«Из истории кино (Н.Н.Рыбников)»
методическая разработка по мхк (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Из истории кино (Н.Н.Рыбников)»
Цель урока: расширить кругозор учащихся, поддерживать их интерес к изучению экранного искусства.
Задачи:
- познакомить с Н.Н.Рыбниковым, актером, родившимся в городе Борисоглебске;
- способствовать развитию навыков поиска и анализа информации;
- способствовать формированию личностного отношения к происходящему;
- развивать умение давать оценку историческим событиям.
Формы работы на уроке: беседа, дискуссия, работа с текстом, работа с наглядным материалом.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Определите период кинематографа, о котором пойдет речь на уроке.
Учитель показывает кадры из фильмов советского кинематографа.
Сегодня мы продолжим говорить о советском кинематографе. Это был период расцвета отечественной кинематографии. На этом поприще трудились блистательные мастера. И одному из них будет посвящен наш урок.
- Назовите имя актера.
Учитель показывает фотографию Николая Рыбникова.
А почему мы будем говорить именно об этом актере?
- Самостоятельная работа учащихся.
Найти ответ на этот вопрос, а так же познакомиться с биографией Н.Н.Рыбникова вы можете на сайте «Википедия». Приступайте к работе.
Николай Николаевич Рыбников родился 13 декабря 1930 года в Борисоглебске (ныне Воронежская область) в простой рабочей семье. Отец Николай Николаевич Рыбников работал слесарем. Мать Клавдия Александровна была домохозяйкой. По другим источникам, отец Николая Рыбникова, был актёром. Отец Николая Рыбникова ушел на фронт, а мать вместе с двумя сыновьями — Николаем и Вячеславом — переселилась к своей сестре, проживавшей в Сталинграде. Ребята рано остались без родителей — война не щадила никого, и вскоре с фронта пришла похоронка на отца, а следом за ним умерла и мама.
Актриса Инна Макарова рассказывала, что на съёмках фильма "Высота" Николай Рыбников поделился с ней своей сокровенной тайной. Во время панического бегства гражданского населения из разбомблённого немцами Сталинграда все перебирались на всём, на чём было возможно плыть. Весь город горел сплошной стеной. В городе заживо сгорели тысячи людей. И вся Волга горела, так как по реке текли ручьи горящей нефти. И Николай в свои 11 лет чудом перебрался на другой берег. Он не умел плавать, и пришлось цепляться за плывущие на тот берег лодки, а люди в лодках били его по рукам, спасаясь сами. И вот всё пережитое им и все детские впечатления от кружащей вокруг смерти (немцы бомбили переправляющихся гражданских людей) и радость спасения вложили в него какой-то неведомой силы заряд духовного свойства, который никогда не перестаёт и только всегда его радует. И любовь к жизни всегда распирает его!... Наверное, за это мы любим его песни, его фильмы.
Рыбников умер от сердечного приступа 22 октября 1990 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
- Запишите годы жизни Н.Н.Рыбникова. Место рождения.
Н.Н.Рыбников родился в городе Борисоглебске и поэтому, говоря о советском кинематографе, я не могла не посвятить урок этому актеру. Потому что, каждый человек должен знать историю своего края и гордиться людьми, которые жили и живут на нашей земле.
Что из прочитанного вам запомнилось?
Какие факты биографии вас поразили?
Какой информации нет на данном сайте? Какой информацией мы могли бы дополнить его.
Н.Н.Рыбников учился в школе №5. В этой школе открыта мемориальная доска. Жил на улице Карла Маркса, дом 236.
- Домашнее задание. Напишите заметку для сайта «Википедия». Дополните ее фотографиями, а лучшую мы разместим на следующем уроке, на сайте.
- На съемках какого фильма Николай Рыбников поделился с Инной Макаровой своей сокровенной мечтой?
Фильм «Высота»
- Назовите год создания, режиссера фильма и актеров, сыгравших главных героев?
"Высота" вышел на советский экран в 1957 году, сценарий создан по одноименному роману Е. З. Воробьёва. Его авторы - целая плеяда мастеров своего дела: режиссер Александр Зархи, сценаристы Михаил Папава и Евгений Воробьев, композитор Родион Щедрин. В главных ролях снялись Николай Рыбников (Николай Пасечник) и Инна Макарова (Катя Петрашень).
Премьера фильма состоялась:29 апреля 1957г.
- Давайте посмотрим отрывок из фильма, вспомним его.
На строительство комбината приезжает бригада монтажников-верхолазов, им предстоит осуществить монтаж домны по новому методу. Кое-кто с перепугу уезжает в командировку, а в целом предложение принято и верхолазы приступают к работе. Фильм о непростых характерах простых советских людей, умеющих трудиться, мечтать, любить — строить большое человеческое счастье.
Фильм привлекает тем, что в нем глубоко психологически тонко отображается жизнь простых советских людей, ставятся важные вопросы общественной морали. ( Сталинградская правда 1957 год)
Цветная среди многих черно-белых, эта картина рассказывала о радости труда, о необходимой борьбе с карьеризмом и безответственностью, о творческих потенциях личности и о трудной, но обязательно счастливой любви. Сам материал — строительство металлургического комбината.
Простые люди оказываются значительными благодаря точному выбору исполнителей, их самобытности и мастерству. Инна Макарова в роли Кати создала характер яркий, личность незаурядную, но покореженную средой.
Вот удивительно, сюжет и вправду — самый обычный сюжет для соцреализма. Но почему я несколько раз пересматривала этот фильм? И сама через некоторое время ответила на этот вопрос: потому что завораживают сцены дуэта И.Макаровой и Рыбникова, потому что очень романтичным получился образ Николая Пасечника, потому что нравится, как показана семья и образ жизни старого рабочего судостроительного завода.
- Сопоставьте сюжет фильма с историческими событиями, происходящими в стране.
Строительство нового мира- мира социализма, мира, где счастлив и горд собой рабочий человек, - основная тема этой картины.
Так, наверное, могли жить только потомственные интеллигенты, но этот образ жизни предлагался, как пример для подражания, простым рабочим семьям.
Остается добавить, что картине была присуждена главная премия на международном кинофестивале в Карловых Варах в 1957 году; в том же году она получила золотую медаль на международном кинофестивале в Москве; в 1958 году была удостоена особого приза и первой премии на всесоюзном кинофестивале в Москве.
- Какая песня звучит в этом фильме? А может кино обойтись без музыки.
Служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам.
«Тот, кто любит, - в пути не заблудится»- эту строчку из песни «Тишина за Рогожской заставою» из кинофильма «Дом, в котором я живу» Николай Рыбников называл своим девизом в искусстве, и в жизни, считал самой любимой.
Именно этой песней мне хотелось бы закончить небольшую историю из жизни великого актера и нашего земляка Николая Николаевича Рыбникова.
- На фоне песни слайд-шоу.
- Синквейн.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интегрированного урока литературы "Особенности образа главного героя в произведении А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"
Материалы к открытому уроку литературы с использованием мультимедийного оборудования по произведению А.И.Куприна "Штабс-капитан Рыбников"....
Kino. Mein Lieblingsfilm. История кино. Мой любимый фильм.
Рассказ об истории кино. Способ, как можно рассказать о своем любимом фильме....
календарно-тематическое планирование элективного курса "История кино" для 5-6 кл
Данный элективный курс был разработан мной как дополение к урокам мхк. В конце данного курса учащмеся защищали рефераты о любимом актере (актрисе, режиссере)....
Беседа. История Кино
Беседа...
Рыбников, Рок-опера "Юнона и Авось"
Взаимосвязь традиций и новаторства, которая способствовала появлению гениальных образцов современной музыки на примере рок-оперы «Юнона и Авось»....
Урок - творческая мастерская на английском языке «Снимается кино. История кино. Чарли Чаплин и «Огни большого города»»
Тема урока: Снимается кино. Истоки кинематографа. Чарли Чаплин и «Огни большого города» Тип урока: творческая мастерская. Цели урока: совершенствование навыков, умений устной и письменной речи, зн...
Разработка урока по теме "История кино. Чарли Чаплин"
Формирование лексических навыков, развитие умений монологической речи на основе предложенного текста;Формирование навыков учащихся в области устной речи, чтения и аудирования по теме «Кино»...