Рабочая программа по предмету "Искусство" для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
рабочая программа по мхк (8 класс) на тему
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594
МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СОШ № 594 Приказ № ___ от ____ 2016г. _______________________ (подпись) мп
| СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________
_______________________ (подпись)
«30» августа 2016г.
|
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей русского языка и литературы
Протокол № ___ от __ мая 2016г. Руководитель МО _________ Козина Е.В. _______________________ (подпись)
| ПРИНЯТО На заседании Педагогического совета
Протокол № 7 от 20 мая 2016г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИСКУССТВО»
класс 8-и
количество часов по учебному плану 8,5
2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Кухнова Т. Г.
Категория: высшая
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
Рабочая программа
курса «Искусство» (ИЗО и музыка)
для 8 класса
Составитель:
Кухнова Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Структура документа
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» (ИЗО и музыка) в отводимое базисным планом учебное время 1 час в неделю. На дому программа проходится за 0,25часа в неделю.
Дальнейшее изучение предмета «МХК» ребята продолжат в 10-11 классах, обеспечивая усвоение предложенного стандартом и примерной программой по предмету содержания. Материально-техническое обеспечение кабинета МХК соответствует стандарту.
Цели и задачи программы:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
- освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения)
Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения интегрированного курса «МХК: 8-9 классы», приведенные ниже, полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем пространстве, значимыми для сохранения и развития культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате изучения искусства ученик должен
знать / понимать
- возможности искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- значение музыки и изобразительного искусства в художественной культуре и их роль в синтетических видах творчества;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
· эмоционально - образно воспринимать и характеризовать произведения искусства;
· узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
· применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
· выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
· анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);
· устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
· ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кустодиев, Б.М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 [Изоматериал]: холст, масло / Б.М. Кустодиев (1878–1927); Межрегион. обществ. орг. «Центр духов, культуры» (подготовка изобр.). – Самара: Агни, 2001. – Цв. офсет; 42×30 см. – Выходные сведения парал. рус, англ.
Графика [Изоматериал.]: нагляд. пособие для образоват. учреждений по предмету «Культура Башкортостана» : [комплект репрод. / авт. сост. Н.И. Оськина ; слайды Л.А. Черемохина; пер. на башк. Яз. М.С. Аминовой]. – Уфа : Демиург, 2001. – 1 папка (24 отд. л,) : цв. офсет. ; 49×35 см. — (Изобразительное искусство Башкортостана ; вып. 5). – Подписи к ил. парал. рус, башк. – 4000 экз.
Александровский дворец [Изоматериал]: комплект из 16 открыток / фото А. Минина; текст Н. Тарасовой, С. Ивановой; Гос. музей-заповедник «Цар. Село». – [Б. м.]: Изд-во Зимина, 2002. – 1 обл. (16 отд. л.): цв. офсет ; 14×10 см. – Загл. парал. англ., рус. – Текст англ. – 10000 экз.
Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал] : календарь : 2002 / Торговый Дом «Медный всадник» ; дизайн П. Канайкина ; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – СПб.: П-2, 2001. с.: цв. ил.; 29×29 см. (Эрмитажная коллекция).
INTERNET-ИСТОЧНИКИ
Безопасность и ваш бизнес// http://www.dist–cons.ru/modules/security/ main.htm.
Белоусов А. Организация информационной безопасности субъектов хозяйственной деятельности// http://www.crime–research.ru/articles/Belousov0504.
Бендиков, М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития// Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2// http://www.dis.ru/manag/arhiv/2000/2/2.html.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640×480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. Материалы помещены в контейнер 20×14 см.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (ДД. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
---|---|---|
| VIII класс «Искусство в духовном формировании личности» | 8,5 |
1 | Искусство как проводник духовной энергии | 2 |
2 | Своеобразие видения мира в национальных культурах Запада и Востока | 1,75 |
3 | Вечные проблемы жизни в искусстве | 2,5 |
4 | Общность и специфика восприятия художественных образов разных искусств | 2,25 |
Программа состоит из восьми разделов.
Для того чтобы количество уроков четверти, соответствовало необходимому количеству уроков для изучения одной темы, нами распределены часы по темам, исходя из количества уроков четверти.
Тема первого урока четверти должна быть взаимосвязана с изучением предыдущего материала. Темы уроков приближены, по возможности, к календарным праздникам.
Контроль осуществляется в форме 0-среза (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности, решения поставленной лично и/или общественно значимой проблемы.
Календарно-тематический план (8 класс)
№ | Наименование разделов программы и там уроков | Кол-во часов | Тип урока (форма проведения) | Самостоятельная учебная деятельность | Методы контроля | Дата проведения
| |
План | Факт | ||||||
| Искусство как проводник духовной энергии | 2 |
|
|
|
|
|
1 | Введение. Искусство начинается с мифа | 0,25 | Систематизация знаний, беседа | м/медиа, работа в тетради | устный | 06.09
|
|
2 | Мир сказочной мифологии в музыке и изобразительном искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 13.09 |
|
3 | Искусство как способ эмоционального воздействия | 0,25 | Изучения нового материала, Беседа | м/медиа, работа в тетради | устный | 20.09 |
|
4 | Музыкальное искусство и духовное совершенствование личности | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 27.09
|
|
5 | Средства художественной выразительности в музыке | 0,25 | Изучения нового материала, лекция | м/медиа, работа в тетради | устный | 04.10 |
|
6 | Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 11.10 |
|
7 | Художник – творец, гражданин – выразитель ценностей эпохи. | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 18.10 |
|
8 | Диалог времен в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради, энциклопедией | устный | 25.10 |
|
| Своеобразие видения мира в национальных культурах Запада и Востока | 1,75 |
|
|
|
|
|
10 | Мировоззрение народа: обычаи, обряды, религиозные традиции | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 15.11 |
|
11 | В поисках истины и красоты | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 22.11 |
|
12 | Живая сила традиции | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 29.11 |
|
13 | Традиционное и современное искусство | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 06.12 |
|
14 | Мир человеческих чувств | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 13.12 |
|
15 | От Рождества до Крещения | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 20.12 |
|
16 | «Светлый праздник» | 0,25 | Комбинированный | Работа с дополнительным материалом | кроссворд | 27.12 |
|
| Вечные проблемы жизни в искусстве | 2,5 |
|
|
|
|
|
17 | Проблемы жизни и смерти в творчестве композиторов и художников. | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 17.01 |
|
18 | Идея вечности духа и кратковременности земной жизни в произведениях искусства. | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 24.01 |
|
19 | Отражение проблемы личности и общества в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 31.01 |
|
20 | Темы войны и мира в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 07.02 |
|
21 | Трагедия любви в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 14.02 |
|
22 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 21.02 |
|
23 | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | -28.02 |
|
24 | Художественный образ как средство отображения и познания мира | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 07.03 |
|
25 | Образ женщины-матери в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 14.03 |
|
26 | Эталоны красоты | 0,25 | Комбинированный | Работа с дополнительным материалом | письменный | 21.03 |
|
| Общность и специфика восприятия художественных образов разных искусств | 2,25 |
|
|
|
|
|
27 | Вечные сюжеты | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 04.04 |
|
28 | Общность жизненных истоков, художественных идей | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 11.04 |
|
29 | Родство художественных образов разных искусств | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 18.04 |
|
30 | О современности в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 25.04 |
|
31 | Общие выразительные средства визуальных искусств | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 02.05 |
|
32 | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 16.05 |
|
33 | Общность и специфичность произведений художников | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | письменный (реферат) | 23.05 |
|
34 | И в живописи нужны таинства | 0,25 | Комбинированный | Работа в тетради | устный | 26.05 |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету "Искусство" в 8 "И" классе | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
курса «Искусство» (ИЗО и музыка)
для 8 класса
Составитель:
Кухнова Татьяна Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству. Примерной учебной программы основного образования, утверждённой Министерством образования РФ, в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и рассчитана на 2 года обучения. Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская. Сборник: «Программы для общеобразовательных учреждений: «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы» Москва, Просвещение, 2010 год.
Структура документа
Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции музыки и изобразительного искусства для выполнения требований стандарта образовательной области «Искусство» (ИЗО и музыка) в отводимое базисным планом учебное время 1 час в неделю. На дому программа проходится за 0,25часа в неделю.
Дальнейшее изучение предмета «МХК» ребята продолжат в 10-11 классах, обеспечивая усвоение предложенного стандартом и примерной программой по предмету содержания. Материально-техническое обеспечение кабинета МХК соответствует стандарту.
Цели и задачи программы:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
- освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
- овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
- формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
- использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Программа содержит перечень художественного материала, выстроенный согласно взаимообусловленности проблемного поля жизни и искусства, усвоение которого позволит учащимся накапливать необходимый объем знаний, практических умений и навыков, способов творческой деятельности.
При прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Непосредственное участие детей в разнообразной художественно-творческой деятельности воспитывает эстетическую культуру, которая является важнейшим фактором духовного становления личности, формирования идеалов, вкусов и потребностей, развивает творческие способности ребенка, его индивидуальность и дарования. Активизировать художественную деятельность помогает игра (так как искусство является продолжением игры), проблемная и проектная деятельность (так как любое творчество основано на решении проблем, а проект - практическое предъявление этого решения)
Практическая, жизненная направленность содержания программы обусловлена современными социокультурными условиями и воспитывающей функцией искусства, ориентирована на утверждение национальных и общечеловеческих ценностей, становление и социализацию личности ученика в современном Мире. В содержании программы нашли отражение следующие аспекты: повышение роли гражданственно-патриотического воспитания (знакомство с традиционным русским искусством, его истоками, видами, ценностными ориентирами) и формирование более широкого, толерантного отношения к иным культурам; приобретение начальной компетентности слушателя, зрителя, художника и исполнителя; способность различать позитивные и негативные влияния массовой культуры, манипулирующей общественным сознанием; интеграция полученных знаний в собственной художественно-творческой деятельности; умение организовать свой культурный досуг. Включены темы, соответствующие современным требованиям жизни: книжный и промышленный дизайн, зрелищные и экранные искусства, художественная фотография. Особый акцент сделан на приобретение учащимися умений ориентироваться в современном информационном пространстве (дизайн, плакаты, пиктограммы, реклама, зрелищные искусства). Учащимся предоставляется свобода самоопределения в видах и формах художественного творчества, реализованная в индивидуальных и коллективных работах над проектами.
Программа предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность – использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных выразительных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Результаты обучения
Результаты изучения интегрированного курса «МХК: 8-9 классы», приведенные ниже, полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем пространстве, значимыми для сохранения и развития культуры.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспринимать и оценивать, воспроизводить, различать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, определять, проводить самостоятельный поиск необходимой информации и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение жизненных задач.
В результате изучения искусства ученик должен
знать / понимать
- возможности искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- значение музыки и изобразительного искусства в художественной культуре и их роль в синтетических видах творчества;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объём, ритм, композиция);
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре и его роль в синтетических видах творчества;
уметь
- эмоционально - образно воспринимать и характеризовать произведения искусства;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства выразительности (линия, цвет, тон, объём, светотень, перспектива, композиция);
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыке, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Кустодиев, Б.М. Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 [Изоматериал]: холст, масло / Б.М. Кустодиев (1878–1927); Межрегион. обществ. орг. «Центр духов, культуры» (подготовка изобр.). – Самара: Агни, 2001. – Цв. офсет; 42×30 см. – Выходные сведения парал. рус, англ.
Графика [Изоматериал.]: нагляд. пособие для образоват. учреждений по предмету «Культура Башкортостана» : [комплект репрод. / авт. сост. Н.И. Оськина ; слайды Л.А. Черемохина; пер. на башк. Яз. М.С. Аминовой]. – Уфа : Демиург, 2001. – 1 папка (24 отд. л,) : цв. офсет. ; 49×35 см. — (Изобразительное искусство Башкортостана ; вып. 5). – Подписи к ил. парал. рус, башк. – 4000 экз.
Александровский дворец [Изоматериал]: комплект из 16 открыток / фото А. Минина; текст Н. Тарасовой, С. Ивановой; Гос. музей-заповедник «Цар. Село». – [Б. м.]: Изд-во Зимина, 2002. – 1 обл. (16 отд. л.): цв. офсет ; 14×10 см. – Загл. парал. англ., рус. – Текст англ. – 10000 экз.
Шедевры французского искусства 18 века [Изоматериал] : календарь : 2002 / Торговый Дом «Медный всадник» ; дизайн П. Канайкина ; вступ. ст. С. Кудрявцевой. – СПб.: П-2, 2001. с.: цв. ил.; 29×29 см. (Эрмитажная коллекция).
INTERNET-ИСТОЧНИКИ
Безопасность и ваш бизнес// http://www.dist–cons.ru/modules/security/ main.htm.
Белоусов А. Организация информационной безопасности субъектов хозяйственной деятельности// http://www.crime–research.ru/articles/Belousov0504.
Бендиков, М.А. Экономическая безопасность промышленного предприятия в условиях кризисного развития// Менеджмент в России и за рубежом. – 2000. – № 2// http://www.dis.ru/manag/arhiv/2000/2/2.html.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). – М.: Большая Рос. энцикл. [и др.], 1996. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) : зв., цв. ; 12 см + рук. пользователя (1 л.) + открытка (1 л.). – (Интерактивный мир). – Систем. требования: ПК 486 или выше ; 8 Мб ОЗУ ; Windows 3.1 или Windows 95 ; SVGA 32768 и более цв. ; 640×480 ; 4х CD-ROM дисковод ; 16-бит. зв. карта ; мышь. – Загл. с экрана. – Диск и сопровод. Материалы помещены в контейнер 20×14 см.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Синтез искусств. Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.
Синтез искусств в архитектуре. Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средства архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.
Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).
Связь архитектуры и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).
Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.
Синтез искусств в театре. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра (В.М. Васнецов, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, В.Ф. Рындин, Ф.Ф. Федоровский и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.
Изображение в полиграфии. Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художники книги (Г.Доре, И.Я. Билибин, В.В. Лебедев, В.А. Фаворский, Т.А. Маврина и др.).
Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.
Изображение в фотографии. Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественного образа в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).
Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.
Синтетическая природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С.М. Эйзенштейн, А.П. Довженко, Г.М. Козинцев, А.А. Тарковский и др.).
Телевизионное изображение, его особенности и возможности.
Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме.. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.
Изображение на компьютере. Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.
Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.
Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена), вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.-С. Баха), любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»), войны и мира (ДД. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевский); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Родство художественных образов разных искусств. Общность тем, специфика выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). Музыка в театре и кино.
Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Разделы и темы | Кол-во часов |
VIII класс «Искусство в духовном формировании личности» | 8,5 | |
1 | Искусство как проводник духовной энергии | 2 |
2 | Своеобразие видения мира в национальных культурах Запада и Востока | 1,75 |
3 | Вечные проблемы жизни в искусстве | 2,5 |
4 | Общность и специфика восприятия художественных образов разных искусств | 2,25 |
Программа состоит из восьми разделов.
Для того чтобы количество уроков четверти, соответствовало необходимому количеству уроков для изучения одной темы, нами распределены часы по темам, исходя из количества уроков четверти.
Тема первого урока четверти должна быть взаимосвязана с изучением предыдущего материала. Темы уроков приближены, по возможности, к календарным праздникам.
Контроль осуществляется в форме 0-среза (1 урок 1 четверти), контрольных заданий на последнем уроке четверти после изучения соответствующей темы и итоговой годовой контрольной работы. Развивать и контролировать уровень творческого развития можно только в процессе творческой деятельности, решения поставленной лично и/или общественно значимой проблемы.
Календарно-тематический план (8 класс)
№ | Наименование разделов программы и там уроков | Кол-во часов | Тип урока (форма проведения) | Самостоятельная учебная деятельность | Методы контроля | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||
Искусство как проводник духовной энергии | 2 | ||||||
1 | Введение. Искусство начинается с мифа | 0,25 | Систематизация знаний, беседа | м/медиа, работа в тетради | устный | 06.09 | |
2 | Мир сказочной мифологии в музыке и изобразительном искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 13.09 | |
3 | Искусство как способ эмоционального воздействия | 0,25 | Изучения нового материала, Беседа | м/медиа, работа в тетради | устный | 20.09 | |
4 | Музыкальное искусство и духовное совершенствование личности | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 27.09 | |
5 | Средства художественной выразительности в музыке | 0,25 | Изучения нового материала, лекция | м/медиа, работа в тетради | устный | 04.10 | |
6 | Средства художественной выразительности в изобразительном искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 11.10 | |
7 | Художник – творец, гражданин – выразитель ценностей эпохи. | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 18.10 | |
8 | Диалог времен в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради, энциклопедией | устный | 25.10 | |
Своеобразие видения мира в национальных культурах Запада и Востока | 1,75 | ||||||
10 | Мировоззрение народа: обычаи, обряды, религиозные традиции | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 15.11 | |
11 | В поисках истины и красоты | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 22.11 | |
12 | Живая сила традиции | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 29.11 | |
13 | Традиционное и современное искусство | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 06.12 | |
14 | Мир человеческих чувств | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 13.12 | |
15 | От Рождества до Крещения | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 20.12 | |
16 | «Светлый праздник» | 0,25 | Комбинированный | Работа с дополнительным материалом | кроссворд | 27.12 | |
Вечные проблемы жизни в искусстве | 2,5 | ||||||
17 | Проблемы жизни и смерти в творчестве композиторов и художников. | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 17.01 | |
18 | Идея вечности духа и кратковременности земной жизни в произведениях искусства. | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 24.01 | |
19 | Отражение проблемы личности и общества в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 31.01 | |
20 | Темы войны и мира в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 07.02 | |
21 | Трагедия любви в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 14.02 | |
22 | Мотивы пути и дороги в русском искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 21.02 | |
23 | Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | -28.02 | |
24 | Художественный образ как средство отображения и познания мира | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 07.03 | |
25 | Образ женщины-матери в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 14.03 | |
26 | Эталоны красоты | 0,25 | Комбинированный | Работа с дополнительным материалом | письменный | 21.03 | |
Общность и специфика восприятия художественных образов разных искусств | 2,25 | ||||||
27 | Вечные сюжеты | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 04.04 | |
28 | Общность жизненных истоков, художественных идей | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 11.04 | |
29 | Родство художественных образов разных искусств | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 18.04 | |
30 | О современности в искусстве | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 25.04 | |
31 | Общие выразительные средства визуальных искусств | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 02.05 | |
32 | Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | устный | 16.05 | |
33 | Общность и специфичность произведений художников | 0,25 | Изучения нового материала, исследование | м/медиа, работа в тетради | письменный (реферат) | 23.05 | |
34 | И в живописи нужны таинства | 0,25 | Комбинированный | Работа в тетради | устный | 26.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая статья - разработка "Рабочая программа по русскому языку для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 6 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 7 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Рабочая программа по литературе для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 8 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594 "
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...
Методическая статья -разработка "Рабочая программа по русскому языку для 10 "И" класса индивидуального отделения ГБОУ школы №594"
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОШ № 594МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 594Агафонова Н.В.Приказ № ___ от ____ 2016г._________...