Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических знаний
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

Маслак Марина Николаевна

В данной статье представлен материал по  включению элементов культурологических на уроках химии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_soprovozhdenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических знаний

(краеведческий аспект)

Чем дальше тем искусство становится более научным, и наука более художественной. Расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине.

                                                                                                                               Флобер

Человечество живет в созданный им техносфере. Ее возникновение обусловлено интенсивным развитием науки и техники. Одно из ведущих мест в системе последних принадлежит химической науке, технологии и промышленности.

Последствия развития техносферы во многих отношениях оказались негативными: человечество пришло в состояние экологической неадекватности. Выход из него возможен лишь на пути дальнейшего развития и внедрения в практику научных знаний на основе приоритетов высших ценностей: Истины, Добра, Красоты. Химическое образование, имеющее целью ознакомление с различными аспектами материальной культуры, раскрывает огромные возможности в плане развития мотивации учения национальных истоков, традиций, достижений - в метериаловедческом и историко-искусствоведческом аспектах. Это обусловлено тем, что в русле развития ремесел и искусств накоплен огромный прикладной материал о способах получения, обработки и свойствах различных веществ. Эти знания составляют исключительно благоприятную основу для создания множества ситуаций, в которых предметные знания и умения по химии получают новое освещение и приложение. То есть на основе историко-материаловедческого анализа материальной культуры создается особый пласт химических познавательных задач и иллюстрация традиционного учебного материала, использование и решение которых на уровнях химии обеспечивает:

-развитие у учащихся целостного взгляда да мир, на единство культуросозидающей деятельности человека; на значимость постоянного интенсивного развития науки для эффективного решения практических проблем;

-обогащение      учебно-воспитательного      процесса      пластом      знаний, содействующим     «повышению     жизненных     целей»     (В.С.Шубинский)учащихся, развития у них интереса к высокому искусству, к национальной культуре, к истории и достоянию собственного города;

- создание эмоционально-комфортной среды;

-обогащение   предметной   системы   наглядности   за   счет   привлечения историко-искусствоведческого материала иллюстрирующих его средств;

-расширение реальной сферы самостоятельной разноуровневой, в том числе творческой, деятельности учащихся;

-развитие   у   учащихся   познавательных   интересов   в   направлении   от любопытства, любознательности к формированию устойчивых интересов.

В связи с этим мне хочется представить свой опыт работы по внедрению культурологических и краеведческих знаний в систему преподавания химии. ГОУ школа № 477 - это школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Концепция развития школы «Создание социальных и педагогических условий развития личности ребенка в контексте культурного наследия Царского Села» определила необходимость дидактического совершенствования и реконструирования учебного материала на основе культурологических знаний с краеведческим аспектом, поиска новых технологий и методик их внедрения в процесс обучения и в неурочную деятельность. В сотрудничестве с учащимися проводится информационно-поисковая работа в направлениях «Химия и искусство», «Декоративно-строительные материалы в создании культурных памятников Санкт-Петербурга и Царского Села». Накопленный материал был классифицирован по направлениям: гидропарки Царского Села, камнерезное искусство в декорировании интерьера дворцов, пудостской камень и плиточный Путиловский известняк в архитектурных сооружениях, мрамор в декорировании дворцов и парков, впервые в Царском Селе, чугунное и бронзовое литье, оксиды и соли в палитре художника и другие.

На основании собранного материала было разработано «Методическое сопровождение к базовой программе по химии с элементами культурологических и краеведческих знаний», в котором придерживаясь принципа концентрического построения программы, к каждой теме уроков представлены элементы культурологических знаний. Таким образом, появилась культурологическая модель школьного химического образования.

Разработаны    и    апробированы    приемы    и    методы    использования культурологического материала в обучении и внеурочной деятельности:

- ведение эвристической беседы,

- создание и решение проблемных ситуаций на уроке,

- составление      и      решение      расчетных     задач      с      использованием культурологического материала,

- выполнение   творческих   иллюстрированных   работ,   как   условие   для самореализации    творческих    способностей    учащихся, дальнейшее    их использование в качестве средств наглядности,

-информационно-поисковая работа с использованием ИКТ и выполнением творческих работ,

-проектная  деятельность  учащихся, в том числе  по  разработке  экскурсий  на  основе интеграции химии и культурологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по химии с элементами экологии

рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС нового поколения. подроно указаны количество часов на каждую тему, виды самостоятельных работ , опытов, демонстраций....

Презентация "Мировая художественная культура в контексте культурологического знания"

Актуальность данной темы обусловлена направленностью современной школы на культурологическое образование, которое формирует личность школьника, учит его бережному отношению ко всему созданному ч...

Методическая разработка варианта рабочей программы по химии в условиях гимназического образования (11 класс).

В работе приведен вариант рабочей программы по химии в 11 классе в условиях гимназического образования....

урок МХК "Нравственная культура" по авторской программе "Основы культурологических знаний в дисциплине МХК у школьников Восточного Забайкалья"

Раскрытие школьниками понятий "Нравственность" и "Мораль" на примере литературных произведений....

авторская программа "Основы культурологических знаний в школьной дисциплине МХК Восточного Забайкалья"

Отличительныи признаком программы является то, что кроме общеизвестных культур мира, в ней  изучается культура народов Африканского континента, Мезоамерики; достаточное количество часов отводится...

Материалы творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий»

В состав творческой группы «Организация работы базовой площадки «Методическое сопровождение организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий» входят преподавател...