Рабочая программа 9 кл. (Базовый уровень)
рабочая программа по географии (9 класс) по теме

Пакшина Оксана Викторовна

Раб. программа включает: статус документа, изменения в программе для 9-ых  классов, требования к уровню подготовки, региональный компонент, перечень творческих работ, развернутоеу учебно-тематическое планирование (с элементами обязательно минимума), учебно-методический комплект ...

 

 <?xml:namespace prefix = o /??>

 

     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_9_kl..doc238 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ 9-Х КЛАССОВ

 (Базовый уровень)

Пояснительная записка

Статус документа

Настоящее планирование разработано на основе Федерального компонента  государственного стандарта среднего  общего образования (базовый  уровень) и примерной программы по географии для среднего  общего образования : закон РФ от 05.03. 2004г «Об образовании» ст. № 7 и уч. план МОУ «СОШ № 3 с УИОП» на 2011-2012 уч. год

   Использована  программа для среднего  общего образования на основе примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.

     Рабочая программа для 9-ых конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели. Изучение географии в 9-ы  классах направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Изменения в программе для 9-ых  классов (базовый уровень)

Раздел

Кол-во часов

Внесенные изменения

Основание.

Место России в мире

9

Без изменений

Районирование России. Общественная география крупных регионов

2

Данный раздел изучается. после «Важнейших межотраслевых комплексов», в моей рабочей программе изучение перенесено перед  комплексами

Основание такой коррекции считаю то, что знание районов , экономических регионов – фундаментальные знания курса 9-го. Поэтому считаю изучение «межотраслевых комплексов» целесообразнее изучать если учащиеся будут оперировать знаниями о экономических районах

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

23

Добавлены тренировочные и обучающие практические работы с картами и статистическим материалом

Знания и умения оперировать географической информацией (карты, статистика) по ФГОСа признано приоритетными целями обучения курса географии

Региональная география России

34

Добавлены тренировочные и обучающие практические работы с картами и статистическим материалом

Знания и умения оперировать географической информацией (карты, статистика) по ФГОСа признано приоритетными целями обучения курса географии

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения) (элементы обязательного минимума и требования к уровню подготовки изложены в календарно-тематическом планировании)

        В результате изучения географии 9 классов ученики должны

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

         

Называть (показывать): 

  1. основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  2. основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  3. географические районы, их территориальный состав;
  4. отрасли местной промышленности.

          Описывать: 

  1. природные ресурсы;
  2. периоды формирования хозяйства России;
  3. особенности отраслей;
  4. традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  5. экономические связи районов;
  6. состав и структуру отраслевых комплексов;
  7. основные грузо - и пассажиропотоки.

         Объяснять: 

  1. различия в освоении территории;
  2. влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  3. размещение главных центров производства;
  4. сельскохозяйственную специализацию территории;
  5. структуру ввоза и вывоза;
  6. современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

          Прогнозировать: 

  1. возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.

                     

 

Региональный компонент

Раздел

Тема урока

Тема регионального компонента

Содержание

Место России в мире

Место России в мире. Политико-административное устройство РФ

Р. К. Место Хакасии в политико-административном устройстве России

Политико-административное устройство республики

Исторические особенности заселения и освоения России. Численность и естественный прирост населения.

Р. К. История присоединения Хакасии к России. Численность населения и естественный прирост.

Краткая историческая справка о присоединении республики. Анализ статистических данных о населении Хакасии (в динамике)

Национальный состав населения

Р. К. Нац. состав населения Хакасии

Народности, населяющие республику. Понятие о диаспорах

Городское и сельское населения. Расселение населения.

Р. К. Степень урбанизации Хакасии

Городское и сельское население Хакасии. Изменения во времени. Современные тенденции.

Региональная география России

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Р. К. Предприятия машиностроения республики (Абаканвагонмаш)

Машиностроение республики. Значение. Уровень развития.

Роль, значение и проблемы ТЭК

Р. К. Топливно-энергетический комплекс республики (С-Ш ГЭС, Черногорский угольный разрез)

Значение ГЭС для республики и страны в целом. Обоснование местоположения. Объемы выпускаемой продукции.

Цветная металлургия 

Р. К. Предприятия цветной металлургии Хакасии (СААЗ, Сор. молибденовый …)

Значение отрасли для республики. Торговые связи.

Лесная промышленность

Р. К. Лесной комплекс республики.

Объем лесных фондов республики. Лесозаготовительная отрасль. Лесопереработка.

Земледелие и животноводство.

 

Р. К. Сельское хозяйство республики.  Проблемы и перспективы.

Состояние земледелия в республике. Перспективы и проблемы. Особенности животноводства.

Пищевая и легкая промышленность.

Р. К. Предприятия пищевой  промышленности Хакасии.

Характер предприятий легкой и пищевой промышленности. Перспективы малого предпринимательства  в данной отрасли.

Транспорт. Железнодорожный и автомобильный.

Р. К. Степень развития транспортной сети республики.

Степень развития транспортной системы республики. Прогнозы дальнейшего развития

Связь. Сфера обслуживания.

Р. К. Сфера обслуживания Хакасии  Предприятия связи..

Уровень развития связи в республике. Рекреационные ресурсы. Перспективы развития среднего и малого бизнеса в данной области.

Районирование России. Общественная география крупных регионов

Население и хозяйство Восточной Сибири

Р. К. Хакасия как часть экономического пространства Восточной Сибири.

Уровень развития республики (сравнение с другими регионами). Торговые связи.

Примечание: источники материала по региональному компоненту  -  уч. «Современная Хакасия», часть 1 и 2, материалы СМИ, статистические данные энциклопедии КИМ за 2010г

Творческие работы 

  1. Рассказ о деятельности русских промышленников, купцов, мастеровых умельцев.
  2. Описание традиционных отраслей сельского хозяйства своего региона.
  3. Прогнозирование перспектив развития российского машиностроения.
  4. Анализ работы транспорта в своей местности, предложения по её улучшению.
  5. Разработка и защита проектов предприятий и фирм по производству товаров и услуг для населения в своём районе.
  6. Описание народных помыслов Центральной России.
  7. Разработка проекта “Золотой российский чернозём”.
  8. Анализ перспектив деятельности новых портов на Балтике.
  9. Этническая культура народов Северного Кавказа.
  10. Анализ экологического состояния Волги, Камы, их притоков.
  11. Народные промыслы Урала.
  12. Современные проблемы коренных народов Севера.
  13. Научно-художественное описание уникальных ландшафтов Дальнего Востока.

Используемый УМК:

  1. В.П. Дронов, В.Я.Ром. География России. Население и хозяйство. 9  класс – М.: Дрофа, 2008.
  2. В.П.Дронов. География. Рабочая тетрадь. Население и хозяйство России. К учебнику В.Я.Рома, В.П.Дронова „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Население и хозяйство“. 9 класс – М.: Дрофа, 2008.
  4. Атлас. Экономическая и социальная география России. 9 класс.
  1. Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География России. Население и хозяйство», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Количество часов

Всего 68 часов; в неделю 2 час.

Учебно-тематическое планирование

Тема

Тип урока

Практические работы

Элементы обязательного минимума и требования к уровню подготовки

ИКТ

Примечание

1

Ведение

Изучения нового материала

Место России в мире – 9 часов

1

Место России в мире. Политико-административное устройство РФ

Р. К. Место Хакасии в политико-административном устройстве России

Урок формирования умений и навыков

 Практическая работа № 1.

Нанесение на контурную карту республик России и их столиц.

Элементы обязательного минимума: что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа хозяйства. Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства.

Требования к уровню подготовки учащихся: знать изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства; условия и факторы размещения предприятий. Уметь объяснить, чем различаются условия и факторы размещения

2

Географическое положение и границы России

Изучение нового учебного материала

Интерактивные карты

3

Экономико-и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 2.

Определение по картам

особенностей экономико-географического положения России.

Презентация «Хозяйство»

4

Государственная территория России

Урок обобщения и систематизации знаний

Интерактивные карты

5

Урок-зачет по теме «Место России в мире»

Урок контроля и коррекции знаний

6

Исторические особенности заселения и освоения России. Численность и естественный прирост населения.

Р. К. История присоединения Хакасии к России.

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 3.

Построение картосхемы основной зоны размещения населения России и обозначение на карте городов - миллионеров.

7

Национальный состав населения

Р. К. Нац. состав населения Хакасии

Изучение нового учебного материала

Интерактивный учебник по географии 9 класс

8

Миграции населения

Изучение нового учебного материала

9

Городское и сельское населения. Расселение населения.

Р. К. Степень урбанизации Хакасии

Урок формирования умений и навыков

9

Урок-зачет по теме «Население РФ»

Урок контроля и коррекции знаний

Районирование России. Общественная география крупных регионов – 2 часа

10

Районирование России

Урок формирования умений и навыков

Свободно оперировать  единицами номенклатуры административного и экономического деления России

Презентация «Географическое районирование

11

Районирование России.

Изучение нового учебного материала

Практическая работа № 4

Обозначение на контурной карте экономических районов России

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география – 23 часов

12

Научный комплекс

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 5.

Нанесение на контурную карту основных видов минеральных

 и неминеральных ресурсов России.

Элементы обязательного минимума: отличие с\хоз. от других отраслей. С\хоз. угодья, их структура. Роль мелиорации. Зерновое хозяйство. Технические культуры. Садоводство и виноградарство. Ведущая роль скотоводства. Основные отрасли животноводства. Понятие о АПК. Проблемы АПК. Роль лесного комплекса в экономике страны. Леса эксплуатационного назначения. ТЭК. Состав и значение ТЭК Проблемы ТЭК. Значение энергетики. Типы электростанций. Единая энергосистема страны. Черная и цветная металлургия. Металлургические базы. Состав, размещение и значение машиностроения. Главные центры машиностроения. Химическая промышленность: состав и значение. Транспорт. Важнейшие транспортные магистрали.

Требования к уровню подготовки учащихся: понимать особенности с\хоз-ва (растениеводства и животноводства), АПКа, лесного комплекса, ТЭКа, электроэнергетики, металлургии, машиностроения, транспорта, информационных инфраструктур и сферы обслуживания. Знать основные районы расположения отраслей и межотраслевых комплексов. Оценивать природные условия и ресурсы для развития предприятий в целом. Объяснять проблемы отраслей и межотраслевых комплексов.

13

Роль, значение и проблемы развития машиностроения

Р. К. Предприятия машиностроения республики (Абаканвагонмаш)

Урок целевого применения усвоенного

Практическая работа № 6.

Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого  и металлоёмкого машиностроения по картам.

Интерактивные карты

14

Факторы размещения машиностроения

Урок формирования умений и навыков

15

География машиностроения

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 7.

Обозначение на контурной карте основных центров автомобилестроение, судостроения, станкостроения и железнодорожного и сельскохозяйственного машиностроения.

Презентация «География машиностроения»

Пр. раб. интерактив.«Машиност-роение»

16

Военно-промышленный комплекс (ВПК)

Изучение нового учебного материала

17

Роль, значение и проблемы ТЭК

Р. К. Топливно-энергетический комплекс республики (С-Ш ГЭС, Чернорогорский угольный разрез)

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 8.

Построение картодиаграммы топливной промышленности России.

Презентация «ТЭК»

18

Топливная промышленность

Урок формирования умений и навыков

Интерактивные карты

19

Электроэнергетика

Урок целевого применения усвоенного

Практическая работа № 9

Обозначение на контурной карте крупнейших электростанций России

Интерактивные карты

20

Состав и значение комплексов, производящих конструкционные материалов и химических веществ

Изучение нового учебного материала

21

Металлургический комплекс

Урок формирования умений и навыков

Интерактивные карты

22

Факторы размещения предприятий металлургического комплекса. Черная металлургия

Урок формирования умений и навыков

23

Цветная металлургия 

Р. К. Предприятия цветной металлургии Хакасии (СААЗ, Сор. молибденовый …)

Урок целевого применения усвоенного

Практическая работа № 10.

Составление картосхемы размещения чёрной и цветной металлургии России и определение факторов их размещения.

24

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность

Урок формирования умений и навыков

Презентация «Химическая промышленность»

25

Факторы размещения химических предприятий

Урок формирования умений и навыков

26

Лесная промышленность

Р. К. Лесной комплекс республики.

Урок формирования умений и навыков

27

Состав и значение АПК

Урок формирования умений и навыков

Презентация «АПК», «АПК 2»

28

Земледелие и живот новодство.

Р. К. Сельское хозяйство республики. Проблемы и перспективы.

Изучение нового учебного материала

Презентация «Животноводство» Презентация «Растениеводство»

29

Пищевая и легкая промышленность.

Р. К. Предприятия пищевой промышленности Хакасии.

Урок формирования умений и навыков

30

Транспорт. Железнодорожный и автомобильный.

Р. К. Степень развития транспортной сети республики.

Изучение нового учебного материала

Презентация «Россия – страна дальних дорог

31

Водный и другие виды транспорта

Урок формирования умений и навыков

32

Связь. Сфера обслуживания.

Р. К. Сфера обслуживания Хакасии Предприятия связи..

Семинар

Презентация «Сфера обслуживания»

33

Обобщающий урок по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

Урок обобщения и систематизации знаний

34

Урок-зачет по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»

Урок контроля и коррекции знаний

Региональная география России – 36 часов

35

Общая характеристика западного макрорегиона России.

Изучение нового учебного материала

Элементы обязательного минимума: европейская Россия – основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Хозяйственная деятельность населения.

Требования к уровню подготовки учащихся: давать оценку географического положения региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения

Элементы обязательного минимума: состав территории, преимущества географического положения, факторы формирования территории. Столичное положение региона. Особенности природы и природных ресурсов. Ядро формирования русского народа. Демографические проблемы. Наукоемкая специализация. Ведущие отрасли хозяйства, их центры. Проблемы и перспективы развития района. Города центрального района.

Требования к уровню подготовки учащихся: анализировать карты, приводить примеры факторов формирования районов, факторов способствующих и затрудняющих развитие хозяйства затрудняющих развитие районов. Называть и показывать главные объекты, причины роста городов, демографические проблемы. Составлять характеристику территории, используя различные источники информации и формы ее предоставления. Сравнивать города Центральной России

Элементы обязательного минимума:  состав района. Особенности географического, экономическо-географического, геополитического положения и их влияние на формирование района на разных этапах развития. Специфика природы района. Действие оледенения. Природные ресурсы и их использование. Внутренние различия района: Кольско-карельская и Двино-Печерская части. Лесной край. Моря Европейского Севера.

Требования к уровню подготовки учащихся: давать оценку географического положения района для его формирования и развития. Составлять характеристику территорий на основе географической информации. Сравнивать характеристики двух частей района. Анализировать физическую карту, показывать главные объекты. Объяснять связь территориально производственных комплексов района. Анализировать экономическую карту.

Элементы обязательного минимума:  основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы: климат рельеф, природные ресурсы и природные зоны. Численность, естественный прирост населения. Миграции. Специфика расселения. Города качество жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся: знать состав района, этапы и факторы формирования района. Уметь составлять сравнительную характеристику природы частей Северного Кавказа, определять по картам природные ресурсы района. Знать историю заселения района, особенности на селения района. Показывать на карте крупные города.

Интерактивные карты

36

Состав, историческое изменение географического положения Центральной России. Общие проблемы

Изучение нового учебного материала

Интерактивные карты

37

Население и главные черты хозяйства Центральной России.

Урок формирования умений и навыков

.

38

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.

Семинар

39

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.

Урок целевого применения усвоенного

Практическая работа № 11.

Составление картосхемы размещения хозяйства Центральной России

40

Северо-Западный район.

Урок целевого применения усвоенного

Практическая работа № 12.

Составление картосхемы экономического развития Северо-Западного экономического района.

Презентация. Сам. Работа «Сев.-Зап. Район»

41

Сравнительная характеристика районов.

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа № 13.

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двуз из экономических районов России.

42

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»

Урок обобщения и систематизации знаний

Практическая работа № 14.

Составление схемы производственных связей на примере одного из экономических районов

Презентация «Санкт-Петербург»

Презентация «Москва», «Нижний Новгород».

«Народные промыслы»

«Москва-столица нашей Родины»

43

Урок-зачет по теме «Центральная Россия»

Урок контроля и коррекции знаний

44

Географическое положение, природные условия и ресурсы Европейского Севера

Изучение нового учебного материала

Интерактивные карты

45

Население и хозяйство Европейского Севера

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 15.

Составление картосхемы экономического развития Северного экономического района.

Презентация «Европейский Север»

Презентация. Проверочная работа «Европейская часть России»

46

Географическое положение, природные условия и ресурсы Северного Кавказа

Изучение нового учебного материала

Презентация «Северный Кавказ»

47

Население и хозяйство Северного Кавказа

Урок формирования умений и навыков

Практическая  работа  № 16.

Составление  картосхемы 

экономического  развития 

 Северо-Кавказского  экономического 

 района.

Презентация «Хозяйство Северного Кавказа»

48

Сравнительный анализ Европейского Севера и Северного Кавказа

Урок целевого применения усвоенного

49

Урок-Зачет по теме «Европейский Север и Северный Кавказ»

Урок контроля и коррекции знаний

50

Географическое положение, природные условия и ресурсы Поволжья

Изучение нового учебного материала

51

Население и хозяйство Поволжья

Урок формирования умений и навыков

Практическая  работа  № 17.

Составление  характеристики 

 промышленного  узла.

52

Географическое положение, природные условия и ресурсы Урала

Изучение нового учебного материала

Презентация «Урал», «Стоящий у Солнца»

53

Население и хозяйство  Урала

Урок формирования умений и навыков

54

Сравнительный анализ регионов Поволжья и Урала

Урок формирования умений и навыков

Практическая работа № 18.

Составление картосхемы экономического развития Урало-Поволжья.

Элементы обязательного минимума:  определение  географического положения Урала, основных этапов его освоения.  Оценка  историко-гегорафических   этапов формирование районов. География важнейших отраслей хозяйства, особенности территориальной организации. Проблемы района. Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Требования к уровню подготовки учащихся: Знать состав района, особенности географического положения, этапы формирования, географию городов Урала, особенности важнейших отраслей хозяйства района. Уметь по карте определять ГП района, по карте определять этапы развития района, географическую и экономическую специфику района, объяснять проблемы развития хозяйства района. Уметь выделять и объяснять существенные признаки Европейской части России.

Элементы обязательного минимума:  различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Специфика природы: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. Системность, естественный прирост, миграции. Национальный состав. Культура. Основные историко-географические этапы формирования района.

Требования к уровню подготовки учащихся: знать особенности ГП Азиатской России. Уметь показывать по карте районы Азиатской  России. Знать своеобразие природы гор Южной Сибири. Знать своеобразие природы Арктический морей, показывать их на карет и прогнозировать возможности использование морей. Знать  особенности размещения населения уметь показывать по карте крупные города.

55

Урок-Зачет по теме «Поволжье и Урал»

Урок контроля и коррекции знаний

56

Общая характеристика Восточного макрорегиона. (Азиатская Россия)

Изучение нового учебного материала

57

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

Изучение нового учебного материала

58

Географическое положение, природные условия и ресурсы Западной Сибири

Урок формирования умений и навыков

59

Население и хозяйство Западной Сибири

Урок формирования умений и навыков

60

Географическое положение, природные условия и ресурсы Восточной Сибири

Урок формирования умений и навыков

61

Население и хозяйство Восточной Сибири

Р. К. Хакасия как часть экономического пространства Восточной Сибири.

Урок целевого применения усвоенного

Практическая  работа  № 19.

Составление  картосхемы 

экономического  развития

  Западной 

 и  Восточной  Сибири.

62

Географическое положение, природные условия и ресурсы Дальнего востока

Урок целевого применения усвоенного

Практическая  работа  № 20.

Составление  картосхемы 

экономического 

развития  Дальневосточного 

экономического  района.

Презентация «Дальний Восток»

63

Население и хозяйство Дальнего Востока.

Урок формирования умений и навыков

64

Сравнительный анализ регионов Западной, Восточной Сибири и Дальнего Востока

Урок целевого применения усвоенного

Практическая  работа  № 21.

Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух экономических районов.

65

Урок зачет по теме «Восточный макрорегион»

Урок контроля и коррекции знаний

66

Повторение раздела «Важнейшие межотраслевые комплексы»

Урок обобщения и систематизации знаний

67

Повторение раздела «Региональная география России»

Урок обобщения и систематизации знаний

68

Итоговый урок за курс «География России» 9 классы

Урок контроля и коррекции знаний

Разделы

Изучение нового учебного материала

Уроки формирования умений и навыков

Уроки целевого применения изученного

Семинары

Практические работы (оценочные)

Обобщающие и системати-зирующие уроки

Контроль и коррекция знаний.

Место России в мире

3

4

3

1

2

Региональная география России

1

1

Важнейшие межотраслевые комплексы России и их география

4

12

3

1

6

1

1

Районирование России. Общественная география крупных регионов (вкл. повторение)

8

10

6

1

11

4

4

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов.  Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

   Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

Информационно-техническое обеспечение: телевизор, видеомагнитофон,  ПК (системный блок, монитор, колонки, клавиатура, мышь), мультимедийная установка, экран, интерактивные карты (42 шт.),  видеофильмы.

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

Примерная программа основного общего образования по геоографии «География России», авторская программа по географии 6-10 класса под редакцией И. В. Душиной, М.: Дрофа,2006

Основная литература

Базовый учебник

Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 9 класс/ В. П. Дронов, И. И. Баринов, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе. – М.: Дрофа, 2007г

Методическое пособие для ученика

  1. Географический Атлас 8-9 класс – М.: Дрофа, 2010 (можно использовать с 2007г)
  2. Сиротин В. И. Ркбочая тетрадь по георафии 9 класс. – М.: Дрофа, 2007

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  1. Сиротин В. И Тесты для итогового контроля, 8-9 классы, - М.: Дрофа, 2007 г
  2. Севастьянова Л.И., Масленникова А.С. Тестовый контроль, 9 класс.  - М.: Просвещение, 1999.
  3.  Симагин Ю.А., Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные тесты, 8-9 кл.-М.: Дрофа, 2002.
  4. Симагин Ю.А., Сиротин В.И. Тестовые работы, 9 класс. - М.: СпортАкадемПресс, 2001.
  5. Смирнова В.М. Дидактические материалы (тесты), 9 класс.  - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Дополнительная

Литература для учащихся

  1. Курицын И.И. Население и хозяйство Центрального  региона области. - Пенза, 1998.
  2. Годин В.С. Европейский север. Справочник. - Саратов, 1990.
  3. Сто великих музеев мира. Энциклопедия. - М., 2000.
  4. Заповедными тропами. Пособие для учащихся / Под ред. ТА. Адольф. -М.: Просвещение, 1980.
  5. По родной стране. Книга для чтения. — М.: Просвещение, 1986.
  6. За страницами учебника географии. Книга для чтения 8-9 класс. -М.: Просвещение, 1998.
  7. Детские энциклопедии.
  8. Зефиров Л. Москва. - Москва, 2001.
  9. Савин ОМ. Памятные места. - М.: Знание, 1976.
  10. Справочник туриста. - М., 2002.
  11. Экономика Сибири и Дальнего Востока области в 1995 году. Стат. ежегодник. - Новосибирск, 1996.
  12. Курицын И.И., Юпатова В.Н. Страны содружества. Районы России. — Пенза, 1994.
  13. Банников А.Г. По заповедникам Советского Союза. - М.: Мысль, 1974.

 

Электронные издания

  1. Географическая энциклопедия:  Россия.
  2. География: 9 класс, «1С»
  3. География: экспресс-методика быстрого усвоения школьного курса: 9-11 кл. «Новая школа»
  4. Карты:

Европейская часть России (социально-экономическая карта)

  1. Россия (политическая карта)
  2. Россия (социально-экономическая карта)
  3. Политическая карта России
  1. Путеводитель: Вокруг света.
  2. Россия  (справочные сведения + таблицы)
  3. Туристический атлас мира Кирилла и Мефодия, 2004 г.
  4. Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 9  класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

контрольная работа (тест) по мировой художественной культуре (10 класс) по программе Емохоновой, базовый уровень.

Контрольная работа состоит из 12 тестовых заданий, 10 из которых - задания с выбором ответа, на 11 и 12 задания требуется дать краткий или развёрнутый ответ....

ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна

ГЕОМЕТРИЯ,РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ.Планирование базовый уровень линия Л. С. Атанасяна...

Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс

Рабочая программа  по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по  литературе для 9  класса к учебнику под...

Календарный учебный график Дополнительная общеразвивающая программа «Пилигрим» (базовый уровень) года обучения 1 группа: 1

Дополнительная общеразвивающая программа «Пилигрим»  (базовый уровень) года обучения 1 группа: 1,2...

Рабочая программа "Литература" (базовый уровень) 11 класс.

Название курса Литература Класс 11 М Количество часов 102 Составитель Перепелова Л.А. Реализуемый УМК Под редакцией профессора В.Я.Коровиной (редакторский коллектив: В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С...

Сравнение содержания рецензируемых учебников с примерной программой «Астрономия. Базовый уровень».

Материал содержит полный анализ содержания рецензируемых учебников, сравнение содержания с примерной программой «Астрономия. Базовый уровень»....

2023-2024 уч.г. Рабочая программа СОО базовый уровень (Новый ФГОС)

Рабочая программа составлена на базе Конструктора рабочих программ в соответствии с требованиями обновленных ФГОС, действующих с 01.09.2023 и включает:1.    Рабочая программа ...