвятой Богородицы, Святомакарьевский храм, буддийский храм Ак-Буркан. Здание национального драматического театра, здание национального музея им. Анохина.
Театральное искусство XX века. 1 час
Режиссерский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской театральной сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества драматурга, режиссера и актера в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные постановки МХТ.«Эпический театр» Б. Брехта. «Эффект очуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актера. Зонги и их художественная роль в спектакле. Композиционное решение драматургии Б. Брехта.
РК – История Национального драматического театра им. П.В. Кучияк – первого алтайского драматурга.
Шедевры мирового кинематографа. 1 час
Мастера немого кино: С.М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. Рождение и первые шаги кинематографа. Картина С. М. Эйзенштейна «Броненосец “Потемкин”» как открытие отечественного кинематографа. Искусство монтажа — главное завоевание С. М. Эйзенштейна. Ч. С. Чаплин — великий комик мирового экрана. Актерская маска Ч. C. Чаплина. Единство комического и трагического в произведениях Ч. С. Чаплина (на примере известных кинолент). Первые звуковые фильмы. «Реальность фантастики» Ф. Феллини. Неореализм итальянского кино. Великие мастера итальянского неореализма. Мир Ф. Феллини— мир открытых возможностей. Автобиографичность картин, характерные особенности творческого метода. «Карнавализация жизни» как художественная метафора режиссера. Современный кинематограф. Основные тенденции развития современного кинематографа, поиски новых тем и образов. Новаторский характер творчества, способов и средств изображения действительности (на примере фильмов известных кинорежиссеров).
Музыкальное искусство России XX век. 1 час
Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Творчество, ориентированное на широкие массы. Дух новаторства и художественное своеобразие творческого наследия композитора. Оперная и балетная музыка С. С. Прокофьева (на примере известных сочинений). Музыка к кинофильмам. Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Симфонические произведения композитора— вершина творческого наследия. Многообразие музыкальных тем, их внутренняя энергия и тонкий лиризм. Оперное и балетное творчество. Музыка к кинофильмам и театральным спектаклям в творчестве композитора. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. Сочетание классических и современных традиций в творчестве композитора. Создание универсального метода полистилистики. Радикальное обновление музыкального языка (на примере известных сочинений).
Стилистическое многообразие западноевропейской музыки. 1 час
Искусство джаза и его истоки. Афро-американские фольклорные истоки джаза. Спиричуэлс, блюзы и регтайм — основа джазовых композиций. Многообразие стилей и направлений джазового творчества. Выдающиеся джазовые исполнители. Рок- и поп-музыка. Рок- и поп-музыка как уникальное явление музыкальной культуры XX в. Танцевальная музыка рок-н-ролла и ее исполнитель Э. Пресли. Группа «Битлз» и ее влияние на дальнейшее развитие рок-музыки. Рок-музыка известных исполнителей. Творчество Ж. М.Жарра—основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу.
Календарно-тематическое планирование
по МХК на 11 класс
№ уро ка | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Раздел 1. Художественная культура 17 - 18 века | 19 | ||||
1 | Архитектура барокко | 1 | 1 05.09.-10.09 | ||
2 | Архитектура Санкт-Петербурга и его окрестностей. Ф.Б. Растрелли | 1 | 2 12.09.- 17.09 | ||
3 | Изобразительное искусство барокко | 1 | 3 19.09.-24.09 | ||
4 | Скульптурные шедевры Лоренцо Бернини | 1 | 4 26.09.-30.09 | ||
5 | Реалистические тенденции в живописи Голландии | 1 | 5 03.10.-08.10 | ||
6 | Музыкальное искусство барокко | 1 | 6 10.10.-15.10 | ||
7 | Искусство классицизма и рококо и сентиментализма | 1 | 7 17.10.- 22.10 | ||
8 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | 1 | 8 24.10.-29.10 | ||
9 | Живопись классицизма и рококо | 1 | 9 07.11.-12.11 | ||
10 | Композиторы Венской классической школы | 1 | 10 14.11.-19.11 | ||
11 | Шедевры классицизма в архитектуре Санкт-Петербурга. | 1 | 11 21.11.-26.11 | ||
12 | Архитектурный театр» Москвы. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков | 1 | 12 29.11.-02.12 | ||
13 | Русский портрет 18 века | 1 | 13 05.12.-10.12 | ||
14 | Мастера скульптурного портрета. | 1 | 14 12.12.-17.12 | ||
15 | Романтизм. Изобразительное искусство романтизма | 1 | 15 19.12.-24.12 | ||
16 | Реализм – художественный стиль эпохи. Реализм в западноевропейской живописи | 1 | 16 11.01.-14.01 | ||
17 | Русские художники - передвижники. | 1 | 17 16.01.-21.01 | РК | |
18 | Реалистическая живопись И.Е.Репина и В.И.Сурикова. | 1 | 18 23.01.-28.01 | ||
19 | Развитие русской музыки во второй половине 19 века. | 1 | 19 30.01.-04.02 | ||
Раздел 2. Художественная культура конца 19 -20 века | 15 | ||||
20 | Импрессионизм и постимпрессионизм в живописи | 1 | 20 06.02.-11.02 | . | |
21 | Формирование стиля модерн в европейском искусстве. | 1 | 21 13.02.-18.02 | ||
22 | Модерн в русской архитектуре | 1 | 22 20.02.-25.02 | ||
23 | Художественные принципы символизма | 1 | 23 27.02.-04.03 | ||
24 | Музыкальный мир А.Н. Скрябина | 24 06.03.-11.03 | |||
25 | Художественные течения модернизма в живописи | 1 | 25 13.03.-18.03 | ||
26 | Фовизм А.Матисса и Кубизм П.Пикассо | 1 | 26 27.03.-01.04 | ||
27 | Сюрреализм С.Дали | 1 | 27 03.04.-08.04 | ||
28 | Мастера русского авангарда | 1 | 28 10.04.-15.04 | ||
29 | Искусство советского периода | 1 | 29 17.04-22.04 | ||
30 | Архитектура: от модерна до конструктивизма | 1 | 30 24.04.-29.04 | РК | |
31 | Театральное искусство 20 века. | 1 | 31 02.05.-06.05 | РК | |
32 | Шедевры мирового кинематографа | 1 | 32 10.05.-13.05 | ||
33 | Музыкальное искусство России 20 века | 1 | 33 15.05.-20.05 | ||
34 | Стилистическое многообразие западноевропейской музыки | 1 | 34 29.05.-31.05 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год
рабочей программы по МХК для 10 класса
УМК под ред. Даниловой, Г.И.
Составитель: Прасалова Е.Ю.
Корректировка содержания
№ записи | Номер урока, требующего корректировку | Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки | Согласование с зам. директора по УВР (дата, подпись) | Утверждено директором школы, (приказ от… №…, подпись) |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИОГАЧСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ на 2016-2017 учебный год
рабочей программы по МХК для 11 класса
УМК под ред. Даниловой, Г.И.
Составитель: Прасалова Е.Ю.
Корректировка содержания
№ записи | Номер урока, требующего корректировку | Номер урока, включающий корректировку, причина корректировки | Согласование с зам. директора по УВР (дата, подпись) | Утверждено директором школы, (приказ от… №…, подпись) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 9 кл. (Базовый уровень)
Раб. программа включает: статус документа, изменения в программе для 9-ых классов, требования к уровню подготовки, региональный компонент, перечень творческих работ, развернутоеу учебно-тематиче...
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень.10 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по геометрии. Базовый уровень. 11 класс. Погорелов А.В.
Рабочая программа, тематическое планирование....
Рабочая программа по алгебре (базовый уровень), 9 класс (надомное обучение),1.5 часа в неделю, 51 час в год.
Рабочая программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и ориентирована на учащихся 9 класса, обучающихся на дому. Программа п...
Рабочая программа 10 класс базовый уровень, профильный уровень
Данная программа расчитана на 2 уровня базовый и профильный...
Рабочая программа по искусству (базовый уровень) 8-9 кл.
Рабочая программа по искусству составлена на основе примерной рабочей программы Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2014 год. Данная...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ (базовый уровень) Голубевой Натальи, ученицы 6 класса, обучающейся по основной общеобразовательной программе основного общего образования
В учебном плане примерной образовательной программы основного общего образования для обязательного изучения математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета...