План урока архитектура Египта
план-конспект урока по мхк (9 класс) на тему

Гогу Марина Александровна

Первое чудо света – египетские пирамиды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Архитектура Египта30.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок №5                                                                                      мхк 9кл

Тема  урока: «Архитектура Египта»

Цель урока: - приобщить учащихся к ценностям мировой культуры;

- развивать гуманитарную культуру;

- повышать уровень их художественного развития;

- познакомить учащихся с художественной культурой египетского народа, - религиозными убеждениями, египетскими пирамидами, как подлинными чудесами света.

 Иллюстрации: - презентация «Пирамиды»

План урока:          -    организация класса;

                                 -    реализация целей и задач урока;

                                 -    задание на дом;

                                 -    итог урока.

Ход урока:               Содержание урока.

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.

- что такое культура?

- с какого времени считается, произошло зарождение культуры?

- обосновать, привести пример

  1. Реализация целей и задач урока:

Первое чудо света – египетские пирамиды.

Всего пирамид около семидесяти, а может, и около восьмидесяти. Вначале их было больше, некоторые поглотило всепожирающее время, другие пали жертвой песчаных заносов пустыни.

Понятие “пирамида” всем хорошо известно из школьного курса стереометрии. Это слово иногда толкуют как производное от греческого “пир”, что означает “огонь” (огонь пылает так, что пламя похоже на остроконечную пирамиду); иногда производят от слова “пира”, что означает “граница погребения” или, иными словами, “могила”.

Не все пирамиды имеют правильную геометрическую форму. Наиболее древняя форма – ступенчатая пирамида в Саккара, которую приказал воздвигнуть фараон Джосер. Её размеры весьма внушительны: основу составляет прямоугольник со сторонами 125 Х 115 метров, высота около 60 метров. Её возраст, как считают археологи, от 4600 до 4800 лет.

В Дашуре находится пирамида с ломаными контурами стен, так называемая ромбоидальная. Она выглядит так, будто строители кончали её в спешке, по существу не достроив. И на этом всё разнообразие пирамид кончается.

Но те пирамиды, которые относятся к чудесам света, представляют собой правильные четырёхгранные пирамиды с квадратными основаниями, и все похожи друг на друга, как две капли воды.

Филон называет среди чудес света “пирамиды у Мемфиса” (древнеегипетского Меннофера – первой столицы объединённого Египта), большинство авторов – пирамиды “вообще”, меньшая часть – три пирамиды в Гизе, а самые придирчивые считают чудом света только Большую пирамиду Хеопса. Она почти на сто лет моложе пирамиды Джосера, но во всём прочем её превосходит.

От подножия до вершины эта каменная возвышенность насчитывает 137,3 метра. Первоначально она якобы была почти на 10 метров выше, но её верхушка исчезла вместе с облицовкой, и ныне вместо неё там площадка, на которой во время второй мировой войны был английский пост противовоздушной обороны. Сторона её основания – 230,4 метра, первоначально она была длиннее на 2 метра. Общий объём – около 2525000 кубических метров. Пирамида занимает площадь 54 000 квадратных метров, то есть 5,4 гектара. Меньше её и Букингемский дворец в Лондоне, и Версаль во Франции, и Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Пирамида Хеопса выше купола Микеланджело над римским собором святого Петра, самым высоким христианским храмом. Выше лондонского собора святого Павла, парижского собора Нотр-Дам. Если бы пирамида была полой, в неё вошла бы вся площадка со стартовой вышкой для космической ракеты.

На строительство Большой пирамиды пошло около 2 300 000 каменных блоков примерного объёма свыше 1 кубического метра и веса в 2,5 тонны каждый.

И вот теперь нам не уйти от вопросов: что же, собственно, такое эти пирамиды? Зачем их строили? Какими средствами? Когда? На первый вопрос ответит любой без колебаний: это гробницы фараонов. Для дальнейших ответов нам придётся заглянуть в историю Египта.

Египет – страна древнейшей культуры. Две с половиной тысячи лет назад, когда долину Нила посетил знаменитый древнегреческий историк Геродот, уже тогда он не мог докопаться до корней египетской истории; они терялись в тумане мифов и легенд. Ещё в те времена, когда предки некоторых современных европейских народов жили в пещерах и разбивали друг другу головы палицами, Египет был уже страной великолепны дворцов и храмов, страной прочного государственного устройства, развитого сельского хозяйства, высокого уровня астрономии и медицины.

У египтян учились наши учителя греки; египетской пшеницей кормился императорский Рим; христианство нигде не имело столь благодатной почвы ( и нигде не нанесло столь большого урона культуре), как в Египте. Но когда закладывались фундаменты европейских соборов, Египет как великая страна исчез из памяти цивилизованных народов, превратился просто в страну феллахов (современные египетские крестьяне-земледельцы), “народа без истории”.

Созданию исторического образа Египта немало способствовали своими трудами и античные авторы: Геродот, Сирабон, Диодор, Корнелий Тацит, Иосиф Флавий. А вместе с ними и египетский жрец и историк Манефон, который жил во времена первых Птоломеев ( конец IV – начало III века до н. э.) и составил список египетских царей. В его списке египетские фараоны разделены на 30 династий. Это деление легло в основу периодизации египетской культуры. Все династии делятся на три большие эпохи: Древнее, Среднее и Новое царство.

Доисторический период начинается в V или VI тысячелетии до н. э. Население тогда жило так же, как и сейчас, по берегам Нила. Уже в IV тысячелетии до н. э. египтяне сооружали каналы, с помощью которых в период разлива (июнь – сентябрь) доставляли нильскую воду, содержащую плодородный ил, на ближайшие поля. Отметки о состоянии воды в разные периоды дали, вероятно, первый толчок к возникновению письма; строительство каналов положило начало геометрии. Археологические находки начала IV тысячелетия до н. э. говорят об использовании металлов, главным образом меди, значительном развитии ремёсел и торговли, в том числе со странами Передней Азии, и на удивление высоком уровне мастерства обработки металла. Захоронения этого периода дают материал, говорящий о формировании религиозны представлений и о процессе имущественного расслоения. Согласно Манефону, история Египта началась объединением Верхнего и Нижнего Египта царём Меной (Менесом).

Период Древнего царства, существовавшего в 2700 – 2270 года до н. э., включает с III по VI династии “строителей пирамид”. Первым царём Древнего царства и одновременно первым строителем пирамиды был Джосер. Его пирамида в Саккара – древнейшее монументальное сооружение из камня. Второй была незаконченная пирамида его сына Сехемхета. Самые большие пирамиды возвели цари IV династии: Снофру, Хуфу, Хафра, Менкаура. Эти пирамиды принято называть греческими именами построивших их царей: пирамиды Снофру, Хеопса, Хефрена, Микерина. В период правления преемника Хефрена вспыхнуло одно из первых зафиксированных в истории восстаний народных масс; его причиной был невыносимый гнёт, который испытывал египетский народ, работавший до изнурения на строительстве пирамид. За время правления царей Древнего царства Египет превратился в централизованное рабовладельческое государство, главной опорой которого были мощная армия, чиновничий аппарат и жрецы; экономическую основу составляло сельское хозяйство с развитой оросительной системой. Богатство правителей увеличивалось с помощью грабительских войн. Вместе с тем пятисотлетний период Древнего царства был временем расцвета культуры; иероглифическое письмо достигло последней ступени своего развития, и наряду со строительством пирамид широко развилось изобразительное искусство – скульптура и росписи гробниц.

Первое междуцарствие (2270 – 2070 гг. до н. э.) характеризуется ослаблением центральной власти и постепенным распадом Египта на номы. Раздробленное государство не имело сил для организации захватнических войн, необходимых для приобретения нужных в экономике рабов; оросительная система приходила в запустение. Египет шёл к упадку. В стране царил хаос, и на разичных тронах в номах сменяется более сорока ничем не примечательных властителей. Мало кому из правителей удалось сохранить порядок.

Среднее царство (2070 – 1790 гг. до н. э.) включает XI – XII династии. Египет превращается в “цветущий зелёный сад”, совершенствуется металлургия, высокого уровня достигает ювелирное искусство, снова начинают строиться пирамиды, но значительного меньшего размера и преимущественно не из камня, а из необожжённого кирпича с каменной облицовкой. К знаменитым постройкам того времени относится заупокойный храм – пирамида Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и пирамиды в Лиште, Дашуре, Иллахуне. Прекрасно построен и город Хотеп-Сенусерт в Фаюмском оазисе, возникшем благодаря проведению оросительных каналов в пустыне.

Второе междуцарствие (ок. 1790 – ок. 1580 гг. до н. э.) начинается большими народными восстаниями. Их движущей силой становится сельская беднота, а к ней присоединяются и средние слои городского населения. В это время в разрозненную страну проникают кочевые племена из Азии, и правители на троне Египта часто меняются. Во времена XV династии в Египет вторгаются гиксосы и полностью его подчиняют. Начинаются новые восстания, на этот раз против чужеземной власти. В конце концов одерживает победу фиванский правитель – фараон Яхмос I, он и становится основателем новой, XVIII династии.

Новое царство (ок. 1580 – ок. 1090 гг. до н. э.) включает XVIII – XX династии и является периодом наибольшего политического, культурного и экономического расцвета Древнего Египта. Фараоны Тутмос III и Аменхотеп II продолжали традиционную политику завоеваний и покорения чужих земель. При фараоне Аменхотепе IV была проведена коренная реформа религии: он заменил традиционное поклонение многим богам поклонением одному богу солнца – Атону и сам сменил имя на Эхнатон – Угодный Атону. Политической целью этой реформы было ослабление власти жрецов, укрепление сильного, централизованного государства. Эхнатон так и не увидел результатов своей реформы. При его малолетнем преемнике Тутанхамоне была восстановлена старая религия и разрушена столица Эхнатона Ахетатон (Горизонт Атона). Во времена Рамсеса II мощь египетского государства и власть фараонов достигают своей вершины. Свидетельством славы Рамсеса стали колоссальные храмы в Абу-Симбеле, Карнаке и Луксоре… Огромное строительство и беспрестанные войны истощили страну. После смерти Рамсеса в стране наступает хаос.

Позднее царство (примерно 1090 – 332 гг до н э ) начинается XXI династией. Наиболее известен фараон Шешонк I, который завоевал Иерусалим и захватил храм царя Соломона. После его смерти положение в стране ухудшалось, и Египет попал под власть нубийцев, царь которых Шабака основал XXV династию. Это были правители, воспитанные на египетской культуре, они управляли согласно египетским традициям, и положение в стране улучшилось. Между тем на Востоке растёт могущество Персидского царства, стремящегося к “мировому господству”. У Египта уже нет сил для ответа персам. В 525 г. до н. э. персидский царь Камбиз вторгается в Египет и свергает с трона последнего властителя последней египетской династии – Псамметиха III. Почти 200 лет находился Египет под персидским владычеством. Временами он снова добивался определённой независимости, но уже не достигал былой славы и мощи.

После краткого обзора истории можно перейти к ответам на те вопросы, которые возникают при взгляде на пирамиду Хеопса.

Возможно, отчасти правы те учёные, которые утверждают, что пирамиды “были созданы с той целью, чтобы наглядно показать всему народу огромную власть царя”. Но всё же зачем цари сооружали для этого грандиозные гробницы, а не дворцы, ещё более величественные, чем те, в которых они обитали? Строительством подобных дворцов, крепостей и укреплений они могли бы не менее убедительно доказать свою мощь. И не только доказать, но и защитить себя. Причины в другом месте – в экономическом и политическом устройстве Древнего Египта. Этот путь ведёт к религии, к древнейшим представлениям о загробной жизни человека. Замедленное развитие экономической и политической жизни Египта – и соответственно медленное развитие религиозной идеологии – стало причиной того, что пережитки первобытных религиозных верований удерживались очень долго. Особенно это относится к фетишизму и распространённому культу животных.

В Египте со времён родовых общин царил культ предков и культ загробной жизни. Египтяне верили, что со смертью человек попадает в загробное царство. Чтобы древний египтянин мог существовать после смерти, нужно было выполнить два условия: во-первых, его тело должно было остаться невредимым, а во-вторых, его душа (точнее, его духовный двойник – Ка) должна была получить от живых соответствующее оснащение и облачение при отбытии на тот свет: питьё, оружие, еду и другие нужные и ненужные вещи, а за это мёртвый охранял жизнь своих живых потомков. Стремление обеспечить умершему вечную жизнь проявлялось прежде всего в самом способе его погребения. В более древние времена тело завёртывали в кожу, рогожу, ткани, позднее укладывали в деревянные гробы, которые ставили в деревянные саркофаги. Над его гробом сооружали кирпичные надгробия, которые должны были хранить покойника во время вечного сна. Египтяне побогаче могли обеспечить лучший способ сохранения своего покойника, они даже имели отдельные помещения для снаряжения. Беднякам приходилось довольствоваться ямой с песком и каким-нибудь ящиком с милостыней. Это стремление сохранить тела умерших и породило мумификацию. Простой процесс натирания умерших маслами впоследствии превращается в очень сложную процедуру.

При мумификации вынимаются внутренности и мозг, всё внутри промывают пальмовым вином, посыпают растёртыми благовониями, наполняют миррой и кассией. Потом тело на 70 дней укладывают в натрон (природную соду), натирают бальзамирующими маслами, мужчин стригут, женщин завивают. Затем полости заполняют смолянистыми опилками и песком, тело завёртывают в ткань, пропитанную клейкой камедью. После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры и помещают туда покойника. Внутренности сохраняют в особых сосудах – канопах. В древние времена мумификацией удавалось сохранить лишь общую форму тела, в более позднее время – индивидуальные черты лица. Стремление сохранить мумию от повреждения или уничтожения гиенами или врагами покойного, а её загробное снаряжение – от грабежа привело к тому, что первоначально простые, замурованные или обложенные камнем могилы превратились в удивительные архитектурные сооружения, которые уже в конце II династии приобретают окончательную форму (усечённой пирамиды). Их теперь называют мастаба. Мастабы состояли из двух частей: надземной и подземной. Гробница царя должна была быть только самой большой и самой безопасной, но и своим внешним видом отличаться от гробниц других богатых египтян. Они превращаются из мастабы в пирамиду.

Лишь одно свойство отсутствует у пирамид – свойство, которое современный человек ищет в любом творении – общественная польза. И с этой точки зрения пирамиды несостоятельны. Даже Вавилонская башня имела какой-то общественный смысл: служила среди прочего своеобразной обсерваторией. Мексиканские пирамиды были чем-то вроде каменного календаря. Седьмое чудо света на острове Фарос было маяком. Но пирамида служила только одному человеку – фараону, да и то даже не ему, а его несуществующему Ка.

Большую пирамиду построил, собственно, не Хеопс. Он только приказал её строить. Не построили её и инженеры и архитекторы, они лишь разработали проект и руководили строительными работами. Так кто же её построил, как и все остальные пирамиды? Рабы?

Рабами в Египте были прежде всего военнопленные, сами египтяне, осуждённые за различные преступления, и люди, которые продались в рабство. Так как крестьяне и работники считались в Египте людьми свободными, а военнопленных было не так много, то количество рабов было не так уж велико. Огромное сооружение, как пирамида Хеопса, не могло строить небольшое количество рабов, а только неисчислимы массы “свободного народа”. И чтобы осуществить это строительство, они должны были, несмотря на своё политическое положение “свободных”, фактически превратиться в рабов. Строительством своей пирамиды Хеопс вверг страну в нищету. Всё население так возненавидело Хеопса, что даже выбросило его труп из усыпальницы. Это была самая большая кара – и вместе с тем самое радикальное революционное действие, оказавшее влияние на вечную жизнь фараона: оттого, что тело Хеопса было уничтожено, его Ка в царстве мёртвых потеряло власть над жизнями простых египтян. Это было восстание не только против фараона, но и против бога. Так народ отомстил Хеопсу за тот невыносимый гнёт, который испытывал он при строительстве Большой пирамиды.

Пирамида имеет около 2 250 000 каменных блоков. Их нужно было прежде всего добыть. А делалось это так: в скале каменоломни выдалбливались отверстия, потом туда загоняли деревянный клин, который поливали водой так долго, пока он не набухал и не расщеплял скалу. Отбитый кусок скалы нужно было обтесать медным долотом, само собой, вручную. Потом такую глыбу нужно было отправить на место строительства. Если это был мелкозернистый известняк с Моккатамского нагорья, то сначала его везли несколько километров до Нила, там погружали на плоты, перевозили, затем снова перегружали на деревянные сани – волокуши и таким образом доставляли на место строительства. Здесь уже блоки доводились до нужных размеров и форм. Каждый блок имел шесть сторон, значит, требовалось отшлифовать почти 13,5 миллиона сторон – это тот минимум квадратных метров, которые должны были обработать рабочие. Но всё это было подготовкой. Собственно строительство начиналось потом. Без кранов, без лебёдок, лишь с помощью мускулов и простейших технических средств поднимались эти блоки-монолиты наверх и укладывались друг на друга.

Свидетельство Геродота о числе рабочих, трудившихся на строительстве Большой пирамиды, некоторые считали преувеличенным. Их достоверность в наше время подтвердили раскопки Питри, а потом Рейснера в Гизе. Были раскопаны селения рабочих при пирамидах в Гизе, в которых могло жить около 10 000 строительных рабочих вместе с семьями. На пирамиде египетскими письменами было обозначено, сколько редьки, лука, чеснока съели рабочие. На всё израсходовано 1600 талантов серебра. Это приблизительно 12 – 14 миллионов девизных крон ( примерно 1,5 миллиона рублей). На первый взгляд эта сумма кажется огромной, однако после пересчёта – на каждого работника приходятся гроши. Сумма, выплаченная за лук и чеснок, была лишь небольшой частью расходов на пирамиду. Но кто оплачивал все эти расходы? Ответ может быть только один: сами строители пирамиды. “Свободные” крестьяне и рабочие, которых пригнали сюда и которые сами должны были кормить себя. Значит, порабощённый народ не только построил пирамиду собственными руками, но и финансировал её строительство.

Выполнила ли пирамида своё предназначение? Выполнили ли своё предназначение другие пирамиды, сооружённые Хефреном, Микерином и другими фараонами Древнего и Среднего царства?

У них были для этого все предпосылки. Они были подлинными твердынями, могучими бункерами. Их охраняло войско. Их охраняли жрецы. Прочность непроницаемых блоков увеличивала религия, силу воздействия которой современному человеку даже трудно представить. И всё же пирамиды не стали надёжной защитой. О судьбе мумии Хеопса мы уже говорили. Не повезло и другим фараонам. Их гробницы пусты.

Приблизительную картину того, что они скрывали, можно составить хотя бы по одной гробнице фараона Тутанхамона, которая попала в руки учёных в нетронутом виде. В 1924 году экспедиция Говарда Картера только из передней камеры вывезла 33 тяжелейших контейнера, полных драгоценных камней, произведений искусства и золота. А когда Картер проник в погребальный покой, то нашёл в нём позолоченный деревянный ковчег , а в нём – другой, дубовый ковчег, тоже позолоченный, затем ещё оди, в этом четвёртом ковчеге – саркофаг из целого куска редчайшего кристаллического кварцита, а в нём ещё три антропоидных саркофага, последний из них – из массивного золота, а уж в этом саркофаге – мумию фараона. На лице мумии была золотая маска, на пальцах – золотые кольца, не шее двойная золотая цепь. Когда учёный развернул мумию из пелен, то нашёл ещё немало драгоценных украшений.

Как же были обворованы эти царские гробницы, несмотря на все невероятные меры, принятые для их безопасности?

Каждой гробнице, скрывавшей тело царя и его загробное имущество, постоянно угрожало ограбление. Жрецов, охранявших своих мёртвых властителей, особенно в период междуцарствий, было не так уж много. И сохранились свидетельства о том, что им приходилось с оружием в руках переносить мумию фараона в другое укрытие. Но многие из жрецов сами предпочитали грабить своё божество – фараона. Грабителями становились и стража гробниц, и архитекторы, знавшие систему тайных коридоров. И способствовали этому не только смутные периоды правления, но главным образом само время: то, что не удалось отцам, удавалось их сыновьям и внукам, то, что не разграбили в одном столетии, грабили в другом, третьем, пятом, десятом…

Несостоятельность пирамид как гробниц в конце концов признали даже сами фараоны. Но это была не единственная причина отказа от их строительства и, пожалуй, даже не самая решающая. Строительство пирамид истощало экономические ресурсы страны. Строительство Большой пирамиды равнялось проигранной войне. Поддержание их в хорошем состоянии тоже требовало немалых средств. Пирамиды перестали строить в смутные времена Первого междуцарствия; фараоны Среднего царства снова возвращаются к их строительству, но в период XIII династии окончательно отказываются от пирамид. Последняя пирамида была сооружена по приказу фараона Хенджера примерно в XVII веке до н. э. Эти последние пирамиды, хотя и имели хорошо укреплённые погребальные камеры, сооружались всё-таки из необожжённого кирпича.

Те небольшие пирамиды, которые возвели суданские правители в Напате и Мероэ по прошествии двух тысяч лет со времени строительства Большой пирамиды, вообще не идут ни в какое сравнение с египетскими пирамидами. С Большой пирамидой не выдерживают сравнения и гробницы правителей Нового царства. Ни своим видом, ни размерами, ни даже как символ власти фараона. В пирамиде Хеопса поражает всё (даже то, как она была разграблена). И в силу того, Большая пирамида, вопреки всей её бесполезности, - подлинное чудо света.

Домашнее задание: эссе «Роль архитектуры Египта в современной архитектуре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по МХК к уроку "Архитектура Древнего Египта"; 8 класс

Презентация "Архитектура Древнего Египта" для уроков МХК  в 8 классе.Презентация содержит материал о комплексе сооружений известнейших памятников искусства Древнего Египта.Тема: Архитектура Древн...

Архитектура Египта. Урок МХК.

http://ru.calameo.com/books/00170841176567fccfdf3...

контрольно-обобщающий урок "Цивилизация Египта"

презентация по теме "Цивилизация Египта"...

методическая разработка урока по дисциплине «Информатика и ИКТ» Тема урока: Архитектура компьютеров

В методической разработке излагается методика проведения занятия по информатике с  применением систем мультимедиа....

План урока с применением метода художественно-педагогической драматургии. Тема: « Архитектура Древней Греции»

На этом уроке учащиеся знакомятся с особенностями  архитектуры  Древней Греции,узнают новые типы сооружений и  открытия  в  области  архитектуры...

План урока истории по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"

План урока истории в 5 классе по теме "Быт земледельцев и ремесленников в Древнем Египте"...

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс

План-конспект урока «Архитектура современного города. Органическая архитектура» 9 класс...