Яблоко в искусстве: от классицистов до сюрреалистов
творческая работа учащихся по мхк (11 класс) на тему
Яблоко по праву считается одним из самых популярных фруктов в мире. Оно не только присутствует в рационе жителей разных уголков планеты, но и вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание настоящих шедевров. Яблоко фигурирует и в библейских преданиях, и в литературных произведениях, и в живописи.
Картин с изображением яблок за всю историю человечества создано множество. Эти фрукты стали традиционными предметами натюрмортов, главным сюжетом полотен и образами в картинах сюрреалистов. Яблоки изображены на картинах Ильи Репина, Клода Моне, Пабло Пикассо и других великих художников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_yabloka.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Научно-практическая конференция
«Шаг в науку»
Направление: Литература и искусство
Название исследования: Яблоко в искусстве: от классицистов до сюрреалистов
Автор:
Дунаева Елена, учащаяся XI класса
Научный руководитель:
Самохина И.Е.
учитель русского языка и литературы
Г. Усинск
Введение
Яблоко по праву считается одним из самых популярных фруктов в мире. Оно не только присутствует в рационе жителей разных уголков планеты, но и вдохновляет писателей, поэтов и художников на создание настоящих шедевров. Яблоко фигурирует и в библейских преданиях, и в литературных произведениях, и в живописи.
Картин с изображением яблок за всю историю человечества создано множество. Эти фрукты стали традиционными предметами натюрмортов, главным сюжетом полотен и образами в картинах сюрреалистов. Яблоки изображены на картинах Ильи Репина, Клода Моне, Пабло Пикассо и других великих художников.
Насколько ярок, выразителен образ яблока! Несмотря на его видимую простоту, его образ в картинах имеет особый смысл, хранит тайну.
Мы решили заглянуть в эту тайну, попытаться ее раскрыть.
Тема нашего исследования: «Образ яблока в искусстве: от классицистов до сюрреалистов».
Цель нашего исследования: определить смысл образа яблока в произведениях живописи.
Для реализации поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1. Собрать информацию по теме.
2. Провести исследование произведений живописи, в которых встречается образ яблока.
3. Систематизировать собранный материал.
4. Оформить результаты.
5. Представить результаты исследования на конференции.
Актуальность данной работы заключается в том, что образ яблока изучен недостаточно. Данное исследование поможет определить его смысл и значение, познакомит зрителей с образом ЯБЛОКА, привьёт любовь к произведениям живописи.
Эта работа поможет научиться анализировать художественное полотно, определять замысел, поднятый автором.
Основная часть
Наше исследование посвящено малоизученному образу – яблоку. Почему именно яблоко, а не другой фрукт чаще всего встречается на полотнах живописцев? Что кроется за этим символом? Случаен ли этот образ? Может быть, он играет какую-то особую роль в жизни и судьбах героев?
Яблоко в искусстве выступает в трех ипостасях:
− символ вечной молодости и красоты;
− яблоко раздора, предвестник несчастья;
− яблоко – плод древа судьбы.
1. Образ яблока на полотнах художников Эпохи Возрождения
В Библии яблоко становится символом грехопадения человечества. Нет ничего удивительного в том, что все художники и скульпторы, начиная со средневековья, изображают Еву под яблоней, обвитой змеем или с яблоком в руке. Яблоко дало знание и привело к греху.
Оно было заведомо запретным плодом, но Ева дерзнула и не только сорвала и попробовала сама, но и передала «знание» Адаму.
Обратимся к картине Альбрехта Дюрера «Адам и Ева». В немецкой живописи эпохи Возрождения это было первое изображение полностью обнаженной человеческой фигуры в натуральную величину. Дюрер писал, что коль скоро прародители были сотворены по образу и подобию Божьему, их тела должны являть образец совершенной красоты. И действительно – его Адам и Ева пленительно красивы, но красивы по-разному: юная мужественность Адама подчеркивает мягкую женственность его подруги. Кажется, что нежное тело Евы расцветает в ожидании счастливой земной любви. Картина первоначально предназначалась для заказного алтаря, в ней есть все непременные атрибуты сцены грехопадения – древо, яблоки, змей (правда, уже не в обличии женщины, а в виде обычной змеи), но по неизвестным причинам алтарь не был написан, и вряд ли это случайность.
Могла ли такая картина исполнить традиционную роль, напоминая набожному прихожанину церкви о греховности рода человеческого? Слишком обаятельны юные грешники, чтобы не вызвать сочувствия, слишком сладостным рисуется их грех, чтобы в нем раскаиваться. Эта работа Дюрера несколько десятилетий вдохновляла его последователей.
Ян Госсарт в своей картине «Грехопадение» рассказывает историю, которая никогда до него не изображалась. Момент, когда Адам сделал первый укус яблока и у него появился кадык. В глазах Адама ужас, он прикладывает палец ко рту, как будто пытается вызвать рвоту. Источник его страданий – яблоко с отпечатком зубов, которое Ева держит в руке, прежде чем укусить его своим жадным чувственным ртом. Госсарт винит Еву за грехопадение, в то время как Дюрер не делает этого. Интересно, что у Госсарта в сцене грехопадения мы находим обезьянку: она сидит у подножия Древа за спиной Адама и поедает грушу, снижено «дублируя» нарушение запрета вкушать Плод Познания добра и зла.
Удивительно, но яблоко часто сопровождает младенца Христа. Например, в картинах художников, таких как Дж. Беллини. «Мадонна с младенцем»; Лукаса Кранаха Старшего «Мадонна с младенцем под яблоней» Альбрехта Альтдорфера «Мария с младенцем» оно является аллегорией того, что Христос искупает все грехи человечества.
Немецкий живописец и график Лукас Кранах Старший (1472–1553), в картине «Золотой век» тоже изображает яблоневый сад, в центре которого вокруг молодой яблоньки, усыпанной румяными плодами, весело кружится хоровод счастливых юношей и девушек. Яблоня здесь — и центр мира, и древо жизни, олицетворение здоровья, молодости, счастья.
Многие художники превратили райские сады в яблоневые. У знаменитого флорентинца Сандро Боттичелли на полотне «Весна» все действие разворачивается в небесном саду под кронами яблонь. Главная героиня — Весна — словно выходит из этого чудесного сада навстречу зрителям. И хотя она еще только рассыпает цветы, в ветвях яблонь уже красуются налитые соком спелые яблоки, как бы обещая тот результат, который принесет на землю Весна.
Яблоко часто является символом молодости, здоровья и красоты. Не случайно многие художники изображают свои модели с яблоком в руках.
Например, Рафаэль Санти в картине «Портрет молодого человека с яблоком». Яблоко становится обязательным атрибутом «Трех граций».
2. Образ яблока на полотнах художников, работавших в стиле Барокко
В своей картине Микеланджело Караваджо изобразил корзину, полную земных плодов: здесь яблоки и груши, кисти спелого винограда и множество смоковниц. Фрукты сорваны вместе с листьями и совсем не приукрашены, уже заметны следы увядания и гниения, часть листьев желтеет, засыхает и заворачивается… всё естественно, как в природе.
Красивое яблоко с червоточиной говорит о недолговечности молодости и красоты.
Картина натуралистична до иллюзорности: край корзины и фрукты свисают со стола и как бы «вываливаются» на зрителя – мы становимся соучастниками изображения. Подчёркнуто безжизненный фон с полным отсутствием деталей, занимающий большую часть пространства, довершает задуманное автором.
В этой работе Караваджо всё как в жизни – всё течёт и всё изменяется, на смену пышной свежести приходят неизбежные тление и смерть. Мастер не останавливается только лишь на максимально точном изображении натуры, здесь впервые заметна напряженная игра светотени: яркий свет слева сверху плавно переходит в тень справа внизу – такой узнаваемый позже Караваджо!
3. Образ яблока на полотнах художников, работавших в стиле классицизма и сентиментализма
Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма. Наиболее ярко сентиментализм выступает в женских портретах, написанных рукой Боровиковского. Поэтичность, нежность, душевное тепло, проступающие в их лицах, переносят зрителя в мир спокойствия, красоты и покоя. «Портрет Е.И. Арсеньевой», Портрет Скобеевой».
4. Образ яблока на полотнах художников, работавших в стиле реализма
В конце зимы 1879 года Илья Репин написал натюрморт "Яблоки и листья". Это мир чистой красоты, простой и совершенной, как бы противопоставленный обыденности и прозе жизни. По сравнению с натюрмортами первой половины XIX века в натюрморте Репина нет сложного предметного сюжета. Художник пишет конкретное живописное явление, реально вставшее перед ним, а не сочиняет картину. Он изображает простые яблоки - помятые, с червоточинами, оценивая их как естественные детали реального явления.
5. Образ яблока на полотнах художников, работавших в стиле импрессионизма и постимпрессионизма
В эпоху расцвета импрессионизма Огюст Ренуар пишет картину «Яблоки и цветы». Букет натюрморта составлен таким образом, что близкие по окраске розы, пионы и жасмин создают тонкую хроматическую гамму. Основной живописный эффект возникает из контраста цветов - символов чистоты, и яблок, которые могут соотноситься и с Древом познания, и с атрибутикой Венеры.
Для Поля Сезанна яблоко – одно из главных объектов творчества. Художник любил яблоки по целому ряду причин. Они не только красивы по цвету, но в сравнении с другими плодами разнообразнее. Его магнетически привлекала простота и завершенность их формы. Сезанн стремился дойти до первооснов ценностей природы на простейших примерах.
Так, например, в необыкновенных садах древнегреческого рая, росли чудесные золотые яблоки, дающие вечную молодость. Образ сестер Гесперид запечатлел в своей картине Ханс фон Маре.
И хотя Геракл смог достать яблоки из сада, они вновь возвратились к Гесперидам, ибо эти прекрасные плоды всегда должны оставаться в заветном саду. [1] Вечность и бессмертие – удел богов, а не смертных. Только души праведников и героев попадали в необыкновенные яблоневые сады древнегреческого рая.
6. Образ яблока на полотнах художников стилистически стоящих особняком
Интересное прочтение яблони как древа жизни дает художник Д. Жилинский в картине «Под старой яблоней». Это автобиографическое произведение посвящено матери художника. Ее образ запечатлен на переднем плане картины. Под щедро усыпанной плодами яблоней расположились фигуры. Перед нами - сгорбленная пожилая женщина, стоящая под деревом в яблоневом саду. Рядом с ней - двое детей, ее внуки. Казалось бы, идиллический рассказ о двух поколениях семьи Жилинских. Но созданная Дмитрием Жилинским рама, использованная художником как дополнительное поле изображения, вносит в произведение трагические ноты. Д. Жилинский пишет на раме: слева - фигуру отца, репрессированного, расстрелянного в 1939 г., посмертно реабилитированного, справа - фигуру брата, погибшего на фронте в 1944 г. И сразу становится понятен образ женщины, матери художника, не сгорбившейся от старости, но согнувшейся под страшными ударами судьбы. В верхней части рамы надпись: "Посвящаю моей маме". Всех их объединила старая яблоня, которая, без сомнения, связана с образом пожилой женщины, и яблоки: пожилая женщина с палкой в руке, стоящая у подпорки в виде креста, — родоначальница и основа сада и семьи, у нее, единственной, нет яблока в руках, так как жизнь ее на закате; внучка с полной корзиной яблок как символ расцвета и полноты жизни; и мальчик с большим яблоком в руке — олицетворение начала жизненного пути. Яблоки лежат и на земле, напоминая о краткости бытия и молодости. Но в картине нет ощущения драмы: она дышит спокойствием мудрости, потому что «древо жизни вечно зеленеет…»
7. Образ яблока на полотнах художников, работавших в стиле сюрреализма
Картина «Сын человеческий» написана в 1964 г. Магритт писал ее как автопортрет. Изображенный мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около стены, за которой видно море и облачное небо, наверное, известен всему миру, хотя его лицо почти закрыто висящим в воздухе зелёным яблоком. Яблоко, конечно, самая загадочная часть образа, его можно трактовать и как библейский символ соблазна и познания, и как часть природы, которую пытается постичь человек.
Картина названа «Сын человеческий», по словам самого Рене Магритта, потому, что в ней воплощен образ современного бизнесмена, который все равно остается по сути сыном Адама и все искушения современного мира ему не чужды.
8. Образ яблока на полотнах художников, работающих в стиле гиперреализма
Заключение
В ходе исследования образа яблока в творчестве художников от классицизма до сюрреализма мы пришли к следующему выводу: в христианской традиции образ яблока имеет двойственное значение. С одной стороны означает зло (по-латински malum) и связано с искушением, с другой стороны, изображенное с Христом или Девой Марией, оно указывает на нового Адама и на спасение.
В светской жизни яблоко означает плодородие, любовь, радость, знание, мудрость, обожествление и роскошь, но, вместе с тем, обманчивость и смерть. Благодаря своей шарообразной форме обозначает Вечность без начала и без конца; бессмертие.
В результате задачи, в виде сбора информации по теме, исследования произведений живописи, в которых встречается образ яблока, систематизации собранного материала, оформления и представления результатов исследования на конференции были решены.
Цель исследования - определить смысл образа яблока в произведениях живописи достигнута.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа И.А.Бунина "Антоновские яблоки"
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия....
конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".
Целью урока является: понять особенности световой перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...
Урок по рассказу В. Солоухина "Моченые яблоки"
Материал данного урока позволяет реализовать программу по духовно-нравственному воспитанию. Проведен он в 9 классе. По учебно-методическому пособию под редакцией Кутузова в программе он не предусмотре...
Научно -исследовательская работа "Определение содержания железа в яблоках из разных стран методом бумажной хроматографии
В работе исследуется содержание железа в яблоках из разных стран -производителей с помощью бумажной хроматографии....
Презентация "Яблоко"
Презентация "Яблоко" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум - Мусиной Ж.М. Работа состоит из 22 слайдов, с анимацией и комментариями в поле "Заметки". Можно использ...
Презентация "Апельсины - "Яблоки бессмертия""
Презентация "Апельсины - "яблоки бессмертия"" выполнена преподавателем ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусиной Ж.М. Работа состоит из 13 слайдов с анимацией и комментариями в поле "З...